Автор: Коваленко Наталья Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №13 города Славянска-на-Кубани
Населённый пункт: Краснодарский край,город Славянск-на-Кубани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "СИСТЕМА РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ
СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Аннотация: В данной методической разработке рассматривается
комплексный подход к построению системы работы старшего
воспитателя с молодыми специалистами в условиях дошкольной
образовательной организации (ДОО). Актуальность темы обусловлена
необходимостью решения проблемы профессиональной адаптации и
закрепления педагогических кадров, что является ключевым
фактором обеспечения качества современного дошкольного
образования. Разработка раскрывает теоретические основы
наставничества, этапы системного подхода, конкретное содержание и
формы работы, а также механизмы оценки ее эффективности.
Материал предназначен для старших воспитателей, руководителей
методических объединений, заместителей заведующих по учебно-
воспитательной работе и представляет практическую ценность для
формирования корпоративной культуры наставничества в ДОО.
Ключевые слова: молодой специалист, старший воспитатель,
наставничество, адаптация, методическое сопровождение,
профессиональное становление, индивидуальный образовательный
маршрут, психолого-педагогическая поддержка, профессиональные
дефициты, рефлексия.
Введение: Актуальность системного подхода в работе с
молодыми специалистами
Современная система дошкольного образования находится в
состоянии перманентного обновления, обусловленного внедрением
Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), профстандарта «Педагог», а
также возрастанием социальных ожиданий к качеству педагогического
процесса. В этих условиях особую значимость приобретает кадровый
потенциал организации, его стабильность и профессиональная
зрелость. Однако отрасль сталкивается с серьезной проблемой:
высокий уровень профессионального выгорания и текучести кадров
среди педагогов, особенно в первые годы их трудовой деятельности.
Молодой специалист – выпускник педагогического вуза или колледжа
– обладая свежими теоретическими знаниями, зачастую испытывает
значительные трудности при их практической реализации. Так
называемый «профессиональный шок» или «кризис адаптации»
возникает из-за столкновения идеализированных представлений о
профессии с реальной практикой, характеризующейся высокой
многозадачностью, эмоциональной напряженностью и
необходимостью мгновенно принимать решения в нестандартных
ситуациях. Без своевременной, грамотной и системной поддержки
энтузиазм молодого педагога быстро угасает, сменяясь
разочарованием, что ведет к снижению качества образовательной
деятельности, а в худшем случае – к уходу из профессии.
Старший воспитатель как методический лидер дошкольной
организации играет ключевую роль в предотвращении этого
негативного сценария. Его задача – трансформировать
потенциальную уязвимость молодого специалиста в точку роста для
всей организации. Разрозненные, эпизодические меры поддержки
(единичные консультации, выдача методической литературы)
неэффективны. Необходима целостная, многоуровневая и
непрерывная система работы, направленная не только на
оперативное устранение профессиональных затруднений, но и на
раскрытие личностного потенциала педагога, формирование у него
устойчивой мотивации к профессиональному
самосовершенствованию и интеграцию в корпоративную культуру
ДОО.
Цель данной методической разработки – представить теоретическое
обоснование и практический инструментарий для построения такой
системы работы старшего воспитателя с молодыми специалистами,
которая обеспечит их успешную профессиональную и социально-
психологическую адаптацию, инициацию непрерывного
профессионального развития и, как следствие, повышение общего
качества педагогического процесса в ДОО.
Теоретические и нормативные основания системы
наставничества
Построение эффективной системы работы с молодыми
специалистами должно опираться на прочный научный фундамент и
действующее нормативно-правовое поле.
Концептуальной основой выступают:
1. Теория профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Т.В.
Кудрявцев), которая определяет этапы развития профессионала:
адаптация, самоактуализация, флюидность. Молодой специалист
находится на этапе профессиональной адаптации, для которой
характерно освоение норм, правил, овладение базовыми
операционными навыками.
2. Компетентностный подход, согласно которому результатом
профессиональной подготовки является не сумма знаний, а
способность решать реальные профессиональные задачи. Задача
старшего воспитателя – выявить сформированные компетенции и
«зоны ближайшего профессионального развития».
