Автор: Дуль Ирина Владимировна
Должность: директор, преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МУДО "СЛАНЦЕВСКАЯ ДМШ"
Населённый пункт: г. Сланцы Ленинградской области
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "О методах работы с одаренными детьми"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Сланцевская детская музыкальная школа»
(МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«О методах работы
с одаренными детьми»
Составитель:
Дуль Ирина Владимировна,
директор МУДО «СДМШ»,
преподаватель.
г. Сланцы
2025 г.
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Обзор современных методик
5
3.
О применении педагогических технологий
9
3.1.
«Диалог культур»
11
3.2.
Вальдорфская педагогика
11
3.3.
Программированное обучение
12
3.4.
Проблемное обучение
12
3.5.
Концентрированное обучение
13
3.6.
Модульное обучение
13
3.7.
Дифференцированное обучение
14
3.8.
Игровое обучение
14
3.9.
Укрупнение дидактических единиц
15
3.10.
Перспективно-опережающее обучение
15
3.11.
Компьютерная технология
15
3.12.
Информационная технология
15
4.
Заключение
16
5.
Список литературы
17
2
Пояснительная записка.
Воспитание и развитие одаренных детей является важнейшим условием
формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры. В
связи с этим исследования природы одарённости и таланта, музыкальных
способностей, методов их диагностики, разработка программ развития, поиск
инновационных педагогических технологий становятся все более актуальными.
Важными
являются
не
только
теоретические
вопросы
одарённости
и
способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и
воспитанием одарённых детей.
Обучение музыкально одаренных детей не может базироваться лишь на
традиционных методиках преподавания. Необходимо обновление форм и
методов преподавания, а значит отказ от стандартного подхода к процессу
обучения игре на фортепиано. Это связано с рядом особенностей таких
учащихся. Традиционная же методика обучения недостаточна, поскольку
далеко не всегда бывает в состоянии дать исчерпывающие ответы на
поставленные вопросы. Ответы на них надо искать в педагогической и
психологической литературе, для чего необходимо знакомиться с различными
системами
обучения
и
воспитания,
в
том
числе
и
инновационными,
основанными на последних достижениях педагогической науки.
Изучая
работы психологов и музыковедов - Б. М. Теплова, С. П.
Рубинштейна, Е. В. Назайкинского, Л. С. Выготского, К. В. Тарасовой, Д. К.
Кирнарской, В. И. Петрушина
о природе
музыкальных способностей;
теоретические
исследования,
направленные
на
выявление
структуры
художественной одаренности и психологических особенностей художественно
одаренных детей - А. Готсдинер, А.А. Мелик-Пашаева, М.С. Старчеус; работы
ученых – педагогов, как Л. Н. Алексеева, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, М. С.
3
Красильникова, Т. В. Нестеренко, О.П. Радынова, Т. Г. Рубан, Н. Г. Салман, Л.
В. Школяр и др., посвященных комплексному музыкально-творческому
развитию детей; рассматривая и сравнивая системы музыкального воспитания
Ж. Далькроза, К. Орфа, З. Кодаи, Д. Кабалевского и др., а также опираясь на
многолетний опыт педагогической работы, прихожу к выводу о важности
применения инновационных методов и технологий в работе с одаренными
детьми уже с раннего возраста.
Несвоевременное
начало,
пропущенный
«нужный»
период,
консервативные методы обучения – это и есть основные причины, в силу
которых так редко раскрываются и еще реже реализуются в полной мере
врожденные способности и задатки. Существует прямая зависимость развития
природных
задатков
от
организации
музыкальной
деятельности.
Последовательность
формирования
соответствующих
задатков
позволяют
определить возрастные особенности музыкальных проявлений у детей.
