Автор: Гребеник Александра Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока литературного чтения с применением технологии "РАФТ" по рассказу В.Ю. Драгунского "Он живой и светится…"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения с применением технологии «РАФТ»
(УМК «Школа России»)
ФИО студента: Гребеник Александра Сергеевна
ФИО научного руководителя: Ильенко Наталья Михайловна
ФИО учителя: Валяева Лариса Алексеевна
Класс: 3 «Б»
Тема урока: Написание текста от лица одного из персонажей рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»
Тип урока: урок закрепления (урок комплексного применения знаний и умений)
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по написанию текста от лица одного из персонажей
рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» по технологии «РАФТ».
Задачи предметные – содействовать формированию умения создавать тексты разного содержания и стиля; погружению в
предметное
содержание;
самореализации;
развитию
творческой
активности,
эмоционального
интеллекта;
умения
импровизировать; анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах; давать нравственную оценку событиям и
личностям; формированию навыков письменной речи;
формированию личностных УУД – мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к
содержанию художественных произведений; эмоционального отношения к поступкам и характерам героев литературных
произведений различных жанров и форм; интереса к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями
литературных произведений; умений выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности;
интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев; адекватного
понимания причин успешности в учебной деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности;
метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивных – принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила
работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения
учебного материала; соотносить внешнюю оценку и самооценку; осуществлять планирование своей деятельности на основе
осознаваемых
целей;
корректировать
свои
действия
с
учетом
поставленных
задач;
работать
с
учебником; проявлять
инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;
Познавательных – самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос; проводить аналогии между изучаемым
материалом и собственным опытом; создавать художественные тексты разных жанров в письменной форме; понимать
структуру построения рассуждения;
Коммуникативных – участвовать в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; использовать различные
речевые средства для передачи своего впечатления; выражать свои мысли в устной и письменной речи; выражать свое
мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях; уважать мнение собеседников; проявлять инициативу
и самостоятельность в построении коммуникации.
Оборудование
урока:
Учебник
«Литературное
чтение»,
3
класс,
2
часть
(авторы
Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова и др.); листы с таблицами «РАФТ» (на каждого ученика).
Ход урока:
Этапы урока
Формы и приемы
организации
деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
этап
Учитель проверяет готовность учеников к
уроку. Создает эмоциональный настрой.
- Ребята, я рада вас всех видеть. Желаю вам
хорошего
настроения
и
активной
работы
сегодня
на
уроке.
Проверьте,
все
ли
у
вас
готово к уроку. На парте у вас должны лежать:
учебник, дневник и пенал.
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку,
настраиваются на предстоящую работу.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего задания.
Форма
работы:
фронтальная
Прием «Беседа»
Форма
работы:
индивидуальная
Прием
«Иллюстрация»
- Скажите, с каким произведением мы с вами
познакомились
на
прошлом
уроке?
Кто
его
автор?
- Что вам больше всего запомнилось в этом
произведении?
Какие
у
вас
остались
впечатления после его прочтения?
- К какому жанру относится это произведение?
- Почему вы так решили? Объясните.
- Какие задания на выбор вам были заданы на
дом?
- Верно! Начнем с проверки первого задания.
Кто из вас нарисовал иллюстрацию к рассказу?
Просит
учеников,
подготовивших
это
задание,
по
очереди
выйти
к
доске,
продемонстрировать свою иллюстрацию и
рассказать,
какой
эпизод
из
рассказа
они
изобразили
и
почему
выбрали
именно
его.
Ставит
оценки
и
предлагает
детям
организовать
выставку
иллюстраций
–
повесить работы на доску.
-
Молодцы
ребята!
У
вас
получились
замечательные
иллюстрации
к
рассказу.
На
Примерные ответы:
-
«Он
живой
и
светится…».
Автор
–
Виктор
Юзефович Драгунский.
Различные ответы
- Рассказ.
Различные ответы
- Нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из
рассказа; или подготовить выразительное чтение по
ролям в парах без слов автора.
Ученики по очереди выходят к доске, показывают
свои рисунки, рассказывают об изображенных на
них эпизодах. Размещают иллюстрации на доске.
Форма
работы:
парная
Прием «Чтение по
ролям»
Форма
работы:
коллективная
Приемы
«Коллективное
обсуждение»,
«Взаимооценка»
перемене каждый из вас сможет рассмотреть
рисунки поближе.
- Переходим к проверке второго задания. Кто
подготовил чтение диалога Дениски и Мишки
(Дениски и мамы)?
