Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Система внутренней оценки качества образования с использованием технологии мониторинга"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Система внутренней оценки качества образования
с использованием технологии мониторинга»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2024
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря
2012
г.
№
273 ФЗ,
к
компетенции
ДОО
относится
обеспечение
‐
функционирования «внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО).
Данная норма требует от каждой образовательной организации, в том числе дошкольной,
определения подходов к построению и реализации ВСОКО.
Для процедуры организации внутренней системы оценки качества образования мы
выбрали технологию мониторинга, основными характеристиками которого являются
комплексность,
уровневость,
непрерывность.
Самооценка
(самообследование
и
самоанализ) проводятся на основе организованной системы мониторинга:
• наблюдение за собственной деятельностью по разработке и реализации основной
образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), условий ее реализации
и результатов ее освоения с целью выявления соответствия нормативным требованиям,
прогнозирования ее развития;
• система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о
реализации ООП ДО, ее соответствия нормативным требованиям.
В разработанной нами модели мониторинг представляет собой целостную систему и
реализует следующие функции:
• интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования;
• диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательной
деятельности;
• информационную, являющуюся способом систематического получения релевантной и
валидной информации о состоянии образовательной деятельности;
• прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для
принятия современных объективных решений, направленных на достижение высокого
качества образовательной деятельности ДОО.
Первый объект мониторинга – условия реализации основной образовательной
программы дошкольного образования.
Условия определены в качестве первого объекта мониторинга исходя из положения
Примерной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования:
«Оценивание качества, т.е. соответствия образовательной деятельности, реализуемой
ДОО, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы, в дошкольном образовании
направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе
образовательной деятельности».
Критериями психолого педагогических условий являются:
‐
• поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• профессиональное развитие педагогических работников (методическая деятельность);
•
организационно методическое
сопровождение
процесса
реализации
программы.
‐
Содержание показателей рассмотрено на основе требований к данной группе условий,
установленных ФГОС ДО.
Согласно ФГОС ДО, «развивающая предметно пространственная среда должна быть
‐
содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной
доступной
и безопасной». Данное положение документа обусловило выбор критериев оценки РППС.
Для оценки кадровых условий мы остановились на критериях, заданных ФГОС ДО, –
укомплектованность кадрами, соответствие квалификации педагогических и учебно
‐
вспомогательных работников квалификационным требованиям.
Критериями оценки материально технических условий являются:
‐
• требования, определяемые санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами;
‐
• требования, устанавливаемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
• требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений РППС, требования к материально техническому обеспечению
‐
Программы.
Финансовые условия реализации ООП ДО целесообразно оценивать по следующим
критериям: • уровень средней зарплаты по учреждению в соответствии с региональным;
• общий объем финансовых средств, по ступивших в ДОО;
• объем финансовых средств от приносящей доход деятельности, поступивших в ДОО.
Второй объект мониторинга – образовательный процесс. В ходе мониторинга
образовательного
процесса
мы
предлагаем
отслеживать
профессиональную
компетентность педагога в образовательной деятельности с детьми, опираясь на критерии:
личностные качества педагога; трудовые действия и умения; необходимые знания. При
определении критериев и показателей оценки профессиональной компетентности мы
опирались на требования ФГОС ДО к компетенциям, необходимым для создания
социальной ситуации развития детей, и положения Профстандарта, согласно которому
педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия,
обладая для этого необходимыми умениями и знаниями. Исходя из этого, реализацию
мониторинга
образовательного
процесса
мы
рассматриваем
через
оценку
профессиональной компетентности педагога.
Третий объект мониторинга – индивидуальное развитие детей
Основным
результатом освоения ООП ДО в ДОО, согласно п. 4.1. ФГОС ДО, являются целевые
ориентиры дошкольного образования. Но в то же время в п. 4.3. отмечается, что «целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации воспитанников». В качестве критерия для оценки результата
образования мы рассматриваем степень освоения ребенком содержания образовательной
программы.
Главным назначением мониторинга становится оценка индивидуального развития
детей
с
целью
определения
эффективности
действий
педагога
и
дальнейшего
обоснованного
планирования
им
образовательного
процесса,
направленного
на
индивидуализацию и оптимизацию работы с группой детей. Оценка индивидуального
развития ребенка осуществляется работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Необходимость оценки индивидуального развития дошкольников подтверждается еще
одним положением ФГОС ДО: «Условия, необходимые для создания социальной
ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагают… построение вариативного развивающего образования, ориентированного
на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым и с
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности
(зона
ближайшего
развития
каждого
ребенка),
через…
оценку
индивидуального развития детей».
В данном объекте мониторинга объединена оценка содержания ООП ДО и результатов
ее освоения. В соответствии с ФГОС ДО «содержание Программы должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определенные
направления развития и образования детей (образовательные области): социально
‐
коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно
‐
эстетическое развитие; физическое развитие».
В ходе мониторинга индивидуального развития детей оценка осуществляется по
критериям, разработанным для каждой образовательной области ФГОС ДО:
• Социально коммуникативное развитие – мир социальных отношений; ценностное
‐
отношение к труду; игра; безопасное поведение в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие – развитие сенсорной культуры; первые шаги в математике;
первичное представление о себе, других людях; ребенок открывает мир природы;
первичное представление о малой Родине и Отечестве.
• Речевое развитие – связная речь (монологическая и диалогическая); грамматический
строй речи; речевое творчество; речь как средство общения и культуры; книжная
культура,
детская
литература;
формирование
звуковой
аналитико синтетической
‐
активности как предпосылки к обучению грамоте.
• Художественно эстетическое развитие – изобразительное искусство; представление и
‐
опыт восприятия произведений искусства; продуктивная деятельность и детское
творчество; коллективная творческая работа; распознавание, понимание, анализ характера
музыки; владение вокальными приемами; двигательные способности; использование
звуковых сенсорных эталонов.
• Физическое развитие – двигательная деятельность; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
.
Процессуальный компонент включает учет условий реализации мониторинга; подбор
методов сбора информации; разработку инструментария; систематизацию информации и
анализ полученных данных.
Результативный компонент предполагает принятие управленческих решений в
отношении объектов мониторинга. Объективной основой для принятия управленческих
решений является факторный анализ, проводимый на каждом уровне мониторинга.
Как было отмечено в начале, качественно разработанная ВСОКО позволяет управлять
образовательной системой организации. Исходя из характеристики содержательного
компонента модели, в образовательной системе мы рассматриваем три основных
элемента: условия для реализации образовательного процесса, сам образовательный
процесс и индивидуальное развитие детей в образовательном процессе. Элементы
образовательной системы выступают объектами мониторинга. При осуществлении
системы мониторинга по объектам полученные данные анализируются, учитываются в
планировании и дальнейшей организации образовательной деятельности. Таким образом,
объекты мониторинга являются и объектами планирования, и объектами организации в
целостном управленческом процессе.