Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Информационные технологии как основа педагогического планирования в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Информационные технологии как основа педагоги-
ческого планирования в ДОО»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2025
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) определяет компетенции педагогов дошкольной об-
разовательной организации (ДОО), необходимые для создания полноценных
условий для развития детей. Анализ пункта 3.2.5 ФГОС ДО показывает, что
направления деятельности воспитателя разнообразны и это обусловливает
наличие определенных требований к педагогам. Так, современный педагог
должен обладать компетенциями в области планирования образовательного
процесса и проектирования педагогической деятельности на основе анализа
достигнутых результатов.
Вопросы текущего педагогического планирования в ДОО остаются акту-
альными на протяжении многих лет. Проблемы очевидны: противоречивость
содержания перспективного и календарного планов, излишняя детализация
календарных планов вследствие переписывания педагогами многочисленных
источников и т.п. Все это превращает планирование в трудоемкую деятель-
ность, требующую значительных временных затрат. Как следствие, планы
педагогов либо носят отписочно-схематичный характер, либо слишком
объемны, что не позволяет видеть перспективу, сравнивать содержание по
различным временным отрезкам. Трудоемкость процесса планирования уве-
личивает нагрузку на педагога, что, конечно, никак не способствует повыше-
нию качества образовательного процесса в ДОО. «Обеспечение высокого ка-
чества образовательного процесса – одно из главных условий успешного
функционирования и развития системы дошкольной образовательной органи-
зации».
Первоочередной задачей, стоящей перед руководством учреждений, яв-
ляется создание творческой группы педагогов для решения противоречий
между реальной практикой планирования образовательного процесса и по-
требностью педагогов ДОО в гибком планировании условий реального раз-
вития ребенка и оптимизации затраченного времени. Основная цель работы
творческой группы ДОО: преобразовать планирование воспитателями об-
разовательной деятельности в продуманный технологичный процесс, обеспе-
чивающий реализацию целевых ориентиров основной общеобразовательной
программы дошкольного образования посредством использования информа-
ционно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Для реализации поставленной цели необходимо определены задачи.
1. Анализ современных подходов к педагогическому планированию, осно-
ванных на ФГОС ДО.
2. Изучение возможностей использования ИКТ в педагогическом планирова-
нии.
3. Конкретизация организационных и педагогических средств для использо-
вания гипертекстовой технологии в планировании образовательного процес-
са. 4. Апробация гипертекстовой технологии в практической деятельности
педагогов.
5. Информационно-методическое сопровождение развития ИК-компетентно-
сти педагогов дошкольного учреждения в процессе внедрения нового техно-
логического подхода к планированию.
6. Рационализация процесса педагогического планирования. Анализ ФГОС
ДО, методических рекомендаций по работе с примерной основной образова-
тельной программой дошкольного образования, позволил выявить ключевые
моменты и структурировать методические подходы к планированию работы
педагога в детском саду.
Прежде всего необходимо обозначить иерархию планов, которая включа-
ет стратегический план (основная общеобразовательная программа дошколь-
ного образования учреждения) и текущее планирование (рабочие программы
педагогов и календарные планы) и руководствоваться следующими положе-
ниями.
нормативная, информационная и методическая функции рабочей програм-
мы педагога позволяют определить календарное планирование;
годовой комплексно-тематический план распределяет темы в перспективе,
а циклограмма образовательной деятельности – это фактически схема плана
образовательной работы на неделю
.
Традиционно написание педагогического плана требует от воспитателя
анализа многочисленных пособий с целью подбора необходимых форм, ме-
тодов и средств развития дошкольника. При использовании гипертекстовой
технологии по электронному запросу можно найти тот же материал за счита-
ные секунды, не отвлекаясь от экрана персонального компьютера (ПК).