Проверяет выразительное чтение по ролям,
комментирует,
при
необходимости
дает
рекомендации.
Обращается к остальным ученикам:
-
Как
вы
считаете,
получилось
ли
у
ребят
выразительно прочитать диалог? Удалось ли
им вжиться в роли Дениски и Мишки (Дениски
и мамы)? Как бы вы оценили работу ребят?
После
коллективного
обсуждения
ставит
отвечающим оценки.
По
очереди
выразительно
читают
подготовленные
в
парах
диалоги
–
Дениски
и
Мишки, Дениски и мамы.
Остальные ученики участвуют в коллективном
обсуждении
и
оценивании
выразительного
чтения своих одноклассников.
Определение
темы
урока.
Целеполагание.
Форма
работы:
фронтальная
Прием
«Пояснение»
- Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить
интересное
творческое
задание.
Оно
будет
объемным,
поэтому
мы
посвятим
ему
весь
урок.
- Итак, вам нужно вжиться в роль одного из
персонажей рассказа «Он живой и светится…»
и
написать
от
его
лица
небольшой
текст.
Чтобы это сделать, вам необходимо выполнить
4
шага,
которые
называются
«роль»
–
«аудитория» – «форма» – «тема».
Учитель
раздает
ученикам
листы
с
таблицами «РАФТ»
Таблица
Роль
Аудитория
Форма
Тема
-
Работать
вы
будете
самостоятельно,
но
сначала мы с вами подробно обсудим каждый
шаг. По ходу обсуждения вы можете делать
необходимые записи в своих таблицах. Затем
Получают листы с таблицами.
Таблица
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Слушают пояснения учителя.
после заполнения таблицы вы придумываете и
ниже
на
этом
же
листе
записываете
текст.
После того, как закончите, прочитай, что у вас
получилось.
- Откройте в своих учебниках текст рассказа на
стр. 68. Рассказ будет вашим помощником и
опорой при выполнении задания.
Стадия
вызова
(заполнение
таблицы «РАФТ»)
1) Роль
(выбор роли)
Формы
работы:
фронтальная,
коллективная
Прием
«Копилка
идей»
Педагог чертит на доске таблицу «РАФТ».
При
коллективном
обсуждении
каждого
шага в случае затруднений консультирует
учеников и подает им идеи для выбора роли,
аудитории,
формы
и
темы
текста,
при
необходимости
корректирует
высказанные
ими варианты.
1 шаг – Роль (выбор роли).
- Сначала необходимо выбрать роль, то есть от
чьего лица вы будете писать текст.
-
Давайте
вспомним,
от
чьего
лица
ведется
повествование в рассказе?
-
Верно!
Назовите
остальных
персонажей
рассказа.
- Кого вы еще забыли?
- Верно! Светлячок тоже персонаж. А о чем он
может рассказать?
-
Подумайте,
от
чьего
еще
лица
можно
рассказать историю. Можно выбирать самые
неожиданные
роли,
например,
таких
персонажей, о которых мало упоминается или
вообще
не
упоминается
в
рассказе.
Давайте
пофантазируем, кто это может быть? Какие у
вас есть идеи?
Записывает
высказанные
учениками
варианты в таблицу на доске.
Примерные ответы:
- От лица Дениски.
- Мишка, мама Дениски.
- Светлячка.
- О том, как его ловил Мишка; как он сидел в
спичечном коробке; как он теперь живет у Дениски
дома; и т.п.
Предположения:
- Соседка тетя Роза, с которой могла разговаривать
мама Дениски, пока он ее ждал. Кошка, которая
сидела на крыше дома и наблюдала, как Мишка
показывал
Дениске
светлячка.
Собачка,
которая
пробегала по двору мимо грустного Дениски. Папа
Дениски,
который
вернулся
из
командировки
и
интересуется у сына, куда исчез самосвал. И т.п.
2) Аудитория
(определение
аудитории)
3) Форма
(выбор формы)
Прием
«Копилка
идей»
-
А
теперь
самостоятельно
выберите
конкретного персонажа, от лица которого вы
бы хотели рассказать историю. Запишите его в
столбец
«Роль».
Помните,
вы
не
просто
выбираете роль, а пробуете перевоплотиться в
персонажа, понять его чувства и мысли. Не
забудьте, что речь у каждого героя разная и
имеет свои особенности.
2 шаг – Аудитория (определение аудитории).
