Автор: Кириковская Ирина Александровна
Должность: старший преподаватель кафедры юриспруденции хту
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Херсонский технический университет"
Населённый пункт: город Геническ
Наименование материала: статья
Тема: Правовые семьи современности: классификация и их особенности
Раздел: высшее образование
Правовые семьи современности: классификация и их
особенности
В юриспруденции часто встречаются два похожих на слух, но разных по
смыслу понятия: "система права" и "правовая система". Система права
представляет собой внутреннее строение права – совокупность
взаимосвязанных правовых норм. А вот "правовая система" – это гораздо более
объемное понятие. Оно включает в себя не только эту самую "систему права"
(то есть сами нормы), но и множество других элементов: правотворчество,
правовую идеологию, юридическую практику, правовые учреждения, правовые
отношения, правовое сознание, юридическую доктрину и т.д. По сути, правовая
система – это юридическое отражение того, как устроено общество в целом
[1].
В нашем огромном мире существует огромное количество правовых
систем, которые формируются под влиянием уникальных географических,
исторических и социокультурных условий развития различных народов. Вместе
с тем, несмотря на это многообразие, на каждом этапе развития человечества
действовал некий конвенционный принцип, который, наряду с другими
объективными факторами, способствовал формированию единообразных
представлений о праве. Именно эта конвергенция и привела к возникновению
правовых семей – объединений национально-правовых систем, которые имеют
общие существенные признаки (характеристики).
Понятие "правовая семья" очень широко применяется в юриспруденции.
Это удобный способ объединить разные национальные правовые системы,
которые имеют множество общих черт. Они похожи по тем источникам, откуда
берутся их законы (например, конституция, кодексы или обычаи), по тому, как
устроено само право (его внутренняя организация, деление на отрасли), по
тому, как юридические нормы применяются на практике, а также по
используемым юридическим терминам и, что очень важно, по своим
историческим корням и пути развития. Именно благодаря таким совпадениям
мы можем говорить о неком единстве этих систем, несмотря на их
индивидуальные особенности.
Использование термина "правовая семья" помогает нам лучше понять,
как та или иная правовая система формировалась исторически и почему она
приобрела именно такие характеристики. В сравнительном изучении права это
позволяет не углубляться в детали каждой отдельной страны, а сосредоточиться
на общих "моделях" или "типах" права, которые встречаются в мире.
Современный мир изобилует разнообразием правовых систем.
Практически каждое из более чем двухсот государств имеет свой уникальный
набор законов.
В странах с федеративным устройством, например, США или Германия,
параллельно могут действовать несколько правовых систем (федеральная и
региональные), иногда даже соревнующихся между собой.
Кроме того, существуют правовые системы, которые не привязаны к
границам государств, но регулируют жизнь крупных религиозных или
культурных общностей – это, например, каноническое, мусульманское,
индусское или иудейское право.
И, конечно, мировое сообщество разработало международное право,
которое применяется к отношениям между странами, хотя его влияние и охват
могут варьироваться в разных сферах.
Множественность правовых систем в мире объясняется их
формированием в различных языковых и культурных средах, с использованием
разнообразных юридических техник, а также с учётом специфических нравов,
обычаев и верований каждого общества. Именно это многообразие
подчёркивает особую значимость термина «правовая семья»
[2, с. 108].
В современном мире юристы обычно выделяют четыре большие группы
(семьи) правовых систем: романо-германская (или семья континентального
права), англосаксонская (или семья общего права), религиозная (включающая
мусульманское и индусское право), традиционная (основанная на обычном
праве). Рассмотрим важные особенности каждой из них.
1. Романо-германская правовая семья. Эта группа правовых систем,
охватывает многие страны мира. Её корни уходят в глубь истории европейского
континента, в частности, в страны, где говорят на языках романской группы
(как Италия, Испания, Португалия) и на германских языках (такие как
Германия, Франция, а также Скандинавские страны). Сегодня этот тип права
распространён по всей континентальной Европе, в большинстве государств
Латинской Америки, значительной части Африки и на Ближнем Востоке. Его
влияние также ощущается в юридических системах Японии, Индонезии и ряда
других азиатских стран.
Признаки:
Законы – главное: Вся правовая система строится на писаных законах,
принятых государством. Эти законы организованы по строгой иерархии, где
вышестоящий акт имеет большую силу.
Законодатель создает, судья применяет: Основная задача по созданию
норм лежит на парламенте или других законодательных органах. Судьи и
другие правоприменители лишь истолковывают и применяют уже
существующие законы, не создавая новых правил.
Писаная Конституция – основа: Каждое государство в этой семье имеет
свою Конституцию, которая всегда зафиксирована в письменном виде и
является высшим законом страны, стоящим над всеми остальными.
Систематизация через кодексы: Правовые нормы часто собираются в
крупные, хорошо структурированные сборники, называемые кодексами
(например, гражданский, уголовный, административный), что делает их
доступными и логичными.
Разделение на сферы: Право чётко делится на разные области: например,
одна часть регулирует отношения между государством и гражданами
(публичное право), а другая – между самими гражданами или организациями
(частное право). Оно также разбито на конкретные отрасли, такие как
договорное или семейное право.
Приоритет личных свобод: В этой системе права особое внимание
уделяется защите прав человека, которые часто рассматриваются как более
фундаментальные, чем его обязанности.
Важность юридической мысли: Научные работы юристов и мнения
ведущих правоведов играют существенную роль в формировании общих
принципов и логики построения всего правопорядка.
2. Англосаксонская правовая семья. Эта группа правовых систем, включает
в себя юридические порядки таких стран, как Великобритания, США, Канада,
Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие, часто бывшие колониями
Британской империи.
