Напоминание

"Применение базинга в учебном процессе трубача"


Автор: Колесник Евгений Витальевич
Должность: преподаватель отделения "оркестровые духовые и ударные инструменты"
Учебное заведение: ГБПОУ КК "НМК им. Д.Д. Шостаковича"
Населённый пункт: г. Новороссийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение базинга в учебном процессе трубача"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Краснодарского края «Новороссийский музыкальный колледж

им. Д.Д. Шостаковича»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

ПРИМЕНЕНИЕ БАЗИНГА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТРУБАЧА

Разработчик:

Колесник Евгений Витальевич,

преподаватель ПЦК

«Оркестровые духовые и

ударные инструменты»

2025 г.

Содержание:

1.

Введение. 3 стр.

2.

Основная часть. 3 стр.

3.

Заключение. 9 стр.

4.

Литература. 9 стр.

Введение.

Существует огромное количество методических работ, посвященных проблемам

ежедневных занятий музыканта-исполнителя на медных духовых инструментах. Есть

вопросы, которые до сих пор вызывают споры и в отношении которых высказываются

разные, иногда противоположные мнения.

К числу таких вопросов относится использование «базинга». Слово базинг в

переводе с английского означает «жужжание», то есть трубач извлекает звук не на

инструменте, а производит его одними губами.

Навык базинга достигается путем

систематических, ежедневных упражнений.

Многие музыканты считают, что базинг хорош только при разминке. Но это не так.

Что же дает базинг, какие качества он развивает?

Главное преимущество в применении базинга, на мой взгляд, состоит в

возможности наглядно увидеть ту работу, которую выполняют наши губы в качестве

вибратора. При игре инструмент лишь усиливает эти колебания. Понимание механизма

вибрации губ очень важно для начинающих музыкантов. Кроме того, базинг помогает

наиболее естественно складывать губы при звукоизвлечении, то есть имеет существенное

значение для определения индивидуальной постановки губ.

Основная часть.

Базинг помогает регулировать ровность выдоха, следить за направлением

воздушной струи (на инструменте проследить за этим практически невозможно),

регулировать посыл воздушной струи от диафрагмы через инструмент, не зажимая при

этом горло.

Базинг вырабатывает умение управлять губной щелью, следить за ее размером,

формой, степенью сжатия губ. Он вырабатывает умение точно интонировать и

корректировать интонацию во взаимодействии всех компонентов, на нее влияющих.

Ежедневные занятия базингом перед игрой на инструменте хотя бы в течение

нескольких минут дают возможность даже опытным музыкантам совершенно без всяких

нагрузок и давления на губы заставить начать их работать, согреть губные мышцы. Это

как легкая разминка перед утренней гимнастикой.

У этого упражнения есть разновидности:

- базинг без инструмента;

- базинг без инструмента, но с мундштуком;

- базинг с инструментом, но без основного крона;

- базинг с инструментом, но на специальном приспособлении, которое находится между

инструментом и мундштуком (B.I.R.P.).

Я перепробовал все варианты и пришел к выводу, что необходимо соединить

базинг с инструментом, то есть жужжащий звук, получаемый при небольшом давлении

мундштука на сомкнутые губы, проходит через инструмент. Взяв за основу школу

Арбана, стал по ней заниматься базингом и понял, что это незаменимые упражнения для

правильной постановки губ и укрепления мышц трубача. Применение этой системы на

практике, привело к хорошим результатам: через некоторое время учащиеся перестали

давить на губы, увеличился диапазон и появилась выдержка.

Занятия базингом помогают в упражнениях для развития сверхвысокого регистра.

Необходимо, по возможности, использовать высокие звуки при базинговых упражнениях.

Если даже эти звуки пока не извлекаются, надо пытаться их извлекать - это поможет

избежать лишнего напряжения мышц лица и давления мундштука на губы при работе над

верхним регистром на инструменте.

