Автор: Черепанова Лариса Виталиевна
Должность: учитель осж
Учебное заведение: ГБОУ СО "Краснотурьинская школа-интернат"
Населённый пункт: город Краснотурьинск, Свердловская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-игра "Профориентация"
Раздел: среднее образование
Учитель ВКК, ГБОУ СО «Краснотурьинская школа интернат»
Черепанова Лариса Виталиевна, стаж работы 45 лет
УРОК ИГРА: по предмету СБО.(ПРОФОРИЕНТАЦИЯ.)
УЧАСТНИКИ: учащиеся 5-9 классов.
ТЕМА: Путешествие в страну профессий.
ОФОРМЛЕНИЕ: а) плакаты и пословицы о труде.
б)выставка работ по труду учащихся.
в)выставка тетрадей.
ЦЕЛИ: 1. Через игру сплачивать детский коллектив.
2.Формирование стойкого интереса к занятиям, а так же
формирование умения преодолевать возникающие трудности, адекватно
реагировать на оценку.
3.Расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях.
4.Формировать представление учащихся о разнообразии профессий.
5.Ознакомить с некоторыми видами профессий.
6.Развивать кругозор, мышление, память, внимание.
7. Прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
8.Формировать уважительное отношение к труду, воспитывать
трудолюбие.
9.Обобщить знания, полученные на уроках СБО.
10. Связь с жизнью, с другими предметами.
11. Развивать понимание того, что знания, полученные на уроках СБО
способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе
Не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
Дорогие наши гости и вы, ребята, сегодня мы проведем обобщающий урок –
игрупо предмету СБО за ,3 и 4 четверти, поговорим о труде взрослых и о
своем труде. Урок будет проходить в игровой форме, не будет победителей и
побежденных, не будут выставляться оценки,
но будьте внимательны,
ответы должны быть полными и четкими.
Стук в дверь.
Принесли посылку . Интересно кому эта посылка? Давайте откроем и
посмотрим. Ага, письмо. Читаем письмо. «Здравствуйте ребята. Я узнала, что
у вас сегодня будет проходить обобщающий урок-игра по предмету СБО. Я
так же знаю, что вы многому научились, много узнали нового и я предлагаю
вам сыграть в игру-путешествие в страну профессий по тем темам которые
вы изучали. А это: ПОЧТА, СЕМЬЯ, ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, БЮДЖЕТ,
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. Если вы пройдете все испытания по пути в
страну профессий , то в конце путешествия вас ждет волшебный сундучок с
наградой. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ.» Загадочно??? Кто бы это мог быть???? А
давайте сейчас откроем волшебный сундучок. НИКАК. Ну, что ж ребята
принимаем такое предложение? Тогда начнем и тема нашего урока-игры
будет «: Путешествие в страну профессий.»
1.ЭТАП ПУТЕШЕСТВИЯ: ПОЧТА. Ребята, а как называется профессия
человека, который разносит письма, посылки? ПОЧТАЛЬОН. А место
работы почтальона? ПОЧТА. А кто еще работает на почте, назовите
профессии этих людей. КАССИР, ФАСОВЩИК, ПРОДАВЕЦ, ГРУЩИК.
ОПЕРАТОР, ВОДИТЕЛЬ, СВЯЗИСТ. А для чего нам нужна эта почта? Какие
функции выполняет она? НА ПОЧТЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПЕРЕГОВОРЫ С
ДРУГИМ
ГОРОДОМ,
ПОСЛАТЬ
ТЕЛЕГРАММУ,
ПОСЫЛКУ,
БАНДЕРОЛЬ, ПОЧТОВЫЙ ПЕРЕВОД. МОЛОДЦЫ. А чем отличается
посылка от бандероли?. ПОСЫЛКА – большая до 10 кг. и больше,
БАНДЕРОЛЬ до 2 кг. А нам принесли посылку или бандероль? (посылку).А
кто знает, как при Царской власти называли почтальонов? Таких людей,
которые
разносили
письма,
телеграммы,
корреспонденцию
называли
ПОЧТМЕЙСТЕРЫ.
И так с 1 заданием мы справились. На доске вывешиваются профессии людей
работающих на почте.
2.ЭТАП ПУТИШЕСТВИЯ: СЕМЬЯ. При изучении темы Семья, вы писали
сочинение на тему: «Кем работают наши родители». В них вы рассказывали,
какие профессии выбрали ваши родители и где они трудятся у нас в городе.
Все вы гордитесь трудом своих отцов и матерей, а многие из вас уже сейчас
мечтают овладеть профессией своих родителей. Лучшие сочинения мы
послушаем. Зачитываются лучшие сочинения.