Это
позволило предположить, что указанную технологию можно эффективно ис-
пользовать в процессе календарного планирования, внедрив в шаблон плана
множество гиперссылок на определенный гипертекст (т.е. на какую-то
объемную базу данных). База данных – это множество пронумерованных
картотек, систематизированных по какому-либо основанию, в конкретном
случае – по образовательным областям. Как показывает практика дошкольно-
го образования, на сегодняшний день самые разнообразные картотеки уже
получили широкое распространение среди педагогов. Суть конкретной еди-
ничной картотеки в том, что она позволяет внутри себя максимально удобно
упорядочить любые рабочие материалы: подборку дидактических, подвиж-
ных и сюжетных игр, опытов, наблюдений, поручений и т.п. Анализ исследо-
ваний в области использования гипертекстовых документов показал, что для
их создания возможно применение обычного программного обеспечения ПК.
С учетом имеющегося уровня подготовки педагогов учреждения в области
ИКТ на первоначальном этапе в роли среды выступила информационная сре-
да локального компьютера, где располагались файл «Шаблон плана с гиперс-
сылками» и папки с базой картотек по образовательным областям. Можно
использовать облачные технологии для размещения базы картотек, где в ро-
ли среды для гипертекстовых Web-документов (картотек) выступает сеть Ин-
тернет. Такой способ является эффективным и перспективным, поскольку
требует незначительных ресурсов сервера и позволяет педагогу заниматься
планированием с любого компьютера при наличии интернета. Определение
ключевых положений в педагогическом планировании и в технологии ис-
пользования гипертекста и гиперссылок позволило организовать работу твор-
ческой группы ДОО по следующим направлениям:
разработка недельных циклограмм образовательной работы по всем воз-
растным группам;
уточнение структуры и требований к содержанию плана на день, создание
на этой основе шаблона плана;
систематизация картотек по образовательным областям и возрастным кате-
гориям воспитанников;
размещение базы картотек в облачной технологии, а затем внедрение ги-
перссылок в шаблон плана.
В целом процесс планирования должен стать творческим процессом гене-
рации линейного и удобочитаемого плана из разнородных пронумерованных
картотек. При этом нет необходимости перемещать все содержание выбран-
ной дидактической формы в план – переносится лишь ее название и цель. Со-
ответствующие базы картотек в печатной форме должны всегда находится в
режиме свободного доступа в дошкольных группах.
С целью выявления готовности педагогического коллектива к новшеству
необходимо провести SWOT-анализ* (SWOT-анализ является необходимым
элементом исследований, обязательным предварительным этапом при со-
ставлении любого уровня стратегических планов; табл.).
SWOT-анализ
Сильные стороны
Слабые стороны
Пройдено обучение всем педагогическим
коллективом ДОО по использованию ИКТ.
В учреждении оборудован компьютерный
класс, что дает возможность заниматься
планированием на рабочем месте.
У педагогов сформировано представление
об использовании картотек в планирова-
нии.
Наличие разного уровня практических на-
выков работы с персональными компью-
терами у педагогов учреждения.
Отсутствие навыков и опыта работы с ги-
пертекстовыми технологиями у большей
части педагогов.
Картотеки на группах не систематизирова-
ны по областям.
Налажен процесс мотивации педагогов как
необходимое
условие
сформированного
интереса к использованию ИКТ в образо-
вательном процессе.
Возможности
Риски
Возможность пройти обучение на курсах
повышения квалификации по усиленным
модулям в области ИКТ и получения там
же квалифицированной консультативной
помощи.
Представление нового технологического
способа на конкурсах профессионального
мастерства.
Проецирование гипертекстовых техноло-
гий на другие стороны деятельности педа-
гога, в частности при заполнении и веде-
нии мониторинговых карт индивидуально-
го развития дошкольников.
Приход новых педагогов в коллектив с от-
сутствием необходимых навыков.
Возможное игнорирование нового техно-
логического способа некоторыми педаго-
гами.
Анализ позитивных и негативных тенденций, влияющих на внедрение ги-
пертекстовых технологий, позволит определить направления работы с педа-
гогами дошкольного учреждения с целью планирования организационно-
методической деятельности:
изучение современных требований к педагогическому планированию;
освоение педагогами гипертекстовой технологии и возможности ее при-
менения в образовательной практике ДОО;
рефлексия взаимозависимости и взаимообусловленности всех уровней пла-
нирования образовательного процесса дошкольного учреждения;
освоение структуры картотек;
отработка умений в использовании гиперссылок;
обучение педагогов моделированию плана на основе гипертекстовой тех-
нологии.