Напоминание

2. Авторский проект конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам "Форум юных музыкантов"


Автор: Галямова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ им. Р. М. Глиэра"
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: 2. Авторский проект конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам "Форум юных музыкантов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области

образовательная организация дополнительного профессионального

образования

«Ресурсный образовательно-методический Центр»

ФОРУМ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ

музыкально – теоретические дисциплины

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО ПРОЕКТА

Разработчик Галямова Наталья Николаевна, преподаватель высшей

категории МАУ ДО «ДМШ им. Р.М.Глиэра», г. Калининград

2023

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка---------------------------------------------------3

Основная часть------------------------------------------------------------4

Примеры заданий проекта-----------------------------------------------6

Список использованной литературы--------------------------------12

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самой действенной формой выявления творческих возможностей

детей, безусловно, являются конкурсы и олимпиады. Они позволяют судить о

творческом характере работы педагогов, их умении искать и развивать

таланты. Однако, для массовых форм учебно – воспитательной работы

характерна более естественная, комфортная

обстановка, отсутствие у

учащихся психологического напряжения, связанного с оценкой результата их

труда.

Массовые мероприятия дают большой импульс для активизации

«слабых» и пассивных учеников. Введение игра во все творческие задания

обеспечивают здоровый дух соревнования и взаимопомощи.

«Форум

юных

музыкантов»

-

авторский

проект

преподавателя,

основанный на авторской методике раскрытия потенциала ученика в

условиях

изменяющихся

тенденций

современного

образования.

Он

способствует более тесному увязыванию

теоретических знаний

с

практической жизнью ребенка и формирует в

ребенке

потребность в

постоянном

саморазвитии.

Многолетний

педагогический

опыт

автора

подсказал идею вывести «камерные» по своей сути предметы музыкально-

теоретического цикла на «концертную площадку».

Привлекательность проекта как педагогической технологии очевидна:

Возможность

выбора

интересных

заданий,

психологически

комфортных для всех участников проекта рассматривается автором

как здоровьесберегающий фактор.

Возможность

игрового

и

творческого

взаимодействия

учащихся

является яркой мотивацией к дальнейшему обучению в музыкальной

школе.

Зрелищность и синтез искусств (музыка, пластика, изобразительное

искусство, художественное слово, театр) способствуют созданию

обогащённой предметно - развивающей среды.

Возможность показать свои достижения и порадоваться

успеху

других формируют положительный эмоциональный фон и создают

условия для развития коммуникативных навыков и сценической

свободы.

В данном проекте

реализуется идея самоуправления, что также

является мощным стимулом творческого потенциала учащегося.

4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Образовательный

проект

по

музыкально

теоретическим

дисциплинам «Форум юных музыкантов» для учащихся ДМШ и ДШИ,

является нетрадиционным способом реализации содержания

учебной

программы в музыкальной школе. Он опирается на интеграцию базовых

предметов

теоретического

цикла

-

сольфеджио,

слушание

музыки,

музыкальную литературу

и адресован учащимся младших, средних

и

старших классов.

Образовательный проект имеет статус областного мероприятия и

проводится

при активной

поддержке Ресурсного Образовательного

Методического Центра (РОМЦ) Министерства по культуре и туризму

Калининградской

области.

Проект

постепенно

перерос

в

конкурс

и

проводится

при

активном

участии

в

организации

и

проведения

преподавателей теоретического отделения ДМШ им. Р.М. Глиэра. Проект

( далее – Конкурс) реализуется ежегодно и привлекает большое количество

участников из разных ДМШ и ДШИ Калининградской области – около 100

участников из 25 школ. Вся информация о конкурсе по музыкально –

теоретическим дисциплинам «Форум юных музыкантов» размещается в сети

Интернет на официальном сайте МАУ ДО «ДМШ им. Р. М. Глиэра» г.

Калининграда.

Проектный продукт состоит из двух частей и проводится ежегодно в

два дня:

Часть 1. День первый. «Форум юных музыкантов» по музыкально -

теоретическим дисциплинам. Сольфеджио и слушание музыки. Младшие

классы (4/7 класс)

Часть 2. День второй. «Форум юных музыкантов» по музыкально -

теоретическим дисциплинам . Сольфеджио и музыкальная литература.

Старшие классы( 7/8 класс)

Прообразом проекта является модель Римского Форума, базирующаяся

на игровых технологиях, принципе самоуправления и представляющая собой

«ристалище»

-

соревнование

ораторов

при

поддержке

кураторов

и

центурионов.