А что такое семья? (маленькая ячейка общества). Ведь быть хорошими
родителями – это тоже своего рода профессия.
ИГРА: Назовите, кто кому приходится? МАМИНА МАМА? (бабушка).
МОЕЙ МАМЫ РОДНОГО БРАТА СЫН? (двоюродный брат).
БАБУШКИН МУЖ, МОЕГО ПАПЫ ОТЕЦ? (дедушка).
БАБУШКА ДЕДУШКЕ? (жена).
МОЯ РОДНАЯ СЕСТРА МОЕЙ ТЕТЕ? (племянница).
А скажите у кого есть младший брат или сестра? Я так понимаю вам
приходилось, помогать маме ухаживать за ними?
ИГРА- «Запеленать куклу».
И так со 2 заданием мы справились. На доске вывешиваются профессии
родителей.
3. ЭТАП ПУТЕШЕСТВИЯ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. А кто знает что такое
гигиена? (это наука о здоровье человека. Мы возьмём УХОД ЗА
ВОЛОСАМИ. Чем можно мыть волосы? ОТВАРОМ ИЗ ТРАВ, КЕФИРОМ,
ЯЙЦОМ, МЫЛОМ, ШАМПУНЕМ. А чего нельзя делать с волосами.?
РАСЧЕСЫВАТЬ МОКРЫЕ ВОЛОСЫ. Почему?. ВОЛОСЫ
ВЫТЯГИВАЮТСЯ И ВЫПАДАЮТ. Как называется профессия человека ,
который делает прически, стрижки? ПАРИКМАХЕР. А как называется
профессия человека, который придумывает эти прически, стрижки?
СТИЛИСТ. А знаете ли вы ,что большинство стилистов в нашей стране это
мужчины.
ИГРА-: « Парикмахер». На волосы девочек нужно одеть как можно больше
резинок. Т.е. Сделать прическу, и делают эти прически наши мальчики.
Ребята, а кто знает, как в старину называли человека, который стриг волосы,
делал
прически?
Таких
людей
называли
ЦЕРЮЛЬНИКАМИ.
И так со этим заданием мы справились. На доске вывешиваются профессии
людей которые делают нас красивыми.
ФИЗМИНУТКА: СЕЛИ-ВСТАЛИ. Я называю профессию – вы встаете, не
профессию – сидите.
СТОЛЯР – встали,
СТОЛ– сели,
ПЛОТНИК –встали,
СТУЛ – сели,
ДВОРНИК – встали,
МЕТЛА – сели,
КАМЕНЩИК – встали,
КИРПИЧ – сели.
4 ЭТАП ПУТЕШЕСТВИЯ: БЮДЖЕТ.
Из чего состоит бюджет семьи? ( из з/п родителей, пенсии, детское пособие,
стипендия). Значит бюджет – это доход, деньги.
А как называется профессия человека, который выдает родителям з\плату?
КАССИР.
А как называется профессия человека, который насчитывает з/плату
родителям? БУХГАЛТЕР. А кто скажет, где хранятся деньги? В банке.
Назовите профессии людей которые работают в банке? (кассир, оператор,
банковский рабочие, А главный в банке управляющий банком. В старину
такую профессию называли БАНКИРОМ.
А куда мы тратим деньги? НА ЕДУ, НА ПОКУПКУ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ,
ПЛАТУ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ЗА Д/САД, ЗА ПРОЕЗД, НА
ПОДАРКИ, НА РАЗВЛЕЧЕНИЯ. В каждой стране есть свои деньги,может
кто то знает как они называются, у нас рубли,(на Украине - гривна, а еще
есть цент, марки, евро, доллар, франк, лира, крона, рупий).
А умеем ли мы считать деньги?
ИГРА: Кто быстрее и правильно сосчитает деньги. (муляжи).А у кого денег
больше?
А что можно купить на эти деньги? (ничего, они сувенирные). А что можно
купить на сумму 40тысяч? (идет перечисление).
А кто знает, как раньше назывались деньги? ТЕНГЕ. И первые
металлические деньги появились в Китае в 812 году, а в 960 году появились
бумажные деньги, а до этого вместо денег были ракушки, нанизанные на
веревочку.
И так с этим заданием мы справились. На доске вывешиваются новые
профессии.
5 ЭТАП ПУТЕШЕСТВИЯ: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
А знаете ли вы, где у нас в городе находится детская поликлиника?
ЗАРЕЧНЫЙ РАЙОН.
