Автор: Гурциева Марина Суликоевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ СОГТЭК
Населённый пункт: РСО-Алания, г.Владикавказ
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа с родителями ка основной элемент работы психологической службы в колледже"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО - ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО -
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Гурциева Марина Суликоевна
Педагог-психолог
Тема доклада:
«Работа с родителями ка основной элемент работы психологической
службы в колледже»
Тема моего выступления
«Работа с родителями ка основной элемент работы психологической
службы в колледже»
В процессе взаимодействия со всеми участниками педагогического
процесса родители являются связующим звеном, а для студента, конкретно-
главным показателем его воспитанности. Воспитание понятие широкое- это
не только принятие и соблюдение правил в обществе, это еще и умение
социализироваться и противостоять внешним разрушающим личность
факторам.
Семья –это главный институт воспитания: то, что ребенок приобретает
в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни, т.к.
в ней он находится все детство.
Положительное воздействие семьи состоит в том, что никто кроме
самых близких не относится к ребенку с большой любовью и заботой, но и в
то же время никто не может нанести большего вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья. Родители , взрослые
в силах как
самоутвердить ребенка . так и уничтожить его жизнеустойчивость , их
влияние на становления гармонично развитой и жизнестойкой личности
велико и неоспоримо. Дети впитывают в себя образцы поведения взрослых и
переносят их на окружающих.
Семья – это определенный морально-психологический климат, для
ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Общение в семье становится образцом для ребенка.
Позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы,
установки и идеи.
Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие
условия для общения предоставлены ему в семье.
Зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья
играет
большое
значение
в
приобретении
ребенком
жизненного опыта.
То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во
многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве
от родителей. Именно в семье ребенок получает первые представления о
нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к
окружающим людям и себе самому.
От модели материнского поведения в семье зависит то, каким образом
будет строить взаимоотношения в своей семье девочка, а от модели
отцовского поведения – каким отцом и мужем станет впоследствии мальчик.
Сама
атмосфера
семьи
воздействует
на
психику
ребенка,
его
эмоциональное состояние. Можно сказать, что любовь родителей друг к
другу
и
к
ребенку
является
известной
гарантией
психологического
благополучия ребенка.
Общение с ребенком начинается с первых минут его жизни. Уже на 7-м
месяце малыш начинает понимать, чего от него требуют, и спокойно
подчиняется или капризно сопротивляется.
Ребёнок в этом возрасте тонко различает ласковый и сердитый тон.
Значит, пришло время похвалить его или показать, что им недовольны.
Следует укрепить столь важное понимание – когда им довольны, а когда нет.
Следует помнить: ребёнок никогда и ничего не должен добиться
истерикой. Ласка – всегда поощрение и знак для ребёнка: всё хорошо, так
себя и надо вести. Родители вдруг становятся строгими – стало быть, они
огорчены им. Малыш пытается настоять на своём, однако родители
непреклонны и серьёзны. И он уступает, получая урок: за определённую
черту переходить нельзя. Воспитывать надо поощряя.
Нужда в родительской любви – жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа.
Функция
родительской
любви –
поддержание
и
сохранение
внутреннего и психологического мира ребенка. Доброта и отзывчивость не
появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет
родительская любовь – любовь не на словах, а на деле. Если родители не
формируют в детях доброжелательного и мягкого отношения к людям, то
ребенок растет жестоким и агрессивным.
Воспитывать надо поощряя, но и твёрдо настаивая на своём в случае
необходимости. И тогда ребёнок очень рано уловит смысл слов “можно” и
“нельзя”. Наказание никогда не должно оскорблять, унижать, запугивать
ребёнка. Детей никогда не следует бить. Наказание – всегда демонстрация
глубокого огорчения родителей поведением ребёнка. С детьми нужно уметь
вести беседу, уделять им достаточно времени, интересоваться их делами.
Ребёнок живёт в семье, и на него оказывает воздействие жизнь её
взрослых членов.
Воспитывают, когда говорят о работе и о других, и тем, как об этом
говорят; когда ссорятся или мирятся, когда семья дружна или каждый сам по
себе; когда в семье отец – “квартирант”: приходит поздно, молча смотрит
телевизор, читает, спит и утром неслышно уходит на работу. Всё это – тоже
воспитание.
На ребёнка воздействует всё: удовлетворены ли родители жизнью или
завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда “смертельно усталые” и им
“всё надоело”. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает, на него
воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание.
Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.
Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет
взаимное неприятие.
Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда он ищет
утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию таких же безнадзорных, он
праздно проводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют
внимание, встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он
забывает о своих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В
характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в
отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям.
