Автор: Гребеник Александра Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения по рассказу В.Ю.Драгунского "Он живой и светится…"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения с применением технологии продуктивного чтения
(УМК «Школа России»)
ФИО студента: Гребеник Александра Сергеевна
ФИО научного руководителя: Ильенко Наталья Михайловна
ФИО учителя: Валяева Лариса Алексеевна
Класс: 3 «Б»
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…»
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой
и светится…».
Задачи предметные – содействовать активизации интереса к творчеству В.Ю. Драгунского; воспитанию отзывчивого и
доброго
отношения
к
живым
существам;
формированию
навыков
осознанного
чтения;
умения
работать
в
группах;
анализировать характеристику героев произведения и их взаимоотношений; соотносить заголовок текста с содержанием;
выявлять главную мысль произведения;
формированию личностных УУД – мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к
содержанию художественных произведений; эмоционального отношения к поступкам и характерам героев литературных
произведений; интереса к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев; адекватного
понимания причин успешности в учебной деятельности; первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных
по жанру произведений;
метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивных – принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила
работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; принимать установленные правила работы с текстом,
работать со словарями учебника; произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; соотносить внешнюю оценку
и
самооценку;
осуществлять
планирование
своей
и
коллективной
деятельности
на
основе
осознаваемых
целей;
корректировать свои действия с учетом поставленных задач; работать с учебником; проявлять инициативу при ответе на
вопросы и при выполнении заданий;
Познавательных – определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; самостоятельно находить в
тексте
ответ
на
заданный
вопрос;
понимать
информацию,
заложенную
в
выразительных
средствах
произведения,
формулировать
выводы;
проводить
аналогии
между
изучаемым
материалом
и
собственным
опытом;
участвовать
в
обсуждении содержания и основной мысли текста; ориентироваться в словарях;
Коммуникативных – принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; проявлять интерес к
общению и групповой работе; проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; использовать различные
речевые средства для передачи своего впечатления; выражать свои мысли в устной речи; выражать свое мнение о явлениях
жизни,
отраженных
в
литературных
произведениях,
уважать
мнение
собеседников;
проявлять
инициативу
и
самостоятельность в построении коммуникации; контролировать свои действия в коллективной работе; оценивать групповую
работу и результаты коллективной деятельности.
Оборудование
урока:
Учебник
«Литературное
чтение»,
3
класс,
2
часть
(авторы
Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова и др.); листы с таблицами «Знаю, узнаю, узнал, хочу узнать»
(на каждого ученика); словари (толковый и
энциклопедический); бумажные светлячки для рефлексии (на каждого ученика).
Ход урока:
Этапы урока
Формы и приемы
организации
деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
этап
Учитель
проверяет
готовность
учеников
к
уроку. Создает эмоциональный настрой.
- Ребята, я рада вас всех видеть. Впереди вас
ждет очень интересный урок. Проверьте, все ли
у вас к нему готово. На парте у вас должны
лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал. А
теперь
улыбнитесь
друг
другу
и
пожелайте
хорошего настроения.
Учащиеся
проверяют
свою
готовность
к
уроку,
настраиваются
на
предстоящую
работу.
Этап
I.
Работа
с
текстом до чтения
1) Актуализация
знаний.
Форма
работы:
фронтальная
Прием «Беседа»
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с
новым
произведением.
Для
работы
вам
понадобятся такие таблицы.
Раздает
ученикам
Таблицы
«Знаю,
узнаю,
узнал, хочу узнать».
Таблица
Знаю
Узнаю
Узнал
Хочу узнать
- В 1 колонку мы запишем все, что знаем об
авторе и его произведениях. Во 2 колонку – что
мы
должны
узнать сегодня на
уроке, то
есть
поставим цель и задачи нашего урока. В конце
урока мы заполним 3 колонку – запишем в нее
все, что смогли узнать на уроке. А 4 колонку
каждый
из
вас
заполнит
самостоятельно
–
запишет то, что хотел бы узнать об авторе и его
произведениях дополнительно.
-
Итак,
откройте
свои
учебники
на
стр.
68.
Прочитайте,
кто
автор
рассказа,
который
мы
будем изучать сегодня на уроке?
- Знаком ли он вам?
Получают листы с таблицами.
Таблица
Знаю
Узнаю
Узнал
Хочу узнать
Слушают пояснения учителя.
Примерные ответы:
- Виктор Юзефович Драгунский.
- Да.
2) Антиципация
чтения
(предположение
содержания).
Прием
«Прогнозирование»
(работа с заглавием)
- Кто помнит, какие его произведения мы с вами
уже
изучали?
А
какие
вы
читали
самостоятельно?