Реализация проекта проходит в виде конкурса - игры, соревнования

команд. Место реализации проекта: ДМШ им. Р. М. Глиэра, ул. Огарева, д.22.

Условия конкурсного отбора:

Школа – участница представляет по 2-4 учащихся (в части 1 - младших

5

классов, в части 2- старших классов), которые объединяются в три

команды (по 10-14 учащихся) по результатам жеребьевки. Названия

команд следующие: Тоника, Доминанта, Субдоминанта.

Конкурс проходит в два тура: 1 тур - «Сольфеджио», 2 тур – (в части

1, для младших классов -«Слушание

музыки», в части 2, для старших

классов «Музыкальная литература»)

Конкурс – игра представляет собой РИСТАЛИЩЕ - соревнование

ораторов при

поддержке кураторов и центурионов

ОРАТОРЫ – учащиеся младших (или старших) классов, КУРАТОРЫ -

их преподаватели,

ЦЕНТУРИОНЫ - болельщики в зале

СЕНАТ - жюри из числа учащихся (в части 1 - средних классов, в

части 2-

выпускного класса) : ПРЕТОР –

оценивает качество ответов и

назначает

баллы, ЭДИЛ - штрафует за ошибки,

АДВОКАТ-

поощряет за лучшие

ответы,

БАНКИР – ведет подсчет баллов -

жетонов за

каждый тур

Ответы ораторов оцениваются

по 5-бальной системе жетонов,

центурионы

имеют право одного голоса (в виде жетона - нотки)

По окончании ФОРУМА подводятся итоги: 1 место - КОНСУЛЫ, 2

место -

ЦЕНЗОРЫ, 3 место - ТРИБУНЫ.

Сенат-жюри состоит из двух групп. Первая – взрослое жюри из числа

преподавателей музыкального колледжа и ведущих преподавателей ДМШ.

Вторая - детское жюри, из числа учащихся ДМШ. Право голоса имеют

также и болельщики в зале ( так называемые центурионы). Они голосуют

жетоном – ноткой за понравившуюся в ходе игры команду.

«Форум юных музыкантов» включает музыкально - художественные

паузы: концертные выступления солистов и ансамблей ДМШ им. Р. Глиэра,

разминки с

центурионами. Это: совместное исполнение ритмических

партитур в жестах, хлопках и шагах; совместное

исполнение с листа

двухголосия,

ответы

на

блиц-вопросы

ведущего

по

музыкально-

теоретическим дисциплинам. В конце мероприятия все участники получают

поощрительные призы.

Ресурсное

обеспечение проекта: интерактивная доска с заданиями и

видеоматериалами, наглядные пособия (карточки, схемы, жетоны, рисунки,

театрализированные костюмы, музыкально-шумовые инструменты и пр.)

Релаксация: целью совершенствования проекта по его окончании,

автор проводит диагностику мероприятия (анкетирование родителей -

6

«центурионов», письма учеников «консулу», самоанализ работы «сената»

- жюри)

Примеры заданий «ФОРУМА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ»

Часть 1 «Форум юных музыкантов». Младшие классы

1 тур «Сольфеджио». Младшие классы.

1. Игра «Ступеньки». Спеть ступень гаммы нотами, определить ее

на слух, назвать «имя» ступеньки: Медианта-III, Доминанта-V,

Субдоминанта-IV, Восходящая Вводная –II, Низходящая Вводная - VII и др.

2. Игра « Секвенция» (спеть командой 3 звена простой секвенции, а

одному участнику- досочинить каданс 2 такта.)

3. Игра «Паутинка - эстафета»

с мячом. Ведущий называет

тональность, бросая мяч участнику, который

возвращает его, называя

параллельную или одноименную, называет количество знаков. Тональности

до 3

х

ключевых знаков.

4.

Игра

«Ритмопоезд».

Одному

из

участников

сочинить

ритмическое соло

на

музыкально - шумовом

инструменте на фоне

заданного ритмического остинато команды.