Очень полезно начинать разминку утром или перед концертом с губного базинга в

2-3 минуты. Затем я рекомендую базинг на инструменте: в течение 30 мин. играть

разработки

гамм

по

школе

Арбана

жужжащим

звуком,

нажимая

клапаны,

соответствующие нотам, правильно интонируя их. Эти упражнения хорошо укрепляют

губной аппарат, способствуют развитию верхнего регистра и уменьшают давление

мундштука на губы музыканта – духовика.

Из этого следует, что базинг можно рассматривать как вспомогательное средство

для совершенствования определенных игровых навыков не только трубачей, но и всех

инструменталистов, играющих на медных духовых инструментах.

А. Селянин

«Роль «базинга» в ежедневных занятиях исполнителя на медных

духовых инструментах»

Несмотря

на

наличие

значительного

количества

методических

работ,

и

инструктивного материала, посвященных проблемам ежедневных занятий музыканта-

исполнителя на медных духовых инструментах, есть вопросы, которые до сих пор

вызывают споры и дискуссии и в отношении которых высказываются различные, подчас

противоположные мнения. К числу таких вопросов относится использование так

называемого «базинга».

Понятие это происходит от английского «buzzing», означающего свист ветра,

гудение, жужжание, звук зуммера. В музыке это слово употребляется для обозначения

звуков, извлекаемых только губами, как будто вы играете на воображаемом инструменте.

Это, так сказать, звук «в чистом виде», «сырец», «полуфабрикат» или «заготовка» звука.

Звук этот имеет высоту и незначительную громкость. Необходимую силу и тембровую

окраску он получает в самом инструменте.

Различают

два

вида

базинга:

«lipsbuzzing»

(базинг

одними

губами)

и

«monthpiecebuzzing» (базинг на мундштуке). Впервые прием базинга был рекомендован в

работах

известного

русского

корнетиста

и

трубача,

профессора

Петербургской

консерватории В. Вурма «Метод для обучения в войсках на сигнальном рожке» (1876),

«Метод для обучения в войсках на кавалерийской трубе» (1879), «Школа для корнета с

пистонами» (1893), почему и получил за рубежом название «русского метода». Особо

широкое распространение он получил в США, Англии и других странах. В иностранных

армиях им пользуются как «скоростным» методом для обучения трубачей-сигналистов.

В настоящее время ни одно серьезное методическое пособие для медных духовых

инструментов, выходящее за рубежом, не обходит вопроса об использовании базинга.

Базинг является предметом споров и дискуссий, причем, как показывают зарубежные

исследования, число сторонников его за последние годы значительно возросло. Если за

рубежом «русский метод» получил повсеместное распространение (яркий пример тому -

исполнительская и педагогическая деятельность в США и странах Европы), то у нас в

стране, к сожалению, методом первоначального обучения на мундштуке пользуются

редко.

Многие исполнители начинают свои занятия губным базингом. Если до сих пор

некоторые аспекты использования базинга на мундштуке являются спорными, то уж

способность извлекать звуки губами, не применяя при этом давления мундштука, факт

бесспорный для исполнителей.

Для извлечения звука этим способом необходимо собрать губы, как при свисте, и,

имитируя игру на инструменте, послать кончиком языка струю воздуха, которая заставит

колебаться средние части губ, издавая звук. Начинать заниматься губным базингом в

среднем регистре можно с любого звука, который звучит наиболее естественно. Углы губ

и лицевые мышцы нужно держать собранными (но не чрезмерно сжатыми) и постепенно

сжимать их, чтобы извлекать базингом более высокие звуки. На первых занятиях

целесообразно использовать рояль или какой-либо другой инструмент, чтобы губы сразу

же имели возможность настраиваться на извлечение звуков строго определенной высоты.

Вначале надо взять ноту, к примеру, на рояле, затем попробовать «сыграть» эту ноту

губным базингом. Такие занятия вырабатывают ощущение высоты звука, развивают

мышечную память, точность интонации, что очень важно для стройной игры на медных

духовых инструментах, и учит губы попадать в «центр позиции» звука.