-
Как
звали
главного
героя
большинства
его
рассказов?
- Верно. У Драгунского даже есть целый сборник
произведений
о
нем.
Как
называется
этот
сборник, кто знает?
- Теперь прочитайте заглавие рассказа.
- Что может быть живым и светиться?
- Как вы думаете, о ком будет этот рассказ?
- Предположите, какие еще герои будут в этом
рассказе?
- Что вы знаете о светлячках?
-
А
вы
когда-нибудь
видели
светлячков
в
реальной жизни? Как они выглядят?
Демонстрирует
на
слайде
презентации
фотографию светлячков и одного светлячка
крупным планом.
- Предположите, как светлячок будет связан с
Дениской?
Обобщает предположения.
- Итак, вы предположили, что в рассказе «Он
живой
и
светится»
речь
пойдет
о
светлячке,
главным героем будет мальчик Дениска, а также
будут и
другие
герои,
о
которых
мы
узнаем,
прочитав это рассказ.
- Мы проверим ваши предположения, но сначала
обратимся к 1 колонке таблицы. Что мы запишем
в колонку «Знаю»?
- «Тайное становится явным», «Кот в сапогах»,
«Хитрый способ», «Друг детства» и др.
- Дениска; Денис Кораблев
- «Денискины рассказы»
- «Он живой и светится…»
- Светлячок; гриб; медуза; рыба; планктон и т.п.
- О светлячке; о Дениске и светлячке.
- Мишка (друг Дениски); мама; папа; и т.п.
-
Это
насекомые,
умеют
летать,
их
брюшки
светятся в темноте.
- Нет/да (описывают)
Предположения:
- Дениска найдет светлячка; светлячок залетит к
нему
в
окно;
светлячка
кто-то
принесет,
покажет или подарит и т.п.
Заполняют в таблице колонку «Знаю».
Примерные записи:
-
Виктор
Юзефович
Драгунский
–
детский
писатель.
Написал
сборник
рассказов
«Денискины
рассказы».
Главный
герой
его
произведений – Дениска Кораблев.
3) Появление
цели
и задач урока.
Прием «Знаю, узнаю,
узнал,
хочу
узнать»
(актуализация
–
целеполагание
–
рефлексия
–
перспектива)
- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня
на уроке? Что мы запишем в колонку «Узнаю»?
Сформулируйте цель урока.
-
Верно!
Теперь
попробуйте
сформулировать
задачи, что конкретно мы должны сделать на
уроке?
При затруднении помогает с формулировкой.
Заполняют колонку «Узнаю».
-
Цель
-
изучить
рассказ
«Он
живой
и
светится…».
-
Задачи:
познакомиться
с
героями,
охарактеризовать
их,
оценить
их
поступки,
выделить главную мысль рассказа.
Этап
II.
Работа
с
текстом
во
время
чтения
1) Первичное
чтение
текста
(учителем)
Форма
работы:
фронтальная
Приемы
«Комментированное
чтение»
(чтение-
слушание);
«Диалог с
автором»
(Вопрос
–
Ответ – Проверка)
Прием «Беседа»
- Перед началом чтения откройте свои тетради,
запишите сегодняшнее число, «Классная работа»
и
название
темы
сегодняшнего
урока
–
«В.Ю. Драгунский “Он живой и светится…”».
Для первичного ознакомления учитель читает
вслух
текст
(заранее
разделенный
им
на
4
смысловые
части)
с
целью
полного
погружения детей в сюжет. Во время чтения
внутри каждого смыслового отрывка делает
остановки
и
дает
краткие
комментарии
и
задает вопросы для активизации внимания и
интереса.
После
каждой
смысловой
части
задает
вопросы
на
выявление
первичного
восприятия
и
понимания
содержания,
и
прогнозирование
событий
следующего
отрывка.
Педагог читает 1 отрывок.
Краткие комментарии
и вопросы
во время
чтения 1 отрывка:
- «…они были похожи на бородатых стариков»
Включите воображение. Представьте себе этот
пейзаж.
-
«…и
не
заставлял
ее
сидеть
на
песке
и
скучать» Каково было Дениске?
Вопросы к 1 отрывку, который заканчивается
словами «…и не заставлял ее сидеть на песке
и скучать»:
Ученики
записывают
в
тетрадях
число,
«Классную работу» и тему урока.
Внимательно слушают читаемый учителем
текст.
Отвечают
на
вопросы
учителя
после
прочтения каждого из четырех отрывков.
Краткие ответы детей.
Примерные ответы:
- О чем говорится в первом отрывке?
- Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?
- Пофантазируйте, что может произойти дальше?
- Интересные предположения! Давайте узнаем,
кто из вас оказался прав.
