Автор: Барсегян Лилит Самвеловна
Должность: руководитель
Учебное заведение: Детская школа балета дополнительного образования "Жемчужина"
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Анапа
Наименование материала: В мире балета
Тема: Известные Композиции Балетного мира
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ БАЛЕТА
НАШИХ ВРЕМЕН
ДЕТСКАЯ ШКОЛА БАЛЕТА ЖЕМЧУЖИНА
БАРСЕГЯН ЛИЛИТ САМВЕЛОВНА | СТАТЬЯ | 17.05.2024
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАЛЕТА
БАЛЕТ-это искусство, которое сочетает в себе музыку, танец и драматургию.
За свою долгую историю он превратился из придворного развлечения в одну из самых
сложных и уважаемых форм хореографического искусства. Каждый этап развития
балета отражает культурные, социальные и политические изменения эпох, делая его
уникальным зеркалом человеческой цивилизации.
−
Балет возник как развлечение для сливок общества в Италии и Франции.
Танцоры, преимущественно знатные мужчины, развлекали публику в залах
больших поместий и дворцов. Сочетая в себе танец, оркестровое исполнение и
песни, первые балеты представляли собой инсценировки мифологических
легенд, в которых много внимания уделялось богом и героем, а костюмы и
маски были причудливы и фантастичны.
ДВОРЦОВЫЕ БАЛЕТЫ ЛЮДВИКА ХIV
Дворцовые балеты получили особую популярность во время правления Людовика,
который сам был заядлым танцором и получил прозвище Король-Солнце за роль в
«Балете ночи» (19653 год). Спектакль шел от заката до самого восхода солнца. Его
личный балетмейстер Пьер Бошамп поставил многие танцы, исполнявшиеся в Версале.
И именно ему принадлежит заслуга в кодификации балета как системы движений.
В 19700-х годах по всей Европе стали появляться театры и оперы, что позволило
балетным артистам стать частью творческого сообщества артистов.
В эту эпоху женщины внесли особый вклад в развитие балета, хоть и оставались в
меньшинстве. И Франсуа Прево, и ее ученица Мари Салле создавали работы, в которых
исследовали выразительные возможности лица и жестов. Тогда лишь немногие
женщины осмеливались появляться на публике, по этому танцовщицы быстро
привлекли всеобщее внимание. В их Честь писали стихи, сплетничали, а искренние
поклонники заказывали картины: Фридрих Великий держал портрет итальянской
танцовщицы Барбары Кампанини в своем рабочем кабинете.
Французская революция и последовавшие за ней войны коренным образом изменили
балет, избавив его от вычурных приемов барочного танца. Танцовщики отказались от
туфель на каблуках и тяжелых парчовых одеяний в пользу легких, свободных нарядов,
позволяющих расширить диапазон движений.
В то время как балеты на мифологические темы продолжали существовать, хореографы
все чаще обращали внимание на реализм и национальные особенности каждой страны.
Новые произведения, вдохновленные романтизмом переносили зрителей в
средневековое прошлое или экзотические страны- Китай, Аравию, Мексику. Благодаря
новаторским сценическим эффектам балет 1820-х годов превратился в чарующее
царство готических руин и далеких стран, привлекая все больше новых зрителей.
К 1870-м годам балет распространился по всему миру, став неотъемлемым элементом
индустрии развлечений . В одной только Великобритании открылись десятки новых
СТР. 1
балетных площадок. В одних ставились дивертисменты, пантомимы или
повествовательные балеты по мотивам известных произведений таких как «Сильфида»
и «Пахита». Другие, как например, лондонский театр «Альгамбра»,
специализировались на пышных балетных «зрелищах», прославлявших
патриотическую гордость и популярную культуру, с привлечением большого
количества красивых молодых женщин.
РАЗВИТИЕ БАЛЕТА В РОСИИ
Многие страны адоптировали новый вид сценического искусства под свои традиции и
культуру. В прорубленное Петром I окно в Европу балет влетел в российскую
империю. Многие относят скоморохов и шутов при дворе Алексея Михайловича к
первым героям балетных постановок, но это в корне неверно- в допетровской России
не было аналогов балета.