Итак, базинг - это умение извлекать звук губами, это знание того, как это делать,

примененное

на

практике.

Навык

базинга

достигается

путем

систематических,

ежедневных упражнений.

Не беспокойтесь, если это сразу не получится. Будьте терпеливы: требуется время,

чтобы развить эти звуки. Первые попытки губного базинга обычно кончаются тем, что

звук обрывается через 1—2 секунды; поэтому главной задачей занятий губным базингом

на данном этапе является удлинение протяженности звука до 30—40 секунд и более.

Начиная занятия с извлечения звуков в среднем регистре, необходимо переходить

постепенно к звукам выше и ниже.

При базинге на мундштуке губы используются как при губном базинге. Взяв какой-

либо звук губами, легко подведите к рабочему месту на губах мундштук, почувствуйте

продолжающуюся вибрацию губ в чашке мундштука. Извлечение звука будет более

простым, чем при губном базинге. Не стремитесь использовать прижим, иначе вы больше

повредите губам, чем поможете. Занимаясь губным базингом, вы заметили, как трудно

извлекать высокие звуки. Губы без помощи полей мундштука часто не могут

«базинговать» очень высоко. На мундштуке же извлекать высокие звуки легко. Это

происходит потому, что поля останавливают вибрацию губ, отчего звук становится более

высоким (подобно укороченной пальцем струне). Извлекая звук на мундштуке,

необходимо преследовать те же самые цели, что и при губном базинге. Способность

извлекать звуки губами без давления мундштука будет помогать губам исполнителя и в

настоящей игре.

Извлечение звука только на мундштуке, было известно в России, как говорилось,

давно, еще в прошлом веке. Так, В. Вурм писал: «Чтобы произвести звук, ученик должен

закрыть рот после дыхания, приложить к губам мундштук. затем произвести губами такое

движение, какое обыкновенно делается при выбрасывании изо рта нитки или куска

бумаги. Упражняться в этом следует на одном мундштуке, а потом, когда ученик усвоил

себе это и получил амбушюр, ему дают трубу», и далее добавлял, что «приспособляемость

губ к тому или иному положению и дыхание при упражнениях должны быть основательно

и систематически усвоены».

О том же писал М. И. Табаков: «Прежде чем дать в руки трубу, объяснить и

показать ученику основной прием звукоизвлечения, местоположение мундштука, правила

дыхания,

атаку

звука.

После

этого

уже

перейти

к

упражнениям

в

приемах

звукоизвлечения без инструмента, лишь с одним установленным на губах мундштуком», и

далее: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает

внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и

затрудняет его первоначальные шаги обучения».

С какого же вида базинга нужно начинать обучение?

По мнению одних педагогов, с губного базинга: «Нужно приставить мундштук к

губам, когда играющий стоит перед зеркалом, взять звук и во время игры очень медленно

оттягивать мундштук от губ, следя за тем, чтобы губы не прекращали колебаний, не

прерывая звука, и не меняли своего положения». Недостатком рекомендации начинать с

губного базинга является то, что человек, не знающий на слух звук губного базинга,

невольно начинает манипулировать губами, в результате чего базинг просто не получится.

По мнению других, начинать знакомство с базингом и овладение им надо с базинга

на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на

мундштуке.

Делать это надлежит следующим образом: необходимо освободить мундштук в

подмундштучной трубке инструмента так, чтобы его легко можно было вынуть;

придерживая мундштук двумя пальцами левой руки, начать играть, к примеру, звук фа

малой октавы; продолжая выдерживать звук, движением руки, не торопясь, освободить

инструмент от мундштука; мундштук должен быть все время на губах, звук - не

прерываться. Таким образом, получится базинг на мундштуке. Далее, не прерывая звука,

обратно вставить инструмент в мундштук - получится звук инструмента. Проделать это

надо несколько раз. Главная задача - не дать прерваться звуку.

