Напоминание

Педагогика сотрудничества


Автор: Зыкова Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель дисциплин профессионального цикла
Учебное заведение: КОГПОБУ "Вятский колледж профессиональных технологий, управления и сервиса"
Населённый пункт: Кировская область, г. Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогика сотрудничества
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогика сотрудничества

Зыкова С.С. – преподаватель дисциплин

профессионального цикла КОГПОБу «ВятКТУиС»

Педагогика сотрудничества — направление педагогической науки и

практики, основанное на принципах равноправия, взаимоуважения, партнер-

ства между преподавателем и обучающимся. Этот подход предполагает актив-

ное взаимодействие всех участников образовательного процесса, направлен-

ное на создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ре-

бенка и развитие самостоятельности, ответственности и инициативности обу-

чающихся.

В последние годы образовательная практика всё настойчивее смещает

акцент с традиционной модели «учитель – ученик» на модели, где основное

внимание уделяется не передаче знаний, а их совместному созданию. Педаго-

гика сотрудничества — это не просто метод, а философская позиция, в основе

которой лежит взаимодействие, личная ответственность и активное участие в

образовательном процессе со стороны каждого ученика. С развитием цифро-

вых платформ, удалённого обучения и международных образовательных ини-

циатив эта концепция приобретает новое значение и требует адаптации к

современным вызовам.

Педагогика сотрудничества представляет собой целостную систему пе-

дагогических отношений, направленных на активизацию познавательной дея-

тельности, творческой инициативы и социальной зрелости обучающихся. Ее

ключевыми характеристиками являются:

- Активное включение каждого обучающегося в учебную деятельность.

- Развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля.

- Обучение через обсуждение, исследование и решение реальных жиз-

ненных задач.

- Равенство и уважение в отношениях между участниками педагогиче-

ского процесса.

Истоки педагогики сотрудничества можно найти в гуманистических тео-

риях XX века, когда акцент сместился на личность обучающегося и его актив-

ную роль в образовательном процессе. В советской традиции этому способ-

ствовали труды Ушинского, Макаренко и Сухомлинского, которые сформиро-

вали ценностно-ориентированную основу. Современные исследования подчёр-

кивают развивающий характер этой педагогики: её рассматривают как инте-

гративную систему методов, не имеющую единичной «официальной модели»,

но будучи основой многих инновационных образовательных практик. Между-

народные педагогические исследования 2022–2024 годов подчеркивают схо-

жесть сотрудничества и кооперативного обучения, при этом первые опирают-

ся на модели взаимодействия, а вторые — на структурированные групповые

практики.

Современный подход к педагогике сотрудничества формулирует следу-

ющие соединённые принципы. Во-первых, участие каждого как субъекта — в

образовательной модели нет пассивных слушателей; каждый обучающийся ак-

тивно включается в процесс, работает в группах, участвует в обсуждениях, ре-

флексирует и оценивает. Во-вторых, сочетание формативного оценивания и

коллективной ответственности усиливает внутреннюю мотивацию и способ-

ствует развитию критического мышления. Наконец, технологическая под-

держка общения — использование цифровых досок, платформ и совместных

проектов позволяет расширить рамки классной работы и поддержать эмоцио-

нальный контакт удалённо, с учётом исследовательских данных последних

лет.

Эмпирические исследования показывают, что при грамотном внедрении

педагогики сотрудничества улучшаются учебные достижения, устойчивость

знаний и социальные навыки. В частности, обзор реальных практик в Непале

(2024) подтвердил, что совместная групповая работа и обсуждения способ-

ствуют критическому мышлению и коммуникативным способностям даже в

условиях ограниченных ресурсов. Аналогичные результаты показали исследо-

вания в англоязычных странах, где collaborative learning усиливает понимание

материала, укрепляет чувство ответственности и формирует групповую дина-

мику. Важным аспектом оказывается структурирование групп (оптимальный

размер — 3–4 человека), что позволяет обеспечить активное вовлечение всех

участников.

