Автор: Светлейшая Наталья Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. С. Прокофьева
Населённый пункт: г. Азов Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа концертмейстера с хором. Концертмейстер как участник ансамбля.
Раздел: дополнительное образование
Светлейшая Н.Н.
Концертмейстер, преподаватель фортепиано
МБУ ДО «Детская школа искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азов РО
Работа концертмейстера с хором. Концертмейстер как участник
ансамбля.
Работа концертмейстера в хоре накладывает свой отпечаток, предъявляет к
исполнителю этих функций особые профессиональные и психологические требования.
В работе концертмейстера в хоровом классе можно выделить следующие функции:
творческо-исполнительские, педагогические,
организационные. Пианист должен
уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать
такие приемы как цепное дыхание, вибрато и т. д.
Концертмейстер должен обладать следующими качествами:
- понимать жесты и намерения дирижера;
- развивать интуицию, предугадывать начало и конец звука;
- в редких случаях брать инициативу в свои руки («держать хор»)
Взаимодействие
концертмейстера
с
хором
несколько
отличается
от
взаимоотношений в других ансамблях. Во-первых, здесь присутствует дирижер-
хормейстер,
который
отвечает
за
целостное
воплощение
музыкального
произведения, а «звучащие» участники ансамбля — и хор, и концертмейстер -
ориентируются на дирижерские жесты. При этом задача поддержания контакта для
концертмейстера усложняется. Он должен видеть жесты дирижера, понимать его
художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать слухом
всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс. Контакт
концертмейстера и хорового дирижера — очень важный фактор в полноценном
звучании хора.
Вторая особенность аккомпанирования хору это наличие слова, поэтического
текста в произведении. В хоровых сочинениях существенная часть музыкального
содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и
ритмически. Именно исходя из мелодизированной речи, хормейстер устанавливает
характер звучания, распределяет фразировку, смысловые кульминации, цезуры. И
концертмейстер
аккомпанирует
слову,
подчиняется
логике
развития
стиха,
вокальному дыханию.
Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено
сразу на несколько объектов — жест дирижера, общая звуковая картина, исполнение
фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо
уверенно
владеть
выразительными
средствами
фортепиано,
всем
набором
пианистических приемов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть
исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим
замыслом дирижера-хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения
произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе, предконцертная
работа, концертные выступления) должна звучать качественно.
Психологические качества концертмейстера хора.
Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных
задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими
качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую
компетентность.
Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к
исполнительству:
- внимание - разноплановое, охватывающее много объектов: клавиатура и ноты,
контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая
звуковая картина;
-мобильность, быстрота реакции необходима и в процессе аккомпанирования, и при
освоении больших объемов репертуара;
- память - как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность
стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс,
подробности трактовки;
- самообладание, стрессоустойчивость — умение удержать стабильное исполнение
при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора;
- воображение, увлеченность творческим процессом, концертмейстер должен уметь
увлечь детей на уроках и выступлениях.
Для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный
творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Это вовсе не означает
тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными — и очень
теплыми, и по-деловому корректными.
В творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить
художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода,
принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских
жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение
творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание
детского хорового коллектива.
Список литературы
1 .Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент». Авторская программа для
ДМШ. Санкт-Петербург, 2009
2.Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».
Москва, 2003 г.
З.Мур Дж. «Певец и аккомпаниатор». Москва, 1987 г.
4.Самарцева Т. «Методические рекомендации по концертмейстерской работе в
дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г.
5 Корыхалова Н. «Увидеть в нотном тексте». Санкт-Петербург, 2008 г.
6.Шендерович Е. «О преодолении пианистических трудностей в клавирах».
Москва, 1987 г.
7. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.-
М. Музыка, 1996г.
8.«Хоровой класс». Примерная программа к базисному учебному плану
для ДМШ. Санкт-Петербург, 2009 г.
9.«Хоровой класс». Типовая программа для инструментальных и хоровых
отделений ДМШ и ДШИ. Москва, 1988 г.
10.«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 14 августа 2009 г.