Автор: Трофимова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" СП Д/С "Золотое зернышко" им.С.Ф.Зинченко
Населённый пункт: Россия, Самарская обл, р-н Большечерниговский, п Глушицкий
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое Воспитание
Раздел: дошкольное образование
Экологическое Воспитание…
С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое
воспитание необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.
Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала
очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе
почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на
здоровье людей и качество жизни.
Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах
воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных
предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и
скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на
поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало
невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества,
ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных
пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи,
липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха,
кустарники. Резко обеднели флора и фауна.
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей
осознанно-правильного
отношения
к
объектам
природы,
с
которыми
они
непосредственно
контактируют.
Такое
отношение
возникает
во
взаимосвязи
интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание
составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его
поведения.
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного
учреждения.
Удивительный мир природы…. Он встречает ребенка морем звуков и
запахов,
тысячами
загадок
и
тайн,
заставляет
остановиться,
прислушаться,
присмотреться, задуматься…
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной
лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя.
Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие
явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до
самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление
о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды
.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и
знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для
разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что
влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных
способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили
приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Формирование
нравственной,
патриотической
культуры
неизбежно
соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно
в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса,
яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечно
разнообразный
и
красочный
мир
природы
пробуждает
у
детей
естественный интерес, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на
формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет
бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие,
запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства
особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и
восприятия, образного мышления и воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует
на детей,
вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть
многообразие связей живого в экосистеме.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема
современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые
образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать
дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой,
в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический
процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление
происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же
процесса
падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые
основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной
средой.
Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными
средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с
природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают
прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней
отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой
самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач,
программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного
окружения.
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной
жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций,
чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время ― все мероприятия
в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять
взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть
различной: наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книги, которая
заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот,
та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей
повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их
практической деятельности.
При отсутствии интереса к окружающему миру ребёнок не может образно
выразить словом свои впечатления. Поэтому активная творческая работа детей может
быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель
сформированного познавательного интереса, который при определённых условиях
способствует поиску новой информации .
Дети как бы другими глазами смотрят на окружающий мир, начинают
относиться к живым существам бережно, заботливо, с любовью.