Напоминание

Метапредметная программа "Проектная мастерская: развитие талантов и предпрофессиональная подготовка в безопасной информационной образовательной среде"


Автор: Шумеленкова Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 426 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Метапредметная программа "Проектная мастерская: развитие талантов и предпрофессиональная подготовка в безопасной информационной образовательной среде"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Метапредметная программа

«Проектная мастерская: развитие талантов и предпрофессиональная подготовка

в безопасной информационной образовательной среде»

Автор программы :

Шумеленкова Татьяна Евгеньевна,

учитель информатики

Санкт-Петербург

2022 год

2

Пояснительная записка

«Талантливые дети — это будущее нашей страны. Мы должны

создавать условия для их развития, обеспечивать раннюю

профориентацию и поддерживать их стремление к знаниям»

В.В. Путин. Выступление на заседании Совета по науке и

образованию, 2021.

Метапредметная

программа

внеурочной

деятельности

«Проектная

мастерская:

развитие талантов и предпрофессиональная подготовка в безопасной информационной

образовательной

среде»

разработана

в

соответствии

с

актуальными

нормативными

документами:

Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до

2030 года»

Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг. (утв. Указом

Президента РФ от 09.05.2017 № 203)

Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка

организации

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)

Методические рекомендации по проектированию разноуровневых программ (письмо

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв.

Президентом РФ 03.04.2012)

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения» (утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от

28.09.2020 № 28)

СанПиН

1.2.3685-21

«Гигиенические

нормативы

и

требования

к

обеспечению

безопасности» (раздел V «Требования к работе с цифровыми устройствами»)

Приказ Минпросвещения России от 02.12.2022 № 990 «Об утверждении Порядка

использования электронного обучения»

Стратегия научно-технологического развития РФ (Указ Президента РФ от 01.12.2016

№ 642)

Паспорт федерального проекта «Профессионалитет» (2022–2025 гг.)

Программа учитывает требования ФГОС НОО (2021), ФГОС ООО (2022) в части:

Формирования цифровой грамотности (п. 35.3 ФГОС ООО)

Развития проектной и исследовательской деятельности (п. 41.2)

Реализации индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей (п.

33.1)

3

Метапредметная

программа

внеурочной

деятельности

«Проектная

мастерская:

развитие талантов и предпрофессиональная подготовка в безопасной информационной

образовательной

среде»

представляет

собой

системный

инструмент

координации

деятельности

участников

образовательного

процесса

в

государственном

бюджетном

общеобразовательном

учреждение

гимназии

426

Петродворцового

района

Санкт-

Петербурга имени Героя Советского Союза Г.Д. Костылева по формированию ключевых

компетенций XXI века у обучающихся.

Программа

конкретизирует

целевые

установки

Основной

образовательной

программы ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга в области развития метапредметных

навыков

и

является

инструментом

реализации

Программы

развития

нашего

образовательного учреждения.

В.В.

Путин

на

заседании

Совета

по

науке

и

образованию,

2021

отмечал:

«Талантливые дети — это будущее нашей страны. Мы должны создавать условия для их

развития,

обеспечивать

раннюю

профориентацию

и

поддерживать

их

стремление

к

знаниям».

Актуальность программы обусловлена:

1.

Государственным заказом:

Необходимостью подготовки кадров для цифровой экономики (Указ Президента

РФ № 204)

Требованиями ФГОС к формированию soft skills и метапредметных результатов

2.

Образовательными потребностями:

Запросом на раннюю профориентацию и практико-ориентированное обучение

Необходимостью безопасной цифровой среды в условиях роста киберугроз

3.

Развитием образовательной организации:

Внедрением инновационных форматов обучения

Созданием условий для выявления и поддержки талантливых детей

Цель программы:

Создание условий для раскрытия и развития интеллектуального и творческого

потенциала

одаренных

обучающихся

через

интеграцию

проектной

деятельности

и

предпрофессиональной подготовки в условиях безопасной цифровой среды.

Задачи программы:

1.

Развитие

метапредметных

компетенций

(критическое

мышление,

креативность,

конвергентного мышления, коммуникация) через проектную деятельность

4

2.

Выявление и поддержка одарённых детей через индивидуализацию образовательных

траекторий

3.