Ознакомившись

указанным

способом

с

базингом

на

мундштуке,

следует

продолжать занятие только на мундштуке, отложив инструмент в сторону. Играть нужно

выдержанные, протяжные звуки в виде гамм, арпеджио, вначале в одну октаву вверх,

затем в одну октаву вниз. Далее пробовать играть какие-нибудь мелодии. Держать

мундштук надо двумя пальцами легко. Играть негромко и без прижима.

На мундштуке удобно заниматься перед зеркалом (лучше ручным, карманным),

проверяя правильность местоположения мундштука. Следить за тем, чтобы лицо было

совершенно спокойным, без каких-либо гримас. Необходимо наблюдать за движением

уголков рта, помня, что при повышении звука их надо двигать к центру, а при понижении

наоборот, от центра. Обязательным должно быть исполнение медленного глиссандо,

наподобие воя сирены. В дальнейшем, по мере освоения базинга, нужно включать в

занятия и быстрые глиссандо. На мундштуке лучше и легче, чем на инструменте,

отрабатываются все виды атаки звука, и в особенности двойное и тройное стаккато (этот

прием использовал сам и рекомендовал всем своим ученикам выдающийся трубач-

виртуоз В. Брандт). В начальный период обучения, при определении постановки

мундштука на губах, очень полезно извлекать звуки на визуальном определителе.4

Визуальный определитель (vizualizer) представляет собой поля мундштука, отделенные от

чашки. Для удобства пользования визуалайзером сбоку приделана ручка. Впервые в

практику

введен

американским

конструктором

современных

медных

духовых

инструментов Винцентом Бахом (1889—1976).

Преимущество этого простого приспособления состоит в том, что играющий может

наблюдать в зеркале ту важнейшую вибрирующую часть губ, которая скрыта в чашке

мундштука,

видеть,

как

мундштук

расположен

на

губах,

корректировать

его

расположение, регулировать размер губной щели, определять место кончика языка при

атаке звука, следить за естественной вибрацией губ, направлять движение воздушной

струи. Все это невозможно видеть, занимаясь на инструменте или на одном мундштуке.

Особое значение приобретает использование визуалайзера в тех случаях, когда

приходится делать перестановку мундштука на губах.

Что же дает базинг, какие качества он развивает, и какого рода возражения

вызывает его использование?

Главное преимущество в применении базинга, на наш взгляд, состоит в

возможности наглядно увидеть ту работу, которую выполняют наши губы в качестве

вибратора, излучателя звуковых колебаний. При игре на инструменте ничего другого с

губами не происходит, инструмент лишь усиливает эти колебания, дает возможность

губам привести в колебание воздушный столб, заключенный в его канале. Понимание

механизма вибрации губ очень важно для начинающих музыкантов. Многочисленные

задачи, связанные с извлечением звука на инструменте, давление мундштука на губы

зачастую не дают возможности начинающему понять всю важность свободной,

естественной вибрации губ.

Кроме того, базинг помогает начинающему музыканту наиболее естественно

складывать при звукоизвлечении губы, то есть имеет существенное значение для

определения индивидуальной постановки губ.

Далее. Ежедневные занятия базингом перед игрой на инструменте хотя бы в

течение нескольких минут дают возможность даже опытным музыкантам совершенно без

всяких нагрузок и давления на губы заставить начать их работать, согреть губные мышцы.

Это как легкая разминка перед утренней гимнастикой.

Базинг помогает регулировать ровность выдоха, следить за направлением

воздушной струи (на инструменте проследить за этим практически невозможно),

регулировать посыл воздушной струи от диафрагмы через инструмент, не зажимая при

этом горло.

Базинг вырабатывает умение управлять губной щелью, следить за ее размером,

формой, степенью сжатия губ. Он вырабатывает умение точно интонировать и

корректировать интонацию во взаимодействии всех компонентов, на нее влияющих.

Занятия базингом помогают в упражнениях для развития сверхвысокого регистра.

Необходимо, по возможности, использовать высокие звуки при базинговых упражнениях.

