Напоминание

Содержание и особенности работы с одаренными детьми в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО


Автор: Порублева Маргарита Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 31
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Содержание и особенности работы с одаренными детьми в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ

ДЕТЬМИ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Введение в проблематику

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

являясь

методологической

основой

современной

системы

дошкольного

воспитания,

провозглашает в

качестве одного из

фундаментальных принципов

необходимость построения образовательной деятельности на основе

индивидуальных особенностей каждого ребенка. В контексте данного

принципа

особую

актуальность

и

сложность

приобретает

вопрос

психолого-педагогического

сопровождения

детей,

опережающих

в

своем

развитии

сверстников

и

демонстрирующих исключительные

способности в различных сферах. Работа с одаренными детьми в

условиях

дошкольной

образовательной

организации

(ДОУ)

представляет

собой

целенаправленный,

системный

процесс,

требующий

от

педагогического

коллектива

глубоких

теоретических

знаний,

высокого

уровня

методической

грамотности

и

осознанной

готовности

к

реализации

индивидуальных

образовательных

маршрутов. Несмотря на то, что термин «одаренность» традиционно

ассоциируется со школьным или более старшим возрастом, именно в

дошкольном детстве закладывается фундамент будущих выдающихся

достижений, и именно в этот период грамотная поддержка со стороны

взрослых является наиболее продуктивной. Таким образом, целью

настоящей статьи

является

анализ

содержания,

методологических

основ

и

специфических

особенностей

работы

с

одаренными

дошкольниками сквозь призму требований и положений ФГОС ДО.

Понятие

детской

одаренности

в

контексте

дошкольного

образования

В

современной

психолого-педагогической

науке

одаренность

понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество

психики,

которое

определяет

возможность

достижения

человеком

более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или

нескольких

видах

деятельности по сравнению

с

другими

людьми.

Применительно к дошкольному возрасту критически важно избегать

узкой,

ограничительной

трактовки

данного

понятия.

Одаренность

ребенка-дошкольника

носит

преимущественно

потенциальный,

латентный

характер

и

зачастую

проявляется

не

в

академических

знаниях, что более свойственно школьному этапу, а в специфических

особенностях cognitive и эмоционально-волевой сферы.

Ключевыми

признаками,

позволяющими

заподозрить

наличие

одаренности у ребенка в условиях ДОУ, являются:

Любознательность

и

повышенная

познавательная

активность: неутолимая

потребность

в

новой

информации,

постоянное задавание глубоких, порой неожиданных вопросов,

стремление докопаться до сути явлений.

Сверхчувствительность

к

проблемам: способность

видеть

проблемы там, где другие дети их не замечают, критичность

мышления.

Оперирование большим объемом информации: способность

воспринимать,

запоминать

и

использовать

сложные

и

разнообразные сведения по интересующей теме.

Склонность к самостоятельной и сложной познавательной

деятельности: предпочтение сложных заданий, умение

длительно концентрироваться на деятельности, вызывающей

интерес.

Высокая скорость переработки информации и

обучения: быстрое схватывание новых понятий, принципов,

правил.

Оригинальность

мышления

и

воображения: нестандартные

подходы

к

решению

задач,

богатая

фантазия,

склонность

к

творческому преобразованию окружающей действительности.

Раннее увлечение определенным видом

деятельности: интенсивная поглощенность музыкой,

рисованием, конструированием, естественнонаучными

экспериментами и т.д.

Важно подчеркнуть, что одаренность может быть явной и скрытой,

что повышает ответственность педагога за своевременное выявление

таких детей. ФГОС ДО, ориентируя педагога на поддержку детской

инициативы и индивидуальности, создает нормативную базу для этой

работы.

Нормативно-методологические

основания

работы

в

соответствии с ФГОС ДО

ФГОС

ДО

не

содержит

прямых

указаний

на

работу

именно

с

одаренными детьми, что является его достоинством, а не недостатком.

Такой подход позволяет избежать риска «навешивания ярлыков» и

предполагает, что индивидуальный подход должен быть применен к

каждому ребенку, а к проявляющему незаурядные способности — в

особой мере. Косвенно необходимость данной работы вытекает из

ряда ключевых положений Стандарта.

Прежде

всего,

это принцип

индивидуализации

образования,

который

предполагает

построение

образовательного

процесса

с

учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (интересов,

темпа

развития,

способностей).