Формирование

предпрофессиональных

навыков

в

актуальных

направлениях

(IT,

инженерия, медиа)

4.

Обеспечение

кибербезопасности

через

обучение

цифровой

гигиене

и

медиаграмотности

5.

Создание

мотивации

к

социально

значимой

деятельности

и

профессиональному

самоопределению

Современное общество нуждается в людях с обширным багажом знаний, высоким

уровнем

профессионализма,

инициативы,

творческих

способностей.

Необходимо

мотивировать личность на взвешенное приобретение знаний, умений для дальнейшего

общекультурного и профессионального развития.

Программа

«Проектная

мастерская»

активно

использует

потенциал

предмета

«Информатика» как ключевого инструмента для формирования цифровых компетенций и

метапредметных навыков. Информатика служит основой для развития алгоритмического

мышления,

работы

с

данными,

программирования

и

кибербезопасности,

которые

интегрируются

в

проекты

различных

направлений.

Через

изучение

информатики

учащиеся

осваивают

технологии,

необходимые

для

реализации

междисциплинарных

проектов,

таких

как

создание

цифровых

продуктов,

анализ

больших

данных

или

моделирование

инженерных

решений.

Кроме

того,

предмет

способствует

развитию

критического

мышления

и

медиаграмотности,

что

особенно

важно

в

условиях

цифровизации образования. Таким образом, информатика становится не только учебной

дисциплиной,

но

и

платформой

для

творчества,

исследований

и

профессионального

самоопределения.

5

Информатика все больше выступает в качестве интегративного начала многих

дисциплин, ни один предмет так не насыщен межпредметными связями. Сегодня понятие

«информационная культура» тесно связано с понятиями общечеловеческой грамотности.

Таковы потребности современного общества, в котором деятельность, как отдельных

людей,

так

и

коллективов

зависит

все

в

большей

степени

от

умения

грамотно

и

эффективно использовать значительный объем мировых информационных ресурсов. Здесь

школьная информатика призвана решать два аспекта задач: с одной стороны изучение

информатики как школьного предмета, и в его рамках изучение информационных и

коммуникационных технологий, как одной из содержательных линий курса, с другой

стороны использование компьютера и ИКТ, как инструмента и средства для работы и

творчества.

Программа

тесно

интегрирована

с

курсом

информатики,

который

является

ключевой

дисциплиной

для

формирования

цифровых

компетенций.

Предмет

информатики выступает не только как источник IT-навыков, но и как инструмент для

развития критического мышления, творчества и социальной ответственности.

Информатика обладает уникальным межпредметным потенциалом:

Формирует информационную культуру обучающихся

Развивает навыки использования ИКТ для решения современных проблем

Способствует формированию мышления человека XXI века

Информатика выступает связующим звеном между различными дисциплинами,

между обучающимся и педагогическим коллективом.

Проектная деятельность в программе обеспечивает раннюю профориентацию через

практико-ориентированные форматы. Учащиеся посещают предприятия и вузы-партнёры,

где

знакомятся

с

реальными

производственными

процессами

и

актуальными

профессиями, такими как IT-специалист, инженер или аналитик. Участие в профильных

сменах

(«Большие

вызовы»,

«Сириус»)

и

стажировках

позволяет

погрузиться

в

профессиональную среду, работать над реальными кейсами под руководством экспертов.

Программа также включает мастер-классы от представителей разных сфер, что

помогает

школьникам

осознанно

выбирать

будущую

траекторию

развития.

Эти

мероприятия

дополняются

системой

наставничества,

где

старшеклассники

и

профессионалы делятся опытом, а результаты проектов представляются на конкурсах и

конференциях, формируя портфолио для дальнейшего поступления профессиональное

учебное учреждение.

Программа

реализует

многоуровневую

систему

выявления

одарённости

через

диагностику, наблюдение и участие в конкурсных мероприятиях. На каждом этапе (от

6

начальной школы до старших классов) педагоги фиксируют достижения учащихся в

олимпиадах (например, «Турнир умножая таланты», CASE-IN), конференциях («Шаг в

науку») и творческих проектах («Большая перемена»). Индивидуальные образовательные

маршруты

позволяют

развивать

сильные

стороны

ребёнка,

а

система

рефлексии

и

портфолио отслеживает прогресс. Критериями служат не только академические успехи,

но и креативность, лидерские качества, способность к исследовательской деятельности.