Если даже эти звуки пока не извлекаются, надо пытаться их извлекать - это поможет

избежать лишнего напряжения мышц лица и давления на губы мундштука при работе над

верхним регистром на инструменте.

Очень полезно начинать разминку утром или перед концертом с губного базинга в

2-3 минуты, затем пару минут делать базинг на мундштуке для возобновления ощущения

мундштука. Это при- неоценимую пользу, в особенности, если ограничено время и нужно

быстро размяться, как, например, при игре на воздухе.

И наконец, многократные занятия базингом в течение дня в те периоды, когда

занятия на инструменте невозможны, помогают на протяжении некоторого времени

поддерживать губы в определенной форме. Его польза несомненна и в тех случаях, когда

нет возможности разыграться, согреть губы перед игрой на трубе (в дороге, в номере

гостиницы и в других ситуациях). Занятия базингом позволяют быстрее войти в форму

после отпуска, большого перерыва в игре, при утомлениях и травмированных губах, когда

давление мундштука губам противопоказано. Губной базинг является великолепным

средством содействовать быстрому развитию губных мышц.

Противники базинга

Среди противников базинга имеются исполнители, которые никогда не занимались

базингом и поэтому не верят в полезность этого метода, или те из них, кто, неудачно

попробовав делать базинг губами, отрицают его пользу, а также скептики, считающие

базинг без инструмента «детской забавой». Некоторые музыканты полагают, что базинг

может быть вреден тем, что развивает у начинающих постановку типа «смайл» (Smile), то

есть постановку «на улыбке», на растяжке губных мышц. Нам кажется, что это неверное

представление о влиянии базинга на постановку губ, так как базинг можно выполнять как

на растяжке, так и на умеренном собирании губ (постановка типа Moderator Approach).

Возражения против базинга связаны и с невозможностью ощущать сопротивление

воздушной струи, проходящей под напором через мундштук, ибо при базинге

сопротивление воздушного столба инструмента отсутствует, а также с невозможностью

контролировать качество звучания инструмента. Но эти маленькие неудобства, на наш

взгляд, с лихвой компенсируются теми многочисленными преимуществами, которые дает

базинг музыканту, занимающемуся им.

Дополнительно к теме, рассмотрим такие понятия, как амбушюр,

апертура,

лицевые мышцы

Амбушюр (франц. embouchure, от bouche - рот) – способ складывания губ, языка при

игре на духовых музыкальных инструментах. Большинство музыкантов не представляют

себе, сколько времени и труда требует постановка правильного амбушюра, в особенности

для трубача, потому, что среди всех медных духовых инструментов труба обладает самым

большим сопротивлением воздуха. Первой предпосылкой постановки правильного

амбушюра является правильное дыхание. До тех пор, пока амбушюр не отработан,

дыхательные упражнения должны быть частыми, но непродолжительными: на начальном

этапе обучения для них достаточно 10-15 минутных упражнений с перерывом в 6 минут..

При мягком (тихом) исполнении амбушюр формируется намного быстрее, чем при

громком. Однако это отнюдь не означает, что в ходе упражнений надо вовсе избегать

громкой игры. Главный показатель правильного амбушюра – его возможность создавать

максимально свободную вибрацию губ (11).

Функции губ. Губы — главный механизм вибрации при игре на трубе. Их установка

и правильное положение производится окологубными мышцами. Поэтому для постановки

хорошего амбушюра надо хорошо развить эти мышцы. Для достижения максимальной

вибрации надо так натренировать верхнюю губу, чтоб она была не менее подвижна, чем

нижняя. Выдвижение верхней или нижней губы вперед приводит к ослаблению вибраций.

Губы исполнителя на духовом инструменте должны быть способны выдерживать

значительное и длительное напряжение и, кроме того, быстро менять его степень в

зависимости от высоты и силы извлекаемого звука. В то время как для низких и средних

звуков достаточно незначительного напряжения, для высоких звуков требуется сила и

выносливость

губ,

которые

формируются

только

в

результате

длительной

и

систематической тренировки. Подвижность, способность мгновенно и точно достигать

той степени напряжения, которая необходима для получения звука требуемой высоты,

является фактором исполнительского мастерства.