Балет развивается в России уже более 300 лет. Сегодня этот прекрасный вид искусства
является национальным достоянием и синонимом русской культуры.
В стране созданы одни из самых почитаемых в мире балетных трупп и театров. В
отличии от Франции, где балет был доступен исключительно для богатых, этот
элегантный танец в России мог учить почти каждый. С тех пор он остается сокровищем
России.
Колыбелью русского балета стал Сухопутный шляхетный корпус , основанный Анной
Иоанновной в 1731 году. Будущие военные после окончания должны были блистать в
высшем обществе, по этому хореографическому искусству уделялось особое
внимание. Основоположником этого жанра в России справедливо считают Жана
Батиста Ланде, танцмейстера корпуса. В 1738 году ему позволили открыть
«Танцевальную школу Ее Императорского Величества» (ныне Академия русского
балета А.Я. Вагановой). Любили балет и Елизавета Петровна, и Екатерина II, в эпоху
которой получили развитие труппы пи помещичьих дворах. Петербургский балет ХIХ
практически полностью сочинен хореографами Франции - от Шарля Дидло до не менее
гениального Мариуса Петипа. Императорская благосклонность к этому виду искусства
росла с каждым спектаклем. В творчестве П.И. Чайковского присутствовала единая
музыкальная концепция: оркестр создавал определенную атмосферу, предоставляя
публике улавливать эмоции и чувства. В 1877 году состоялась постановка легендарного
«Лебединого озера».
В ХХ веке кропотливо созданный театр француза Петипа начал постепенно терять
позиции: требовалось что-то новое, модернистское. Тогда до Петербурга докатилась
волна экспериментов Дягилева, чьи балерины мало чем отвечали эстетике
классического танца,- примы танцевали небрежно, но не без артистической
гениальности, как Анна Павлова, и не без определенного стиля, как Тамара Карсавина.
Ну и как же не упомянуть скандально известную Матильду Кшесинскую- простой
народ не бывал в театре, но ее светской жизнью интересовались все. После революции
многие труппы были вынуждены эмигрировать, по этому русский балет мог и не
сохраниться до наших времен, если бы искусствовед Анатолий Васильевич
Луначарский -благодаря ему большевики разрешали « возвышенный балет». Во второй
половине ХХ века появится настоящий гений с феноменальным прыжком и гибкой
СТР. 2
спиной Мая Плисецкая -выдающаяся балерина советского времени, навечно вписавшая
свое имя в мировую историю балета.
В России всегда почитали балет. Билеты на выступления самых почитаемых
танцовщиц, таких как Мая Плисецкая , Екатерина Максимова и Галина Уланова,
считавшейся одной из лучших балерин ХХ века, всегда раскупались мгновенно.
Самые известные балерины последнего времени – Ульяна Лапаткина, Диана Вишнева,
Екатерина Кондаурова из Марийского театра , Светлана Захарова из Большого театра и
Наталья Осипова из Михайловского театра.
На сегодняшний день российский балет продолжает оставаться одним из самых ярких
явлений мировой культуры. Марийский и Большой театры, а так же многие другие
балетные труппы страны сохраняют и развивают как классическое наследие.
Российская система балетного образования по-прежнему считается лучшей в мире, а
выпускники отечественных хореографических училищ востребованы ведущими
театрами разных стран. Преподаватели из России получают международное признание
за свое мастерство в преподавании. При этом современный российский балет не стоит
на месте: появляются новые талантливые хореографы, предлагающие свежий взгляд на
танцевальное искусство, создаются спектакли, соединяющие классические традиции с
актуальными художественными тенденциями.
История балета в России -это история непрерывного развития, поисков и достижений,
которая продолжает писаться на наших глазах. И каждый , кто приобщается к этому
прекрасному искусству -будь то дети или взрослые -становиться частью этой великой
истории , соприкасаясь с культурным наследием, создававшимся на протяжении
нескольких столетий.
СТР. 3