Не смотря на ваш юный возраст вам хоть раз, но приходилось обращаться к
врачу. Давайте вспомним название врачей-специалистов. И так, у вас
поднялась температура к какому врачу мы обратимся – к терапевту,
сломали руку - к травматологу,
заболело ухо – к лору,
заболел зуб - стоматологу
стали проблемы со зрением – к окулисту,
у вас аппендицит – хирург. МОЛОДЦЫ. Лучше всего, чтобы у нас ничего не
болело, правда? А для этого нужно вести здоровый образ жизни: не пить, не
курить, заниматься спортом.
А теперь давайте поговорим о лекарственных растениях особенно тех,
которые растут у нас на Урале. РОМАШКА, КАЛЕНДУЛА, ПОДОРОЖНИК,
ЛОПУХ, ТЫСЯЧЕЛИСТНИК, МАТЬ И МАЧЕХА,КРАПИВА, ЛУК,
ЧЕСНОК, ОДУВАНЧИК, ????? Молодцы! А почему их называют
лекарственными растениями? (из этих трав делают натуральные лекарства и
эти лекарства могут излечить человека от многих болезней, это своего рода
тоже скорая помощь из трав).
ИГРА: Заболело горло, какое лекарственное растение вам поможет вылечить
его?. 3 варианта ответа: мать и мачеха, календула, мята.
Поранили руку, пошла кровь, какое растение поможет вам остановить кровь?
3 варианта ответа: лопух, подорожник, ревень.
Укусил комар, пчела, какое растение вам поможет избежать опухоли? 3
варианта ответа: чистотел, ромашка, одуванчик.
У вас сильный насморк, какое лекарственное растение вам поможет
избавиться от него? 3 варианта ответа: свекольный сок, сок черемухи,
морковный сок.
У вас очень сильный кашель, какое лекарственное растение вам поможет
избавиться от него?? 3 варианта ответа: шиповник, фиалка, крапива.
Информация для размышления: как раньше называли человека, который
лечил людей? Лекарь, он был и хирургом и окулистом, и терапевтом и
стоматологом одновременно. Лечил от всех болезней, поэтому его и
называли лекарь. А еще раньше его называли ВРАЧЕВАТЕЛЬ.
И так с этим заданием мы справились. На доске вывешиваются новые
профессии.
6. РАЗМИНКА. ИГРА: «САМАЯ – САМАЯ». Назовите профессию.
Самая зеленная – садовник, лесник, цветовод.
Самая сладкая – кондитер, продавец кондитерского отдела.
Самая денежная – банкир, кассир.
Самая детская – учитель, воспитатель.
Самая смешная – клоун, пародист.
Самая серьезная – хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог.
И так с заданием мы справились. На доске вывешиваются новые
профессии.
ИТОГ: А теперь давайте зачитаем название
профессии о которых мы
сегодня говорили и те профессии о которых мы сегодня узнали впервые.
(зачитывают).
A кто знает, что такое профессия? ПРОФЕССИЯ – это основное занятие
человека, его трудовая деятельность.
Ну что ж ребята кажется с заданием мы справились, наше путешествие по
стране профессий подошло к концу, мы повторили темы выученные на
уроках СБО. может теперь откроется наш волшебный сундучок, и мы узнаем
кто
же
нам
его
послал,
кто
этот
доброжелатель?
ПОДОЙДИТЕ все ко мне. Открываем сундучок. Еще одно письмо.
«ПОЗДРАВЛЯЮ, ВЫ ПРОДЕЛАЛИ ОГРОМНЫЙ ПУТЬ ПО СТРАНЕ
ПРОФЕССИЙ. ЗА ВАШУ СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ, ЗА ВАШИ
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ПОКАЗАЛИ НА УРОКЕ
ВЫ
ПОЛУЧАЕТЕ СЛАДКИЙ ПРИЗ. ЗОЛУШКА».
ЗОЛУШКА????? А кто такая ЗОЛУШКА?? (из сказки). ЗОЛУШКА это
сказочный персонаж. Я надеюсь, эту сказку все читали?. Кто мне скажет,
какая была ЗОЛУШКА?
(красивая, добрая, трудолюбивая). Правильно
ребята, ТРУДОЛЮБИВАЯ. РЕБЯТА, БУДЬТЕ ВСЕГДА ПРИМЕРНЫМИ В
ТРУДЕ КАК ЗОЛУШКА, И МОЖЕТ ВАМ ТОЖЕ ПОВЕЗЕТ И ВЫ
ПОПАДЕТЕ НА КОРОЛЕВСКИЙ БАЛ.
Ну а теперь сладкий приз.
Всем спасибо.
Урок закончен.