- Теперь, когда вы выбрали роль, необходимо
подумать,
к
кому
может
обращаться
этот
герой. Наш следующий шаг – это определение
аудитории.
Как
вы
думаете,
что
такое
«аудитория»?
-
Другими
словами
«аудитория»
–
это
слушатели,
тот
или
те,
кому
будет
предназначено сообщение вашего героя.
- Давайте разберем на примере Мишки. К кому
может обратиться Мишка? Какие у вас есть
идеи?
- А мама Дениски?
- А светлячок?
Записывает варианты в таблицу на доске.
-
Отлично,
ребята!
По
такому
принципу
и
определяется
аудитория.
Теперь
хорошо
подумайте,
выберите
наиболее
подходящую
для вашего персонажа аудиторию и заполните
соответствующий столбец таблицы.
3 шаг – Форма (выбор формы).
- Переходим к выбору формы. Форма, это то,
как
именно
будет
представлен
ваш
текст.
Форм
существует
очень
много.
Это
может
быть
рассказ,
дневник,
записка,
письмо или
Выбирают персонажа, от лица которого хотели
бы рассказать историю. Заполняют в таблице
столбец «Роль».
Различные предположения.
Примерные ответы:
-
К
своей
маме;
Дениске
на
следующий
день;
самому себе в мыслях; сделать запись в дневнике; и
т.п.
- К Дениске; своему мужу (папе Дениски); соседке
тете Розе; и т.п.
- К своим друзьям насекомым; своей семье – семье
светлячков; своей маме; и т.п.
Определяют
аудиторию,
к
которой
будет
обращаться выбранный персонаж. Заполняют в
таблице столбец «Аудитория».
Прием
«Копилка
идей»
внутренний монолог.
-
Подумайте,
в
какой
еще
форме
может
проходить общение с аудиторией?
- При выборе формы очень важно соблюдать
ее особенности. Например, давайте вспомним,
как
оформляются
письма.
С
чего
обычно
начинается текст письма?
- А чем письмо заканчивается?
-
Хорошо!
Давайте
предположим,
кто
из
героев рассказа мог бы написать письмо, кому
и о чем?
- Поговорим о форме дневника. Дневниковые
записи
обычно
оформляются
в
свободной
форме,
как
пожелает
сам
хозяин
дневника.
Иногда
текст
дневника
может
начинаться
с
даты.
-
А
кто-нибудь
из
вас
когда-нибудь
вел
дневник?
- О чем обычно пишется в дневнике?
- Кто знает, что такое «внутренний монолог»?
- Похож ли он на дневниковую запись? Чем?
- Как пишется внутренний монолог? Чего в
нем нет?
-
Как
оформляются
записки,
вы,
наверное,
знаете. Наверняка писали друг другу, или вам
писали
родители.
А
для
чего
же
нужны
записки, как вы думаете?
Педагог
консультирует
детей
при
возникновении вопросов по другим формам,
предложенным
учителем
или
Примерные ответы:
-
В
форме
стихотворения;
сказки;
беседы;
сообщения в телефоне; телефонного звонка; и т.п.
-
С
обращения,
например:
«Дорогой…»,
«Уважаемый…».
-
Завершающей
фразой
и
именем
пишущего:
«С
наилучшими пожеланиями, ваш …».
- Дениска мог бы написать письмо папе о том, что
он
отдал
Мишке
самосвал
в
обмен
на
живого
светлячка; и т.п.
- Да/нет.
- О каком-то секрете; о своих переживаниях; о том,
как прошел день; о каких-то интересных событиях
конкретного дня; всякие мысли; и т.п.
- Мысли героя.
-
Похож,
потому
что
в
дневнике
тоже
можно
записывать свои мысли.
- Как рассказ от лица героя; в нем нет прямой речи.
- Для того чтобы кого-то о чем-то предупредить или
оповестить, сообщить что-то важное; и т.п.
4) Тема
(формулировка
темы)
Прием
«Копилка
идей»
одноклассниками.
Записывает
варианты
форм в таблицу на доске.
-
Теперь
самостоятельно
выберите
форму
и
запишите ее в соответствующем столбце своей
таблицы.
4 шаг – Тема (формулировка темы).
-
Переходим
к
последнему
шагу
–
формулировке
темы.
Тема
–
это
название,
которое
отражает
сюжет
вашего
сообщения.
Чтобы
правильно сформулировать тему,
для
начала продумайте содержание вашего текста.
