Авторы: Миронова Марина Рамзановна, Еремеева Виктория Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад№ 4 г.Волгоград
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интерактивная музыкальная игра на развитие ритмического слуха
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 4» г. Волгограда
« Развитие ритмического слуха у
детей старшего дошкольного
возраста в процессе игры на
музыкальных инструментах»
Миронова М.Р.
«Жизнь есть музыка с
её живым
и творящим ритмом»
(Э. Жак-Далъкроз)
•
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов
в процессе педагогического общения и создании благоприятных
условий для отработки методов развития ритмического слуха с
помощью музыкальных инструментов.
•
Задачи:
•
-Познакомить с методами развития ритмического слуха у детей
старшего дошкольного возраста детей
•
-Обогатить умение использования приемов в работе с детьми
старшего дошкольного возраста.
•
-Спроектировать различные варианты использования
музыкальных инструментов для развития ритмического слуха
•
•
-Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать
радость и чувство удовлетворения от полученных результатов
совместной деятельности.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать
эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с
помощью которого передается ее содержание, поэтому составляет основу
эмоциональной отзывчивости на музыку. Ритм, который музыка диктует
головному мозгу, снимает нервное напряжение. Восприятие ритма
вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка,
мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Музыкально-
ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают
добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и
утомление.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более
легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные
способности ребенка.
-Как научить ребенка активно
воспринимать музыку?
-Как научить ребенка активно
воспринимать музыку?
- Как открыть для детей
мир музыкальных звуков?
- Как открыть для детей
мир музыкальных звуков?
- Помочь детям различать красоту
звучания различных инструментов?
- Помочь детям различать красоту
звучания различных инструментов?
Авторская программа Т. Э. Тютюнниковой “Элементарное
музицирование с дошкольниками”.
Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения,
движения, игры на детских музыкальных инструментах при
свободном импровизационном и радостном общении
с музыкой.
В основе моей программы лежит идея
творческого музицирования и единство следующих видов
деятельности: движение и танец. Движение – это источник
любой человеческой деятельности и инструмент мышления.
Танец - это организованное движение в пространстве-
времени.
Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него
начинается любая традиционная культура. Ритм организует
жизнедеятельность и мышление.
Программа предполагает системную реализацию игрового
подхода в обучении.
Задав правила игры, педагог
перестает быть диктатором,
оставаясь просто в роли
арбитра игры. Теперь не он
организует процесс, а сама
игра. Схватив ее правила, дети
могут сами предлагать свои
варианты ее развития, вступая,
таким образом, в диалог с
воспитателем, музыкальным
руководителем. Так рождается
импровизация. Иными словами,
организованная спонтанность.
Игра - это язык, на котором говорят дети
•
Программа предполагает широкий спектр
возможностей использования музыкальных
инструментов, их разнообразие, изготовление из
любого подручного материала. Это вызывает
интерес и восторг у детей, расширяет их
творческое воображение, придает процессу
музыкального воспитания необыкновенную
педагогическую эффективность. Все сенсорные,
интеллектуальные и психические сферы ребенка
работают здесь совместно и поэтому дают
высокий результат в его развитии. Поскольку,
коллективное музицирование является также
одной из форм общения, бесспорна и
воспитательная функция оркестра. У детей
появляется ответственность за правильное
исполнение своей партии, собранность,
сосредоточенность. Оркестр объединяет детей,
помогает выработать волю, упорство в
достижении поставленной задачи, помогает
преодолеть нерешительность, робость,
неуверенность в своих силах.
.
Опыт музицирования, пусть даже небольшой
и элементарный, часто становится решающим
фактором в «пленении» человека музыкой. Разыгрывая
какую-нибудь сказку или инсценировку, можно
предложить детям «украсить» её всевозможными
звуками (как музыкальными, так и шумовыми).
Предложить им подумать, какие инструменты могли бы
более точно передать сказочный образ или природное
явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может
быть и смастерить его. С
помощью музицирования можно украсить и сделать
более выразительными всевозможные потешки, шутки,
небольшие стихи.
Данная технология реализуется в образовательной
деятельности детей, на детских праздниках и
развлечениях.