Педагог читает 2 отрывок.
Краткие комментарии
и вопросы
во время
чтения 2 отрывка:
- «…и взял в руки самосвал» Чей самосвал?
- «…одну Гватемалу и два Барбадоса» Что это?
Вопросы
ко
2
отрывку,
который
заканчивается словами «…тогда увидишь!»:
- Что произошло во втором отрывке?
- Подтвердились ли ваши предположения?
-
Как
вы
думаете,
что
же
Дениска
увидит
в
спичечном коробке?
- Предположите, что произойдет дальше?
- Почему вы так думаете? Объясните.
- Проверим ваши предположения.
Педагог читает 3 отрывок.
Краткие комментарии
и вопросы
во время
чтения 3 отрывка:
- «…сам держал ее сейчас в руках» Что это за
звездочка?
-
«…а
светит,
словно
издалека…»
Включите
воображение. Представьте себе этого светлячка.
- «…как будто хотелось плакать» Почему?
Вопросы к 3 отрывку, который заканчивается
словами
«…И
я
забыл
про
всех
на
белом
свете»:
- О том, как Дениска ждал маму.
- Грусть; жалость; сочувствие Дениске; и т.п.
-
Кто-то
придет
(мама,
Мишка
или
кто-то
другой);
Дениска
найдет
светлячка;
прилетит
светлячок; и т.п.
Краткие ответы детей.
Примерные ответы:
- Во двор пришел Денискин друг Мишка.
- Да/нет
- Светлячка; спички; и т.п.
-
Дениска
согласится/откажется
обменять
самосвал на то, что лежит в спичечном коробке.
- Согласится, потому что в спичечном коробке
будет что-то интереснее самосвала; откажется,
потому что ему дорог папин подарок; и т.п.
Краткие ответы детей.
Примерные ответы:
- О чем вы узнали из третьего отрывка?
- Многие из вас сразу догадались о светлячке,
молодцы!
- Какие эмоции вы испытали, прослушав этот
отрывок?
- Предположите, что случится дальше?
-
А
теперь
проверим,
чье
предположение
оказалось наиболее верным.
Педагог читает 4 отрывок.
Краткие комментарии
и вопросы
во время
чтения 4 отрывка:
-
«…Я,
мама,
променял
его»
Как
отреагирует
мама?
-
«…чем
же
именно
он
лучше?»
Что
ответит
Дениска?
Вопросы
к
4
отрывку
(до
конца
произведения):
- О чем говорится в последнем отрывке?
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Как поступила мама, узнав, что Дениска отдал
свой самосвал?
-
Вам
понравился
этот
рассказ?
Какие
впечатления он у вас вызвал?
- Я не случайно разделила рассказ на 4 отрывка.
Догадайтесь, почему я разделила текст именно
так?
- Верно, поэтому они называются смысловыми
частями.
Теперь
вы
еще
раз
внимательно
прочитаете
текст,
чтобы
лучше
понять
смысл
каждого отрывка.
- Если в тексте вам встретятся незнакомые или
-
О
том,
что
в
спичечном
коробке
был
светлячок.
- Радость за Дениску; восхищение; удивление; и
т.п.
-
Светлячок
улетит;
Дениска
отпустит
светлячка;
Дениска
возьмет
светлячка
домой;
придет мама, и Дениска покажет ей светлячка; и
т.п.
Краткие ответы детей.
Примерные ответы:
- О том, что пришла мама, и Дениска показал ей
светлячка.
- Да/нет
- Не ругала сына, а поинтересовалась, почему
он так сделал.
Различные ответы.
Примерные ответы:
-
Потому
что
в
каждом
отрывке
происходят
разные события; потому что события каждого
отрывка несут в себе разный смысл; и т.п.
2) Перечитывание
текста (учениками).
Форма
работы:
фронтальная,
индивидуальная
Прием
«Чтение
с
остановками»
(по
смысловым частям)
Приемы
«Тонкие
и
толстые
вопросы»,
«Повествовательный
эквивалент»
Прием
«Постановка
уточняющего вопроса
к
каждой
смысловой
части»
непонятные
слова,
подчеркните
их
простым
карандашом.
Организует перечитывание 1 отрывка.
После
прочтения
задает
вопросы
разной
смысловой направленности.
-
Где
и
когда
происходят
события
этого
отрывка?
- Как автор описывает место событий? Найдите в
тексте и прочитайте этот момент.
- Почему Дениска сидел во дворе вечером?
- Найдите в тексте, где работала его мама?
- Как Дениска себя чувствовал, ожидая маму?
Найдите и прочитайте в тексте.
-
Каким,
на
ваш
взгляд,
автор
показывает
Дениску
в
первом
отрывке?
