Напоминание

"Путешествие в волшебный город"


Автор: Прокина Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад "Мишутка" №3
Населённый пункт: Кемеровская область, п. Зеленогорский
Наименование материала: Проект
Тема: "Путешествие в волшебный город"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Зеленогорский детский сад №3 «Мишутка» Педагогический проект «Увлекательное путешествие в волшебный город» Выполнила: воспитатель Прокина Ю.В. 2015 г.
Педагогический проект

«Увлекательное путешествие в волшебный город»


По доминирующему методу -
творческий.
По характеру содержания –
дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
По характеру участия ребенка в проекте –
участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов –
внутри группы.
По количеству участников –
групповой.
По продолжительности –
долгосрочный.
Сроки реализации проекта:
начало 19.11.14г. окончание 06.04.15г
Место реализации проекта
Зеленогорский детский сад №3
Актуальность темы
К.Д.Ушинский:…в игре же дитя - зреющий человек , 2 3
пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО развивая этот принцип, определяет, что работа в детском саду должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекватности дошкольного образования. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Сюжетно- ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей, коллективного мышления. 2 4

Ц е л ь :
Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
 Обогащение жизненного опыта детей. Обогащения игрового опыта детей.  Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязные игровые задачи. Обучение детей младшего дошкольного возраста сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.  Развивать познавательные способности детей.  Воспитывать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Методы реализации задач:
 Поиск информации в специальных источниках.  Информационно-образовательная работа с детьми.
Основные результаты, которые предполагается получить:
 Развёртывание детьми условных действий с игрушкой, предметом- заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать действие, начатое партнёром.  Преобладание положительных эмоций;  Способность сдерживать негативные эмоции;  Изменение характера общения с использованием сюжетно-ролевых игр Формирование коммуникативных навыков У
частники проекта
Дети младшего возраста (2 – 3 года)
Перспективный план работы с детьми на 2014г. – 2015г.
2 5



Игровая ситуация

Сбор информации

Сроки
октябрь «Кукла Катя хочет есть» 1. Беседа об игровой ситуации с детьми. 2 . Р а с с м а т р и в а н и е и л л ю с т р а ц и й , к а р т и н п о игровой ситуации 3. Рассказ во спитателя о назначении посуды. 4. Дидактическая игра «Назови посуду» 5. Сюжетно - ролевая игра «Накорми куклу Катю» 1-я нед е ля октября 2-я нед е ля октября 3-я нед е ля октября 4-я нед е ля октября ноябрь « К у к л а К а т я проснулась» 1. Беседа об игровой ситуации 2. Рассматривание сюжетных картинок. 3. Рассказ воспитателя о 1-я нед е ля ноября 2-я нед е ля ноября декабрь «Выздоровление куклы Кати» 1. Беседа об игровой ситуации 2.Рассматривание картинок с детьми 3. Чт е ние К . Ч у ко в с ко го 1-я нед е ля декабря 2-я нед е ля декабря февраль « К у к л а К а т я испачкала платье» 1. Беседа об игровой ситуации 2.Рассматривание сюжетных картин с детьми 3. Чтение художе ственной 1-я нед е ля февраля 2-я нед е ля февраля март «Семья» 1.Рассматривание семейных фотографий. 2. Беседа с детьми об их семьях. 1-я нед е ля марта 2-я нед е ля марта апрель «Автобус» 1. Прослушивание песенки Михалкова «Мы едем, едем, едем». 2. Рассматривание альбома 1-я нед е ля апреля май «Больница» 1. Экскурсия в медицинский кабинет. 2. Наблюдение за работой медицинской сестры. 3.Беседа о профессии врача, медсестры. 4. Сюжетно-ролевая и г р а «Больница» 1-я нед е ля мая 2-я нед е ля мая 3-я нед е ля мая 4-я нед е ля мая  Воспитатель группы: реализация проекта через взаимодействие с родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с 2 6
детьми, совместное обсуждение планирования мероприятий по сюжетно-ролевым играм  Родители: активные участники  Музыкальный руководитель: активное, тесное сотрудничество.  Старший воспитатель: помощь в подборе научной и методической литературы, консультаций и методических рекомендаций
Этапы реализации проекта

