Автор: Порублева Маргарита Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и особенности работы с одаренными детьми в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ
ДЕТЬМИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Введение в проблематику
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
являясь
методологической
основой
современной
системы
дошкольного
воспитания,
провозглашает в
качестве одного из
фундаментальных принципов
необходимость построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка. В контексте данного
принципа
особую
актуальность
и
сложность
приобретает
вопрос
психолого-педагогического
сопровождения
детей,
опережающих
в
своем
развитии
сверстников
и
демонстрирующих исключительные
способности в различных сферах. Работа с одаренными детьми в
условиях
дошкольной
образовательной
организации
(ДОУ)
представляет
собой
целенаправленный,
системный
процесс,
требующий
от
педагогического
коллектива
глубоких
теоретических
знаний,
высокого
уровня
методической
грамотности
и
осознанной
готовности
к
реализации
индивидуальных
образовательных
маршрутов. Несмотря на то, что термин «одаренность» традиционно
ассоциируется со школьным или более старшим возрастом, именно в
дошкольном детстве закладывается фундамент будущих выдающихся
достижений, и именно в этот период грамотная поддержка со стороны
взрослых является наиболее продуктивной. Таким образом, целью
настоящей статьи
является
анализ
содержания,
методологических
основ
и
специфических
особенностей
работы
с
одаренными
дошкольниками сквозь призму требований и положений ФГОС ДО.
Понятие
детской
одаренности
в
контексте
дошкольного
образования
В
современной
психолого-педагогической
науке
одаренность
понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество
психики,
которое
определяет
возможность
достижения
человеком
более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или
нескольких
видах
деятельности по сравнению
с
другими
людьми.
Применительно к дошкольному возрасту критически важно избегать
узкой,
ограничительной
трактовки
данного
понятия.
Одаренность
ребенка-дошкольника
носит
преимущественно
потенциальный,
латентный
характер
и
зачастую
проявляется
не
в
академических
знаниях, что более свойственно школьному этапу, а в специфических
особенностях cognitive и эмоционально-волевой сферы.
Ключевыми
признаками,
позволяющими
заподозрить
наличие
одаренности у ребенка в условиях ДОУ, являются:
•
Любознательность
и
повышенная
познавательная
активность: неутолимая
потребность
в
новой
информации,
постоянное задавание глубоких, порой неожиданных вопросов,
стремление докопаться до сути явлений.
•
Сверхчувствительность
к
проблемам: способность
видеть
проблемы там, где другие дети их не замечают, критичность
мышления.
•
Оперирование большим объемом информации: способность
воспринимать,
запоминать
и
использовать
сложные
и
разнообразные сведения по интересующей теме.
•
Склонность к самостоятельной и сложной познавательной
деятельности: предпочтение сложных заданий, умение
длительно концентрироваться на деятельности, вызывающей
интерес.
•
Высокая скорость переработки информации и
обучения: быстрое схватывание новых понятий, принципов,
правил.
•
Оригинальность
мышления
и
воображения: нестандартные
подходы
к
решению
задач,
богатая
фантазия,
склонность
к
творческому преобразованию окружающей действительности.
•
Раннее увлечение определенным видом
деятельности: интенсивная поглощенность музыкой,
рисованием, конструированием, естественнонаучными
экспериментами и т.д.
Важно подчеркнуть, что одаренность может быть явной и скрытой,
что повышает ответственность педагога за своевременное выявление
таких детей. ФГОС ДО, ориентируя педагога на поддержку детской
инициативы и индивидуальности, создает нормативную базу для этой
работы.
Нормативно-методологические
основания
работы
в
соответствии с ФГОС ДО
ФГОС
ДО
не
содержит
прямых
указаний
на
работу
именно
с
одаренными детьми, что является его достоинством, а не недостатком.
Такой подход позволяет избежать риска «навешивания ярлыков» и
предполагает, что индивидуальный подход должен быть применен к
каждому ребенку, а к проявляющему незаурядные способности — в
особой мере. Косвенно необходимость данной работы вытекает из
ряда ключевых положений Стандарта.
Прежде
всего,
это принцип
индивидуализации
образования,
который
предполагает
построение
образовательного
процесса
с
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (интересов,
темпа
развития,
способностей).
Для
одаренного
дошкольника
индивидуализация означает предоставление ему возможностей для
углубленного изучения интересующих тем, доступа к более сложному
содержанию и материалам.