3. Личностно-ориентированный подход, предполагающий, что
методическое сопровождение должно учитывать индивидуальные
особенности, темп и стиль обучения, личностные качества и
потенциальные способности молодого педагога.
4. Концепция рефлексивного обучения (Дж. Дьюи, А.А. Бизяева), где
рефлексия рассматривается как ключевой механизм
профессионального роста. Старший воспитатель должен создавать
ситуации, побуждающие молодого специалиста к анализу своей
деятельности.
Нормативно-правовой базой являются:
ФГОС ДО, который задает ориентиры на развитие педагогического
персонала.
Профессиональный стандарт «Педагог», детализирующий трудовые
функции и необходимые компетенции.
Трудовой кодекс РФ, закрепляющий право молодого специалиста на
наставничество.
Локальные акты ДОО: «Положение о наставничестве», «Программа
адаптации молодых специалистов», «Кодекс профессиональной
этики», которые конкретизируют права, обязанности и механизмы
взаимодействия всех участников процесса.
Таким образом, система работы не является инициативой отдельно
взятого старшего воспитателя, а представляет собой стратегический
компонент кадровой политики дошкольной организации,
регламентированный на внутреннем уровне.
Этапы построения системы работы с молодыми специалистами
Системный подход предполагает последовательную реализацию
нескольких взаимосвязанных этапов.
Этап 1. Диагностико-проектировочный.
Цель: комплексное изучение личности и профессионального
потенциала молодого специалиста для проектирования
индивидуальной траектории его развития.
Первичная диагностика: Проводится в первые две недели работы.
Включает:
o
Беседа-интервью для выявления мотивации, ожиданий, опасений,
образовательных запросов.
o
Анкетирование на определение уровня теоретической подготовки,
знакомства с ФГОС ДО, профстандартом.
o
Наблюдение за первыми попытками организации детской
деятельности для выявления стилистики общения, уровня развития
организаторских и коммуникативных умений.
Выявление профессиональных дефицитов и ресурсов: На основе
диагностики старший воспитатель совместно с молодым
специалистом формулирует ключевые проблемы (например,
«трудности в организации подгрупповой работы», «неумение
составлять технологическую карту занятия», «сложности в общении с
родителями»).
Разработка Индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ): Это основной документ на период адаптации (обычно 1-2
года). ИОМ включает: конкретные цели (например, «освоить методику
проведения утреннего круга»), перечень мероприятий (консультации,
стажерские пробы, курсы), формы отчетности (видеозапись, конспект,
самоанализ) и сроки.
Этап 2. Организационно-содержательный.
Цель: практическая реализация ИОМ через использование
разнообразных форм и методов работы.
Данный этап является центральным и наиболее продолжительным.
Его содержание подробно раскрыто в следующем разделе.
Этап 3. Рефлексивно-аналитический.
Цель: оценка эффективности сопровождения и коррекция
дальнейшего пути развития.
Промежуточная и итоговая диагностика: Сравнение результатов с
исходным уровнем. Используются те же методы, что и на первом
этапе, плюс анализ продуктов деятельности педагога (портфолио,
конспекты, проекты).
Совместная рефлексия: Организация обсуждения достижений и
трудностей. Важно, чтобы молодой специалист сам научился
адекватно оценивать свои успехи и формулировать новые
профессиональные цели.
Мониторинг эффективности системы в целом: Анализ степени
удовлетворенности молодого специалиста оказанной поддержкой,
оценка его профессионального роста со стороны администрации,
отзывы коллег и родителей.
Содержание и формы работы старшего воспитателя с молодыми
специалистами
Содержание работы структурируется вокруг ключевых
профессиональных задач, а формы выбираются в зависимости от
этапа и конкретных целей.
1. Информационно-аналитический блок:
Содержание: Знакомство с нормативной базой, образовательной
программой ДОО, локальными актами, методическим комплексом,
традициями и корпоративной культурой учреждения.
Формы:
o
Организационные встречи и вводные
консультации («Нормативно-правовые основы ДО», «Содержание
ООП ДОО»).
o
Экскурсия по ДОО с акцентом на развивающую предметно-
пространственную среду.
o
Пакет документов «В помощь молодому специалисту» (памятки,
образцы планов, конспектов, алгоритмы действий в типовых
ситуациях).
