Автор: Плотникова Наталья Яковлевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Дегтевская СОШ
Населённый пункт: Хутор Грай- Воронец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Моя малая Родина"
Раздел: начальное образование
Моя малая Родина - край мой родной»
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».
Задачи:
1.
Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения
«малая Родина».
2.
Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей
стране и малой Родине.
3.
Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем
крае.
Планируемые результаты деятельности:
После завершения мероприятия учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение
признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды.
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиасредствами;
– умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных
формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из
ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.);
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением
средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную
литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного
города.
Форма мероприятия: литературно- музыкальная композиция
Место проведения: МБОУ Татарско – Шмалакская СШ
Возраст 1-4 классы
Учебно-наглядный комплекс:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- фотографии
Ход внеклассного мероприятия.
(звучит песня « С чего начинается Родина?»
1.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
Учитель: Здравствуйте ребята. Наше мероприятие сегодня начнём с игры.
Игра на сплочение.
Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу
справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. (Затем можно сделать то
же по отношению к соседу слева).
1.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего
разговора вы узнаете, когда разгадаете РЕБУС: 18,16,5,10,15,1.(Р О Д И Н А) Каждая цифра
соответствует своей букве.
1.
Работа по теме классного часа.
Учитель
- Какое слово получилось?
- Прочитайте тему нашего мероприятия.
- О чем будем говорить?
Ученик: (слайд 1)
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Учитель
- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте
послушаем стихотворение.
Ученик 1: ( слайд 2)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги
По которой мы идем.
Ученик 2: (слайд 3)
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб,
Хлеб за праздничным столом.
Ученик 3: (слайд 4)
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ученик 4: (слайд 5)
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Учитель:
- А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?
Игра с мячом.
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и
отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы
живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые
нас окружают.
Учитель: (слайд 6)
- Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия
наша – огромная страна.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние
степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и
поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия –
самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и
такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие
материки, как Австралия и Антарктида.
- Каждая страна имеет свою символику. А какие государственные символы вы знаете?
Беседа о государственных символах.
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый
цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)
Ученик: ( слайд 7)
Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего
государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Ученик:
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против
войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Ученик:
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если
потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных
органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств
Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных
водах иностранных государств.
– Чем является флаг для нашего государства? (символом)
– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)
Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого –
наследие, наследство).
– Послушайте рассказ учеников.
Ученик: (слайд 8)
В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен
Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном
щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой
жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем
дракона.
Ученик:
Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза
республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства.
Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну
от врагов.
Ученик:
У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского
флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он
появился 500 лет назад – в 1497 году.
Ученик:
Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это
был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это
герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном
фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках,
документах.
– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.
Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в
особых случаях.
Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав
государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все
присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.
Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации.
Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд 9)
Учитель:
Есть свои символы и у Павловского района, и нашего села.
(Просмотр видео ролика «Символы Павловского района».)
Учитель:
- Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот
уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для
кого-то малая Родина – родной город, а для некоторых родное село.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученик:
“Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
(прослушивание песни на татарском языке «Туган як» в переводе означает Родная земля»)
Учитель:
- Наша малая Родина –это наше село.
-Как оно называется?
Наша школа
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет
красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Ученик:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки –березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И соседней ткацкой фабрики
Громкий утренний гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
1.
Подведение итогов. ( слайд 18)
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он
родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их
обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце
каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на
которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет
ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.
- Составление пословиц о любви к Родине.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
1.
Рефлексия.
- Скажите, о чем мы сегодня говорили?
- Что нужно делать каждому, чтобы Родина процветала?
(Исполнение песни «С чего начинается Родина?»)