Учащиеся используют знания информатики для разработки цифровых решений в

инженерных,

научных

или

социальных

проектах.

Проектная

деятельность,

в

свою

очередь, позволяет применить эти навыки на практике, создавая прототипы, анализируя

данные или разрабатывая IT-продукты. Это напрямую связано с предпрофессиональной

подготовкой:

участие

в

профильных

конкурсах

(таких

как

CASE-IN

или

«Большие

вызовы»), сотрудничество с вузами и предприятиями, а также стажировки помогают

школьникам осваивать актуальные профессии в инженерии, аналитике и науке. Таким

образом,

программа

формирует

непрерывную

цепочку

«знания

применение

профессиональная проба», где информатика служит фундаментом, проекты — площадкой

для экспериментов, а предпрофессиональные мероприятия — мостом в будущую карьеру.

Одарённость

это

высокий

потенциал

в

одной

или

нескольких

сферах

(интеллектуальной,

творческой,

социальной),

который

проявляется

в

нестандартном

мышлении и быстром освоении навыков.

Талант — реализованная одарённость, выраженная в выдающихся достижениях

благодаря упорной работе и поддержке среды.

7

Программа

создаёт

условия

для

раскрытия

этих

качеств

через

участие

в

престижных конкурсах («Ученик года», «Умножая Таланты»), где дети демонстрируют

навыки, получают экспертную оценку и мотивацию для роста.

Все

перечисленные

направления

программы

невозможны

без

обеспечения

безопасной

информационной

образовательной

среды.

Гимназия,

как

региональная

инновационная

площадка

по

совершенствованию

информационной

безопасности,

внедряет защищённые платформы для проектной работы, обучает цифровой гигиене и

этике. Это включает:

Использование лицензионного ПО и шифрованных каналов связи.

Регулярные тренинги по противодействию киберугрозам.

Контроль персональных данных при участии в онлайн-конкурсах.

Таким образом, программа сочетает инновационные образовательные практики с

надёжными технологическими решениями, обеспечивая комплексное развитие талантов в

условиях цифровой трансформации.

Метапредметная основа программы:

Программа реализует междисциплинарный подход, объединяя:

Естественно-научные дисциплины (основы инженерии, программирования)

Гуманитарные технологии (коммуникация, медиаграмотность)

Цифровые компетенции (работа с данными, кибербезопасность)

Формируемые качества обучающихся:

Проектное

мышление

(критическое

мышление,

креативность,

конвергентное

мышление, коммуникация, целеполагание, планирование)

Научный подход (гипотеза, эксперимент, анализ)

Креативность (нестандартные решения)

Социальная направленность (решение актуальных проблем)

Цифровая ответственность (безопасность и этика в сети)

Программа

представляет

собой

многоуровневую

систему

организации

внеурочной

деятельности,

направленную

на

последовательное

развитие

способностей

обучающихся с 1 по 11 класс.

1.

Уровень "Ориентир" (1-4 классы)

Формирование познавательного интереса и базовых навыков:

Развитие алгоритмического мышления через игровые формы

Первые шаги в проектной деятельности

8

Основы цифровой грамотности и безопасности

Выявление склонностей и способностей

2.

Уровень "Исследователь" (5-6 классы)

Развитие исследовательских компетенций:

Освоение методов простейших исследований

Работа в мини-группах над тематическими проектами

Формирование ответственного отношения к информации

Профессиональные пробы в различных сферах

3.

Уровень "Проектировщик" (7-9 классы)

Системное развитие проектных навыков:

Междисциплинарная проектная деятельность

Участие в конкурсах и олимпиадах

Освоение профессиональных инструментов

Формирование цифрового портфолио

4.

Уровень "Профессионал" (10-11 классы)

Предпрофессиональная подготовка:

Реализация комплексных индивидуальных проектов

Углубленное изучение выбранного направления

Практики и стажировки с партнерами

Подготовка к чемпионатам профессионального мастерства

Программа

построена

на

принципе

последовательного

развития,

где

каждый

уровень логически продолжает предыдущий, обеспечивая плавный переход от простого к

сложному.