2. Практико-методический блок (наиболее объемный):
Содержание: Непосредственное методическое сопровождение
образовательной деятельности: планирование, организация,
проведение, анализ.
Формы:
o
Классическое наставничество: Закрепление опытного педагога,
который оказывает ежедневную оперативную помощь.
o
Посещение и анализ открытых показов деятельности опытных
коллег с последующим обсуждением.
o
Изучение опыта через видеозапись: Просмотр и разбор записей
своих собственных занятий и занятий коллег.
o
Практикумы и деловые игры («Как разрешить конфликтную
ситуацию?», «Составление конспекта в соответствии с ФГОС ДО»).
o
Совместное планирование и подготовка мероприятий: Старший
воспитатель выступает в роли тьютора, помогая структурировать
деятельность.
o
Стажерские пробы: Молодой специалист проводит фрагмент или все
занятие в присутствии старшего воспитателя или наставника для
последующего детального анализа («разбор полетов»).
3. Психолого-педагогический блок:
Содержание: Создание условий для социально-психологической
адаптации, профилактика эмоционального выгорания, формирование
уверенности.
Формы:
o
Тренинги личностного роста и коммуникативные тренинги.
o
Создание «Группы поддержки» из числа других молодых
специалистов для обмена опытом.
o
Неформальные встречи, создание благоприятного микроклимата,
включение в общественную жизнь коллектива.
4. Мотивационно-стимулирующий блок:
Содержание: Формирование устойчивой внутренней мотивации к
профессиональному росту, признание достижений.
Формы:
o
Участие в профессиональных конкурсах («Воспитатель года»,
«Педагогический дебют») даже на внутреннем уровне.
o
Ведение и презентация профессионального портфолио.
o
Публичное признание заслуг на педсоветах, сайте ДОО.
o
Представление успешного опыта на муниципальном уровне.
Критерии и методы оценки эффективности системы работы
Эффективность системы не может определяться интуитивно. Она
требует разработки четких критериев и инструментов оценки.
1. Критерий профессиональной адаптации: Сокращение периода
адаптации, снижение уровня тревожности у молодого специалиста.
o
Методы: Наблюдение, анкетирование на удовлетворенность, анализ
текучести кадров.
2. Критерий профессиональной компетентности: Рост уровня
сформированности ключевых профессиональных компетенций (по
профстандарту).
o
Методы: Экспертная оценка деятельности (карты наблюдения,
анализ конспектов и планов), результаты диагностики детей по
освоению ООП.
3. Критерий мотивационной готовности: Сформированность
потребности в самообразовании, активность участия в методических
мероприятиях.
o
Методы: Анализ активности на педсоветах, участие в инновационной
деятельности, инициативность.
4. Критерий социальной интеграции: Включенность в коллектив,
принятие корпоративных норм и ценностей.
o
Методы: Социометрические методики, наблюдение за характером
взаимодействия с коллегами.
Заключение
Построение целостной системы работы старшего воспитателя с
молодыми специалистами является не дополнительной нагрузкой, а
стратегической инвестицией в будущее дошкольной образовательной
организации. Эта система представляет собой динамическую модель,
интегрирующую диагностику, планирование, практическую
реализацию и анализ результатов.
Успех системы определяется ее непрерывностью, адресностью (за
счет ИОМ), практической ориентированностью и психологической
поддержкой. Она позволяет трансформировать потенциальные риски,
связанные с приходом нового неопытного педагога, в уникальные
возможности: для молодого специалиста – это возможность
уверенного старта и профессионального становления в
поддерживающей среде; для коллектива – приток новых идей, энергии
и современного педагогического мышления; для старшего
воспитателя – реализация лидерского и методического потенциала.
Грамотно выстроенная система наставничества способствует
созданию в ДОО профессионального сообщества обучающихся, где
непрерывное развитие становится нормой для каждого педагога,
независимо от стажа, что в конечном итоге является главным
условием обеспечения высокого качества образования и повышения
социального статуса дошкольного учреждения.