Напоминание

Экологическое Воспитание


Автор: Трофимова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" СП Д/С "Золотое зернышко" им.С.Ф.Зинченко
Населённый пункт: Россия, Самарская обл, р-н Большечерниговский, п Глушицкий
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое Воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое Воспитание…

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое

воспитание необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте.

Экология как наука существует десятки лет. Не удивительно, что экология стала

очень популярной в последние тридцать лет, когда во многих странах люди на себе

почувствовали, что ухудшение состояния окружающей среды отрицательно влияет на

здоровье людей и качество жизни.

Это коснулось буквально всех компонентов окружающей среды. В городах

воздух стал загрязненным - из-за обилия автомобилей, выбросов промышленных

предприятий, повышения плотности застройки, уменьшения площади парков и

скверов. Ухудшилось качество воды в реках: появились нефтяные разводы на

поверхности воды, многие реки и озера «зацвели» и даже купание в них стало

невозможным, в воде появились соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества,

ядохимикаты. Уменьшилась площадь лесов, а сами леса, особенно вблизи населенных

пунктов потеряли свою привлекательность: стали исчезать сосновые и дубовые рощи,

липы, клены. Их вытеснили другие, менее привлекательные породы - ольха,

кустарники. Резко обеднели флора и фауна.

Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей

осознанно-правильного

отношения

к

объектам

природы,

с

которыми

они

непосредственно

контактируют.

Такое

отношение

возникает

во

взаимосвязи

интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание

составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его

поведения.

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного

учреждения.

Удивительный мир природы…. Он встречает ребенка морем звуков и

запахов,

тысячами

загадок

и

тайн,

заставляет

остановиться,

прислушаться,

присмотреться, задуматься…

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной

лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя.

Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие

явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до

самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление

о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды

.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и

знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для

разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что

влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных

способностей.

Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили

приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.

Формирование

нравственной,

патриотической

культуры

неизбежно

соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к

истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно

в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса,

яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечно

разнообразный

и

красочный

мир

природы

пробуждает

у

детей

естественный интерес, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на

формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет

бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие,

запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства

особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и

восприятия, образного мышления и воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует

на детей,

вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть

многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема

современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые

образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать

дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой,

в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический

процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление

происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека. Начало же

процесса

падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые

основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной

средой.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными

средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с

природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают

прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней

отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой

самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач,

программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного

окружения.

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной

жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций,

чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время ― все мероприятия

в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять

взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть

различной: наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книги, которая

заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот,

та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей

повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их

практической деятельности.

При отсутствии интереса к окружающему миру ребёнок не может образно

выразить словом свои впечатления. Поэтому активная творческая работа детей может

быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель

сформированного познавательного интереса, который при определённых условиях

способствует поиску новой информации .

Дети как бы другими глазами смотрят на окружающий мир, начинают

относиться к живым существам бережно, заботливо, с любовью.



В раздел образования