Попробуйте
его
охарактеризовать.
- Почему вы так думаете? Докажите примерами
из текста.
-
А
что
значит
«моментально»
–
«я
бы
моментально к ней побежал»?
- О чем это говорит?
Ставит
уточняющий
вопрос
к
смысловой
части
- Как вы поняли смысл этого отрывка? Что в нем
самое главное?
Организует перечитывание 2 отрывка.
Назначенные
учителем
ученики
читают
вслух отрывки текста. В процессе чтения все
учащиеся
подчеркивают
карандашом
слова,
значение которых им непонятно.
Примерные ответы:
- Во дворе, вечером.
- «И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки,
и радио заиграло музыку, и в небе задвигались
темные
облака
–
они
были
похожи
на
бородатых стариков…»
- Он ждал маму с работы.
- «…в институте».
-
Ему
было
скучно;
грустно;
печально;
тоскливо; одиноко; хотелось есть; и т.п. «И мне
захотелось есть… сидеть на песке и скучать».
- Добрый; любит маму; любящий заботливый
сын; скучает по маме; и т.п.
- Потому что он переживал за маму, волновался
о ней – «…если бы я знал, что моя мама хочет
есть и ждет меня где-то на краю света, я бы
моментально к ней побежал, а не опаздывал бы
и не заставлял ее сидеть на песке и скучать».
- Очень быстро, в ту же минуту, как только
узнал.
- О том, что Дениска был готов прийти маме на
помощь
в
любую
минуту,
если
бы
это
понадобилось.
Высказывают свое мнение
Форма
работы:
индивидуальная
Прием «Словарики»
После
прочтения
задает
вопросы
разной
смысловой направленности.
- О чем говорили мальчики?
- Вспомните, что Мишка предлагал Дениске в
обмен на самосвал?
- А что такое «Гватемала» и «Барбадос»?
Назначает
«Словарика»,
выдает
ему
энциклопедический
словарь
и
предлагает
найти в нем значение этих слов.
-
Верно,
это
страны.
Но
Мишка
же
не
мог
предложить
Дениске
«страну».
Предположите,
что это могло быть?
- Интересные предположения. На самом деле это
действительно
были
марки.
Когда
прочтете
и
другие
произведения
Драгунского,
то
узнаете,
что
Мишка
увлекался
коллекционированием
марок.
- Найдите в тексте и прочитайте предложение, в
котором
описана
реакция
Мишки
на
отказ
Дениски отдать самосвал.
- Как вы понимаете значение слова «надулся»?
Ставит
уточняющий
вопрос
к
смысловой
части
- Как вы поняли смысл этого отрывка? Что в нем
самое главное?
Организует перечитывание 3 отрывка.
После
прочтения
задает
вопросы
разной
смысловой направленности.
- Как Дениска отреагировал на светлячка?
- Обоснуйте, почему?
Примерные ответы:
-
Мишка
предлагал
Дениске
обменять
его
самосвал на одну из Мишкиных вещей.
- Одну Гватемалу, два Барбадоса, плавательный
круг.
Высказывают свои предположения
«Словарик» находит в словаре значения слов,
зачитывает классу:
- Гватемала – это государство в Центральной
Америке.
А
Барбадос
–
это
государство
в
Карибском море.
- Открытки; карточки; марки этих стран; и т.п.
- «Мишка надулся и отодвинулся от меня».
- Обиделся
Высказывают свое мнение
Примерные ответы:
- Он увидел, какой это красивый жучок, и сам
предложил Мишке свой самосвал в обмен на
светлячка.
- Дениска любил природу, а этот жучок был
Прием
«Повествовательный
эквивалент»
Прием
«Повествовательный
эквивалент»
- На что был похож светлячок? Найдите в тексте,
как его описывает и с чем сравнивает Дениска?
- Найдите в тексте и прочитайте выражения, с
помощью
которых
автор
описывает,
какие
чувства испытывал Дениска, получив светлячка?
- Что вы можете сказать о Дениске? Каким мы
его здесь видим?
- Докажите, почему, глядя на светлячка, Дениска
забыл про всех на белом свете?
Ставит
уточняющий
вопрос
к
смысловой
части
- Как вы поняли смысл этого отрывка? Что в нем
самое главное?
Организует перечитывание 4 отрывка.
После
прочтения
задает
вопросы
разной
смысловой направленности.
- Почему Дениска не отпустил светлячка, а взял
его домой?
- Объясните, почему Дениска не стал упрекать
свою маму за опоздание?
-
Как
мама
отнеслась
к
тому,
что
Дениска
обменял самосвал на светлячка?