Это

выражается

в

постепенном

усложнении

проектных

задач

и

исследовательских кейсов, расширении спектра профессиональных проб (от знакомства с

профессиями в начальной школе до углублённых стажировок в старших классах), а также

в

системном

углублении

теоретических

знаний

и

практических

навыков.

По

мере

продвижения по уровням у обучающихся последовательно развивается самостоятельность

и ответственность - от выполнения чётко поставленных задач под руководством педагога

в младших классах до самостоятельного проектирования и реализации индивидуальных

образовательных

маршрутов

в

10-11

классах.

Важнейшим аспектом

преемственности

является поэтапное развитие профессионального самоопределения: от первых пробных

занятий

разной

направленности

к

осознанному

выбору

профиля

и

построению

персональной траектории профессионального роста.

Переход между уровнями осуществляется по чётким критериям: обязательное

освоение

заявленного

минимума

компетенций

(оценивается

через

систему

9

диагностических заданий), успешная защита итогового проекта соответствующего уровня

(что демонстрирует готовность к более сложным задачам), положительная рекомендация

педагога-наставника (отражающая не только академические успехи, но и личностную

готовность),

а

также

выраженное

желание

и

психологическая

готовность

самого

обучающегося к переходу на новый уровень (что обеспечивает мотивационную основу

для дальнейшего развития).

Такая

многоуровневая

система

позволяет

гибко

учитывать

возрастные

психофизиологические

особенности

обучающихся

на

каждом

этапе

их

развития,

обеспечивать индивидуальный подход через вариативность заданий и проектов, создавать

условия для постепенного и осознанного профессионального выбора. Особое внимание

уделяется формированию ответственного отношения к будущей карьере через систему

реальных профессиональных проб и наставничества. Программа создаёт оптимальные

условия

для

раскрытия

талантов

каждого

ребёнка

на

каждом

возрастном

этапе,

обеспечивая

непрерывность

образовательной

траектории

от

начальной

школы

до

выпускных классов.

Планируемые результаты

Уровень / УУД

Личностные УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

"Ориентир" (1-4

классы)

- Формирование

познавательной

мотивации

- Осознание

базовых правил

поведения в

цифровой среде

- Развитие интереса

к проектной

деятельности

- Умение

следовать

инструкции

- Контроль

времени

выполнения

простых заданий

- Оценка

результата по

заданным

критериям

- Классификация

объектов по

заданным признакам

- Постановка простых

исследовательских

вопросов

- Использование ИКТ

для решения учебных

задач

- Работа в

паре/малой группе

- Аргументация

своего мнения в

доступной форме

- Использование

цифровых средств

для коммуникации

"Исследователь"

(5-6 классы)

- Осознание своих

интересов и

способностей

- Формирование

ответственного

отношения к

информации

- Развитие учебной

самостоятельности

- Планирование

этапов

выполнения

проекта

- Коррекция

действий по

результатам

обратной связи

- Самооценка по

разработанным

критериям

- Проведение

простых

экспериментов

- Анализ информации

из разных источников

- Применение

алгоритмического

мышления

- Организация

работы в команде

- Публичное

выступление с

презентацией

- Конструктивное

обсуждение идей

"Проектировщик"

(7-9 классы)

- Формирование

профессиональных

предпочтений

- Осознание

ценности

безопасного

поведения в сети

Самостоятельная

постановка целей

проекта

- Контроль

рисков и ресурсов

- Рефлексия

процесса и

- Проведение

сравнительного

анализа

- Прогнозирование

результатов

- Применение

междисциплинарных

- Ведение

профессиональной

дискуссии

- Распределение

ролей в команде

- Использование

цифровых

10

- Развитие

лидерских качеств

результата

знаний

инструментов

"Профессионал"

(10-11 классы)

