Автор: Симаш Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11 СП "Детство" Корпус 2
Населённый пункт: п. Оверята Краснокамский городской округ Пермский край
Наименование материала: Проект в средней группе по ОБЖ
Тема: Страна безопасности
Раздел: дошкольное образование
Социальный проект
по ОБЖ в группе среднего возраста
"СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ"
«Много правил есть на свете,
Их должны запомнить дети!»
Актуальность
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения
транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку
взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами
обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать
голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми?
Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома
и всегда находятся под вашим наблюдением?
Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного
поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой
с мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на
природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла
результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа
должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям
недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на
практике, опираясь на примеры взрослого.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то
их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный
Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с 4
до 5 лет, родители.
Цель проекта: Формирование у детей навыков безопасного поведения,
умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома,
на улице, в общественных местах, в природе;
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки
поведения в условиях игрового пространства;
3. Познакомить со средствами пожаротушения;
4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной
жизнедеятельности;
5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя
в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;
6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;
7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной
литературы;
8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность,
активность, способность управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной
безопасности;
Для педагогов:
1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими
разработками по данной теме.
2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при
реализации данного проекта.
Для родителей:
1.Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в
участии в различных формах партнерства с ДОУ
2.Активизировать родителей к совместной деятельности.
3.Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам
безопасного поведения.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1.У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных
ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и
практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.
4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.
5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на
основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.
Для воспитателя:
1.Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Для родителей:
1.Активное участие родителей в жизни детского сада.
2.Положительное отношение родителей в совместной деятельности с
педагогами.
3.Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами
безопасного поведения
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к
сотрудничеству.
Разработка материала беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для
взрослых и детей.
Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.
1 неделя "Ребенок на улице"
Понедельник: Безопасность на дороге
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице,
ПДД, рассказать о светофоре
Рассматривание иллюстраций «На улице города».
Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Можно – нельзя»
Сюжетно-ролевые игры: "Мы шоферы", "Поездка в зоопарк"
Чтение: С. Михалков «Моя улица»;
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Пальчиковая игра "Транспорт"
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили»
Вторник: Я потерялся на улице
Цель: Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или
заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям
осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона
Беседа «Если ты потерялся на улице»
Безопасность возле дома: колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке,
опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.
Обыгрывание проблемной ситуации
Конструирование: «Наша улица»
Рисование "Мой дом"
Игра с мячом "Назови свой адрес"
Среда: Ребенок и общественный транспорт
Цель: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в
городском транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание,
усидчивость, терпение
Беседа «В транспорте»
Рассматривание иллюстраций и беседа по ним
Отгадывание загадок про разного вида транспорт
Сюжетно-ролевая игра "Поездка в город на автобусе"
Конструирование из мелкого Лего "Общественный транспорт"
Четверг: Наш помощник – светофор
Цель: Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его
сигналов (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —
готовятся к движению, на зеленый — двигаются). Закреплять знания детей о
ПДД: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на
зеленый сигнал светофора.
Беседа:«Как переходить улицу по светофору»
Дидактические игры и упражнения: «Сломанный светофор», «Можно –
нельзя»
Чтение: С. Михалков «Светофор»; М. Дружинина «Наш друг светофор»
Сюжетно-ролевая игра "Прогулка к светофору"
Игровая ситуация: «Улица»
Подвижные игры:«Светофор», «Стоп!»
Аппликация «Светофор»
Пятница: Самокат и велосипед на улице
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть
на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках,
научить детей правилам поведения в таких ситуациях)
Беседа «Я катаюсь на самокате (велосипеде)»
Обсуждение проблемной ситуации
Лепка "Самокат"
2 неделя: " Ребёнок и лес"
Понедельник: Правила поведения в лесу
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу,
учить находить выход из сложных ситуаций
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Беседа: «Машенька заблудилась»
Конструирование из Лего: " Домик для трех медведей"
Пальчиковая игра " В лес пойдем"
Вторник: Будем беречь природу!
Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать
представления о том, какие действия вредят природе (костер, а какие
способствуют её восстановлению
Дидактические экологические игры
Беседа «Будем беречь и охранять природу»
Лепка "Ежик" ( с использованием природного материала - семечки)
Сюжетно-ролевая игра "Поход"
Среда: Съедобные и ядовитые грибы
Цель: Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по
внешнему виду, уточнить их названия.