-
Подумайте,
почему
мама
не
стала
ругать
Дениску
за
самосвал?
Как
это
характеризует
живым, да еще и светился.
- Светлячок был похож на «маленький светло-
зеленый огонек», на «крошечную звездочку».
«…Какой он зеленый, словно в сказке, и как он
хоть
и
близко,
на
ладони,
а
светит,
словно
издалека…».
- «А я остался со своим светлячком, глядел на
него, глядел и никак не мог наглядеться»; «И я
не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит
мое
сердце,
и
чуть-чуть
кололо
в
носу,
как
будто хотелось плакать».
-
Дениска
был
счастлив,
он
восхищался
красотой
светлячка,
испытывал
восторг
и
волнение.
- Ему настолько понравился живой светящийся
светлячок,
что
он
ни
на
кого
не
обращал
внимания:
ни
на
убежавшего
Мишку,
ни
на
опаздывающую маму.
Высказывают свое мнение
Примерные ответы:
- Он очень хотел показать его маме.
- Светлячок помог ему забыть о том, что ему
было грустно и скучно без мамы.
-
Мама
тоже
была
в
восторге
от
живого
светлячка. Но она решила узнать у сына, почему
он обменял папин подарок на светлячка.
- Мама не стала его ругать, потому что поняла,
насколько для него был ценен маленький живой
3) Беседа
по
содержанию
в
целом.
Прием «Словарики»
Форма
работы:
фронтальная
Прием «Беседа»
маму?
-
Ребята,
по
ходу
чтения
вы
подчеркивали
в
тексте
слова,
которые
были
вам
непонятны.
Назовите их?
- Значение многих из них мы уже разобрали в
ходе
нашей
беседы.
Давайте
разберем
оставшиеся слова.
-
Что
означает
слово
«пристально»
–
«Мама
пристально посмотрела на меня»?
- Как вы думаете, что означает слово брынза?
Назначает другого «Словарика», выдает ему
толковый словарь
- «Словарик», найди, пожалуйста, как это слово
толкуется в словаре.
- Ребята, вот мы с вами внимательно прочитали
этот
рассказ.
Все
ли
ваши
предположения
совпали с замыслом автора?
- Как вы думаете, какой это рассказ? Грустный,
веселый, поучительный?
- Как вы поняли, что хотел сказать автор этим
рассказом?
светлячок. Это характеризует маму как добрую
и понимающую. Мама внимательно отнеслась к
чувствам и интересам Дениски.
Список возможных слов, которые непонятны
детям: брынза, Гватемала, Барбадос, надулся,
пристально.
Примерные ответы:
- Внимательно; очень внимательно
Высказывают свои предположения.
Ученик
«Словарик»
ищет
значение
слова
в
словаре и зачитывает:
- Брынза – это сыр, изготавливаемый из козьего
или овечьего молока.
Различные ответы
- Немного грустный и поучительный.
-
Автор
хотел
сказать,
что
только
живое
существо
может
быть
настоящим
чудом
и
представлять настоящую ценность.
Физкультминутка
(гимнастика
для
глаз)
Форма
работы:
фронтальная
Прием
«Художественное
слово»
(гимнастика
для глаз)
Проводит гимнастику для глаз.
«Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!»
Выполняют
гимнастику
для
глаз
в
соответствие
со
словесными
указаниями
педагога.
Этап
III.
Работа
с
Форма
работы:
- Ребята, какой раздел мы с вами сейчас изучаем
Примерные ответы:
текстом
после
чтения
1) Концептуальная
беседа по тексту.
2) Работа с
заглавием.
3) Знакомство с
писателем.
фронтальная
Прием «Беседа»
Прием
«Рассказ»
(об
авторе)
на уроках литературного чтения?
- Как вы думаете, почему сегодняшний рассказ
входит в этот раздел?
- Почему главный герой без раздумий отдал свой
самосвал в обмен на светлячка?
- Чем светлячок оказался лучше самосвала? Как
вы понимаете объяснение, которое дает Дениска
маме?
-
Как
вы
думаете,
почему
автор
назвал
свой
рассказ
«Он
живой
и
светится…»,
а
не
«Светлячок» или как-нибудь по-другому?
- Кому из героев принадлежит фраза, вынесенная
в заглавие?
-
С
какой
интонацией
Дениска
произнес
эту
фразу?
-
Предположите,
как
Дениска
в
дальнейшем
поступит со светлячком? Почему?
-
А
как
бы
вы
поступили,
если
бы
вам
предложили
обменять
игрушку
на
живого
светлячка?
-
Теперь,
когда
мы
с
вами
подробно
познакомились
с
рассказом
«Он
живой
и
светится…»,
поговорим
немного
об
авторе:
«Виктор
Юзефович
Драгунский
–
один
из
знаменитых
детских
писателей.