- Осознанный

профессиональный

выбор

- Цифровая

идентичность и

этика

- Готовность к

непрерывному

обучению

- Управление

долгосрочными

проектами

- Адаптация к

изменяющимся

условиям

- Оценка

эффективности

выбранных

стратегий

- Критический анализ

информации

- Проектирование

сложных систем

- Применение

профессиональных

методик

- Презентация

проектов

экспертному

сообществу

- Наставничество

для младших

учащихся

- Сетевое

взаимодействие с

профессионалами

Пути достижения планируемых результатов

Достижение

планируемых

результатов

программы

обеспечивается

через

комплексный подход, включающий интеграцию

урочной и внеурочной деятельности,

применение современных образовательных технологий (проектный и исследовательский

методы,

ИКТ,

ТРИЗ,

проблемное

обучение),

активное

использование

ресурсов

социального

партнерства,

а

также

создание

мотивирующей

образовательной

среды,

которая

стимулирует

познавательную

активность,

творчество

и

самостоятельность

обучающихся.

Важную

роль

играет

систематический

мониторинг

и

формирующее

оценивание, позволяющее корректировать индивидуальные образовательные траектории и

обеспечивать

непрерывное

развитие

метапредметных

компетенций,

цифровой

грамотности

и

профессионального

самоопределения

учащихся

на

всех

уровнях

программы.

Формируемые качества

Ведущие формы организации деятельности

Политехничность

(личностные универсальные

учебные действия, предметные

результаты)

Урок

Курсы

внеурочной

деятельности,

реализующие

общеинтеллектуальное

направление

Классные

часы

«В

мире

профессий»,

«Профессии

в

моей

семье»,

«Интересная профессия», «Твоя будущая профессия»

Фестиваль профессий

Дополнительное образование, реализующие техническую направленность

Экскурсии

Научно-практические конференции

Декада гимназических наук

Предметные недели

Открытые соревнования

Мастер-классы и выставки технического творчества

Метапредметные и предметные олимпиады, конкурсы

Конструктивность

(регулятивные и

коммуникативные

универсальные учебные

действия)

Урок

Курсы внеурочной деятельности, реализующие социальное направление

Кружки ОДОД

Научно-практические конференции

Открытые соревнования

Мастер-классы и выставки технического творчества

Метапредметные и предметные олимпиады, конкурсы

Научность

(личностные и познавательные

учебные действия, предметные

результаты)

Урок

Курсы

внеурочной

деятельности,

реализующие

общеинтеллектуальное

направление

Кружки ОДОД

Экскурсии

Научно-практические конференции

11

Декада гимназических наук

Предметные недели

Метапредметные и предметные олимпиады, конкурсы

Социальная позитивность

(личностные и

коммуникативные

универсальные учебные

действия)

Урок

Курсы внеурочной деятельности, реализующие социальное и духовно-

нравственное направления

Кружки ОДОД

Участие в работе Центра детских инициатив

Преобразующий характер

(регулятивные и

познавательные универсальные

учебные действия)

Урок

Курсы

внеурочной

деятельности,

реализующие

социальное,

духовно-

нравственное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления

Дополнительное образование

Участие в работе Центра детских инициатив

Открытые соревнования

Мастер-классы и выставки технического творчества

Творческие способности

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

универсальные учебные

действия)

Урок

Курсы внеурочной деятельности

Кружки ОДОД

Фестивали, Чтения, кейс-чемпионаты

Открытые соревнования

Мастер-классы и выставки технического творчества

Метапредметные и предметные олимпиады, конкурсы

Исследовательские умения

(регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

универсальные учебные

действия)

Урок

Курсы

внеурочной

деятельности,

реализующие

социальное

и

общеинтеллектуальное направления

Кружки ОДОД, реализующие техническую направленность

Участие в работе Центра детских инициатив

Ярмарка проектов

Научно-практическая конференции

Открытые соревнования

Условием формирования основ мышления (достижения планируемых результатов

освоения образовательных программ НОО, ООО, СОО дополнительного образования)

является использование следующих современных образовательных технологий и методов:

Проектный

метод

обучения

педагогический

метод,

при

котором

деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение

конкретного

(практического)

результата

и

его

публичного

предъявления.

Проект

позволяет

приблизить

обучение,

учебную

деятельность

школьников

к

решению

практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного

образования

с

жизнью,

делает

процесс

обучения

активным

и

личностно

значимым.

Способствует

формированию

преобразующего

мышления,

творческих

способностей,

приобретению опыта социально-позитивной деятельности.

