Автор: Порублева Маргарита Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: заведующий
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Валеологическое развитие детей средствами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Валеологическое развитие детей средствами
театрализованной деятельности в детском саду.
Заведующий МБДОУ детского сада №31 Порублева Маргарита Петровна
г. Ангарск
Валеологическое развитие ребенка связано с новым видом деятельности, а
в детском учреждении он, по праву. считается особенно важным и
необходимым в условиях, предупреждающих перегрузки и вхождение ребенка
в социальное пространство. Именно валеологическое развитие непосредственно
направлено на гармонизацию ребенка и формирование его индивидуального
здоровья. В целом, валеологическое образование уже входит во все виды
деятельности ребенка в детском саду: учебную (речевая, экологическая
культура, представление о человеке в истории и культуре и т.д.),
изобразительную, конструктивную, музыкальную, театрализованную, игровую,
сочетая как обучение, так и воспитание. Здесь мы едины с исследователями в
области экологического образования о том, что валеологическое развитие –
это самодеятельность ребенка, организованная с помощью воспитателя и
определяющая самопознание, самооценку, самореализацию и
саморегуляцию (Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина и др.). Опираясь на
исследование П.П. Блонского о том, что цель воспитания не может быть чем-то
заданным, а «должна вытекать из генезиса природы ребенка», мы вслед за
автором полагаем, что всякое воспитание должно быть природосообразным.
Учитывая это, в детском учреждении мы можем создать для ребенка такие
условия, которые способствовали бы его движению по пути индивидуального
здравосозидания. Воспитатель не только может, но и должен обеспечить
сохранение здоровья ребенка, дать ему систему валеологических
знаний,
мотивировать на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия
индивидуальных резервов и возможностей детского организма. Но, чтобы
развивать естественные потенции ребенка, необходимо самим знать эти
закономерности и включить в этот процесс самого ребенка.
ТЕХНОЛОГИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(В УСЛОВИЯХ ДОУ)
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
НАВЫКОВ
САМОРЕГУЛЯЦ
ИИ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОЙ
СПОСОБНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
СИНЕСТЕЗИЧЕСКОЙ
СПОСОБНОСТИ
ТЕХНОЛОГИЯ
ВИБРАЦИОННО-
ВОКАЛЬНОГО И
ДЫХАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Некоторые принципы и методы валеологического сопровождения и
образования
уже
осуществлялись
в
нашем
ДОУ,
но
носили
не
систематизированный, а фрагментарный характер. Встал вопрос: с помощью
каких
технологий
мы могли бы обеспечить процесс валеологического
развития детей?
«Запустить в действие» (Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина) основной
механизм
формирования
индивидуального
здоровья
можно
через
художественно-творческую
деятельность,
опираясь
на
присущую
этому
возрасту
креативность.
Валеологическое
развитие
детей
необходимо
осуществлять
поэтапно.
В
основу
нашей
технологии
было
положено
утверждение о влиянии художественно-творческой деятельности ребенка на
формирование и развитие его здоровья. И здесь важно осознание цели
деятельности, которая представлена в следующей схеме [2 ].
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТИ
К
САМОПОЗНАН
ИЮ И
САМООЦЕНКЕ
Остановимся на технологиях развития креативных и синестезических
способностей.
Технология
развития
креативных
способностей
включает
работу
над
воображением,
творческой
рефлексией,
выразительными движениями. Развитие ребенка методом воображения –
важный этап в его жизни. Он связан с активным развитием рефлексии. Метод
воображения позволяет подготовить человека к осознанному, духовно-
нравственному способу жизни, своему внутреннему «Я».
Как известно,
воображение
у дошкольников заключается в создании новых образов путем
переработки
имеющихся
представлений.
Технология
включает
систему
эмоционально
насыщенных
упражнений,
состоящих
из
элементов
психогимнастики, а также игр на подражание, на передачу ярких образов с
использованием
музыкальных
фрагментов
(«Иди
ко
мне»,
«Уходи»,
«Любопытный», «Кто в домике живет», «Тяжелый чемодан», «Два цыпленка»,
«Сидит пес», «Ходят куры», «Жеребенок», «Котенок» и др.) [1,3].
Для развития креативных способностей нами широко используются
танцевальные
и песенные
импровизации, элементы ритмической мозаики
(«Три медведя», «Спойте свое имя», «Диалоги», «Вопрос – ответ»).
Технология развития синестезических способностей
состоит из 5
сенсорных каналов: визуального, аудиального, осмического, тактильного,
вкусового. Синестезия – совместное чувствование, одновременное ощущение.
Она присуща каждому человеку и синестезические ощущения можно вызвать у
любого человека либо сразу, либо при небольшом творческом усилии. Развитие
у детей дошкольного возраста синестезических способностей – важнейшая цель
валеологического развития, т. к. позволяет каждому ребенку раскрыть
внутренний
потенциал
своего
организма,
научиться
воспринимать
окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы.
Все это – путь к самопознанию и саморегуляции.
Технология формирования слуховых образов включает в себя различные
игры и упражнения, такие как «Подумай – отгадай», «Звуки разные бывают»,
«3 поросенка», «Ступеньки», «Угадай, на чем играю», «Музыкальные загадки»
и др.
Формирование
зрительных образов
осуществляется через
упражнения: «Сделай, как я», «Море волнуется», «Лепим фигуры»,
«Скульптор» и др. Зрительно – слуховые образы складываются путем
прослушивания различных шумов, театральных звуков, звуков
природы, звонков, звучания музыкальных инструментов и др. При
формировании тактильных образов используется мягкая игрушка.
Детям
предлагаются
различные
задания:
потрогать
игрушку
пальчиками рук, ладошками, погладить, прижать к груди, к щеке и
др. Формирование
обонятельных образов
происходит в играх:
«Угадай по запаху», «Что мы делаем во время завтрака» и др.
Вкусовые образы
также формируются в процессе использования
игровых форм: «Опишите вкус булочки, яблока, апельсина, конфеты»
и др.
Главное условие для правильного выполнения этих упражнений
–
эмоциональное
переживание.
Возникновение
образа
должно
приносить ребенку радость, стать увлекательной игрой, сказкой на
перевоплощение. У каждого ребенка должен получиться свой образ,
не похожий на образ другого. Игры и упражнения применяются как в
повседневной жизни, так и в организованной деятельности детей.
Данная статья – есть попытка обосновать систему
валеологической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ на
пути формирования валеологической культуры ребенка средствами
художественно-эстетической
деятельности,
в
том
числе
театрализованной.
Литература
1.Антипина А.Е.Театрализованная деятельность в детском саду. – М.:
«Творческий центр», 2003.
2. Симошина Л.В., Татарникова Л.Г.Педагогическая валеология. Генезис.
Тенденции развития. - Изд-е 2-ое СПб.: «PETROC»,1997.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.