Напоминание

Работа концертмейстера с хором. Концертмейстер как участник ансамбля.


Автор: Светлейшая Наталья Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. С. Прокофьева
Населённый пункт: г. Азов Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Работа концертмейстера с хором. Концертмейстер как участник ансамбля.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Светлейшая Н.Н.

Концертмейстер, преподаватель фортепиано

МБУ ДО «Детская школа искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азов РО

Работа концертмейстера с хором. Концертмейстер как участник

ансамбля.

Работа концертмейстера в хоре накладывает свой отпечаток, предъявляет к

исполнителю этих функций особые профессиональные и психологические требования.

В работе концертмейстера в хоровом классе можно выделить следующие функции:

творческо-исполнительские, педагогические,

организационные. Пианист должен

уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать

такие приемы как цепное дыхание, вибрато и т. д.

Концертмейстер должен обладать следующими качествами:

- понимать жесты и намерения дирижера;

- развивать интуицию, предугадывать начало и конец звука;

- в редких случаях брать инициативу в свои руки («держать хор»)

Взаимодействие

концертмейстера

с

хором

несколько

отличается

от

взаимоотношений в других ансамблях. Во-первых, здесь присутствует дирижер-

хормейстер,

который

отвечает

за

целостное

воплощение

музыкального

произведения, а «звучащие» участники ансамбля — и хор, и концертмейстер -

ориентируются на дирижерские жесты. При этом задача поддержания контакта для

концертмейстера усложняется. Он должен видеть жесты дирижера, понимать его

художественные намерения, играть «по руке» и при этом контролировать слухом

всю звучащую картину, обеспечивая качественный звуковой баланс. Контакт

концертмейстера и хорового дирижера — очень важный фактор в полноценном

звучании хора.

Вторая особенность аккомпанирования хору это наличие слова, поэтического

текста в произведении. В хоровых сочинениях существенная часть музыкального

содержания заключается в словесном тексте, организованном звуковысотно и

ритмически. Именно исходя из мелодизированной речи, хормейстер устанавливает

характер звучания, распределяет фразировку, смысловые кульминации, цезуры. И

концертмейстер

аккомпанирует

слову,

подчиняется

логике

развития

стиха,

вокальному дыханию.

Таким образом, при работе с хором внимание концертмейстера обращено

сразу на несколько объектов — жест дирижера, общая звуковая картина, исполнение

фортепианной партии, смысл словесного текста. В этих условиях необходимо

уверенно

владеть

выразительными

средствами

фортепиано,

всем

набором

пианистических приемов. Аккомпанемент в любом сочинении должен быть

исполнен точно и грамотно в соответствии с авторским текстом и творческим

замыслом дирижера-хормейстера. Игра концертмейстера на любом этапе изучения

произведения (показ, разучивание по партиям, отработка в классе, предконцертная

работа, концертные выступления) должна звучать качественно.

Психологические качества концертмейстера хора.

Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных

задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими

качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую

компетентность.

Это, прежде всего, комплекс качеств, имеющих прямое отношение к

исполнительству:

- внимание - разноплановое, охватывающее много объектов: клавиатура и ноты,

контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая

звуковая картина;

-мобильность, быстрота реакции необходима и в процессе аккомпанирования, и при

освоении больших объемов репертуара;

- память - как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность

стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс,

подробности трактовки;

- самообладание, стрессоустойчивость — умение удержать стабильное исполнение

при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора;

- воображение, увлеченность творческим процессом, концертмейстер должен уметь

увлечь детей на уроках и выступлениях.

Для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный

творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. Это вовсе не означает

тесной личной дружбы, отношения коллег на практике бывают разными — и очень

теплыми, и по-деловому корректными.

В творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить

художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода,

принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских

жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение

творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание

детского хорового коллектива.

Список литературы

1 .Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент». Авторская программа для

ДМШ. Санкт-Петербург, 2009

2.Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».

Москва, 2003 г.

З.Мур Дж. «Певец и аккомпаниатор». Москва, 1987 г.

4.Самарцева Т. «Методические рекомендации по концертмейстерской работе в

дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г.

5 Корыхалова Н. «Увидеть в нотном тексте». Санкт-Петербург, 2008 г.

6.Шендерович Е. «О преодолении пианистических трудностей в клавирах».

Москва, 1987 г.

7. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога.-

М. Музыка, 1996г.

8.«Хоровой класс». Примерная программа к базисному учебному плану

для ДМШ. Санкт-Петербург, 2009 г.

9.«Хоровой класс». Типовая программа для инструментальных и хоровых

отделений ДМШ и ДШИ. Москва, 1988 г.

10.«Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ

от 14 августа 2009 г.



В раздел образования