Напоминание

Содействие взаимодействию школы и семьи.


Автор: Шахомирова Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Статья
Тема: Содействие взаимодействию школы и семьи.
Раздел: начальное образование





Назад




Содействие взаимодействию школы и семьи.

Шахомирова Л.В.

Начальная

школа

это

период,

когда

закладывается

фундамент

не

только

знаний, но и отношения к обучению в целом. Как отмечал В. А. Сухомлинский, "Наиболее

полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное. Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье". Однако на

практике

педагоги

часто

сталкиваются

с

тем,

что

родители

мало

времени

уделяют

школьной деятельности детей, слабо контролируют домашние задания, а дети, в свою

очередь, часто не готовы к урокам и пассивны.

С

другой

стороны,

родители

могут

ощущать,

что

школа

перегружает

детей

заданиями, учителя равнодушны, а проблемы не решаются оперативно. Эти противоречия

создают

напряженность,

которая

негативно

сказывается

на

всех

участниках

образовательного

процесса.

Преодоление

этого

разрыва

и

выстраивание

партнерских

отношений становится ключевой задачей современной школы.

Современные подходы и принципы взаимодействия

Современное взаимодействие школы и семьи должно строиться на принципах

партнерства, открытости и взаимного уважения. Целью такого взаимодействия является

установление

доверительных

отношений

между

детьми,

родителями

и

педагогами,

объединение их в одну команду для решения общих задач.

Ключевые принципы:

Системность и регулярность: Взаимодействие должно быть постоянным, а не

эпизодическим (например, только по случаю проблем).

Адресность

и

индивидуальный

подход:

Учет

особенностей,

интересов

и

возможностей каждой семьи.

Взаимная выгода: Родители должны видеть пользу от своего участия — как для

ребенка, так и для себя лично (самореализация, новые знания).

Открытость и прозрачность: Школа должна информировать родителей о своих

целях, задачах и проблемах, а также быть открытой для предложений с их стороны.

Гибкость

форматов:

Предложение

разнообразных

форм

участия

с

учетом

занятости и интересов родителей.

Эффективные формы взаимодействия

Традиционные формы

Родительские собрания: Это основная форма взаимодействия, но она требует

обновления. Вместо простого информирования эффективнее использовать интерактивные

форматы:

семинары-практикумы,

мастер-классы,

педагогические

мастерские,

где

родители

могут

получить

практические

навыки

(например,

"Как

помочь

ребенку

с

домашним заданием") . Важно обсуждать не только проблемы, но и успехи детей.

Индивидуальные

консультации:

Позволяют

обсудить

конкретные

вопросы

развития и обучения ребенка, учитывая особенности его здоровья, увлечения, модель

общения в семье и т.д. Консультации могут проводить не только классный руководитель,

но и психолог, логопед, социальный педагог.

Дни открытых дверей: Позволяют родителям увидеть образовательный процесс

изнутри, почувствовать атмосферу школы, понять методы и приемы работы учителя.

Современные и интерактивные формы:

Совместные

проекты

(исследовательские,

творческие,

социальные):

Родители

могут помогать детям в поиске информации, создании презентаций, подготовке выставок.

Это

сближает

семью

и

развивает

ребенка.

Например,

проекты

"Моя

родословная",

"Профессии моих родителей".

Родительские клубы или лектории: Тематические встречи по запросу родителей

("Как преодолеть тревожность у ребенка", "Гиперактивный ребенок в школе и дома").

Важно привлекать специалистов — психологов, дефектологов, врачей.

Использование цифровых технологий:

Создание онлайн-ресурсов: Общий чат класса, блог или группа в социальных

сетях для обмена новостями, фото и видео с мероприятий.

Дистанционные

формы:

Вебинары

для

родителей,

онлайн-консультации,

виртуальные гостиные, которые могут посетить даже занятые родители.

Интерактивные анкеты и опросы: Для быстрого сбора мнений и идей (например, с

помощью Google Forms).

"Уроки

на

родителях"

и

"Родитель

учитель":

Привлечение

родителей

к

проведению уроков или внеурочных занятий в роли преподавателей или наставников.

Например, папа-спасатель может провести урок ОБЖ, а мама-художник — мастер-класс

по рисованию. Это повышает статус родителя в глазах ребенка и сплачивает коллектив.