Настольные игры по данной теме
Словарная игра «Съедобное - несъедобное»
Беседа: «Съедобные и несъедобные грибы»
Дидактическая игра: «Источники опасности в лесу»
Аппликация " Мухомор"
Четверг: Врачи – наши друзья
Объяснить детям необходимость своевременного обращения к врачу, научить
не бояться посещений врача, особенно зубного
Познакомить детей с номером телефона «03». Научить вызывать «скорую
медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес)
Сюжетно-ролевая игра "На приеме у врача", "Больница"
Дидактическая игра "Кому что нужн для работы"
Чтение сказки "Про бегимота который боялся прививок"
Раскраски по данной теме
Пятница: Я здоровье берегу - я здоровым быть хочу
Цель: Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций,
приносящих вред здоровью
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их
возбудителях (микробах, вирусах, учить детей заботиться и своем здоровье
Чтение: К. Чуковский «Айболит»
Беседа: "Как сохранить свое здоровье"
Сюжетно-ролевае игры "На приеме у врача", "Урок физкультуры"
Пальчиковая игра " Яздоровым быть хочу"
Чтение стихов о здоровье
3 неделя: Опасное вокруг нас
Понедельник: Ребенок и его старшие приятели
Цель: Научить ребенка говорить «нет», если старший приятель попытается
вовлечь его в опасную ситуацию
Беседа " Опасности вокруг нас"
Дидактическая игра "Что можно, что нельзя"
Чтение В.В Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Составление рассказа "Я и мой друг"
Вторник: Осторожно, злая собака!
Цель: Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны.
Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-
следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к
животным.
Беседа: «Животные – это не игрушка»
Обыгрывание игровых ситуаций
Сюжетно-ролевая игра "На приеме у ветеринара"
Настольные игры "Кто чем питается?", лото "Дикие и домашние животные"
Лепка "Щенок"
Среда: Бытовые опасности
Цель: Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна
и выглядывать из них, выходить одним на балкон.
Беседа "Чем опасны окна"
Дидактические игры: "Можно – нельзя"
Пальчиковая игра "Высота"
Сюжетно-ролевая игра "Наводим в доме порядок"
Аппликация "Многоэтажный дом"
Четверг: Опасные предметы
Цель: Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с
ними.
Беседа:«Колючие опасности», «Правила безопасности при работе с
ножницами»
Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр.
Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать с опасными
предметами.
Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы
Сюжетно-ролевая игра "Аталье"
Пятница: Не играй с огнем!
Цель: Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных
предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям
элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.
Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»
Беседа «Спички детям не игрушка"
Чтение сказки "Кошкин дом"
Сюжетно-ролевая игра "Приготовим обед"
Дидактическая игра "Что лишнее?"
Пальчиковая игра "Компот"
Раскраски на данную тему
4 неделя: Один дома. Незнакомцы
Понедельник:
«
Звонят! Откройте дверь!
»
Цель: Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый
человек и как вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь
приоткрыта или сломан замок.
Беседа "Один дома"
Чтении художественных произведений (например, русская народная сказка
«Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Инсценировка сказки "Заюшкина избушка" (кукольный театр)
Вторник: Чужая машина
Цель: Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и
вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина — ласковая и
приветливая.
Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины»
Игра с мячом "Что можно, что нельзя"
Аппликация "Легковая машина"
Среда: Не разговаривай с незнакомцами!
Цель: Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с
незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать: «нет» и
сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на
помощь
Беседы: «Знакомые и незнакомые люди», «Опасность непослушания»
Чтение К.И.Чуковский "Бармолей"
Обыгрывание различных ситуаций
Лепка "Человек"
Четверг:
«
У меня зазвонил телефон…
»
Цель: Дать знания о том, как себя вести, если ребёнок один в квартире и по
телефону позвонил незнакомый человек.
Беседа «У меня зазвонил телефон…»
Пальчиковая игра "Телефон"
Игры "Глухой телефон" и "Смешной телефон"
Конструирование из кирпичиков "Будка для телефона"
Пятница: Игры во дворе
Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут
возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам
предосторожности
Познавательная беседа «Арка в доме», «Опасности во дворе»
Сюжетно-ролевая игра "Погуляем во дворе"
Дидактическая игра "Опасности вокруг нас"
Рисование "Прогулка возле дома"
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
* Экскурсия к светофору
* Создание альбома "Опасность вокруг нас"
* Создание макета "Спички детям не игрушки!"
* Развлечение "Азбука безопасности"
Взаимодействие с родителями:
1.Оформление папок – передвижек, памяток.
- Памятка для родителей: «Причины детского дорожного – травматизма».
- Консультация для родителей по правилам дорожного движении,
антитеррору.
- Памятка для родителей водителей «Правила перевозки детей в автомобиле».
Результат проекта:
В ходе подготовки и реализации социального проекта по безопасности
«Страна безопасности» в группе среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет
у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных
ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются
устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки
поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о
средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к
безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим
поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных
представлений о собственной безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам
безопасности более интересным, доступным, значимым.