Напоминание

"Информационные технологии как основа педагогического планирования в ДОО"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Информационные технологии как основа педагогического планирования в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Из опыта работы

«Информационные технологии как основа педагоги-

ческого планирования в ДОО»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2025

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОС ДО) определяет компетенции педагогов дошкольной об-

разовательной организации (ДОО), необходимые для создания полноценных

условий для развития детей. Анализ пункта 3.2.5 ФГОС ДО показывает, что

направления деятельности воспитателя разнообразны и это обусловливает

наличие определенных требований к педагогам. Так, современный педагог

должен обладать компетенциями в области планирования образовательного

процесса и проектирования педагогической деятельности на основе анализа

достигнутых результатов.

Вопросы текущего педагогического планирования в ДОО остаются акту-

альными на протяжении многих лет. Проблемы очевидны: противоречивость

содержания перспективного и календарного планов, излишняя детализация

календарных планов вследствие переписывания педагогами многочисленных

источников и т.п. Все это превращает планирование в трудоемкую деятель-

ность, требующую значительных временных затрат. Как следствие, планы

педагогов либо носят отписочно-схематичный характер, либо слишком

объемны, что не позволяет видеть перспективу, сравнивать содержание по

различным временным отрезкам. Трудоемкость процесса планирования уве-

личивает нагрузку на педагога, что, конечно, никак не способствует повыше-

нию качества образовательного процесса в ДОО. «Обеспечение высокого ка-

чества образовательного процесса – одно из главных условий успешного

функционирования и развития системы дошкольной образовательной органи-

зации».

Первоочередной задачей, стоящей перед руководством учреждений, яв-

ляется создание творческой группы педагогов для решения противоречий

между реальной практикой планирования образовательного процесса и по-

требностью педагогов ДОО в гибком планировании условий реального раз-

вития ребенка и оптимизации затраченного времени. Основная цель работы

творческой группы ДОО: преобразовать планирование воспитателями об-

разовательной деятельности в продуманный технологичный процесс, обеспе-

чивающий реализацию целевых ориентиров основной общеобразовательной

программы дошкольного образования посредством использования информа-

ционно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для реализации поставленной цели необходимо определены задачи.

1. Анализ современных подходов к педагогическому планированию, осно-

ванных на ФГОС ДО.

2. Изучение возможностей использования ИКТ в педагогическом планирова-

нии.

3. Конкретизация организационных и педагогических средств для использо-

вания гипертекстовой технологии в планировании образовательного процес-

са. 4. Апробация гипертекстовой технологии в практической деятельности

педагогов.

5. Информационно-методическое сопровождение развития ИК-компетентно-

сти педагогов дошкольного учреждения в процессе внедрения нового техно-

логического подхода к планированию.

6. Рационализация процесса педагогического планирования. Анализ ФГОС

ДО, методических рекомендаций по работе с примерной основной образова-

тельной программой дошкольного образования, позволил выявить ключевые

моменты и структурировать методические подходы к планированию работы

педагога в детском саду.

Прежде всего необходимо обозначить иерархию планов, которая включа-

ет стратегический план (основная общеобразовательная программа дошколь-

ного образования учреждения) и текущее планирование (рабочие программы

педагогов и календарные планы) и руководствоваться следующими положе-

ниями.

 нормативная, информационная и методическая функции рабочей програм-

мы педагога позволяют определить календарное планирование;

 годовой комплексно-тематический план распределяет темы в перспективе,

а циклограмма образовательной деятельности – это фактически схема плана

образовательной работы на неделю

.

Традиционно написание педагогического плана требует от воспитателя

анализа многочисленных пособий с целью подбора необходимых форм, ме-

тодов и средств развития дошкольника. При использовании гипертекстовой

технологии по электронному запросу можно найти тот же материал за счита-

ные секунды, не отвлекаясь от экрана персонального компьютера (ПК).

