Напоминание

"Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках химии"


Автор: Сластная Оксана Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Мишелевская СОШ №19"
Населённый пункт: п. Мишелевка, Иркутская Область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках химии"
Раздел: среднее образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам. Что следует изменить в структуре, содержании уроков и воспитательной работе педагога для достижения цели образования? Как создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. В контексте современных теорий интеллектуального развития особое значение приобретают направления связанные с “качественными” изменениями в обучении. Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе рядом авторов выделяется “исследовательское обучение”, которое п р и д а е т познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения. Поэтому в учебно-воспитательном процессе центральное место отведено самостоятельной деятельности учащихся. Учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности учащихся. Ведущая форма занятий - групповая работа, включающая индивидуальную ученическую деятельность. Групповая работа сочетается также с фронтальной формой организации обсуждения результатов с учащимися всего класса. Управление процессом обучения происходит на основе контроля результатов всех видов самостоятельной работы учащихся. Учащиеся обучаются не только исполнительским, но и контролирующим
действиям. Всё это формирует умение учиться, помогает усвоить способы самообучения, самовоспитания, самоконтроля. Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков. Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. Для учителя химии, н ау к и , подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование и с с л ед о ват е л ь с ко й ком п е т е н ц и и у о бу ч а ю щ и хс я я в л я е т с я основополагающей задачей. Основой работы учителя является индивидуально-личностный и деятельностный подход: вся работа ученика на уроке направлена на поиск решения поставленной познавательной задачи, на специальные умения, предусмотренные данной работой. Особое значение в формировании исследовательских умений имеют задания, предусматривающие проведение мысленного эксперимента, способствующие развитию умения рассуждать, доказывать, думать, анализировать, объяснять и сравнивать. Проведение подобных занятий кардинально изменяет взгляд учащихся на природные процессы: потребность вникнуть в суть вещей. Они сами пытаются формировать творческие задания и продумывать ход их экспериментального исследования. Химический эксперимент является одним из самых эффективных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Формы уроков химии: уроки-исследования, уроки-творческие лаборатории, уроки-поиска информации. Такие уроки требуют большой подготовки, которая, как показывает практика, себя оправдывает. Таким образом, учебное исследование является способом творческого обучения,
позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе. А систематическое использование проблемных экспериментов дает возможность учащимся проявить свои творческие способности и самостоятельность, что в дальнейшем выходит за рамки уроков и выливается в научно-исследовательские работы, которые обучающиеся представляют на разных уровнях. Вот некоторые из них: «Вода. Здоровье. Долголетие», «Какую воду мы пьем?», «Какой водицы лучше напиться?», «Волосы и химия», «Окислительно-восстановительные реакции в жизни человека», «Большая стирка» и т.д. Анализ собственного опыта и знакомство с опытом работы в этом направлении позволяет сделать некоторые выводы: 1. В исследовательскую деятельность с удовольствием и интересом включаются учащиеся разного уровня подготовленности и разного возраста. 2. В ходе исследовательской деятельности развитие способностей ребенка происходит при определенных условиях: - если тема и предмет исследовательской деятельности соответствуют потребностям ребенка; - объём новых знаний не должен быть большим, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся нежелательно - если содержание деятельности опирается на «субъективный опыт ребенка»; - если идет обучение способам деятельности. 3. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с урока, который строится по законам проведения научного исследования.


В раздел образования