5. Игра «Чуткое ушко» - собрать перепутанные карточки диктанта,

затем спеть его всей

командой с дирижированием

6. Игра «Импровизация» - Пение сочиненных мелодий в различных

жанрах на предложенные стихи на фоне аккомпанемента педагога

(варианты стихов

и гармонические

«цифровки»к ним рассылаются на

электронный адрес преподавателя после подачи заявки )

7. Игра « Интервалы на карнавале». У каждого в руках - карточка

с обозначением интервала. По сигналу ведущего нужно найти интервал -

7

обращение, распределиться в группу диссонансов или консонансов,

в

группу «узких» или «широких» интервалов и т.д.

8. Игра «Слушаем аккорды». Определить на слух аккорд и поднять

соответствующую карточку ( 4 вида трезвучий, обращения мажорного и

минорного трезвучий)

2 тур «Слушание музыки». Младшие классы.

1. Игра «Музыкальный словарик»

а/ Дать определение средствам выразительности музыки: ритм, метр,

размер, остинато, секвенция, мелодия, кульминация, гармония, лад, тембр.

б/ Дать определения театральным терминам: пуанты, увертюра, антракт,

кордебалет, фуэте, либретто, ария, речитатив, декорации, рампа, кулисы.

2. Игра «Музыкально-живописные загадки»

Назвать автора и музыкальное произведение, которое созвучно картинам

известных художников. ( Васнецов «Богатыри», Шишкин «Зима», Куинджи

«Березовая роща», Айвазовский «Девятый вал», Гартман «Избушка на

курьих ножках», Левитан «Осень золотая» и др.)

3. Игра «Музыка и сказка»

а/ Назвать персонажи по словам – подсказкам (Целотонная гамма, Баян,

Шапка-невидимка и т.д.). На каких инструментах играли Лель, Орфей,

Садко, крокодил Гена, Шерлок Холмс?

б/ В каких музыкальных произведениях встречаются средства передвижения-

ступа, карета, волы, конь, корабль, шмель?

4. Игра « Юный музыковед».

а/ Что подсказывает вам память при упоминании имени П.И.Чайковский?

(коллективно составить творческий портрет композитора )

б/ Музыкальная викторина по произведениям П.И.Чайковского ( пьесы из

"Детского альбома", Вальс из балета "Спящая красавица", популярные

фрагменты из балетов "Щелкунчик" и "Лебединное озеро", песня "Мой

8

Лизочек")

5. Игра «Танцевальный марафон»

а/ Определить танец по характерному ритмическому рисунку:

(Мазурка, вальс, полька, камаринская, сицилиана и др.)

б/ Определить танец по его звучанию ( полька, вальс, тарантелла, бульба,

гопак, мазурка, лезгинка)

6. Игра «Конструируем оркестры».

а/ Из предложенных картинок собрать разные виды оркестров:

симфонический, духовой, народный. Определить оркестр по его звучанию?.

б/ Расположить инструменты по группам. Расположить инструменты по

высоте звучания от самых высоких до самых низких внутри каждой из

групп.

Часть 2 «Форум юных музыкантов». Старшие классы

1тур «Сольфеджио». Старшие классы.

1. Игра «Паутинка- эстафета» с мячом. Ведущий кидает мяч: 1-й

оратор называет тональность слогами, 2-й объявляет количество знаков, 3-й-

параллельную тональность слогами, 4-й зашифровывает буквенно, 5-й называет

энгармонически равную тональность и т.д.. Тональности до 7 ключевых знаков

2 . Игра « Канон. Спеть с листа всей командой несложный

двухголосный канон.

3. Игра «Ритмические партитуры» одному участнику простучать

с листа заданное ритмическое соло на фоне ритмического остинато команды

(объем – 8 тактов)

9

4.

Игра «Чуткое ушко. Диктант с гармонизацией»

- собрать

перепутанные

карточки – такты

диктанта и подставить к нему

перепутанные карточки аккордов для гармонизации. Затем спеть диктант

командой с дирижированием и гармонической поддержкой педагога.

5. Игра «Импровизация» - сочинение мелодий в различных жанрах

на предложенные

стихи на фоне аккомпанемента педагога (варианты

стихов и гармонические «цифровки» к ним рассылаются на электронный

адрес преподавателя после

подачи заявки )

6. Игра « Интервалы на карнавале».(у каждого - карточка с нотной

записью или обозначением характерного интервала или тритона: найти пару

«обозначение - нотный пример», найти пару «интервал - его обращение)

7. Игра «Определи на слух интервал или аккорд» и подними

карточку. У каждого в руках по 2 карточки с обозначениями , в правой –

интервала в левой – аккорда (Б

5

3

и М

5

3

с обращениями, УВ

5

3

и УМ

5

3

, Д

7

с

обращениями, мVII

7

, ум VII

7

)

2тур «Музыкальная литература». Старшие классы.