Формируя
систему
инструментального
обучения
и
музыкального
воспитания
одаренных
детей
раннего
возраста,
следует
опираться
на
следующие основные направления:
развитие музыкальных способностей (общих и специальных);
формирование общей музыкальной культуры детей;
теоретико-практическое
обучение
основам
музыкального
искусства
(музыкальная грамота, история музыки);
активные виды музыкальной деятельности (игры, пение, движения,
ритмические упражнения;
комплекс наглядных методов обучения (развитие музыкальной памяти,
внимания,
установление
зрительно-слуховых
и
зрительно-моторных
связей);
комплекс словесных методов обучения (развитие способности слухового
восприятия, воображения, мышления);
комплекс методов творческо-художественной активности;
4
развитие
и
практическое
раскрытие
творческого
потенциала
(сочинительство, импровизация).
Принцип взаимосвязи всех видов деятельности в рамках процесса
музыкального обучения на фортепиано способствует созданию благоприятных
условий для развития музыкальности детей, главного компонента специальных
способностей для успешной исполнительской деятельности.
Организация процесса обучения игре на фортепиано одаренных детей
раннего возраста, с одной стороны, должна опираться как на распространенные
формы и методы традиционного музыкального обучения, органично сочетая
различные направления художественно-творческой работы с детьми так и на
прогрессивные, современные направления и технологии.
Индивидуально-
личностный подход к организации учебного процесса, профессиональный
инструментальный
компонент
становятся
новым
мощным
средством
интенсивного развития одаренных детей, постоянно модифицирующимся с
учетом раскрываемых музыкально - исполнительских способностей, качеств,
умений, желаний и потребностей ребенка.
1. Обзор современных методик.
Важнейшей
задачей
внедрения
современных
методологических
и
технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей
является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание
различных
по
уровню
сложности методических разработок,
пособий,
репертуарных
сборников
для
обучения.
Традиционная
система
ранней
музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве
способностей
детей,
и
отсюда
-
возможности
применения
строгих,
традиционных подходов образовании учащихся, нуждается в обновлении.
Особое значение приобретают методы обучения при работе с
одаренными
детьми,
которые
обычно
рано
обнаруживают
какую-либо
5
специальную
или
общую
одаренность,
что
часто
сопровождается
оригинальностью мышления. Одаренный ребенок может значительно обогнать
в развитии своих сверстников, однако для развития его мышления нужны
специальные методы обучения с учетом индивидуальности.
Инновационные
попытки
в
отечественной педагогике музыкального
образования в практике начального обучения игре на фортепиано впервые были
предприняты JI. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в
одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой
(1979).
В своей книге "Путь к музицированию" JI. Баренбойм четко определил
стратегическую
линию
детского
музыкального
воспитания,
которая
заключается в формировании музыкального слуха как основы музыкального
воспитания и поиске эффективных методов его активизации и интенсивного
развития. Созданное им совместно с Н. Перуновой учебное пособие "Путь к
музыке", содержит разнообразный и интересный дидактический материал для
проведения развивающих занятий. В пособии нашли отражение новые
принципы работы с материалом, отход от пассивных способов деятельности, а
также увеличение теоретической насыщенности занятий. Характерной чертой
данного пособия, как пишут авторы в методической записке, является
обращение к ученику в виде бесед "о музыке, её языке, фортепианной игре,
аккомпанементе, чтении нот и о многом другом, что должно быть разъяснено
начинающему", что и объясняет смысл подзаголовка - "Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано".
Затем идеи этих авторов получили развитие в методиках представителей
петербургской фортепианной педагогики: JI. Борухзон, Ф. Брянской, J1. Волчек,
С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует
отметить
появившиеся
во
второй
половине
XX
века
прогрессивные
педагогические концепции Т. Аникиной, А.Артоболевской.
Внедрение
инновационных
методик,
формирование
актуального
педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях
6
петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф.
Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю
играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с
радостью» О. Геталовой и И. Визной, «Учусь импровизировать и сочинять» О.
Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» JI. Борухзон, JI.
Волчек,
JI.
Гусейновой,
«Я
учусь
играть»
О.
Сотниковой,
«Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневича.
Уникальными
в
смысле
представления
инновационных
подходов
к
начальному
музыкальному
образованию
можно
считать
методику дошкольного музыкального
развития
детей
-
Т.