В какой ситуации мог оказаться выбранный
вами
герой,
что
он
мог
видеть,
наблюдать,
какие чувства и эмоции мог испытывать, о чем
мог бы рассказать или написать?
-
Вы
можете
не
только
опираться
на
текст
самого рассказа, но и пофантазировать над его
предысторией или продолжением. Подумайте,
когда происходят события в вашем тексте – до,
во время или после событий рассказа?
- Например, давайте предположим, что могло
происходить у мамы Дениски, пока он сидел
во дворе и ждал ее? Вспомните, почему, по
мнению Дениски, могла опаздывать мама?
- Найдите эти моменты в тексте и зачитайте
их.
- Попробуйте подобрать подходящие названия
тем,
чтобы
в
них
отражался
смысл
сюжета
текста.
-
Очень
хорошо!
А
теперь
подумайте,
что
могло происходить у Мишки до того, как он
вышел во двор к Дениске?
- Попробуем сформулировать темы и для этих
Выбирают форму, заполняют столбец «Форма» в
своих таблицах.
Внимательно слушают объяснения учителя.
Примерные ответы:
- Мама могла задержаться на работе в институте;
могла опоздать на автобус и идти домой пешком;
могла встретить соседку тетю Розу и беседовать с
ней; могла искать в магазине бублики и брынзу; и
т.п.
Находят
и
зачитывают
цитаты
из
текста,
подтверждающие их предположения.
- «Путь домой»; «Мама спешит домой»; «Встреча с
соседкой»; «Вкусности для сына», и т.п.
- Мишка мог ловить светлячка; мог разглядывать
пойманного
светлячка
у
себя
дома;
мог
читать
книжку
о
светлячках,
чтобы
знать,
как
за
ним
ухаживать и чем кормить; и т.п.
-
«Как
я
поймал
светлячка»;
«Удивительный
примеров. Какие у вас есть идеи?
- Несмотря на то, что сам рассказ ведется от
лица
Дениски,
свой
текст
вы
тоже
можете
придумать
от
его
лица,
но
он
не
должен
повторять события рассказа. О чем еще мог бы
рассказать Дениска?
- На прошлом уроке мы с вами выяснили, что
Дениска добрый, любит природу и животных.
Предположите, как бы он все-таки поступил со
светлячком?
- А теперь еще раз подумайте над содержанием
вашего
текста
и
самостоятельно
сформулируйте
тему.
Запишите
ее
в
соответствующем столбце таблицы.
светлячок»; «Как ухаживать за светлячком»; и т.п.
-
О
том,
что
произошло
на
следующий
день.
Например, как он решил отпустить светлячка на
волю, или наоборот оставил его жить у себя дома.
- Наверное, отпустил бы, потому что светлячки в
неволе не живут.
Ученики
заканчивают
заполнение
таблицы
и
переходят к продумыванию текста.
Физкультминутка
(пальчиковая
гимнастика)
Форма
работы:
фронтальная
Прием «Показ»
Проводит пальчиковую гимнастику.
1) Упражнение «Тучка-Солнышко»
Попеременно
сжимаются
и
разжимают
кулаки.
При
этом
кулак
сжат
с
силой,
а
пальцы
другой
руки
в
этот
момент
вытянуты, как лучики солнышка.
2) Упражнение «Подними пальчики»
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно
поднять пальчики по одному сначала на одной
руке,
потом
на
другой.
Затем
упражнение
повторяется в обратном порядке.
3) Упражнение «Крепкие объятия»
Пальцы обеих рук растопырены, упираются
кончиками друг в друга с усилием в течение 5
секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко
прижимая ладони в течение 5 секунд. После
упражнения кисти нужно встряхнуть, чтобы
расслабились мышцы.
Выполняют движения пальчиковой гимнастики,
повторяя их за педагогом.
Разминают
руки
для
предстоящей
письменной
работы.
Стадия
осмысления
(творческая работа –
Формы
работы:
фронтальная,
- Итак, ребята, мы с вами подробно обсудили,
как
выбирается
роль,
как
определяется
Самостоятельно
работают
над
созданием
текста.
При
необходимости
используют
создание текста)
индивидуальная
Прием «Написание
творческих работ»
аудитория,
как
выбирается
форма
и
формулируется
тема
текста.
Вы
высказали
множество идей и предположений. А теперь
ваша
задача
еще
раз
просмотреть
записи
в
своих
таблицах,
при
необходимости
что-то
исправить и приступить к написанию текста.
Вспомните
факты
и
детали
из
рассказа,
которые
бы
характеризовали
вашего
героя,
подумайте о том, что и как хотел бы рассказать
герой.
