Напоминание

Известные Композиции Балетного мира


Автор: Барсегян Лилит Самвеловна
Должность: руководитель
Учебное заведение: Детская школа балета дополнительного образования "Жемчужина"
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Анапа
Наименование материала: В мире балета
Тема: Известные Композиции Балетного мира
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ БАЛЕТА

НАШИХ ВРЕМЕН

ДЕТСКАЯ ШКОЛА БАЛЕТА ЖЕМЧУЖИНА

БАРСЕГЯН ЛИЛИТ САМВЕЛОВНА | СТАТЬЯ | 17.05.2024

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАЛЕТА

БАЛЕТ-это искусство, которое сочетает в себе музыку, танец и драматургию.

За свою долгую историю он превратился из придворного развлечения в одну из самых

сложных и уважаемых форм хореографического искусства. Каждый этап развития

балета отражает культурные, социальные и политические изменения эпох, делая его

уникальным зеркалом человеческой цивилизации.

Балет возник как развлечение для сливок общества в Италии и Франции.

Танцоры, преимущественно знатные мужчины, развлекали публику в залах

больших поместий и дворцов. Сочетая в себе танец, оркестровое исполнение и

песни, первые балеты представляли собой инсценировки мифологических

легенд, в которых много внимания уделялось богом и героем, а костюмы и

маски были причудливы и фантастичны.

ДВОРЦОВЫЕ БАЛЕТЫ ЛЮДВИКА ХIV

Дворцовые балеты получили особую популярность во время правления Людовика,

который сам был заядлым танцором и получил прозвище Король-Солнце за роль в

«Балете ночи» (19653 год). Спектакль шел от заката до самого восхода солнца. Его

личный балетмейстер Пьер Бошамп поставил многие танцы, исполнявшиеся в Версале.

И именно ему принадлежит заслуга в кодификации балета как системы движений.

В 19700-х годах по всей Европе стали появляться театры и оперы, что позволило

балетным артистам стать частью творческого сообщества артистов.

В эту эпоху женщины внесли особый вклад в развитие балета, хоть и оставались в

меньшинстве. И Франсуа Прево, и ее ученица Мари Салле создавали работы, в которых

исследовали выразительные возможности лица и жестов. Тогда лишь немногие

женщины осмеливались появляться на публике, по этому танцовщицы быстро

привлекли всеобщее внимание. В их Честь писали стихи, сплетничали, а искренние

поклонники заказывали картины: Фридрих Великий держал портрет итальянской

танцовщицы Барбары Кампанини в своем рабочем кабинете.

Французская революция и последовавшие за ней войны коренным образом изменили

балет, избавив его от вычурных приемов барочного танца. Танцовщики отказались от

туфель на каблуках и тяжелых парчовых одеяний в пользу легких, свободных нарядов,

позволяющих расширить диапазон движений.

В то время как балеты на мифологические темы продолжали существовать, хореографы

все чаще обращали внимание на реализм и национальные особенности каждой страны.

Новые произведения, вдохновленные романтизмом переносили зрителей в

средневековое прошлое или экзотические страны- Китай, Аравию, Мексику. Благодаря

новаторским сценическим эффектам балет 1820-х годов превратился в чарующее

царство готических руин и далеких стран, привлекая все больше новых зрителей.

К 1870-м годам балет распространился по всему миру, став неотъемлемым элементом

индустрии развлечений . В одной только Великобритании открылись десятки новых

СТР. 1

балетных площадок. В одних ставились дивертисменты, пантомимы или

повествовательные балеты по мотивам известных произведений таких как «Сильфида»

и «Пахита». Другие, как например, лондонский театр «Альгамбра»,

специализировались на пышных балетных «зрелищах», прославлявших

патриотическую гордость и популярную культуру, с привлечением большого

количества красивых молодых женщин.

РАЗВИТИЕ БАЛЕТА В РОСИИ

Многие страны адоптировали новый вид сценического искусства под свои традиции и

культуру. В прорубленное Петром I окно в Европу балет влетел в российскую

империю. Многие относят скоморохов и шутов при дворе Алексея Михайловича к

первым героям балетных постановок, но это в корне неверно- в допетровской России

не было аналогов балета.