Юдовиной-
Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую
школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.
Книга Т.
Юдовиной-Гальпериной "За роялем без слез, или я - детский педагог"
представляет особый интерес, так как автор обобщает результаты многолетней
работы с дошкольниками. Можно сказать, что большинство методических
приемов, которые использовал автор для развития мышления и творческих
задатков маленького ученика, прямо связаны с принципами работы с
одаренными детьми.
В числе первых пособий, в котором были систематизированы методы
активизации умственной деятельности ученика на уроке фортепиано, можно
назвать пособие С. Ляховицкой "Задания для развития самостоятельных
навыков при обучении фортепианной игре". Многие идеи этого пособия нашли
в дальнейшем широкое применение в практике и, как можно предположить, в
значительной степени определили поиск методов обучения одаренных детей в
фортепианной педагогике. Все задания остаются актуальными до сих пор и
могут быть использованы в практике.
Авторская разработка С.Альтерман "Сорок уроков начального обучения
музыке детей 4-6-лет» имеет ряд ценных качеств. В этом учебном пособии
7
удачно сочетаются методы обучения собственно игре на фортепиано с
развитием творческой инициативы маленького ученика.
Учебное
пособие
Е.Туркиной
"Котёнок
на
клавишах»
продолжает
тенденции современной музыкальной педагогики для дошкольников. В трех
частях этого пособия собраны интересные пьесы, творческие задания и
развивающие игры.
Принципы обучения на высоком уровне трудности и быстрыми темпами
нашли воплощение в авторской программе Т. Смирновой "ALLEGRO.
Фортепиано. Интенсивный курс". Курс интенсивного обучения игре на
фортепиано, как пишет автор в методических рекомендациях (28), ставит целью
развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей,
формирование навыков самостоятельной работы. Используя в своей работе
методику интенсивного обучения Т. Смирновой, прихожу к выводу, что ученик
сразу
получает
огромный
объем
информации,
который
осваивается
в
практической деятельности. Одновременно развиваются слух, чувство ритма,
умение читать нотную запись, играть двумя руками, подбирать по слуху. Всё
это повышает эффективность обучения и обеспечивает целостный, системный
подход к обучению. Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются
самим учеником из практической работы над заданиями. Теоретические
сведения даются в минимальном объеме, но постепенно круг теоретических
знаний расширяется и выстраивается в целостную систему.
2. О применении педагогических технологий.
Методика обучения игре на музыкальном инструменте традиционно занимает
центральное место в структуре профессиональных интересов педагогов-
музыкантов, а свойственные ей вопросы постоянно находят у них активный
отклик.
Но дело в том, что не существует какой-либо одной наиболее
подходящей, «единственно правильной» методики обучения, которая могла бы
8
давать максимальный эффект при обучении всех учащихся, а тем более
одаренных. В то же время, необходимо признавать существование в методике
универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществлять
обучение и воспитание музыканта, и без учета которых понятие методики
теряет свой смысл и статус. Но
наши «самые лучшие» методики обучения игре
на музыкальных инструментах рассчитаны на общий контингент обучающихся.
А для работы с одаренными детьми
уже требуются специальные методики,
направленные на развитие их музыкальных способностей.
Традиционная же
методика обучения недостаточна, необходимо знакомиться с различными
системами обучения и воспитания в музыкальных учебных заведениях, в том
числе
и
инновационными,
основанными
на
последних
достижениях
педагогической науки. Если методика обозначает порядок и способы работы
над музыкальным произведением с учетом индивидуальности обучаемых, то
технологии - конкретный процесс достижения педагогического результата.
Диалектические
соотношения
методик
и
технологий
могут
выражаться
следующим
образом:
методики
образуют
методологическую
и
научно-
производственную
основу
для
музыкального
обучения
и
воспитания,
технологии – входят в состав методик как практические процессы обучения и
воспитания, приносящие конкретный результат. Закономерности и правила
методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении.
