"Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках химии"
Автор: Сластная Оксана Анатольевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ "Мишелевская СОШ №19" Населённый пункт: п. Мишелевка, Иркутская Область Наименование материала: статья Тема: "Формирование исследовательской компетенции у обучающихся на уроках химии" Раздел: среднее образование
КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это
то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что
должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии,
теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие
умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической
деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать
моральным нормам.
Что
следует
изменить
в
структуре,
содержании
уроков
и
воспитательной работе педагога для достижения цели образования? Как
создать действенную модель активизации мыслительной деятельности и
развивающих
приемов
обучения.
В
контексте
современных
теорий
интеллектуального развития особое значение приобретают направления
связанные с “качественными” изменениями в обучении. Среди наиболее
значимых
стратегий
обучения
на
современном
этапе
рядом
авторов
выделяется
“исследовательское
обучение”,
которое
п р и д а е т
познавательной
деятельности
творческий
характер
и
является
одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.
Поэтому
в
учебно-воспитательном
процессе
центральное
место
отведено самостоятельной деятельности учащихся. Учитель выступает как
организатор самостоятельной учебной деятельности учащихся. Ведущая
форма
занятий
-
групповая
работа,
включающая
индивидуальную
ученическую
деятельность.
Групповая
работа
сочетается
также
с
фронтальной формой организации обсуждения результатов с учащимися
всего
класса.
Управление
процессом
обучения
происходит
на
основе
контроля
результатов
всех
видов
самостоятельной
работы
учащихся.
Учащиеся обучаются не только исполнительским, но и контролирующим
действиям. Всё это формирует умение учиться, помогает усвоить способы
самообучения, самовоспитания, самоконтроля.
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и
навыков,
которые
являются
результатом
образовательной
формы,
выстраиваемой
поверх
традиционных
предметных
знаний,
умений
и
навыков.
Примером
метапредметной
компетенции
может
служить
исследовательская
компетенция.
Для
учителя
химии,
н ау к и ,
подразумевающей
постоянный
поиск
истины
через
исследование,
моделирование,
постановку
проблем
и
их
решение,
формирование
и с с л ед о ват е л ь с ко й
ком п е т е н ц и и
у
о бу ч а ю щ и хс я
я в л я е т с я
основополагающей задачей.
Основой
работы
учителя
является
индивидуально-личностный
и
деятельностный подход: вся работа ученика на уроке направлена на поиск
решения поставленной познавательной задачи, на специальные умения,
предусмотренные данной работой.
Особое значение в формировании исследовательских умений имеют
задания,
предусматривающие
проведение
мысленного
эксперимента,
способствующие
развитию
умения
рассуждать,
доказывать,
думать,
анализировать,
объяснять
и
сравнивать.
Проведение
подобных
занятий
кардинально
изменяет
взгляд
учащихся
на
природные
процессы:
потребность вникнуть в суть вещей. Они сами пытаются формировать
творческие
задания
и
продумывать
ход
их
экспериментального
исследования.
Химический эксперимент является одним из самых эффективных
методов стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Формы
уроков
химии:
уроки-исследования,
уроки-творческие
лаборатории, уроки-поиска информации. Такие уроки требуют большой
подготовки, которая, как показывает практика, себя оправдывает. Таким
образом, учебное исследование является способом творческого обучения,
позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе.
А
систематическое
использование
проблемных
экспериментов
дает
возможность
учащимся
проявить
свои
творческие
способности
и
самостоятельность,
что
в
дальнейшем
выходит
за
рамки
уроков
и
выливается
в
научно-исследовательские
работы,
которые
обучающиеся
представляют на разных уровнях. Вот некоторые из них: «Вода. Здоровье.
Долголетие», «Какую воду мы пьем?», «Какой водицы лучше напиться?»,
«Волосы и химия», «Окислительно-восстановительные реакции в жизни
человека», «Большая стирка» и т.д.
Анализ
собственного
опыта
и
знакомство
с
опытом
работы
в
этом
направлении позволяет сделать некоторые выводы:
1.
В
исследовательскую
деятельность
с
удовольствием
и
интересом
включаются
учащиеся
разного
уровня
подготовленности
и
разного
возраста.
2. В ходе исследовательской деятельности развитие способностей ребенка
происходит при определенных условиях:
-
если
тема
и
предмет
исследовательской
деятельности
соответствуют
потребностям ребенка;
- объём новых знаний не должен быть большим, так как экономить время
на исследовании и торопить учащихся нежелательно
-
если
содержание
деятельности
опирается
на
«субъективный
опыт
ребенка»;
- если идет обучение способам деятельности.
3.
Обучение
навыкам
исследовательской
работы
начинается
с
урока,
который строится по законам проведения научного исследования.