Тематические

творческие

мероприятия:

Совместные

праздники,

спектакли,

концерты, спортивные состязания ("Папа, мама, я – спортивная семья", "День матери",

"День отца"). Такие события создают эмоциональную связь между школой и семьей.

Совместная деятельность

Совместные

экскурсии

и

походы:

Выезды

в

музеи,

театры,

на

природу,

туристические походы с участием родителей и детей. Это не только расширяет кругозор,

но и способствует неформальному общению, укреплению отношений.

Акции социальной направленности: Совместная организация благотворительных

ярмарок, помощь приютам для животных, посадка деревьев на пришкольной территории.

Это воспитывает в детях социальную ответственность, а родители видят школу как центр

общественной жизни.

Семейные

творческие

выставки:

Организация

выставок

семейного

творчества

(поделки,

рисунки,

фотографии,

кулинарные

изделия).

Это

позволяет

семьям

продемонстрировать свои таланты и увлечения.

Практические шаги по привлечению родителей

Исследования показывают, что ключевыми барьерами для

участия родителей

являются дефицит информации, недостаточная мотивация и сильная загруженность .

Чтобы преодолеть эти барьеры, можно использовать следующий алгоритм:

Определите целевую аудиторию: Разделите родителей на группы по интересам,

степени вовлеченности и возможностям (активные, пассивные, занятые). Это поможет

адресно доносить информацию.

Четко оговорите формат и границы взаимодействия: Родители должны понимать,

каких конкретно действий от них ждут: помощь в организации, участие в мероприятии,

материальная поддержка или просто присутствие.

Объясните выгоду: Честно и открыто расскажите, что получит родитель и его

ребенок от участия. Например: "Участвуя в субботнике, вы поможете сделать школьный

двор безопасным и красивым для всех детей".

Укажите

"цену"

участия:

Заранее

сообщайте,

сколько

времени

и

ресурсов

потребует то или иное дело. Это помогает родителям планировать свое время и снижает

уровень тревожности .

Предоставьте контакты ответственных: Родитель должен знать, к кому можно

обратиться с вопросами и предложениями.

Краткость

и

ясность:

Информация

должна

быть

дозированной,

четкой

и

доступной.

Используйте

разные

каналы

связи:

мессенджеры,

электронную

почту,

социальные сети, информационные стенды.

На

заметку:

Наиболее

востребованными

у

родителей,

даже

самых

занятых,

являются профориентационные мероприятия (классные часы с рассказом о профессиях),

так как они видят их практическую пользу для будущего ребенка.

Преодоление барьеров во взаимодействии

Несмотря на все усилия, некоторые родители могут оставаться пассивными. Вот

стратегии работы с разными типами семей:

Для занятых родителей: Предложите "дистанционные" формы участия — помощь

в подготовке материалов для мероприятий дома, онлайн-консультации, участие в опросах.

Для неуверенных родителей: Дайте простые, четкие поручения, где они точно

справятся (например, испечь торт к празднику, помочь украсить класс).

Для конфликтных родителей: Уделите больше времени индивидуальным беседам,

выслушайте их претензии, постарайтесь найти компромисс, привлеките психолога.

Создавайте атмосферу благодарности: Поощряйте и благодарите родителей за

любую помощь — устно, письменно, с помощью грамот или благодарственных писем на

итоговом собрании. Это мотивирует их к дальнейшему участию.

Взаимодействие

семьи

и

школы

это

не

разовое

мероприятие,

а

целенаправленный,

системный

и

творческий

процесс,

требующий

от

педагога

профессионализма, такта и огромного личного участия.

Ключ к успеху лежит в переходе от формального информирования к подлинному

партнерству,

где

родители

являются

не

пассивными

слушателями,

а

активными

соучастниками

образовательного

процесса.

Как

справедливо

отмечается

в

одном

из

источников, "родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не

потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребѐнка".

Наиболее

эффективными

являются

комбинированные

подходы,

сочетающие

проверенные

временем

традиционные

формы

с

современными,

интерактивными

и

цифровыми методами, ориентированные на совместную практическую деятельность и

создание ситуаций неформального общения.

Главный результат такого взаимодействия — не просто улучшение успеваемости

или посещаемости, а создание единого воспитательного пространства, в котором ребенок

чувствует себя защищенным, значимым и счастливым, а родители и педагоги становятся

единомышленниками на его пути взросления.



В раздел образования