При использовании педагогических технологий в сфере обучения игре на
музыкальных инструментах существуют присущие им особенности. Поскольку
условия протекания процесса обучения игре на музыкальном инструменте
всегда различны (порой отличаются довольно существенно), то деятельность
педагогических технологий носит творческий характер, зависит от условий, в
которых проходит урок, от уровня способностей ученика.
К числу условий, определяющих успешность применения технологий,
необходимо отнести:
9
психофизиологические особенности учеников, включая уровень их
музыкальных
способностей,
темперамент,
характер,
возрастные
особенности.
(Не
стоит
забывать,
что
у
каждого
обучающегося
существует не только свой особый набор свойств и качеств, но и свой
индивидуальный путь развития.)
качества
преподавателя
и
преподавания
(компетентность,
подготовленность);
психологический микроклимат в классе и в учебном заведении;
способность педагога установить контакт с учениками, мобилизовать,
правильно сориентировать их и повести за собой.
Касаясь вопроса о музыкально-педагогических технологиях, надо заметить, что
они существуют в виде систем, применяющихся в специфических целях. В
частности, к ним надо отнести системы музыкального воспитания Ж.
Далькроза, К. Орфа, Д. Кабалевского о которых говорилось выше и других
авторов
(обобщенный
уровень),
авторские
технологии
формирования
художественного и технического мастерства обучающихся, предлагающих свои
системы заданий, упражнений, этюдов, музыкальных пьес и т.д. (конкретно-
методический уровень). В педагогике применяется большое количество
педагогических технологий. Самые известные из них могут применяться и в
процессе обучения игре на музыкальных инструментах. Рассмотрим некоторые
обобщенные педагогические технологии и возможности их использования при
работе с одаренными учащимися.
«Диалог культур»
Данная технология подразумевает сквозной диалог речевой стихии и
исторической последовательности основных форм европейской культуры.
Эта технология может и должна широко применяться при обучении игре
на музыкальных инструментах в самых разных ситуациях: при чтении с листа,
10
при разборе нового произведения, при прослушивании музыки и т.д. Сущность
ее состоит в связывании современной музыкальной культуры с культурами
разных эпох и народов. Общаясь с учеником не на деловом, а на духовном
уровне, педагог имеет прекрасную возможность передавать ему знания,
формировать
отношения
к
музыке,
искусству,
культуре,
деятельности
музыканта и, что не менее важно, совершенствуется сам.
Вальдорфская педагогика
Сущность этой технологии заключается в такой организации учебного
процесса,
когда
обеспечивается
достижение
гармонического
сочетания
интеллектуального,
эстетического
и
практически-трудового
аспектов
образования, обучение ведется по этапам. Ученик на протяжении всего своего
обучения проходит три этапа: становление души, становление тела и
становление духа. Смысл первого этапа – заложить нравственные и духовные
ценности будущей личности, научить замечать и ценить прекрасное. Учет
возрастных особенностей группы (до 6 лет) проявляется в использовании
преимущественно игровых методов. Смысл второго этапа – совершенствовать
тело развивая себя нравственно, духовно и физически, а также дать некоторые
практические навыки работы с различными материалами. На третьем этапе
происходит профессиональное самоопределение учащихся, завершается работа
над формированием интеллектуальных, нравственно-эстетических качеств. К
обучению
игре
на
музыкальных
инструментах
данная
технология,
разработанная
Р.Штайнером
около
80
лет
тому
назад,
имеет
самое
непосредственное отношение. Педагог должен знать возрастные особенности
своих маленьких учеников и широко внедрять игровые формы обучения в
классе,
заботиться
о
развитии
его
духовности,
интеллектуального,
нравственного и эстетического, а также профессионального уровней развития
своих учеников.