Вы
можете
выбрать
уже
названные
идеи, или придумать новые. В любом случае у
всех вас получатся совершенно разные тексты.
Приступайте к работе.
В
процессе
самостоятельной
работы
учеников
при
необходимости
оказывает
помощь и консультирует их.
записанную учителем информацию на доске.
Примерные варианты текстов учеников:
1) «Письмо папе»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Дениска
Папа
Письмо
Я обменял
твой подарок
Приблизительное
содержание:
Дениска
пишет
папе
письмо,
в
котором
рассказывает
о
замечательном живом светлячке, на которого он
обменял
подаренный
папой
самосвал.
Мальчик
просит папу не ругать его.
2) «Завтра верну самосвал»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Мишка
Мишка
(мысли)
Внутренний
монолог
Завтра
верну
самосвал
Приблизительное содержание: Перед сном Мишка
думает о том, что нехорошо поступил со своим
другом.
Он
решает
на
следующий
день
вернуть
Дениске самосвал, потому что это был подарок от
папы.
3) «Вот так приключение!»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Светлячок
Насекомые
– друзья
светлячка
Рассказ
Вот так
приключение!
Приблизительное
содержание:
После
того
как
Дениска
отпускает
светлячка,
светлячок
возвращается к себе домой и рассказывает своим
друзьям насекомым о том, что с ним приключилось.
4) «Заботливая мама»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Мама
Дениски
Тетя Роза
(соседка)
Беседа
Заботливая
мама
Приблизительное содержание: Мама Дениски по
дороге
домой
встретила
соседку
тетю
Розу
и
рассказывает ей о том, что после работы купила в
магазине
бублики
и
брынзу.
Она
надеется,
что
Дениска не грустит, пока ее ждет.
5) «Как я поймал светлячка»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Мишка
Мишка
(запись в
дневнике)
Дневник
Как я
поймал
светлячка
Приблизительное
содержание:
Мишка
ведет
дневник и записывает в него разные события из
жизни. Сегодня он записал историю о том, как весь
вечер ловил светлячков, бегая за ними с сачком, но в
итоге смог поймать только одного.
6) и т.п.
Стадия
рефлексии
(анализ
и
осмысление
пройденного
материала)
Формы
работы:
индивидуальная,
фронтальная,
коллективная
Приемы
«Коллективное
обсуждение»,
«Взаимооценка»,
«Беседа»
Педагог слушает тексты учеников.
Затем
учитель
и
ученики
совместно
обсуждают
персонажей,
выбранных
детьми,
определяют,
насколько
у
ребят
получилось
воссоздать
их
речь,
передать
характеры и объяснить их поступки. После
обсуждения
отвечающим
выставляются
оценки.
-
Какие
впечатления
у
вас
вызвали
тексты
ваших одноклассников?
- Что вам понравилось? Какой текст больше
всего запомнился?
- Вы заметили, насколько разными получились
тексты от лица одних и тех же персонажей?
-
Удалось
ли
вам
передать
характеры
выбранных героев?
- Оцените, кто из ребят лучше всего раскрыл
своего героя?
Ученики по очереди зачитывают свои тексты.
Остальные
дети
слушают
тексты
одноклассников,
совместно
с
педагогом
обсуждают
и
анализируют
полученную
информацию и факты.
Делятся впечатлениями.
Дают различные ответы.
Высказывают свое мнение, аргументируют.
Оценивают.
- Что нового вы узнали о Дениске? О Мишке?
О светлячке? О других героях?
Рассуждают.
Подведение
итогов
урока
Прием
«Рефлексия»
Учитель подводит итоги урока.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
Сегодняшнее
письменное
задание
было
похоже на сочинение, но гораздо интереснее.
Скажите, вам понравилось работать в такой
форме?
- С какими трудностями вы столкнулись при
выполнении задания?
- Вы бы хотели, чтобы я вам задавала такие
творческие задания на других уроках?
-
Вы
сегодня
большие
молодцы,
хорошо
поработали! Всем спасибо за урок!
Ученики
отвечают
на
вопросы
педагога,
высказывают свои впечатления, рассказывают о
затруднениях, возникших в ходе работы на уроке.
Делятся своим мнением.
Информация
о
домашнем задании
- Кто сегодня не успел дописать и прочитать
свой
текст,
доделайте
это
задание
дома
и
зачитайте на следующем уроке.
Записывают в дневники домашнее задание.