Напоминание

реформы Екатерины 2


Автор: Асанов Юрий Михайлович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: реформы Екатерины 2
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока по истории для 8 класса

Тема: «Реформы Екатерины II»

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с

элементами дискуссии)

Цель: сформировать у учащихся представление о реформах

Екатерины II, их значении для России.

План урока (40 минут)

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса.

Оглашение темы и плана урока.

Проблемный вопрос для начала урока:

«Почему реформы Екатерины II, основанные на идеях

свободы и просвещения, в итоге укрепили крепостное

право и власть дворян?»

Этот вопрос создаёт интеллектуальное противоречие:

С одной стороны, Екатерина II говорила о равенстве,

справедливости и даже писала «Наказ» с прогрессивными

идеями.

С другой – при ней крепостничество достигло пика, а дворяне

получили огромные привилегии.

Как это работает в уроке?

Провоцирует дискуссию – ученики могут высказать первые

гипотезы.

Задаёт вектор изучения темы – в ходе урока они должны

найти ответ, анализируя реформы.

Подводит к выводам – покажет, что даже «просвещённый»

абсолютизм служил интересам власти и элит.

Альтернативные варианты проблемных вопросов:

«Могла ли Екатерина II отменить крепостное право, если

она называла его “бесчеловечным”?»

«Почему “золотой век дворянства” стал временем

закабаления крестьян?»

Вопрос можно написать на доске или озвучить после краткого

вступления о противоречивости эпохи.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Фронтальный опрос:

1

1.

Какие периоды русской истории предшествовали правлению

Екатерины II?

2.

Какие преобразования Петра I повлияли на дальнейшее

развитие России?

3.

Как называлась эпоха правления Екатерины II?

(Просвещённый абсолютизм)

Мотивация:

«Как вы думаете, почему Екатерину II называют “Великой”?

Какие изменения она внесла в жизнь страны?»

3. Изучение нового материала (20 мин.)

а) Просвещённый абсолютизм Екатерины II (5 мин.)

Краткая характеристика эпохи (влияние идей Вольтера,

Монтескьё).

Задание: прочитать выдержки из «Наказа» Уложенной

комиссии и ответить: какие идеи Просвещения здесь

отражены?

б) Основные реформы (10 мин.)

Губернская реформа (1775): разделение страны на губернии,

усиление власти наместников.

Жалованные грамоты дворянству и городам

(1785): привилегии дворян, самоуправление для городов.

Церковная политика: секуляризация церковных земель

(1764).

Образование: создание Воспитательных домов, Смольного

института.

Работа с картой: показать изменения административного деления

России.

в) Значение реформ (5 мин.)

Усиление централизации власти.

Рост привилегий дворянства.

Развитие образования и культуры.

г) Закрепление (8 мин.)

4.

Групповая работа (по вариантам):

1.

1 группа: Составить таблицу «Реформы Екатерины II»

(название, год, суть).

2

2.

2 группа: Написать текст на тему «Просвещённый

абсолютизм».

3.

3 группа: Обсудить, какие реформы оказались наиболее

эффективными и почему.

Обсуждение результатов.

5. Рефлексия и домашнее задание (5 мин.)

Рефлексия:

o

«Что нового вы узнали? Какая реформа вас удивила

больше всего?»

Домашнее задание:

o

Параграф учебника, письменно ответить на

вопрос: «Можно ли считать политику Екатерины II

прогрессивной? Аргументируйте».

o

По желанию: подготовить сообщение о личности

Екатерины II.

Оборудование:

Учебник, карта «Российская империя в XVIII веке».

Раздаточный материал: отрывки из «Наказа» Уложенной

комиссии.

Мультимедийная презентация (при наличии техники).

Методические рекомендации:

Использовать приём «мозгового штурма» при обсуждении

значения реформ.

Связывать исторический материал с современностью

(например, обсуждение роли образования).

Урок сочетает подачу материала, анализ источников и активную

работу учащихся.

Изучение нового материала (20 минут)

1. Просвещённый абсолютизм Екатерины II (5 мин.)