Для успешного внедрения педагогики сотрудничества необходима осо-

бая психолого-педагогическая среда. Педагог должен выступать не как дикта-

тор, а как фасилитатор: активно слушать, задавать вопросы, направлять про-

цесс, создавая атмосферу доверия и безопасности. Кроме того, критически

важна готовность школы к культурным изменениям: выделение времени для

командной работы, обучение педагогов методам фасилитации, создание про-

фессиональных сообществ — PLC (Professional Learning Communities), где

учителя регламентированно обмениваются опытом и развивают совместные

практики.

Несмотря на явные преимущества, внедрение педагогики сотрудниче-

ства сталкивается с рядом сложностей. Во-первых, это структурные ограниче-

ния: большие группы, отсутствие времени и ресурсов, недостаточно развитая

материально-техническая база. Во-вторых, педагогическая культура часто

остаётся ориентированной на передачу знаний, конкуренцию и среднеарифме-

тическую оценку. Для преодоления этих препятствий необходима целенаправ-

ленная подготовка учителей и изменение организационных рамок: введение

групповых форм оценки, цифровых инструментов взаимодействия, гибкого

времени для групповой работы.

Дальнейшее развитие педагогики сотрудничества логически связано с

цифровой трансформацией, гибридным обучением и акцентом на инклюзив-

ность. Исследования 2020–2022 годов демонстрируют успех моделей, где обу-

чающиеся учат друг друга — подход «Collaborative Learning by Teaching» поз-

воляет развивать лидерские качества, навыки презентации и глубокого пони-

мания темы. Также перспективными являются смешанные форматы — синтез

цифровых инструментов, саморегуляции и сетевого взаимодействия при под-

держке преподавателя.

Педагогика сотрудничества — современная и гибкая образовательная

парадигма, в корне отличающаяся от информационно-трансляционных моде-

лей. Её ценность заключается не только в повышении учебных результатов, но

и в формировании навыков XXI века: критического мышления, коммуника-

ции, самоорганизации и эмпатии. Переход к такой модели требует от образо-

вательных организаций и педагогов не только новых технологий, но и измене-

ний культуры: превращения учебного заведения в сообщество, ориентирован-

ное на партнёрство, доверие и совместное созидание. Путь реформ лежит че-

рез изменение педагогического образования, поддержку сообществ практики и

целенаправленное накопление практического опыта в цифровых и смешанных

форматах.

Для успешной адаптации педагогики сотрудничества к современным

условиям необходимы следующие шаги:

- Переход к новым технологиям обучения, включающим групповую ра-

боту, проектные задания и исследовательские методики.

- Повышение квалификации педагогов в области использования цифро-

вых инструментов и ресурсов.

- Интеграция элементов международного опыта в отечественную прак-

тику.

- Изменение структуры уроков и организации пространства для повыше-

ния эффективности совместной работы.

- Регулярная оценка результатов внедрения новой концепции и внесение

необходимых изменений.

Таким образом, педагогика сотрудничества является перспективным

направлением развития образования, которое способно отвечать требованиям

современного общества и формировать компетентных специалистов будуще-

го.

Список литературы:

1.

Acharya B., Sigdel S., Poudel O. Analysis of Effectiveness of Collabo-

rative Pedagogy Practices. NPRC Journal of Multidisciplinary Research, 2024.

2.

Collaborative Learning. Wikipedia, декабрь 2024.

3.

Cooperative Learning. Wikipedia, июнь 2025.

4.

Frontiers in Education. A Collaborative Learning Design for Promoting

2020.

5.

Ojie-Ahamiojie G. Using Collaborative Learning to Elevate Students’

Educational Experiences. Faculty Focus, 2024.

6.

Professional Learning Community. Wikipedia, май 2025.

7.

Рефлексивно-деятельностный подход… Wikipedia, 2025.

8.

Yang X. A Historical Review of Collaborative Learning and Coopera-

tive Learning. TechTrends, 2023.

9.

Yang X. (2023) ibid.

10.

Zhou X. et al. Collaborative Learning by Teaching. Sustainability,

2019.



В раздел образования