Этап 1 - теоретический
 Выявление проблемы;  Формирование цели и задач;  Подбор методической литературы;  Разработка проекта.
Этап 2 – практический
 Определение содержания работы по каждому из этапов сюжетно- ролевой игры.  Составление плана занятий игровых ситуаций  Подбор консультаций для родителей
Этап 3 - итоговый
 Подведение итогов работы.  Определение задач на будущее  Определение практической значимости проекта
Заключение
2 7
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать коммуникативные способности детей, их фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Дети стали общаться лучше между собой в процессе сюжетно-ролевых игр. Играя вместе, дети начинают учитывать желания действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развития общения детей в этот период. Использование сюжетно-ролевых игр в своей работе с детьми помогло сформировать способности контролировать своё поведение нравственной формой: сдерживать агрессию, появление доброжелательности. У детей возросла уверенность в себе, ребята стали более самостоятельными. Также сформировались понятия о добре и зле. Дети к концу реализации проекта стали внимательными к окружающим их людей, более терпеливыми и проявляют всяческую взаимопомощь. Словарный запас детей стал активней возрос грамматический строй речи. Дети стали более активными и внимательными. Группа детей стала сплочённой, овладели умением ставить себя на место другого. Смотреть на мир с разных сторон. Обогатился словарь за счёт слов обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Играя в сюжетно-ролевые игры перед другими детьми, появилась раскрепощённость, уверенность в себе. Пассивные дети стали более активными, а гиперактивные наоборот, стали более спокойными уравновешенными. Использование коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх показали, что дети научились переживать, радоваться, сочувствовать. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр в современном мире.
Планы

на будущее.
2 8
Результаты работы показали необходимость продолжать проводить сюжетно-ролевые игры, включая в работу с детьми подвижные и дидактические игры. В дальнейшем планирую изучить методическую литературу по этой теме, разработать план по работе с детьми. Посетить с детьми учреждение дома творче ства, расширить кругозор о коммуникативных навыках в сюжетно-ролевых играх. Привлечь родителей к своей работе по развитию коммуникативных навыков через сюжетно- ролевые игры. Необходимо убедить родителей, а значимости элементов сюжетно-ролевых игр. Показать какой интерес могут вызвать такие игры у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном, коммуникативном развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 9
1. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с. 2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991-207с. 3. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с. 4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981. 5. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983-211с. 6. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с. 7. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с. 8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142. 9. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321. 10. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56. 11. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М., 2000-57. 12. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с 13. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989-121. 14. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 1978-327. 2 10
15. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-51-57. 16. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю.М. Забродина. – М: Просвещение, 1994. 17. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с 18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405. 19. Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно- образовательного процесса // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5-80-83. 20. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27. 21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145. 22. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979- 175с. 2 11

Приложение

к

проекту


2 12

Игровая ситуация: «Кукла хочет есть»

1 вариант
На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду и моют ее.
2-й вариант
Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он называется. Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник, чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим поиграть. В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети. 2 13

Игровая ситуация «Машенька проснулась»
На кроватке спит кукла. Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель:
«Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу Катю. По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей, которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за пляску. При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно. Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами. Так, если куклу роняют, воспитатель жалеет ее, успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть куклу. 2 14
На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы кукле не было холодно, чтобы она не замерзла: он аккуратно поправляет ее шапочку или шарфик, заботливо смотрит, не дует ли под одеяло, которым завернута кукла. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу. Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней, гасят свет и на цыпочках уходят. Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички. С куклой надо погулять.
Кукла Катя заболела.

Правила игры:
Облегчать страдания больного, чутко относиться к нему.
Игра:

Воспитатель:
Что-то наша Машенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой? Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.
Воспитатель:
Спросите Машу, что у нее болит, где у нее болит? 2 15
Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.
Воспитатель:
Что болит у Маши?
Дети:
Голова Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!
Воспитатель:
Что же нам делать? Как помочь Маше? Чем помочь? Давайте вместе решать. Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение. Уложим нашу больную в постель. Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу.
Воспитатель:
У нее болит горлышко, значит, дадим ей теплого чая. Дети ставят на плиту чайник, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство – таблетки. Закутывают горло тёплым шарфиком. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят. Заболевшая кукла на приеме у врача. Куклу надо тепло укутать и напоить горячим чаем. Больную уложили в постель и прочитали сказку. 2 16
После выздоровления куклу надо помыть и одеть в чистую одежду.
Игровая ситуация: «Кукла Оля испачкала