11
Программированное обучение
Предполагает управляемое усвоение программированного учебного
материала. Программированный учебный материал представляет собой серию
сравнительно
небольших
порций
учебной
информации,
подаваемой
в
определенной логической последовательности. Осуществляется при помощи
обучающего устройства или программированного учебника. Может широко
использоваться при обучении игре на музыкальных инструментах. Ученику
разрабатывается и сообщается программа его развития на определенный период
и предлагается репертуар, список необходимых для чтения книг, ауди- и
видеозаписи, даются разработанные педагогом технические упражнения или их
комплексы и т.д.
Проблемное обучение
Технология проблемного обучения подразумевает последовательное и
целенаправленное
выдвижение
перед
обучающимися
учебных
проблем,
разрешая которые они активно усваивают знания. По мнению М. И. Махмутова,
одного из создателей этой технологии, знания должны даваться не в готовом
виде, а добываться в процессе самостоятельной познавательной деятельности в
условиях проблемной ситуации. Проблемными считаются те ситуации, которые
способны вызвать интеллектуальные затруднения. Основные формы выражения
проблемности
-
вопросы,
познавательные
задачи,
учебные
задания
(самостоятельно
расставить
аппликатуру,
штрихи,
динамику
и
т.д.).
Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных
ситуаций на уроке.
Концентрированное обучение
Суть
технологии
концентрированного
обучения
(или
метода
погружения) – интенсивное изучение предметов при объединении занятий в
блоки. Эффективность занятий может существенно вырасти, если в день будет
12
проводиться не более двух занятий, а время занятий по одному предмету может
быть увеличено в несколько раз. Технология концентрированного обучения
предполагает
использование
некоторых
других:
проблемного
обучения,
технологии укрупнения дидактических единиц и т.д.
Модульное обучение
Предполагает самостоятельную работу с индивидуальной учебной
программой. Педагог предоставляет учащемуся готовые модули, в которых
обозначены его задачи на определенный период времени. Выражается в виде
готовых дидактических заданий. Положительным моментом является то, что
следующий модуль, как правило, дается после освоения предыдущего. Задания,
входящие в блок модуль, могут выполняться в течении долгого времени, но он
должен быть завершен. Завершенный модуль дает полное представление об
уровне развития тех или иных качеств ученика.
В модуле могут даваться задания по различным аспектам. Например, модуль
может содержать конкретный набор заданий по блокам:
I блок
1)
освоение
необходимых
элементов
исполнительской
техники
(гаммы,
арпеджио, упражнения и их комплексы и т.д.), 2) чтение с листа, 3) подбор по
слуху, 4) сочинение и т.д.
II блок
вопросы для самостоятельного изучения по конкретному произведению из
программы;
III блок
Домашнее
задание,
включающее
не
только
задания
по
изучаемым
произведениям, но и по развитию кругозора, отдельных способностей учеников.
Развивающее обучение
Сущность его - в ориентации учебного процесса на потенциальные
возможности ученика, а не на программные требования. Это направление
должно быть приоритетным в работе с одаренными детьми. Репертуар
13
выступает как вспомогательное дидактическое средство для обеспечения
дальнейшего развития учащегося.
Дифференцированное обучение
Усвоение программного материала на различных уровнях или по
различным
направлениям.
Уровень
развития
психических
свойств
(способностей к выполнению различных видов деятельности), качеств и
уровень одаренности учащихся определяют выбор типа их развития.
Игровое обучение
Подразумевает организацию игровой деятельности, направленной на
поиск,
обработку
и
усвоение
учебной
информации.
Хорошо
может
использоваться
в
начальный
период
музыкального
обучения.
Данная
технология может быть выражена в методических пособиях, специальных
музыкальных
играх,
в
комплексе
специально
разработанных
уроков
с
применением игр, в отдельных методических приемах и т.д.
Укрупнение дидактических единиц
Предполагает
изучение
взаимообратных
действий,
сравнение
противоположных
понятий,
сопоставление
родственных
и
аналогичных
понятий, сопоставление этапов работы над упражнениями. В результате таких
действий
складываются
определенные
блоки,
состоящие
из
освоенных
элементов. Они составляют технологическую базу учащегося, на основании
которой происходит его дальнейший рост.