Учитель:

«Екатерина II называла себя “философом на троне” и

переписывалась с Вольтером и Дидро. Она пыталась соединить

абсолютную власть монарха с идеями Просвещения — отсюда и

термин “просвещённый абсолютизм”. Но насколько эти идеи

реализовались в России?»

3

Работа с документом (раздаточный материал):

Ученики читают отрывки из «Наказа» Уложенной комиссии

(1767 г.), где Екатерина пишет о равенстве граждан перед

законом, необходимости справедливого суда и отмене

«жестоких наказаний».

Вопросы для обсуждения:

1.

Какие европейские идеи вы видите в тексте?

2.

Почему многие пункты «Наказа» так и остались на

бумаге?

Вывод: Екатерина хотела модернизировать страну, но её реформы

часто противоречили интересам дворянства — главной опоры

трона.

2. Основные реформы (10 мин.)

Учитель рисует на доске схему «Реформы Екатерины II» и

заполняет её вместе с учениками.

Реформа

Год

Суть

Последствия

Губернская

реформа

1775

Разделила

Россию на 50

губерний во главе

с наместниками.

Уезды

контролировали

капитаны-

исправники.

Усилила

контроль центра

над регионами,

но увеличила

чиновничий

аппарат.

Жалованная

грамота

дворянству

1785

Подтвердила

привилегии

дворян:

освобождение от

службы, право

суда только над

сословным

судом, владение

крепостными.

Дворянство

стало самым

могущественным

сословием.

Жалованная

1785

Создала

Дала городам

4

Реформа

Год

Суть

Последствия

грамота городам

городские думы,

разделила

горожан на 6

разрядов (купцы,

ремесленники и

др.).

самоуправление,

но реальная

власть осталась у

чиновников.

Секуляризация

церковных

земель

1764

Передала

монастырские

земли

государству, а

крестьян

перевела в разряд

государственных.

Усилила казну,

но вызвала

недовольство

духовенства.

Образовательные

реформы

1760–

1780-

е

Открыты

Воспитательный

дом в Москве,

Смольный

институт,

народные

училища.

Заложены

основы светского

образования, но

учились в

основном дети

дворян.

Работа с картой:

Показать, как изменилось административное деление России

после 1775 года (сравнить с допетровскими уездами).

Вопрос для размышления:

«Почему, расширяя права дворян и городов, Екатерина II не дала

свободу крестьянам?»

3. Значение реформ (5 мин.)

Дискуссия в парах:

1.

Какие реформы укрепили власть императрицы? (Губернская,

церковная)

2.

Какие усилили социальное неравенство? (Жалованные

грамоты)

5

3.

Можно ли назвать политику Екатерины II последовательной?

Почему?

Выводы учителя:

Реформы сделали управление страной более эффективным, но

закрепили сословные привилегии.

Идеи Просвещения применялись выборочно: образование

развивалось, а крепостничество — ужесточалось.

Заключительная реплика:

«Таким образом, Екатерина II стремилась к “просвещённой”

монархии, но её политика осталась компромиссом между

идеалами и реальной властью».

Методический комментарий:

Для наглядности использовать таблицу на доске или

проекторе.

Связывать каждый пункт с проблемным вопросом урока

(«Почему свобода не коснулась крестьян?»).

Активно вовлекать учеников через обсуждение документов и

карты.

очень сухо более вдохновенно о реформах

текст: Изучение нового материала (20 минут)

1. Просвещённый абсолютизм: мечты и реальность (5 мин.)

"Представьте: на русском престоле — женщина, которая читает

Вольтера, спорит с Дидро и всерьёз рассуждает о свободе и

равенстве. Это Екатерина II — императрица, называвшая себя

'ученицей философов'. Но что происходит, когда высокие идеи

Просвещения сталкиваются с русской действительностью?"

Работа с документом:

Раздаю вам копии страниц из знаменитого «Наказа» Екатерины.

Вот она пишет: "Государь есть самодержавный; ибо никакая

другая власть не может действовать сходно с пространством

толь великого государства..." Но тут же добавляет: "Равенство

всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем

же законам".

Как вы думаете, почему эти слова звучат так современно?