Для

одаренного

дошкольника

индивидуализация означает предоставление ему возможностей для

углубленного изучения интересующих тем, доступа к более сложному

содержанию и материалам.

Во-вторых, положение

о

поддержке

инициативы

и

самостоятельности

детей в

различных

видах

деятельности.

Одаренные дети часто обладают ярко выраженной познавательной

инициативой, и

задача ДОУ

не подавить

ее унифицированной

программой, а создать условия для ее реализации через проектно-

исследовательскую

деятельность,

свободный

выбор

занятий,

вариативность образовательной среды.

В-третьих, требование

к

созданию

развивающей

предметно-

пространственной

среды

(РППС),

которая

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной,

вариативной,

доступной

и

безопасной.

Для

развития

одаренности

среда

должна

предоставлять

«вызов»

его

способностям,

включать

элементы

сложности,

стимулировать

поисковую активность и творчество.

В-четвертых, целевые ориентиры, обозначенные в Стандарте как

возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного

образования. Многие из них напрямую коррелируют с проявлениями

одаренности:

«ребенок

проявляет

любознательность»,

«склонен

наблюдать, экспериментировать», «обладает начальными знаниями о

себе,

природном

и

социальном

мире»,

«способен

к

принятию

собственных решений». Таким образом, работа с одаренными детьми

является

не

дополнительной

нагрузкой

для

ДОУ,

а

прямой

реализацией заложенных в ФГОС ДО принципов.

Содержание работы с одаренными детьми в ДОУ: от выявления

к развитию

Содержательный компонент работы с одаренными дошкольниками

представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов, образующих

непрерывный цикл педагогического сопровождения.

1. Этап идентификации (выявления).

Выявление одаренности — это не разовое «тестирование», а

длительный процесс наблюдения, анализа продуктов детской

деятельности и создания ситуаций, провоцирующих проявление

способностей. Основным методом здесь является педагогическое

наблюдение, которое должно быть целенаправленным и

фиксируемым (в виде дневников, карт наблюдения, портфолио

достижений ребенка). Важно привлекать к этому процессу всех

специалистов ДОУ: педагога-психолога (для диагностики cognitive и

личностных особенностей), учителя-логопеда (для оценки речевого

развития и вербальных способностей), инструктора по физической

культуре (для выявления психомоторной одаренности), музыкального

руководителя (для оценки музыкальных и артистических

способностей). Активное участие в выявлении принимают и родители

(законные представители), которые могут предоставить ценную

информацию о предпочтениях и особенностях поведения ребенка в

семье.

2. Этап разработки и реализации индивидуальной

образовательной траектории.

На основе собранной информации педагогический коллектив (чаще в

лице воспитателя и специалистов) разрабатывает индивидуальный

образовательный маршрут (ИОМ) для ребенка. Этот документ

является инструментом оперативной индивидуализации и включает:

Индивидуальную карту развития с выделением сильных сторон и

зон потенциального роста.

Конкретные образовательные цели и задачи на определенный

период.

Перечень содержательных модулей (углубленных тем, проектов),

форм и методов работы.

План обогащения развивающей среды под конкретные запросы

ребенка.

Формы и критерии оценки эффективности продвижения.

Реализация ИОМ происходит в нескольких плоскостях:

В рамках непосредственной образовательной деятельности

(НОД): через дифференциацию заданий, предоставление

ребенку роли «эксперта» или «помощника», использование

проблемных и исследовательских методов, введение

дополнительного материала повышенной сложности.

В процессе совместной и самостоятельной

деятельности: организация мини-исследований, проектов,

творческих мастерских, клубов по интересам (например, «Клуб

юных математиков», «Лаборатория почемучек»).

Во взаимодействии с семьями

воспитанников: консультирование родителей, совместное

планирование развития ребенка, рекомендации по созданию

развивающей среды дома, привлечение родителей как ресурса

(например, папа-инженер может провести мастер-класс по

конструированию).

3.

Этап

развития

и

обогащения

развивающей

предметно-

пространственной

среды.

Среда в группе должна быть спроектирована таким образом, чтобы

стимулировать сложные формы познания. Это предполагает:

Насыщенность центрами активности: не только традиционные

центры

«Науки»,

«Книги»

или

«Искусства»,

но

и

специализированные, например, центр логики и настольных игр,

центр

конструкторского

бюро

чертежами

и

сложными

конструкторами), центр экспериментирования с микроскопами и

лупами.