Перспективно-опережающее обучение
При изучении определенной темы проходятся элементы из более
сложных тем, но близкие к изучаемому в данный момент материалу.
Компьютерная технология
Предполагает
использование
компьютерных
обучающих
и
контролирующих программ.
14
При обучении могут использоваться: компьютерные программы обработки
звука и нотные редакторы, компьютерные тесты, записи партий других
участников ансамбля или оркестра, звучание оркестра без партии солиста,
информация учебно-методического характера на компакт-дисках и т.д.
Информационная технология
Предполагает обучение с использованием средств телекоммуникации,
баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях.
Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем,
связанных
с
получением
необходимых
знаний
гуманитарного,
общемузыкального, специального характера.
Разработка и внедрение в учебный процесс комплекса педагогических
технологий, произведенные творчески, в соответствии с целями обучения и
воспитания,
позволит
преподавателю
создавать
свой
собственный
технологический арсенал, который и будет служить залогом его дальнейших
профессиональных успехов.
Заключение.
В музыкальном развитии одаренных детей исключительно важная роль
принадлежит самому раннему периоду, когда закладывается фундамент для
формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей.
Необходимость индивидуализации методов работы с одаренными детьми,
отличающимися уровнем врожденных и развивающихся способностей, является
одной
из
важнейших
задач
музыкальной
педагогики.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей -
основа начального обучения пианиста. Вместе с тем уже первые этапы
воспитания
музыкального
мышления
способного
ребенка
связаны
с
необходимостью своевременного развития элементарных сторон мелодико-
интонационного,
полифонического,
музыкально-ритмического
и
15
гармонического слышания. Вопросы личностно-профессионального развития
юных музыкантов стоят особенно остро в связи с тем, что в процессе освоения
музыкального инструмента проблемы технологии обучения часто ставятся на
первый план, оставляя развитию музыкальности, артистизма, личностных
качеств, мотивации, интереса к занятиям на музыкальном инструменте
второстепенную роль.
Современный педагог в работе с одаренными детьми должен хорошо владеть не
только базовой методикой обучения игре на музыкальном инструменте, но
также и специальными методиками, знанием технологий и умением их
применять в учебном процессе. Мы говорим о внедрении в учебный процесс
определенной технологической системы обучения игре на музыкальном
инструменте,
интегрирующей
несколько
методик
и
технологий,
четко
обозначающих цели, задачи, методы обучения и воспитания, определенный
алгоритм действий от урока к уроку. Важно, чтобы она имела четко
прописанные параметры, но при этом позволяла самому педагогу выбирать
необходимые пути и методы обучения с учетом уровня одаренности детей.
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.
Тетради I, II. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.
2.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - М.:
Советский композитор,1985.
3.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л. 1979.
4.
Баренбойм Л., Перунова Н. "Путь к музыке". Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано. - Л., 1988.
5.
Баренбойм. Карл Орф и институт его имени. // Элементарное музыкальное
воспитание по системе Карла Орфа. Составитель
6.
Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая
тетрадь III. Гармония. Аккомпанемент. - Санкт-Петербург, Композитор,
1998. Ветлугина Н. Методы музыкального воспитания ребенка в детском
саду // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. - М.: Советский
композитор, 1978
7.
Винокурова Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской
музыкальной школы. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2008
8.
Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре. - Л. 1979.
9.
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на
фортепиано. - М.: Классика - XXI, 2003.
10.Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для
учащихся пед. уч-щ. Под редакцией Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд. - М.:
Просвещение
11.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1961
12.Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: Классика - XXI,
2004, с.6-7.
17
13.Смирнова Т. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические
рекомендации. - М.: Издательство ЦДСК, 1994.
14.Смирнова Т. Учебное пособие "Allegro". Методическая часть: Беседа
"Интерпретация из серии "Воспитание искусством или искусство
воспитания". - М., 2001.
15.Туркина Е. Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких.
Части I, II, III. - Санкт-Петербург, 1996, 1997, 1998.
16.Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я - детский педагог. -
Санкт-Петербург, 2002.
18