Во-вторых, положение
о
поддержке
инициативы
и
самостоятельности
детей в
различных
видах
деятельности.
Одаренные дети часто обладают ярко выраженной познавательной
инициативой, и
задача ДОУ
—
не подавить
ее унифицированной
программой, а создать условия для ее реализации через проектно-
исследовательскую
деятельность,
свободный
выбор
занятий,
вариативность образовательной среды.
В-третьих, требование
к
созданию
развивающей
предметно-
пространственной
среды
(РППС),
которая
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
Для
развития
одаренности
среда
должна
предоставлять
«вызов»
его
способностям,
включать
элементы
сложности,
стимулировать
поисковую активность и творчество.
В-четвертых, целевые ориентиры, обозначенные в Стандарте как
возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного
образования. Многие из них напрямую коррелируют с проявлениями
одаренности:
«ребенок
проявляет
любознательность»,
«склонен
наблюдать, экспериментировать», «обладает начальными знаниями о
себе,
природном
и
социальном
мире»,
«способен
к
принятию
собственных решений». Таким образом, работа с одаренными детьми
является
не
дополнительной
нагрузкой
для
ДОУ,
а
прямой
реализацией заложенных в ФГОС ДО принципов.
Содержание работы с одаренными детьми в ДОУ: от выявления
к развитию
Содержательный компонент работы с одаренными дошкольниками
представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов, образующих
непрерывный цикл педагогического сопровождения.
1. Этап идентификации (выявления).
Выявление одаренности — это не разовое «тестирование», а
длительный процесс наблюдения, анализа продуктов детской
деятельности и создания ситуаций, провоцирующих проявление
способностей. Основным методом здесь является педагогическое
наблюдение, которое должно быть целенаправленным и
фиксируемым (в виде дневников, карт наблюдения, портфолио
достижений ребенка). Важно привлекать к этому процессу всех
специалистов ДОУ: педагога-психолога (для диагностики cognitive и
личностных особенностей), учителя-логопеда (для оценки речевого
развития и вербальных способностей), инструктора по физической
культуре (для выявления психомоторной одаренности), музыкального
руководителя (для оценки музыкальных и артистических
способностей). Активное участие в выявлении принимают и родители
(законные представители), которые могут предоставить ценную
информацию о предпочтениях и особенностях поведения ребенка в
семье.
2. Этап разработки и реализации индивидуальной
образовательной траектории.
На основе собранной информации педагогический коллектив (чаще в
лице воспитателя и специалистов) разрабатывает индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ) для ребенка. Этот документ
является инструментом оперативной индивидуализации и включает:
•
Индивидуальную карту развития с выделением сильных сторон и
зон потенциального роста.
•
Конкретные образовательные цели и задачи на определенный
период.
•
Перечень содержательных модулей (углубленных тем, проектов),
форм и методов работы.
•
План обогащения развивающей среды под конкретные запросы
ребенка.
•
Формы и критерии оценки эффективности продвижения.
Реализация ИОМ происходит в нескольких плоскостях:
•
В рамках непосредственной образовательной деятельности
(НОД): через дифференциацию заданий, предоставление
ребенку роли «эксперта» или «помощника», использование
проблемных и исследовательских методов, введение
дополнительного материала повышенной сложности.
•
В процессе совместной и самостоятельной
деятельности: организация мини-исследований, проектов,
творческих мастерских, клубов по интересам (например, «Клуб
юных математиков», «Лаборатория почемучек»).
•
Во взаимодействии с семьями
воспитанников: консультирование родителей, совместное
планирование развития ребенка, рекомендации по созданию
развивающей среды дома, привлечение родителей как ресурса
(например, папа-инженер может провести мастер-класс по
конструированию).
3.
Этап
развития
и
обогащения
развивающей
предметно-
пространственной
среды.
Среда в группе должна быть спроектирована таким образом, чтобы
стимулировать сложные формы познания. Это предполагает:
•
Насыщенность центрами активности: не только традиционные
центры
«Науки»,
«Книги»
или
«Искусства»,
но
и
специализированные, например, центр логики и настольных игр,
центр
конструкторского
бюро
(с
чертежами
и
сложными
конструкторами), центр экспериментирования с микроскопами и
лупами.