Но излишняя поспешность в этом может привести к нежелательным результатам:

появляются шипящие призвуки и тусклость звучания. Следует подбирать такой

музыкальный материал, в котором расширение диапазона как вверх, так и вниз будет

достаточно постепенным; активно должны использоваться гаммообразные упражнения, а

также упражнения, построенные на аккордах в различных комбинациях и гаммы,

исполняемые ломаными терциями и секстами. Когда губы и связанные с ними мускулы

лица будут достаточно развиты, технику губ следует поддерживать упражнениями с

большим диапазоном смены напряжения губ.

«Для того, чтобы звук был безупречен по чистоте интонации и удовлетворителен по

тембровому качеству, необходимо точное соответствие степени напряжения губ силе

выдоха. Необходима такая степень напряжения лицевых и дыхательных мышц, которая

обеспечит интонационную точность и качество звука» (12, с.55).

Большое значение при выполнении амбушюра имеет апертура, или центральное

раскрытие губ. Для игры на трубе апертура выполняется в форме щели, величина которой

зависит от регистра. Для остальных медных духовых инструментов апертура больше, чем

для трубы. Правильная апертура может получаться у трубача лишь в момент выхода

воздушной струи из полости рта в инструмент, так как губы плотно прижаты к

инструменту.

Из

всех

медных

духовых

инструментов

труба

обладает

самым

большим

сопротивлением воздуха, чем объясняется необходимость плотно прижимать ее к губам.

Главное в выполнении апертуры при игре на трубе –вопрос меры. Слишком малое

раскрытие, бывающее при излишнем напряжении окологубных мышц, приводит к

короткому, зажатому и жесткому звуку. При слишком большом раскрытии звук будет

безжизненно вялым, он исходит из инструмента вместе с шипением воздуха.

Обучающийся музыкант должен упражняться, прислушиваясь к исполняемому

звуку, и уметь слышать, как изменяется звук при изменениях апертуры. При этом надо

стремиться к получению самого чистого, максимально резонирующего тона. Стабильная

апертура достигается только в результате многих лет непрерывной тренировки.

Величина апертуры зависит не только от высоты звука, но и от объема выдоха. Чем

ниже тон, тем больше апертура, и наоборот. Начинающие стремятся к чересчур большому

раскрытию в нижнем регистре и к чересчур малому в верхнем. Но таких крайностей надо

избегать. Чем стабильнее величина апертуры, тем ровнее тон инструмента.

В

образовании

амбушюра

совместно

с

углами

рта,

щек

и

подбородка

участвуют окологубные мышцы. Чтобы окологубные мышцы обеспечили правильную

игру на трубе, нужно тренировать их в течение нескольких лет. Выходящий воздух

выталкивает губы вперед, а окологубные мышцы оттягивают их назад — вот в чем суть

вибрации. Для свободной вибрации музыкант не должен слишком прижимать мундштук

инструмента к губам, как это делают неопытные трубачи. В конце концов, это испортит

амбушюр.

Нижняя челюсть слегка опущена, чтобы между зубами образовалась щель для

прохода воздуха. Ширина этой щели не должна превышать 1.16 мм. Большинство

трубачей, играя в нижнем регистре, несколько выдвигают нижнюю челюсть вперед, в

таком положении нижняя губа легче вибрирует, а в инструмент поступает больше

воздуха. Подбородок должен быть неподвижен. Многие трубачи поднимают подбородок,

переходя в верхний регистр. Этого надо всячески избегать, что возможно только при

очень высокой степени развития мышц, составляющих амбушюр. При должном развитии

этих мышц, ответственных за правильный амбушюр, появляется продолжительная,

негромкая, мягкая игра на трубе.

Упражнения должны, во-первых, быть продолжительными и систематическими —

ни неделями, ни даже месяцами здесь не обойдешься. Во-вторых, важно не просто

бездумное выполнение упражнений, а непременное умение одновременно слышать свою

игру.