Это

позволило предположить, что указанную технологию можно эффективно ис-

пользовать в процессе календарного планирования, внедрив в шаблон плана

множество гиперссылок на определенный гипертекст (т.е. на какую-то

объемную базу данных). База данных – это множество пронумерованных

картотек, систематизированных по какому-либо основанию, в конкретном

случае – по образовательным областям. Как показывает практика дошкольно-

го образования, на сегодняшний день самые разнообразные картотеки уже

получили широкое распространение среди педагогов. Суть конкретной еди-

ничной картотеки в том, что она позволяет внутри себя максимально удобно

упорядочить любые рабочие материалы: подборку дидактических, подвиж-

ных и сюжетных игр, опытов, наблюдений, поручений и т.п. Анализ исследо-

ваний в области использования гипертекстовых документов показал, что для

их создания возможно применение обычного программного обеспечения ПК.

С учетом имеющегося уровня подготовки педагогов учреждения в области

ИКТ на первоначальном этапе в роли среды выступила информационная сре-

да локального компьютера, где располагались файл «Шаблон плана с гиперс-

сылками» и папки с базой картотек по образовательным областям. Можно

использовать облачные технологии для размещения базы картотек, где в ро-

ли среды для гипертекстовых Web-документов (картотек) выступает сеть Ин-

тернет. Такой способ является эффективным и перспективным, поскольку

требует незначительных ресурсов сервера и позволяет педагогу заниматься

планированием с любого компьютера при наличии интернета. Определение

ключевых положений в педагогическом планировании и в технологии ис-

пользования гипертекста и гиперссылок позволило организовать работу твор-

ческой группы ДОО по следующим направлениям:

 разработка недельных циклограмм образовательной работы по всем воз-

растным группам;

 уточнение структуры и требований к содержанию плана на день, создание

на этой основе шаблона плана;

 систематизация картотек по образовательным областям и возрастным кате-

гориям воспитанников;

 размещение базы картотек в облачной технологии, а затем внедрение ги-

перссылок в шаблон плана.

В целом процесс планирования должен стать творческим процессом гене-

рации линейного и удобочитаемого плана из разнородных пронумерованных

картотек. При этом нет необходимости перемещать все содержание выбран-

ной дидактической формы в план – переносится лишь ее название и цель. Со-

ответствующие базы картотек в печатной форме должны всегда находится в

режиме свободного доступа в дошкольных группах.

С целью выявления готовности педагогического коллектива к новшеству

необходимо провести SWOT-анализ* (SWOT-анализ является необходимым

элементом исследований, обязательным предварительным этапом при со-

ставлении любого уровня стратегических планов; табл.).

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Пройдено обучение всем педагогическим

коллективом ДОО по использованию ИКТ.

В учреждении оборудован компьютерный

класс, что дает возможность заниматься

планированием на рабочем месте.

У педагогов сформировано представление

об использовании картотек в планирова-

нии.

Наличие разного уровня практических на-

выков работы с персональными компью-

терами у педагогов учреждения.

Отсутствие навыков и опыта работы с ги-

пертекстовыми технологиями у большей

части педагогов.

Картотеки на группах не систематизирова-

ны по областям.

Налажен процесс мотивации педагогов как

необходимое

условие

сформированного

интереса к использованию ИКТ в образо-

вательном процессе.

Возможности

Риски

Возможность пройти обучение на курсах

повышения квалификации по усиленным

модулям в области ИКТ и получения там

же квалифицированной консультативной

помощи.

Представление нового технологического

способа на конкурсах профессионального

мастерства.

Проецирование гипертекстовых техноло-

гий на другие стороны деятельности педа-

гога, в частности при заполнении и веде-

нии мониторинговых карт индивидуально-

го развития дошкольников.

Приход новых педагогов в коллектив с от-

сутствием необходимых навыков.

Возможное игнорирование нового техно-

логического способа некоторыми педаго-

гами.

Анализ позитивных и негативных тенденций, влияющих на внедрение ги-

пертекстовых технологий, позволит определить направления работы с педа-

гогами дошкольного учреждения с целью планирования организационно-

методической деятельности:

 изучение современных требований к педагогическому планированию;

 освоение педагогами гипертекстовой технологии и возможности ее при-

менения в образовательной практике ДОО;

 рефлексия взаимозависимости и взаимообусловленности всех уровней пла-

нирования образовательного процесса дошкольного учреждения;

 освоение структуры картотек;

 отработка умений в использовании гиперссылок;

 обучение педагогов моделированию плана на основе гипертекстовой тех-

нологии.



В раздел образования