1. Игра «Пресс-конференция». Правда ли, что:

а/ Концерты вокальной и симфонической музыки звучали на вокзале

в одном из пригородов Санкт-Петербурга?

б/ В балете «Щелкунчик»поют?

в/ Стихи и музыка романса М. Глинки посвящены одной женщине?

г/ Гвидо из Ареццо использовал для нотной записи 4 разноцветных

линейки?

2. Игра «Нотный редактор». По предложенной нотной записи

определить тему (В. Моцарт

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Л.

10

Бетховен соната для фортепиано №8 до-минор ч.I, Ф. Шопен прелюдия №7

Ля-мажор, И.Бах ХТК т.I Прелюдия и фуга До-мажор

3. Игра «Музыковед - исследователь» Определить на слух

произведения (И. Бах Токката и фуга ре минор, И. Гайдн соната для ф-но

Ре-мажор, Ф. Шуберт «Музыкальный момент» для ф-но и др.) )

4. Игра «Музыкально- архитектурные загадки» Определите

стили ( Причудливый - Растрелли. Зимний дворец- Вивальди- кончерто

гроссо. Галантный- Ринальди.

Китайский дворец- Рамо -Программная

миниатюра. Стройный- Росси. Александрийский театр- Гайдн- Сонатно-

симфонический цикл)

5. Игра «Воспоминания о выдающихся исполнителях»( о ком из

знаменитых идет речь - о Н.Паганини, Ф.Шопене, Л.Бетховене, В.Моцарте,

М.Глинке)

6. Игра «Музыкальная викторина» -по предложенной

видеозаписи определить

произведение и автора (в викторине прозвучат

фрагменты произведений из курса

зарубежной муз. литературы и

русской муз. литературы )

7. Игра «

Головоломка

»

а

) Каким композиторам принадлежат к перечисленным школам или

творческим кружкам?

Венские классики;

Могучая кучка

Французские клавесинисты

б) Из каких опер герои и какие у них голоса?

Антонида

Фарлаф

Мизгирь

Ленский

Лель

Татьяна

11

в) Кто из этих композиторов не является Венским классиком?

Гайдн

Шуман

Моцарт

Бетховен

г) Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем?

вариации

рондо

сонатная форма

фуга

д) «Венецианская ночь», «Я помню чудное мгновенье..», «Жаворонок» -это

романсы .....

Чайковского

Даргомыжского

Глинки

Бородина

8. Игра «из истории музыкального образования в России»

а) У Кого появилась идея создания 3х ступенчатой системы музыкального

образования в России? Какое учебное заведение носит их имя?

б) Расскажите о «Бесплатной музыкальной школе».

в) Где, кем и когда была создана первая российская консерватория? Имя

какого композитора носит она сегодня?

г) 1866 год – дата рождения какой консерватории? Кто её основал, чьё имя

она носит?

д) Узнайте по фотографии здание знаменитых музыкальных учебных

заведений (Московская гос. Консерватория, С-П консерватория, Муз.

Академия им. Гнесиных)

12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л: Музыка, 1971

2.

Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975

3.

Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978

4.

Биркенгоф А. Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М.:

Музыка, 1979

5.

Бочкарёв Л. Л Психология музыкальной деятельности. М.: Институт

психологии. РАН 1997

6.

Вопросы методики воспитания слуха. Я: Музыка, 1967

7.

Вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин. М.: Музыка,

1965

8.

Воспитание музыкального слуха, вып. 3. М.: МГК, 1993

9.

Выготский JI.C. Психология искусства М.: Искусство, 1968

10.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.

11.Драгомиров П.Н. Учебник сольфеджио. М: Музыка, 1965.

12.Карасёва М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. -

М.: 1999

13.Кириллова В. А., Попов В.В. Сольфеджио, ч. 1. М,: Музыка, 1986

14.Ладухин Н.М. 1000 примеров музыкального дшсганга на один, два и три

голоса М.: 1967

15.Максимов С.Е. Основы гармонического сольфеджио. М.: Музыка, 1972

16.Маслёнкова JI.M. О стилистических принципах воспитания слуха // Сов.

музыка. 1981.

17.Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. -Л.: Музыка,

1982

18.Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л: Музыка, 1985.

19.Островский А. Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1970



В раздел образования