Напоминание

"Система внутренней оценки качества образования с использованием технологии мониторинга"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Система внутренней оценки качества образования с использованием технологии мониторинга"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Из опыта работы

«Система внутренней оценки качества образования

с использованием технологии мониторинга»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2024

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29

декабря

2012

г.

273 ФЗ,

к

компетенции

ДОО

относится

обеспечение

функционирования «внутренней системы оценки качества образования» (ВСОКО).

Данная норма требует от каждой образовательной организации, в том числе дошкольной,

определения подходов к построению и реализации ВСОКО.

Для процедуры организации внутренней системы оценки качества образования мы

выбрали технологию мониторинга, основными характеристиками которого являются

комплексность,

уровневость,

непрерывность.

Самооценка

(самообследование

и

самоанализ) проводятся на основе организованной системы мониторинга:

• наблюдение за собственной деятельностью по разработке и реализации основной

образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), условий ее реализации

и результатов ее освоения с целью выявления соответствия нормативным требованиям,

прогнозирования ее развития;

• система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о

реализации ООП ДО, ее соответствия нормативным требованиям.

В разработанной нами модели мониторинг представляет собой целостную систему и

реализует следующие функции:

• интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования;

• диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательной

деятельности;

• информационную, являющуюся способом систематического получения релевантной и

валидной информации о состоянии образовательной деятельности;

• прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для

принятия современных объективных решений, направленных на достижение высокого

качества образовательной деятельности ДОО.

Первый объект мониторинга – условия реализации основной образовательной

программы дошкольного образования.

Условия определены в качестве первого объекта мониторинга исходя из положения

Примерной

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования:

«Оценивание качества, т.е. соответствия образовательной деятельности, реализуемой

ДОО, заданным требованиям ФГОС ДО и Программы, в дошкольном образовании

направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе

образовательной деятельности».

Критериями психолого педагогических условий являются:

• поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• профессиональное развитие педагогических работников (методическая деятельность);

организационно методическое

сопровождение

процесса

реализации

программы.

Содержание показателей рассмотрено на основе требований к данной группе условий,

установленных ФГОС ДО.

Согласно ФГОС ДО, «развивающая предметно пространственная среда должна быть

содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной

доступной

и безопасной». Данное положение документа обусловило выбор критериев оценки РППС.

Для оценки кадровых условий мы остановились на критериях, заданных ФГОС ДО, –

укомплектованность кадрами, соответствие квалификации педагогических и учебно

вспомогательных работников квалификационным требованиям.

Критериями оценки материально технических условий являются:

• требования, определяемые санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами;

• требования, устанавливаемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

• требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и

индивидуальными особенностями развития детей;

• оснащенность помещений РППС, требования к материально техническому обеспечению

Программы.

Финансовые условия реализации ООП ДО целесообразно оценивать по следующим

критериям: • уровень средней зарплаты по учреждению в соответствии с региональным;

• общий объем финансовых средств, по ступивших в ДОО;

• объем финансовых средств от приносящей доход деятельности, поступивших в ДОО.

Второй объект мониторинга – образовательный процесс. В ходе мониторинга

образовательного

процесса

мы

предлагаем

отслеживать

профессиональную

компетентность педагога в образовательной деятельности с детьми, опираясь на критерии:

личностные качества педагога; трудовые действия и умения; необходимые знания. При

определении критериев и показателей оценки профессиональной компетентности мы

опирались на требования ФГОС ДО к компетенциям, необходимым для создания

социальной ситуации развития детей, и положения Профстандарта, согласно которому

педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия,

обладая для этого необходимыми умениями и знаниями. Исходя из этого, реализацию

мониторинга

образовательного

процесса

мы

рассматриваем

через

оценку

профессиональной компетентности педагога.

Третий объект мониторинга – индивидуальное развитие детей

Основным

результатом освоения ООП ДО в ДОО, согласно п. 4.1. ФГОС ДО, являются целевые

ориентиры дошкольного образования. Но в то же время в п. 4.3. отмечается, что «целевые

ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической

диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с

реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки

соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки

детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций

и итоговой аттестации воспитанников». В качестве критерия для оценки результата

образования мы рассматриваем степень освоения ребенком содержания образовательной

программы.

Главным назначением мониторинга становится оценка индивидуального развития

детей

с

целью

определения

эффективности

действий

педагога

и

дальнейшего

обоснованного

планирования

им

образовательного

процесса,

направленного

на

индивидуализацию и оптимизацию работы с группой детей. Оценка индивидуального

развития ребенка осуществляется работником в рамках педагогической диагностики

(оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности

педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Необходимость оценки индивидуального развития дошкольников подтверждается еще

одним положением ФГОС ДО: «Условия, необходимые для создания социальной

ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике

дошкольного

возраста,

предполагают… построение вариативного развивающего образования, ориентированного

на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности с взрослым и с

более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной

деятельности

(зона

ближайшего

развития

каждого

ребенка),

через…

оценку

индивидуального развития детей».

В данном объекте мониторинга объединена оценка содержания ООП ДО и результатов

ее освоения. В соответствии с ФГОС ДО «содержание Программы должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать

следующие

структурные

единицы,

представляющие

определенные

направления развития и образования детей (образовательные области): социально

коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно

эстетическое развитие; физическое развитие».

В ходе мониторинга индивидуального развития детей оценка осуществляется по

критериям, разработанным для каждой образовательной области ФГОС ДО:

• Социально коммуникативное развитие – мир социальных отношений; ценностное

отношение к труду; игра; безопасное поведение в быту, социуме, природе.

• Познавательное развитие – развитие сенсорной культуры; первые шаги в математике;

первичное представление о себе, других людях; ребенок открывает мир природы;

первичное представление о малой Родине и Отечестве.

• Речевое развитие – связная речь (монологическая и диалогическая); грамматический

строй речи; речевое творчество; речь как средство общения и культуры; книжная

культура,

детская

литература;

формирование

звуковой

аналитико синтетической

активности как предпосылки к обучению грамоте.

• Художественно эстетическое развитие – изобразительное искусство; представление и

опыт восприятия произведений искусства; продуктивная деятельность и детское

творчество; коллективная творческая работа; распознавание, понимание, анализ характера

музыки; владение вокальными приемами; двигательные способности; использование

звуковых сенсорных эталонов.

• Физическое развитие – двигательная деятельность; становление ценностей здорового

образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

.

Процессуальный компонент включает учет условий реализации мониторинга; подбор

методов сбора информации; разработку инструментария; систематизацию информации и

анализ полученных данных.

Результативный компонент предполагает принятие управленческих решений в

отношении объектов мониторинга. Объективной основой для принятия управленческих

решений является факторный анализ, проводимый на каждом уровне мониторинга.

Как было отмечено в начале, качественно разработанная ВСОКО позволяет управлять

образовательной системой организации. Исходя из характеристики содержательного

компонента модели, в образовательной системе мы рассматриваем три основных

элемента: условия для реализации образовательного процесса, сам образовательный

процесс и индивидуальное развитие детей в образовательном процессе. Элементы

образовательной системы выступают объектами мониторинга. При осуществлении

системы мониторинга по объектам полученные данные анализируются, учитываются в

планировании и дальнейшей организации образовательной деятельности. Таким образом,

объекты мониторинга являются и объектами планирования, и объектами организации в

целостном управленческом процессе.



В раздел образования