Заметили противоречие? С одной стороны — абсолютная

власть, с другой — равенство перед законом. Как это

сочетается?

6

"Вот в этом вся Екатерина — между мечтой о справедливости и

железной хваткой власти"

2. Реформы: великие замыслы и неожиданные последствия (10

мин.)

1. Губернская реформа (1775) — революция в управлении

"Представьте: раньше вся Россия делилась на 20 огромных

губерний, где царил хаос. Екатерина берёт цветные мелки

(показываю на карте) и буквально разрисовывает страну заново —

50 аккуратных губерний, как кусочки мозаики. Каждая — с своим

судом, казной, даже приказом общественного призрения (это

прообраз социальной службы!)."

Но вот вопрос:

Как вы думаете, почему, увеличив число чиновников в 5 раз,

Екатерина не побоялась бюрократии?

2. Жалованные грамоты (1785) — дворянам вольность, городам

дыхание

"1785 год. В парадном зале Зимнего дворца разворачивается

настоящий спектакль: императрица вручает две 'грамоты на

вольность' — как золотые ключи к новому порядку."

Дворянам: "Вот вам, милые, вечная свобода от службы (если

не хотите), свои суды, даже право заводить фабрики!"

Городам: "А вам — выборные мэры, гильдии для купцов,

первый в истории герб для каждого города!"

Но... (драматическая пауза)

Кто заметил, кого забыли в этом празднике вольностей?

(Крестьян!) Почему?

3. Церковная реформа — удар по монастырям

*"1764 год. Монахи в ужасе: Екатерина забирает у них земли!

'Секуляризация' — страшное слово, означающее, что теперь 2

миллиона крестьян будут платить налоги не монастырю, а

государству. Казна ликует: +1,5 млн рублей в год! Но... что теряет

народ?"*

4. Образовательные реформы — первые шаги

"В Петербурге открывается Смольный институт — школа для

девочек! (Шёпотом) Хотя учат там в основном хорошим

манерам. По всей стране появляются 'народные училища' — но

крестьянских детей туда почти не берут. Почему реформы

7

образования напоминают роскошный торт, который достался

лишь избранным?"

Значение: между прогрессом и крепостничеством (5 мин.)

"Давайте представим Россию екатерининских времён как

огромный корабль. С одной стороны — блестящие паруса (указы о

вольностях, академии, новые города). С другой — тяжёлый якорь

(крепостное право, которое при Екатерине стало ещё суровее).

Групповое задание:

1 группа — защищает Екатерину: "Она сделала максимум

возможного в тех условиях!"

2 группа — обвиняет: "Она предала идеалы Просвещения!"

3 группа — судьи: чьи аргументы убедительнее?

"Вот вам и главная загадка её правления: как при 'просвещённой'

императрице крестьяне потеряли последние права? Может быть,

ответ в её же словах: 'Моя власть — для блага империи, даже

если кому-то это не нравится'..."

Методический приём:

Использую приём исторического парадокса ("Как философ

на троне укрепляла крепостничество?")

Ввожу персонажей (крестьянин, дворянин, купец — как они

восприняли реформы?)

Сравнение с пазлом, кораблём, театральным действом делает

материал живым

Важно: поддерживать эмоциональный ритм — от восторга перед

смелыми реформами к разочарованию их незавершённостью.

хорошо, сейчас это осмыслю завтра продолжим

Отлично! Завтра с новыми силами продолжим погружение в эпоху

Екатерины Великой. Подумайте над этими вопросами, которые

сделают наш следующий урок ещё интереснее:

1.

Для размышления:

o

Если бы вам довелось дать совет Екатерине II,

какую одну реформу вы бы предложили изменить в

первую очередь? Почему?

o

Как вы думаете, почему императрица, переписывавшаяся

с Вольтером, так и не освободила крестьян?

8

2.

Творческое задание (по желанию):

o

Попробуйте представить себя журналистом XVIII века.

Напишите короткую «газетную заметку» об одной из

реформ — хвалебную или критическую (как вам больше

нравится!).

Приложение:А) видеофильм Rutube Империя: Екатерина II/4 серия

9



В раздел образования