Он
прожил
- Раздел «Люби все живое»
-
Потому
что
этот
рассказ
учит
бережно
относиться к природе и к живым существам,
которые окружают нас.
- Потому что Дениска хотел спасти светлячка;
потому
что
он
любит
природу
и
животных;
потому что ему понравился светлячок; потому
что
живой
светлячок
лучше
игрушечного
самосвала; и т.п.
- Светлячок не сравнится с обычной неживой
игрушкой, потому что
он как
«живой друг»,
который скрасил Дениске одиночество и долгое
ожидание
мамы.
Светлячок
подарил
Дениске
положительные
эмоции,
радость,
восторг,
счастье.
- Потому что автор хотел показать, что любое
живое существо намного дороже и милее самой
дорогой
игрушки,
а
свет
светлячка
принес
Дениске
радость
в
грустные
минуты
одиночества.
- Дениске.
- С радостью; с восхищением; с трепетом; с
радостным волнением; и т.п.
-
Отпустит
на
волю,
потому
что
Дениска
добрый и любит все живое.
Различные ответы.
Внимательно
слушают
рассказ
педагога
об
авторе произведения.
недолгую,
но
очень
интересную
жизнь.
К
сожалению, он рано потерял отца, поэтому в 16
лет
ему
уже
пришлось
работать.
Драгунский
попробовал себя в самых разных профессиях,
начиная
от
клоуна
в
цирке
и
заканчивая
помощником
на
заводе.
Однако
любовь
к
искусству, сопровождавшая его на протяжении
всего детства, привела к работе в театре юмора.
Именно тогда будущий писатель начал писать
сценки и шутки, а также сценарии для театра.
Так началась его литературная жизнь».
- Как вы сказали в начале урока, Драгунский
написал
целый
сборник
«Денискиных
рассказов». Но знаете ли вы, откуда у писателя
появилась идея писать о жизни и приключениях
мальчика по имени Дениска?
- Наблюдательность, чувство юмора и любовь к
детям привели Драгунского к идее записывать
различные интересные события из жизни своего
сына.
Из
этих
заметок
и
родился
замысел
юмористических рассказов о Дениске Кораблёве.
Прототипом главного героя стал сын писателя –
Денис
Драгунский.
А
прототипом
Мишки
–
школьный друг Дениса – Михаил Слоним. Один
из рассказов – «Сестра моя Ксения» – посвящен
появлению
у
Дениски
младшей
сестры,
прототипом
которой
является
Ксения
Драгунская
–
дочь
писателя.
Всего
Виктор
Драгунский
написал
68
рассказов
о
приключениях Дениски. Со многими из них вы
уже знакомы.
- Ребята, как вы думаете, если Драгунский писал
свои юмористические рассказы именно о детях,
как это его характеризует? Какой он человек?
Примерные ответы:
- Нет.
- Добрый, веселый, с хорошим чувством юмора,
любит детей и хорошо к ним относится, любит
4) Творческое
задание.
Форма
работы:
групповая
Прием
«Уголки»
(модиф.)
Форма
работы:
фронтальная,
коллективная
Прием «Обсуждение»
Опишите.
- Как вы думаете, все ли рассказы о Дениске
веселые и смешные?
-
Верно.
Помимо
забавных
случаев
из
жизни
главного
героя,
в
некоторых
рассказах
встречаются
и
грустные
моменты.
В
них
описываются
чувства
печали,
задумчивости,
детской
влюбленности.
Например,
в
таких
рассказах,
как
«Девочка
на
шаре»,
«Старый
мореход», «Поют колеса тра-та-та». Рекомендую
вам в свободное время познакомиться с этими
рассказами.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить
интересное
творческое
задание
по
характеристике
главных
героев
–
Дениски
и
Мишки
с
положительной
и
отрицательной
сторон.
Педагог делит класс на 2 группы.
-
В
своих
тетрадях
сделайте
два
столбика,
подпишите их
«Дениска» и
«Мишка». Первая
группа
–
вы
ищете
и
выписываете
в
тетради
положительные качества Дениски и Мишки. А
вторая
группа
–
отрицательные
качества
Дениски и Мишки. Приступайте к выполнению
задания.
Внимательно
ищите
в
тексте
подтверждение
каждого
качества,
совещайтесь
внутри своих групп, думайте и размышляйте.
В
ходе
обсуждения
учитель
совместно
с
учениками
подтверждает
или
опровергает
высказанные
точки
зрения
групп,
что
способствует
более
глубокому
пониманию
характеров и поступков героев.
-
Разберем
характеристику
Дениски.