•
Наличие
материалов
«на
вырост»: включение
в
среду
энциклопедий,
схем, алгоритмов, инструментов для реальной
деятельности
(настоящие
измерительные
приборы,
качественные
художественные
материалы),
элементов
символики (буквы, цифры, знаки).
•
Гибкость и трансформируемость: возможность
переоборудования пространства под нужды текущего проекта
или исследовательской задачи ребенка.
4. Этап мониторинга и рефлексии.
Постоянный мониторинг развития ребенка необходим для
корректировки ИОМ. Важно оценивать не только результативность
(достигнул ли поставленных целей), но и процессуальную сторону:
сохранился ли интерес ребенка, не возникли ли эмоциональные или
коммуникативные трудности. Оценка должна быть преимущественно
качественной, основанной на анализе продуктов деятельности
ребенка и наблюдении за его активностью.
Особенности
и
проблемные
аспекты
педагогического
сопровождения
Работа
с
одаренными
дошкольниками
сопряжена
с
рядом
специфических
особенностей
и
вызовов
для
педагогического
коллектива.
1. Риск «запрограммированного» развития. Существует соблазн
«натаскивания» ребенка в определенной области, что может привести
к
одностороннему
развитию
и
потере
познавательного
интереса.
Задача
педагога
—
не
сужать,
а,
напротив,
расширять
контекст
развития,
помогая
ребенку
выстраивать
межпредметные
связи
(например,
соединять
интерес
к
динозаврам
с
рисованием,
моделированием, чтением литературных текстов).
2.
Диссинхрония
развития. Неравномерность
развития
часто
свойственна одаренным детям. Опережение в intellectualной сфере
может
сочетаться
с
эмоциональной
ранимостью,
трудностями
в
коммуникации
со
сверстниками,
отставанием
в
развитии
мелкой
моторики. Педагог должен оказывать поддержку именно в «отстающих»
сферах,
чтобы
предотвратить
возникновение
психологических
проблем.
3.
Сложности
социальной
адаптации. Одаренные
дети
могут
испытывать трудности в нахождении общего языка с ровесниками из-
за
иных
интересов,
непонимания
со
стороны
других
детей,
что
порождает чувство одиночества. Задачей педагога является мягкая
интеграция такого ребенка в детский коллектив, создание ситуаций, где
его
знания
и
умения
будут
востребованы
и
признаны
группой
(например, роль консультанта в совместном проекте).
4.
Подготовка
педагогических
кадров. Эффективная
работа
с
одаренными детьми требует от воспитателя и специалистов высокой
профессиональной компетентности: знания психологии одаренности,
владения технологиями проблемного и проектного обучения, навыков
разработки
ИОМ,
а
также
личностных
качеств
—
гибкости,
толерантности, готовности к непрерывному самообразованию.
5.
Взаимодействие
с
семьей. Непонимание
родителями
особенностей развития их одаренного ребенка может manifestроваться
в двух крайностях: либо в игнорировании его способностей, либо в
чрезмерной
эксплуатации,
предъявлении
завышенных
требований.
Просветительская работа, психолого-педагогическое сопровождение
семьи являются неотъемлемой частью работы ДОУ.
Заключение
Организация работы с одаренными детьми в условиях дошкольной
образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО представляет
собой
многогранную,
системную
деятельность,
интегрированную в
общий образовательный процесс. Она не является обособленной или
элитарной, а выступает логическим следствием реализации принципов
индивидуализации, поддержки инициативы и создания благоприятных
условий для развития потенциала каждого ребенка. Успешность этой
работы напрямую зависит от способности педагогического коллектива
к созданию гибкой, обогащенной образовательной среды, владения
современными
технологиями
индивидуализации
и
выстраиванию
конструктивного
партнерства
с
семьями
воспитанников.
Ключевая
задача современного ДОУ заключается не в ранней селекции детей, а
в создании такой атмосферы, где любой ребенок, включая ребенка с
признаками
одаренности,
сможет
ощутить
радость
познания,
реализовать
свою
уникальность
и
приобрести
необходимый
социальный опыт для дальнейшего успешного развития на следующих
ступенях
образования.
Таким
образом,
работа
с
одаренными
дошкольниками
является
важнейшим
индикатором
качества
реализации самого ФГОС ДО и гуманистической направленности всей
системы дошкольного образования.