платье»

Программное содержание:
1. Дать детям представление о некоторых т р уд о в ы х д е й с т в и я х и п р е д м е т а х необходимых для стирки (вода, мыло, таз). 2. Воспитывать интере с к т рудовым действиям взрослых. 3. Упражнять в названии предметов одежды. Оборудование: стол, платье, таз, предмет- заместитель мыла – деревянный брусок.
Ход игры:
Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель говорит, что кукла Катя гуляла на улице и у нее запачкались платье. Надо его выстирать, чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того, чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло), воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы платье. Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она гуляла и устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок. Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет кофту, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и кофточку выстираю». 2 17
Намыливает так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена. Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот теперь все чисто. Повесим платье на батарею и посушим. Воспитатель берет чистое платье, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Платье». Воспитатель предлагает повесить платье на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю. Далее проводятся упражнения для детей по имитации стирки платья для куклы. Перед тем, как постирать платье, его надо снять с куклы. Постирали платье, а теперь повесим его сушиться.
Сюжетно-ролевая

игра

«Увлекательное

путешествие

в

волшебный

городок»
Проводится по средам в течении 4 недель: 1 неделя – «Магазин», 2-я «Парикмахерская», 3-я «Больница», 4-я «Прачечная».
Программное содержание:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно- ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. 2. Развивать реч ь, об огащать словарный запас, з а к р е п л я т ь звукопроизношение. 2 18
3. Формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. 4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, прачки, парикмахера. 5. Познакомить детей с новой игровой ситуацией «Лошадки». 6. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная работа:
Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии»; Беседы с поваром, с медицинской сестрой, работником прачечной; Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского; Рассматривание вопроса «Игра» на родительском собрании.
Работа с родителями:
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери» (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол); оформление альбома «Профессии»; изготовление и выставка игрушек-самоделок.
Ход игры:
Небольшая беседа в раздевалке. Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? На чем поедем? Дети предлагают (один из трёх вариантов выбирают дети): «На поезде» Чтобы поезд поехал, постучите по колесам. Завертелись круглые колеса (движение руками, согнутыми в локтях), погудели у-у-у, пошипели, пар выходит ш-ш-ш. Паровоз говорит «убегу», а вагоны отвечают «догоню». 2 19

Стихотворение:
Вот поезд наш едет, колеса стучат, А в поезде нашем ребята сидят. Чух-чух-чух – гудит паровоз, Далеко-далеко ребят он повез. В группе ставятся стулья друг за другом. Дети садятся в поезд и «едут» в волшебный городок.
Воспитатель:
Вот и наш волшебный городок. Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать? А где можно поработать, давайте посмотрим.
«Поварята»
Я с пеленок поваренок Я лишь только появился, Сразу с кухней подружился. Вы поверьте, я могу Приготовить в миг еду! Замелькают вилки, ложки, Ножики и поварешки, Будет множество еды, Приходите к нам и вы! Поймали рыбку на обед. Поварята готовят и подают рыбку к столу. А вот здесь у нас «Парикмахерская» 2 20

«Парикмахерская»
Мастер сделает прическу, Феном, щеткой и расческой, Пышно локоны завьет, Челку щеткою взобьет. Все в его руках горит – Он изменит внешний вид! Посмотрите, а это больница. Если заболело ухо, Если в горле стало сухо, Не волнуйся и не плач Ведь тебе поможет врач! А вот здесь у нас живут Куклы, зайцы, мишки, Ждут, когда к ним придут Мамочки-малышки.
«Лошадки»
- Но! - сказали мы лошадке И помчались без оглядки. Вьётся грива на ветру. Вот и дом. Лошадка, тпру!
Цель:
Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал:
Предметы-заместители, игрушки, картинки, иллюстрации. 2 21
Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.
Игровые роли:
Лошадка, всадник.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Посмотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспитатель показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток — маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке?». Дети выбирают роли лошадки или наездника. Игра проводится с использованием обручей.
«Прачечная»
Постираем в ванночке Рубашечку для Анночки, Платьице для Олечки, 2 22
Трусики для Колечки, Кофточку Мариночке, Платочек для Ириночки. После каждой сюжетно-ролевой игры воспитатель поощряет детей и спрашивает у участников кем они сегодня были, и какие действия производили. 2 23


В раздел образования