Исследовательский

метод

обучения

-

организация

поисковой,

познавательной

деятельности

учащихся

путём

постановки

познавательных

и

практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Он организует

творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение

методами научного

познания

в

процессе

деятельности,

является

условием

формирования

интереса,

потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

12

ИКТ

(информационно-коммуникационные

технологии)

совокупность

методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,

обработки,

хранения,

распространения,

отображения

и

использования

информации.

Эффективное

использование

ИКТ

в

организации

проектно-

исследовательской деятельности на всех её этапах выводит образовательный процесс на

качественно новый уровень, обеспечивает повышение творческой и интеллектуальной

составляющих

учебной

деятельности,

интеграцию

различных

видов

образовательной

деятельности

(учебной,

исследовательской

и

т.д.),

создает

условия

для

адресной

дистанционной

поддержки

всех

участников

образовательного

процесса.

Один

из

эффективных путей применения ИКТ для формирования метапредметного мышления

обучающихся – использование образовательной робототехники,

учебно-лабораторного

оборудования

и

средств

дистанционной

поддержки

на

уроках,

во

внеурочной

деятельности,

в

дополнительном

образовании

при

организации

проектно-

исследовательской

деятельности

обучающихся

на

основе

единых

теоретических,

психолого-педагогических и методических подходов:

Схема 1

Организация проектно-исследовательской деятельности

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - сравнительно молодая, но

быстро развивающаяся наука, которая была создана для решения изобретательских задач

в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в

бизнесе, в психологии и в других областях знания. ТРИЗ в образовании обеспечивает

развитие

творческих

способностей;

активизацию

творческого

мышления

для

продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности.

Проблемное обучение – это обучение, при котором усвоение содержания

материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций. В

нем сочетается систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых

выводов науки. Является одним из наиболее эффективных способов развития творческого

мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения

знаний.

13

Коллективные способы обучения – это работа учащихся в группах сменного

состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым

членом

коллектива,

являясь

то

его

учеником,

обучаемым,

то

его

учителем,

т.е.

обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. Способствует

формированию

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных

универсальных

учебных действий.

Игровые технологии - это образовательные технологии, представляющие

собой

игровую

форму

взаимодействия

учителя

и

учащихся

через

реализацию

определенного

сюжета:

игры,

сказки,

спектакля,

делового

общения

и

включают

обширную

группу

приемов

организации

образовательного

процесса

в

форме

разных

педагогических

игр.

Технология

способствует

активизации

мышления,

освоению

коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Образовательное пространство гимназии

как ресурс реализации метапредметной программы

«Проектная мастерская: развитие талантов и предпрофессиональная подготовка

в безопасной информационной образовательной среде.

Для

достижения

планируемых

результатов

освоения

программы

используется

потенциал

всех

компонентов

образовательного

пространства

гимназии:

основного

образовательного процесса, внеурочной деятельности, дополнительного образования,

возможностей социального партнерства.

Реализация метапредметной программы органично вплетается в образовательную

ткань

гимназии,

опираясь

на

системное

использование

всех

доступных

ресурсов.

Ведущую

роль

в

этом

процессе

играет

освоение

содержания

ключевых

предметных

областей,

при

этом

особое

значение

приобретает

предмет

«Информатика»,

который

выступает

своеобразным

катализатором

междисциплинарных

связей

и

основой

для

формирования цифровых компетенций учащегося.

Образовательный процесс выстраивается таким образом, что знания, полученные на

уроках

информатики,

становятся

фундаментом

для

проектной

деятельности.

Алгоритмическое мышление, навыки работы с данными, основы программирования и

кибербезопасности - все эти элементы информатики трансформируются в инструменты

для решения практических задач в самых разных предметных областях. При этом сама

информатика выходит за рамки традиционного предмета, становясь междисциплинарной,

объединяющей естественнонаучное, математическое и технологическое образование.

14

Внеурочная

деятельность,

построенная

вокруг

проектных

мастерских,

активно

использует

этот

потенциал.

Цифровые

лаборатории,

оснащенные

современным

оборудованием,

позволяют

учащимся

применять

знания

информатики

в

исследовательских проектах по физике, химии, биологии.

