Напоминание

Валеологическое развитие детей средствами театрализованной деятельности


Автор: Порублева Маргарита Петровна
Должность: заведующий
Учебное заведение: заведующий
Населённый пункт: город Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Валеологическое развитие детей средствами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Валеологическое развитие детей средствами

театрализованной деятельности в детском саду.

Заведующий МБДОУ детского сада №31 Порублева Маргарита Петровна

г. Ангарск

Валеологическое развитие ребенка связано с новым видом деятельности, а

в детском учреждении он, по праву. считается особенно важным и

необходимым в условиях, предупреждающих перегрузки и вхождение ребенка

в социальное пространство. Именно валеологическое развитие непосредственно

направлено на гармонизацию ребенка и формирование его индивидуального

здоровья. В целом, валеологическое образование уже входит во все виды

деятельности ребенка в детском саду: учебную (речевая, экологическая

культура, представление о человеке в истории и культуре и т.д.),

изобразительную, конструктивную, музыкальную, театрализованную, игровую,

сочетая как обучение, так и воспитание. Здесь мы едины с исследователями в

области экологического образования о том, что валеологическое развитие –

это самодеятельность ребенка, организованная с помощью воспитателя и

определяющая самопознание, самооценку, самореализацию и

саморегуляцию (Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина и др.). Опираясь на

исследование П.П. Блонского о том, что цель воспитания не может быть чем-то

заданным, а «должна вытекать из генезиса природы ребенка», мы вслед за

автором полагаем, что всякое воспитание должно быть природосообразным.

Учитывая это, в детском учреждении мы можем создать для ребенка такие

условия, которые способствовали бы его движению по пути индивидуального

здравосозидания. Воспитатель не только может, но и должен обеспечить

сохранение здоровья ребенка, дать ему систему валеологических

знаний,

мотивировать на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия

индивидуальных резервов и возможностей детского организма. Но, чтобы

развивать естественные потенции ребенка, необходимо самим знать эти

закономерности и включить в этот процесс самого ребенка.

ТЕХНОЛОГИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(В УСЛОВИЯХ ДОУ)

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

НАВЫКОВ

САМОРЕГУЛЯЦ

ИИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

КРЕАТИВНОЙ

СПОСОБНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

СИНЕСТЕЗИЧЕСКОЙ

СПОСОБНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ

ВИБРАЦИОННО-

ВОКАЛЬНОГО И

ДЫХАТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Некоторые принципы и методы валеологического сопровождения и

образования

уже

осуществлялись

в

нашем

ДОУ,

но

носили

не

систематизированный, а фрагментарный характер. Встал вопрос: с помощью

каких

технологий

мы могли бы обеспечить процесс валеологического

развития детей?

«Запустить в действие» (Л.Г. Татарникова, Л.В. Симошина) основной

механизм

формирования

индивидуального

здоровья

можно

через

художественно-творческую

деятельность,

опираясь

на

присущую

этому

возрасту

креативность.

Валеологическое

развитие

детей

необходимо

осуществлять

поэтапно.

В

основу

нашей

технологии

было

положено

утверждение о влиянии художественно-творческой деятельности ребенка на

формирование и развитие его здоровья. И здесь важно осознание цели

деятельности, которая представлена в следующей схеме [2 ].

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

СПОСОБНОСТИ

К

САМОПОЗНАН

ИЮ И

САМООЦЕНКЕ

Остановимся на технологиях развития креативных и синестезических

способностей.

Технология

развития

креативных

способностей

включает

работу

над

воображением,

творческой

рефлексией,

выразительными движениями. Развитие ребенка методом воображения –

важный этап в его жизни. Он связан с активным развитием рефлексии. Метод

воображения позволяет подготовить человека к осознанному, духовно-

нравственному способу жизни, своему внутреннему «Я».

Как известно,

воображение

у дошкольников заключается в создании новых образов путем

переработки

имеющихся

представлений.

Технология

включает

систему

эмоционально

насыщенных

упражнений,

состоящих

из

элементов

психогимнастики, а также игр на подражание, на передачу ярких образов с

использованием

музыкальных

фрагментов

(«Иди

ко

мне»,

«Уходи»,

«Любопытный», «Кто в домике живет», «Тяжелый чемодан», «Два цыпленка»,

«Сидит пес», «Ходят куры», «Жеребенок», «Котенок» и др.) [1,3].

Для развития креативных способностей нами широко используются

танцевальные

и песенные

импровизации, элементы ритмической мозаики

(«Три медведя», «Спойте свое имя», «Диалоги», «Вопрос – ответ»).

Технология развития синестезических способностей

состоит из 5

сенсорных каналов: визуального, аудиального, осмического, тактильного,

вкусового. Синестезия – совместное чувствование, одновременное ощущение.

Она присуща каждому человеку и синестезические ощущения можно вызвать у

любого человека либо сразу, либо при небольшом творческом усилии. Развитие

у детей дошкольного возраста синестезических способностей – важнейшая цель

валеологического развития, т. к. позволяет каждому ребенку раскрыть

внутренний

потенциал

своего

организма,

научиться

воспринимать

окружающий мир целостно, включая все сенсорные каналы.

Все это – путь к самопознанию и саморегуляции.

Технология формирования слуховых образов включает в себя различные

игры и упражнения, такие как «Подумай – отгадай», «Звуки разные бывают»,

«3 поросенка», «Ступеньки», «Угадай, на чем играю», «Музыкальные загадки»

и др.

Формирование

зрительных образов

осуществляется через

упражнения: «Сделай, как я», «Море волнуется», «Лепим фигуры»,

«Скульптор» и др. Зрительно – слуховые образы складываются путем

прослушивания различных шумов, театральных звуков, звуков

природы, звонков, звучания музыкальных инструментов и др. При

формировании тактильных образов используется мягкая игрушка.

Детям

предлагаются

различные

задания:

потрогать

игрушку

пальчиками рук, ладошками, погладить, прижать к груди, к щеке и

др. Формирование

обонятельных образов

происходит в играх:

«Угадай по запаху», «Что мы делаем во время завтрака» и др.

Вкусовые образы

также формируются в процессе использования

игровых форм: «Опишите вкус булочки, яблока, апельсина, конфеты»

и др.

Главное условие для правильного выполнения этих упражнений

эмоциональное

переживание.

Возникновение

образа

должно

приносить ребенку радость, стать увлекательной игрой, сказкой на

перевоплощение. У каждого ребенка должен получиться свой образ,

не похожий на образ другого. Игры и упражнения применяются как в

повседневной жизни, так и в организованной деятельности детей.

Данная статья – есть попытка обосновать систему

валеологической деятельности воспитателей и специалистов ДОУ на

пути формирования валеологической культуры ребенка средствами

художественно-эстетической

деятельности,

в

том

числе

театрализованной.

Литература

1.Антипина А.Е.Театрализованная деятельность в детском саду. – М.:

«Творческий центр», 2003.

2. Симошина Л.В., Татарникова Л.Г.Педагогическая валеология. Генезис.

Тенденции развития. - Изд-е 2-ое СПб.: «PETROC»,1997.

3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.



В раздел образования