Балет развивается в России уже более 300 лет. Сегодня этот прекрасный вид искусства

является национальным достоянием и синонимом русской культуры.

В стране созданы одни из самых почитаемых в мире балетных трупп и театров. В

отличии от Франции, где балет был доступен исключительно для богатых, этот

элегантный танец в России мог учить почти каждый. С тех пор он остается сокровищем

России.

Колыбелью русского балета стал Сухопутный шляхетный корпус , основанный Анной

Иоанновной в 1731 году. Будущие военные после окончания должны были блистать в

высшем обществе, по этому хореографическому искусству уделялось особое

внимание. Основоположником этого жанра в России справедливо считают Жана

Батиста Ланде, танцмейстера корпуса. В 1738 году ему позволили открыть

«Танцевальную школу Ее Императорского Величества» (ныне Академия русского

балета А.Я. Вагановой). Любили балет и Елизавета Петровна, и Екатерина II, в эпоху

которой получили развитие труппы пи помещичьих дворах. Петербургский балет ХIХ

практически полностью сочинен хореографами Франции - от Шарля Дидло до не менее

гениального Мариуса Петипа. Императорская благосклонность к этому виду искусства

росла с каждым спектаклем. В творчестве П.И. Чайковского присутствовала единая

музыкальная концепция: оркестр создавал определенную атмосферу, предоставляя

публике улавливать эмоции и чувства. В 1877 году состоялась постановка легендарного

«Лебединого озера».

В ХХ веке кропотливо созданный театр француза Петипа начал постепенно терять

позиции: требовалось что-то новое, модернистское. Тогда до Петербурга докатилась

волна экспериментов Дягилева, чьи балерины мало чем отвечали эстетике

классического танца,- примы танцевали небрежно, но не без артистической

гениальности, как Анна Павлова, и не без определенного стиля, как Тамара Карсавина.

Ну и как же не упомянуть скандально известную Матильду Кшесинскую- простой

народ не бывал в театре, но ее светской жизнью интересовались все. После революции

многие труппы были вынуждены эмигрировать, по этому русский балет мог и не

сохраниться до наших времен, если бы искусствовед Анатолий Васильевич

Луначарский -благодаря ему большевики разрешали « возвышенный балет». Во второй

половине ХХ века появится настоящий гений с феноменальным прыжком и гибкой

СТР. 2

спиной Мая Плисецкая -выдающаяся балерина советского времени, навечно вписавшая

свое имя в мировую историю балета.

В России всегда почитали балет. Билеты на выступления самых почитаемых

танцовщиц, таких как Мая Плисецкая , Екатерина Максимова и Галина Уланова,

считавшейся одной из лучших балерин ХХ века, всегда раскупались мгновенно.

Самые известные балерины последнего времени – Ульяна Лапаткина, Диана Вишнева,

Екатерина Кондаурова из Марийского театра , Светлана Захарова из Большого театра и

Наталья Осипова из Михайловского театра.

На сегодняшний день российский балет продолжает оставаться одним из самых ярких

явлений мировой культуры. Марийский и Большой театры, а так же многие другие

балетные труппы страны сохраняют и развивают как классическое наследие.

Российская система балетного образования по-прежнему считается лучшей в мире, а

выпускники отечественных хореографических училищ востребованы ведущими

театрами разных стран. Преподаватели из России получают международное признание

за свое мастерство в преподавании. При этом современный российский балет не стоит

на месте: появляются новые талантливые хореографы, предлагающие свежий взгляд на

танцевальное искусство, создаются спектакли, соединяющие классические традиции с

актуальными художественными тенденциями.

История балета в России -это история непрерывного развития, поисков и достижений,

которая продолжает писаться на наших глазах. И каждый , кто приобщается к этому

прекрасному искусству -будь то дети или взрослые -становиться частью этой великой

истории , соприкасаясь с культурным наследием, создававшимся на протяжении

нескольких столетий.

СТР. 3



В раздел образования