В равной мере надо избегать надувания щек. Начинающему трубачу всегда кажется,

что, если он надувает щеки, звук получается более мощным. Если он будет постоянно

надувать щеки, то потеряет способность управлять ими во время игры, контролировать

его. К тому же это может привести к снижению подвижности губ и сведению способности

управления ими к минимуму. Чтобы избежать надувания щек, надо прижимать их к

боковым зубам, в результате чего разовьются соответствующие мышцы, которые потом

будут сами держать щеки втянутыми.

Степень подвижности и выносливости губ неразрывно связана с положением их на

мундштуке. У некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха выходит не в центре, а

несколько в стороне от середины губ., приводит к формированию неправильномого

амбушюра. Правильное положение губ — основа развития правильного амбушюра. Для

правильного положения губ произносят слог «дим», в результате чего губы принимают

правильное положение и могут свободно вибрировать. В этом положении губы должны

оставаться во всем диапазоне тонов инструмента. Для того чтобы избежать чрезмерного

расслабления губ в нижнем регистре и чрезмерного их напряжения в верхнем, надо

следить не столько за движением губ, сколько за дыханием и правильной артикуляцией

слога «дим». При недостаточной вибрации губ труба издает «жидкий», негибкий звук.

Постоянно перенапряженные губы могут навсегда остаться малоподвижными за счет

отвердения тканей. Бывают и более трагические последствия перенапряжения мышц в

верхнем регистре – прекращение кровообращения и омертвление средних участков губ. В

таком случае необходимо навсегда оставить трубу: амбушюр никогда не будет

восстановлен.

Учет особенностей губ при постановке мундштука позволяет исполнителю добиться

наилучшего звука и высокой техники губ. Объективные правила постановки должны

соответствовать субъективным ощущениями исполнителя, малейшие изменения которых

всегда связаны с изменениями характера и качества звука (11).

Влажные или сухие губы? Однозначно, что нужно смачивать кромку губ, которая

вибрирует при игре. Но относительно площадки, на которой стоит мундштук, существуют

разные мнения. Очень многие трубачи (среди них такой выдающийся музыкант, как

Тимофей Докшицер) — сторонники влажных губ. Преимущество такой постановки они

видят в том, что «мундштук не прилипает к губам, его легко отвести и быстро поставить

на свое место, что само по себе важно для восстановления кровообращения и выдержки

губных мышц. Мундштук всегда легко находит свое привычное место на влажных губах»

(4, с. 37). У тех, кто привык играть на сухих губах, мундштук скользит и не может найти

свое постоянное место. Играющие же на влажных видят в этом плюс, т.к. мундштук

всегда наверняка находит выработанное годами положение. Но следует заметить, что от

многих лет занятий на сухих губах мундштук найдет свое место не менее быстро, чем на

влажных. «Играющие на влажных губах в коротких паузах или во время вдоха могут

давать губам передышку. Играющие на сухих вынуждены подолгу не отнимать мундштук

в ожидании большой паузы» (4, с. 40). «Слюновыделение во время игры обильное, губы

увлажняются, их приходится вытирать при каждом отводе мундштука» (4, с. 41). Здесь,

наверное, все зависит от физиологии исполнителя и от способов его игры.

Список литературы

1. Арбан Ж.Б. Школа игры на трубе. – М.: Музыка, 1970.

2. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. – М.: Музыка,

1973.

3. Докшицер Т.А. Из записной книжки трубача: Заметки об исполнительском мастерстве

музыканта. – М.: Радуница, 1995.

4. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч.1. – М.: Музгиз,1953.

5. Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. – М.: Музыка, 1984.

6.

Харитонов

А.Е.

Звукоизвлечение

на

медных

духовых

инструментах

как

артикуляционно-штриховой феномен. – М.: Водолей, 2012.

7. Селянин А. Роль «базинга» в ежедневных занятиях исполнителя на медных духовых

инструментах



В раздел образования