Первая
группа,
какие
положительные
качества
вы
своего сына.
- Не все. Например, как сегодняшний рассказ
«Он живой и светится…».
Дети заинтересовались
Выполняют задание в группах. Одна группа
готовит
доказательства
положительных
качеств
героя,
используя
текст
и
свой
жизненный опыт, другая – отрицательных,
подкрепляя свой ответ цитатами из текста.
Примерные
ответы
1
группы
о
положительных качествах Дениски:
-
Добрый,
чувствительный
(Дениска
очень
выписали? Объясните, почему вы так решили и
подтвердите примерами из текста.
-
Вторая
группа,
какие
вы
выписали
отрицательные
качества
Дениски?
Объясните,
почему вы так решили и подтвердите примерами
из текста.
-
Я
вижу,
что
у
обеих
групп
возникли
разногласия.
А
теперь
вопрос
ко
всем,
подумайте, был ли все-таки Дениска жадным? И
почему?
- Верно! А был ли он терпеливым, или наоборот
нетерпеливым, когда ожидал маму?
- Какой мы можем сделать вывод о Дениске,
учитывая
положительные
и
отрицательные
качества, которые вы выписали?
-
Теперь
разберем
характеристику
Мишки.
Первая группа, какие положительные качества
вы выписали? Объясните, почему вы так решили
и подтвердите примерами из текста.
любит свою маму, скучает без нее и чувствует
себя одиноким);
-
Терпеливый
(долго
ждал
маму,
глядя
на
ворота);
- Заботливый (волнуется о маме, переживает,
почему ее так долго нет);
-
Дорожит
подарками
(не
отдавал
Мишке
самосвал, потому что это подарок папы);
-
Любит
природу
и
живых
существ
(восхищается живым светящимся светлячком и
даже обменивает на него свой самосвал); и т.п.
Приводят в пример цитаты из текста.
Примерные
ответы
2
группы
об
отрицательных качествах Дениски:
- Нетерпеливый (возмущается и упрекает маму
за то, что она так долго не приходит);
-
Жадный
(не
хотел
делиться
игрушкой
с
другом); и т.п.
Приводят в пример цитаты из текста.
Примерные ответы:
- Нет. Он не делился игрушкой, потому что не
хотел лишать себя последней радости, ведь ему
было очень грустно без мамы.
-
Возможно,
ему
подходят
оба
качества.
Он
ждал
маму
очень
долго,
поэтому
устал,
не
выдержал и начал возмущаться.
Делают вывод о характере Дениске.
Примерные
ответы
1
группы
о
положительных качествах Мишки:
-
Любит
собирать
марки
(предлагал
Дениске
марки Гватемалы и Барбадоса);
-
Неравнодушный
к
механическим
игрушкам
-
Вторая
группа,
какие
вы
выписали
отрицательные
качества
Мишки?
Объясните,
почему вы так решили и подтвердите примерами
из текста.
- Вопрос ко всем, какую характеристику дал сам
себе Мишка в рассказе? Найдите и прочитайте.
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку
добрым и почему?
-
Какой
мы
можем
сделать
вывод
о
Мишке,
учитывая
положительные
и
отрицательные
качества, которые вы нашли в тексте?
- Первая группа, скажите, трудно ли вам было
искать найти положительные качества Дениски?
А положительные качества Мишки?
- Вторая группа, а вам было ли трудно найти
отрицательные
качества
Дениски?
А
(Мишке
так
понравился
самосвал,
что
он
предлагал
за
него
Дениске
ценные
для
себя
вещи);
- Щедрый (ему было не жаль отдать Дениске
самое ценное, что
у него было – спичечный
коробок со светлячком); и т.п.
Приводят в пример цитаты из текста.
Примерные
ответы
2
группы
об
отрицательных качествах Мишки:
-
Завистливый
(Мишке
понравился
Денискин
самосвал,
и
он
хотел
заполучить
его
любым
путем);
-
Настырный,
бестактный
(получив
отказ,
Мишка продолжал предлагать обмен);
- Обидчивый (обижался на то, что Дениска не
соглашался на обмен);
- Хитрый, нечестный (он предлагал за новый
самосвал дырявый круг);
-
Невежливый,
неблагодарный
(Мишка
не
говорил «пожалуйста», когда просил самосвал,
а получив его, даже не сказал «спасибо»); и т.п.
Приводят в пример цитаты из текста.
Примерные ответы:
- Добрый – «Знай мою доброту!»
Различные ответы.
Делают вывод о характере Мишки.
Примерные ответы:
- Положительные качества у Дениски – легко
(нетрудно).
А
у
Мишки
–
труднее
(очень
трудно)
- Отрицательные качества у Дениски – трудно
(очень трудно). А у Мишки – легко (нетрудно).