Наличие

материалов

«на

вырост»: включение

в

среду

энциклопедий,

схем, алгоритмов, инструментов для реальной

деятельности

(настоящие

измерительные

приборы,

качественные

художественные

материалы),

элементов

символики (буквы, цифры, знаки).

Гибкость и трансформируемость: возможность

переоборудования пространства под нужды текущего проекта

или исследовательской задачи ребенка.

4. Этап мониторинга и рефлексии.

Постоянный мониторинг развития ребенка необходим для

корректировки ИОМ. Важно оценивать не только результативность

(достигнул ли поставленных целей), но и процессуальную сторону:

сохранился ли интерес ребенка, не возникли ли эмоциональные или

коммуникативные трудности. Оценка должна быть преимущественно

качественной, основанной на анализе продуктов деятельности

ребенка и наблюдении за его активностью.

Особенности

и

проблемные

аспекты

педагогического

сопровождения

Работа

с

одаренными

дошкольниками

сопряжена

с

рядом

специфических

особенностей

и

вызовов

для

педагогического

коллектива.

1. Риск «запрограммированного» развития. Существует соблазн

«натаскивания» ребенка в определенной области, что может привести

к

одностороннему

развитию

и

потере

познавательного

интереса.

Задача

педагога

не

сужать,

а,

напротив,

расширять

контекст

развития,

помогая

ребенку

выстраивать

межпредметные

связи

(например,

соединять

интерес

к

динозаврам

с

рисованием,

моделированием, чтением литературных текстов).

2.

Диссинхрония

развития. Неравномерность

развития

часто

свойственна одаренным детям. Опережение в intellectualной сфере

может

сочетаться

с

эмоциональной

ранимостью,

трудностями

в

коммуникации

со

сверстниками,

отставанием

в

развитии

мелкой

моторики. Педагог должен оказывать поддержку именно в «отстающих»

сферах,

чтобы

предотвратить

возникновение

психологических

проблем.

3.

Сложности

социальной

адаптации. Одаренные

дети

могут

испытывать трудности в нахождении общего языка с ровесниками из-

за

иных

интересов,

непонимания

со

стороны

других

детей,

что

порождает чувство одиночества. Задачей педагога является мягкая

интеграция такого ребенка в детский коллектив, создание ситуаций, где

его

знания

и

умения

будут

востребованы

и

признаны

группой

(например, роль консультанта в совместном проекте).

4.

Подготовка

педагогических

кадров. Эффективная

работа

с

одаренными детьми требует от воспитателя и специалистов высокой

профессиональной компетентности: знания психологии одаренности,

владения технологиями проблемного и проектного обучения, навыков

разработки

ИОМ,

а

также

личностных

качеств

гибкости,

толерантности, готовности к непрерывному самообразованию.

5.

Взаимодействие

с

семьей. Непонимание

родителями

особенностей развития их одаренного ребенка может manifestроваться

в двух крайностях: либо в игнорировании его способностей, либо в

чрезмерной

эксплуатации,

предъявлении

завышенных

требований.

Просветительская работа, психолого-педагогическое сопровождение

семьи являются неотъемлемой частью работы ДОУ.

Заключение

Организация работы с одаренными детьми в условиях дошкольной

образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО представляет

собой

многогранную,

системную

деятельность,

интегрированную в

общий образовательный процесс. Она не является обособленной или

элитарной, а выступает логическим следствием реализации принципов

индивидуализации, поддержки инициативы и создания благоприятных

условий для развития потенциала каждого ребенка. Успешность этой

работы напрямую зависит от способности педагогического коллектива

к созданию гибкой, обогащенной образовательной среды, владения

современными

технологиями

индивидуализации

и

выстраиванию

конструктивного

партнерства

с

семьями

воспитанников.

Ключевая

задача современного ДОУ заключается не в ранней селекции детей, а

в создании такой атмосферы, где любой ребенок, включая ребенка с

признаками

одаренности,

сможет

ощутить

радость

познания,

реализовать

свою

уникальность

и

приобрести

необходимый

социальный опыт для дальнейшего успешного развития на следующих

ступенях

образования.

Таким

образом,

работа

с

одаренными

дошкольниками

является

важнейшим

индикатором

качества

реализации самого ФГОС ДО и гуманистической направленности всей

системы дошкольного образования.



В раздел образования