Чертами характера становится безответственность, эгоизм, отсутствие
серьёзных привязанностей.
Если
родителям
удастся
своевременно
всмотреться
в
ребёнка,
задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся
предупредить развитие негативных привычек и девиантного поведения.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины
и поведения у ребенка.
Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают
реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Следует отметить, что неуклонно возрастает число неблагополучных семей,
которые не выполняют свои воспитательные функции.
В
таких
семьях
преобладают
неблагоприятные
социальные
и
психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения,
жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания,
аморальный
и
асоциальный
образ
жизни).
Это
нарушает
процесс
прохождения ребенком семейной социализации и приводит к различным
нарушениям социального и личностного развития, что повышает риск
отклонения в поведении.
Отклоняющееся
поведение
–
система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в
обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение детей
возникает как проявление острого кризиса переходного возраста, и почти
всегда результат неправильного воспитания.
Неправильное воспитание – это и воспитание недостаточное, и
воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной
опеки и холодной отверженности. Причиной девиантного поведения может
служить и органическое нарушение. Но мы остановимся на особенностях
семейного воспитания.
В семье существуют различные типы взаимоотношений:
Диктат,опека,мирное сосуществования, сотрудничество
Дети обычно моделируют свое поведение по принципу семьи.
Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то
считают, что это приемлемый вид поведения. У находящихся в атмосфере
постоянных конфликтов детей вырабатывается низкая стрессоустойчивость,
они более чем другие дети подвержены психосоматическим заболеваниям. В
результате – частые пропуски занятий, низкие успехи в учебе.
Конечным
итогом
становится неверие
в
себя,
в
свои
силы,
невозможность достичь успехов в какой-либо деятельности. Часто за маской
агрессивности у ребенка скрываются неуверенность в себе, недоверие к
людям. Невыносимая атмосфера в семье толкает ребенка на побег из дома,
бродяжничество. Подростковые модели негативного поведения часто влекут
за собой другие проблемы, такие, как ложь, воровство, наркомания,
алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет –
зависимость, азартные игры, вступление в молодежные сообщества.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже
самые значительные нарушения порядка можно пережить, а дело в
последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на
формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека.
Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество
получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным
влияниям, слабого, неврастенического человека.
Отклоняющимся поведением ребенок пытается достичь своих целей.
Бесцельного поведения не бывает. Ни одно живое существо не совершает
бесцельных действий. То, что не имеет никакой цели, не существует. Зная,
какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет,
мы получаем ключ к пониманию его действий.
Детей с такими стратегиями поведения можно назвать властными и
мстительными.
Не найдя признания в привычной для себя среде (семья, школа,
колледж), подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой
психологический
статус
у
сверстников,
найти
такие
способы
самоутверждения, которых у него не было в семье .
Семья рассматривается как фактор воспитания. Но не каждая семья
осуществляет воспитание. Часто этот процесс протекает стихийно и не всегда
оказывает позитивное влияние на формирование зрелой личности. Чтобы
сделать семейное воспитание правильным и направляемым, необходима
четкая организация педагогического сопровождения семей «группы риска».
К группе риска относится категория детей, которые обладают слабой
сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и
психологических особенностей, а также семейного воспитания. Это дети из
социально-дезадаптированных
семей.
Здесь
основной
критерий
–
неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное
отношение к детям.
Способствовать устранению девиантного поведения детей возможно
только при совместных действиях колледжа
и семьи, при правильно
организованном педагогическом сопровождении семейного воспитания детей
с
девиантным
поведением,
позволяющие
предупредить
причины
возникновения
отклоняющегося
поведения,
вооружить
родителей
педагогическими знаниями, помочь детям сделать правильный выбор,
осуществить индивидуальный подход в предупреждении и преодолении
отклоняющегося поведения.
Следует отметить, что семья – это уникальный социум. В ней мы
проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее
реально создать благоприятную обстановку, проникнутую духом бережного,
заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи.
Ребенок, видящий эмоциональное тепло в семье, растет добрым и
отзывчивым к людям. Он активен и трудолюбив, хорошо успевает в школе. И
главное уверен в своих силах.
Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет
ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Но, важно помнить, что
самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают
родители. В воспитании главное не только то, насколько образованным и
настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то,
будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в
семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами –
все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы
будем осторожно относиться к детям, то можем быть уверенными в том, что
вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Будущее детей
в руках взрослых – пусть эти руки будут разумными и справедливыми.
Закончу свое выступление цитатой великого педагога-
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую
историю нашей страны, а значит и историю мира» (А.С. Макаренко)