отрицательные качества Мишки?
- О чем это говорит?
- Верно, ребята! Но это совсем не значит, что
Мишка отрицательный персонаж. Он, как и все
люди, иногда поступает хорошо, а иногда может
поступать и плохо. Тем более, мы с вами знаем,
что Мишка и Дениска – лучшие друзья.
- О том, что Дениска в этом рассказе проявил
больше
положительных
качеств,
а
Мишка
наоборот больше отрицательных.
Подведение итогов.
Рефлексия
Форма
работы:
фронтальная
Прием «Завершающая
беседа»
Формы
работы:
фронтальная,
индивидуальная
Прием «Знаю, узнаю,
узнал,
хочу
узнать»
(актуализация
–
целеполагание
–
рефлексия
–
перспектива)
Педагог подводит итог урока.
-
Наш
урок
подходит
к
концу.
Давайте
вспомним, с каким произведением мы сегодня
познакомились?
- О чем этот рассказ?
- Чему вас научило это произведение?
-
Вернемся
к
нашей
таблице
«Знаю,
узнаю,
узнал, хочу узнать». Кратко запишите в столбец
«Узнал», что вы узнали и запомнили сегодня на
уроке о произведении и о самом авторе.
Таблица
Знаю
Узнаю
Узнал
Хочу узнать
-
А
теперь
каждый
из
вас
самостоятельно
заполнит
последнюю
колонку
«Хочу
узнать».
Может быть, вам захотелось больше узнать о
жизни и творчестве Драгунского? А может быть,
вы хотите познакомиться с какими-то другими
его
произведениями,
которые
мы
сегодня
упоминали на уроке?
-
Ребята,
вы
сегодня
молодцы,
очень
хорошо
Примерные ответы:
- С рассказом Виктора Юзефовича Драгунского
«Он живой и светится…»
-
Это
рассказ
о
светлячке,
похожим
на
маленькую звездочку, который так понравился
герою рассказа, что тот, не задумываясь, отдал
за него свой самосвал.
-
Находить
радость
и
удивление
в
простых
вещах; уважать природу и восхищаться живыми
существами; и т.п.
Ученики
заполняют
в
таблице
колонку
«Узнал». Записывают название рассказа, его
главных героев, о чем этот рассказ и чему
учит; записывают информацию о том, что
прототипами героев являются сын писателя
и его школьный друг.
Самостоятельно
заполняют
в
таблице
колонку «Хочу узнать».
Прием
«Рефлексия»
(светлячки)
поработали!
А
теперь
приготовьте
цветные
карандаши зеленого, желтого и красного цвета.
Раздает ученикам бумажных светлячков.
- У вас на партах лежат бумажные светлячки. Я
хочу,
чтобы
вы
с
их
помощью
оценили
сегодняшний урок:
Если на уроке вам было все легко и понятно –
раскрасьте своего светлячка зеленым цветом;
Если у вас иногда возникали трудности или
было что-то непонятно – раскрасьте светлячка
желтым цветом;
Если
вам
было
сложно
и
совсем
ничего
непонятно
–
раскрасьте
светлячка
красным
цветом.
- Прикрепите своего светлячка магнитиком на
нашу доску.
Раскрашивают светлячков.
Прикрепляют своих светлячков на доску.
Информация
о
домашнем задании
Прием «Пояснение»
-
Ребята,
на
дом
я
задаю
вам
на
выбор
два
задания:
1) Обратите внимание, что в нашем учебнике нет
иллюстраций к рассказу Драгунского. Поэтому я
предлагаю
вам
это
исправить
и
дома
самостоятельно
нарисовать
на
листе
иллюстрацию к любому отрывку из рассказа «Он
живой и светится…». Материалы для творчества
можете выбрать любые по вашему желанию.
2)
Вместе
с
товарищем
в
паре
подготовьте
выразительное чтение по ролям диалога Дениски
и Мишки или диалога Дениски и мамы. У вас
должен
получиться
«живой»
диалог,
поэтому
слова
автора
произносить
не
нужно.
При
подготовке чтения помните, что вы должны не
просто выразительно прочитать реплику своего
персонажа, а вжиться в роль, то есть передать с
помощью
речи
и
интонации
характер
вашего
Ученики внимательно слушают инструктаж
по выполнению домашнего задания.
героя.
Кратко записывает на доске задания.
Домашнее задание на выбор:
Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку
из рассказа;
Подготовить выразительное чтение по ролям
в парах – диалог Дениски и Мишки или Дениски
и мамы без слов автора.
- Запишите задание в свои дневники.
Записывают домашнее задание в дневники.