Признаки:
Решения судов – основа: Самый важный источник права здесь – это не
столько законы, сколько решения, принятые ранее судами по аналогичным
делам. То есть, когда суд выносит вердикт, он становится примером, которому
должны следовать другие суды в похожих ситуациях. Это называется судебный
прецедент.
Судьи создают право: В отличие от романо-германской системы, здесь
судьи играют очень активную роль в формировании новых юридических
правил и принципов через свои решения.
Права человека – главное: Как и в романо-германской семье, права и
свободы человека считаются очень важными и имеют приоритет.
Процедура важнее содержания: То, как происходит судебный процесс,
какие правила нужно соблюдать при рассмотрении дела, часто имеет огромное
значение и даже может влиять на само содержание (материальное право).
Нет больших кодексов и деления права: Здесь нет огромных,
систематизированных кодексов, как в континентальной Европе. Также нет
такого чёткого разделения права на "публичное" (государство и гражданин) и
"частное" (граждане между собой), как это принято в романо-германской
системе.
Есть и писаные законы, но иначе: Хотя судебные прецеденты и играют
ведущую роль, парламенты тоже принимают законы (статутное право), которые
дополняют и уточняют правовую систему.
Юридическая теория – для практики: Научные изыскания юристов и
юридическая теория здесь больше ориентированы на решение конкретных
практических задач и проблем, чем на разработку общих философских
концепций права.
3. Семья религиозного права. Эта группа юридических систем характерна для
стран, где право сильно завязано на религиозных убеждениях. Сюда входят
мусульманские страны, такие как Иран, Ирак, Пакистан, а также государства с
индусскими традициями, например, Индия, Сингапур, Малайзия. Несмотря на
различия между, скажем, исламским и индусским правом, их объединяет одно:
фундамент их правопорядка лежит в религиозных учениях. Например, для
мусульманского права важнейшим и самым древним источником является
священная книга Коран.
Признаки:
Божественный источник права: В отличие от светских систем, где законы
создаются людьми или государством, здесь считается, что главный
законодатель — это Бог или высшие силы.
Религиозные тексты – основа: Основные юридические правила берутся
напрямую из священных писаний и преданий (Коран, Сунна для ислама; Веды,
Шастры для индуизма).
Смешение правил: Юридические положения тесно переплетены с
религиозными предписаниями, философскими взглядами, нормами морали и
местными обычаями. Часто невозможно отделить одно от другого.
Нет разделения на "публичное" и "частное": В этой системе нет чёткого
разграничения между правилами, регулирующими отношения с государством,
и теми, что касаются личных или коммерческих связей. Все регулируется
общими религиозными принципами.
Обязанности важнее прав: В фокусе часто находятся обязанности
человека перед Богом и обществом, а не его индивидуальные права и свободы.
4. Семья традиционного права. Эту правовую семью можно встретить в
некоторых регионах, например, на Мадагаскаре, в отдельных странах Африки и
на Дальнем Востоке.
Признаки:
Обычаи как закон: Основные правила жизни и разрешения споров
передаются из поколения в поколение в виде устных обычаев и традиций. Эти
неписаные правила играют главную роль в правовой системе и редко бывают
зафиксированы на бумаге.
Смесь правил и признание государством: Эти обычаи и правила — это не
просто законы в нашем понимании. Они представляют собой сложную смесь из
юридических норм, моральных принципов и даже старинных легенд или
верований. При этом государство официально признаёт их и считает
обязательными.
Приоритет группы над индивидом: Право здесь больше регулирует
отношения между целыми группами людей или сообществами, а не определяет
права и обязанности каждого отдельного человека.
Слабое влияние теории: Также важно, что научные юридические
исследования или теории (так называемая юридическая доктрина) практически
не влияют на то, как формируются или как понимаются законы в этой системе.
Таким образом, современные правовые семьи постоянно меняются и
развиваются, поскольку страны, входящие в них, стремятся приспособиться к
новым вызовам и условиям общества. Одним из важных способов такой
адаптации является правовая интеграция – это когда национальные законы
разных стран одной правовой семьи начинают сближаться, обмениваться
идеями и взаимно обогащать друг друга в понимании права и того, как его
применять.
Изучение того, как устроены правовые системы в разных уголках мира,
открывает огромные возможности для понимания права в целом. Возьмем, к
примеру, Россию: мы видим, что решения судов (так называемый судебный
прецедент) всё активнее используются в нашей юридической практике. Однако
парадокс в том, что, несмотря на это фактическое применение, российский
закон до сих пор официально не признаёт судебный прецедент как
равноправный источник права.
Что касается религиозных норм, то они обладают значительной силой для
регулирования определённых аспектов общественной жизни. Их
эффективность часто объясняется тем, что они очень чётко определяют, что
разрешено, а что запрещено, и даже классифицируют поступки человека
(например, как обязательные, рекомендуемые или порицаемые). При этом
важно отметить, что Священные Писания – это не только источник моральных
и культурных наставлений, как их часто воспринимают. В них содержится
удивительная информация о зарождении жизни, происхождении человека и
развитии Вселенной, которая, что примечательно, находит всё больше
подтверждений в результатах современных научных исследований.
Использованная литература:
1. Правоведение: учебник [Электронный ресурс] / Т. В. Худойкина, И. В.
Гинзбург, О. В. Купцова [и др.]. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2018. – 3 Мб.
ISBN 978-5-7103-3629-8.
2. Правоведение (Основы права). Учебник. Под редакцией Г. Э. Адыгезаловой,
Москва, 2022, с. 396.