Особое

значение

программа

придает

развитию

информационной

культуры

учащихся.

Через

систему

специальных

модулей

и

практикумов,

интегрированных

с

курсом информатики, формируются критическое отношение к информации, понимание

принципов

работы

цифровых

систем,

этические

нормы

поведения

в

сети.

Эти

компетенции становятся основой для безопасной и эффективной работы в цифровой

образовательной среде гимназии.

Социальное

партнерство

с

техническими

вузами

позволяет

вывести

изучение

информатики за рамки школьной программы. Совместные хакатоны, мастер-классы от

практикующих специалистов, работа с реальными кейсами

- все это дает

учащимся

понимание актуальных тенденций в цифровой сфере и помогает осознанно выбирать

профессиональные траектории.

Таким образом, информатика в рамках программы перестает быть просто школьным

предметом, становясь:

1. Ядром междисциплинарных проектов

2. Основой для развития цифровых компетенций

3. Платформой для профессионального самоопределения

4. Инструментом формирования информационной культуры

Такой

подход

позволяет

создать

целостную

образовательную

среду,

где

академические

знания органично

сочетаются

с

практическими

навыками, а

изучение

информатики становится не самоцелью, а средством для решения реальных задач и

реализации творческого потенциала учащихся.

Традиционными

формами

работы

в

гимназии

426,

способствующими

формированию

метапредметных

результатов,

инициирующими

и

поддерживающими

познавательный

интерес,

творческую

инициативу,

проектно-исследовательскую

деятельность обучающихся, являются:

Сроки

Мероприятия

Участники

Традиционные образовательные события гимназии

(уровень ОУ и районный уровень)

Сентябрь

День

открытых

дверей

в

творческих

объединениях

технической

направленности

ОДОД

«Жемчужная

россыпь»

Участники

творческих

объединений, обучающиеся

1-9

классов,

родители

обучающихся

Октябрь

Школьный

тур

Всероссийской

олимпиады школьников

Обучающиеся 4-9 классов

Фестиваль «Россия – наш дом»:

Обучающиеся 1-4 классов

15

- Презентация коллективных творческих

проектов

- Ярмарка проектов (индивидуальные и

групповые

исследовательские

и

информационные проекты)

Ноябрь

Открытые

осенние

соревнования

Петродворцового

района

по

робототехнике «Роботоград»

Участники

творческих

объединений

ОДОД

гимназии,

обучающиеся

и

участники

творческих

объединений

ОУ

Петродворцового района

Декада

гимназических

наук

«Путешествие по планете Знаний»

Обучающиеся 1-4 классов

Декабрь

Мастер-классы «Встречи в Технопарке»

Участники

творческих

объединений, обучающиеся

1-9 классов

Творческий

проект

«Фестиваль

фестивалей»

Обучающиеся 5-9 классов

Январь

Школьный

тур

районной

интегрированной олимпиады

Обучающиеся 4 классов

Предметные декады

Обучающиеся 5-9 классов

Февраль

Проект

«Бианковские

чтения»:

научно-

практическая конференция «Шаг в науку»

Обучающиеся

1-9

классов

гимназии,

участники

творческих

объединений

гимназии,

обучающиеся

и

участники

творческих

объединений

ОУ

Петродворцового района

Март

Открытые

весенние

соревнования

Петродворцового

района

по

робототехнике «Роботоград»

Участники

творческих

объединений

ОДОД

гимназии,

обучающиеся

и

участники

творческих

объединений

ОУ

Петродворцового района

Апрель

Выставка технического творчества

Участники

творческих

объединений, обучающиеся

1-9 классов

Май

Фестиваль профессий

Обучающиеся 5-9 классов

Участие в образовательных событиях в рамках социального партнерства

(районный, городской, региональный уровень)

Ноябрь-

декабрь

Районный тур Всероссийской олимпиады

школьников

Обучающиеся 5-9 классов –

победители

школьного

этапа

Декабрь

Открытые

зимние

городские

соревнования по робототехнике

Участники

творческих

объединений – победители

районного этапа

Научно-практическая

конференция

школьников Петродворцового района

Обучающиеся 3-9 классов

Февраль

Соревнования по компетенциям

Участники

творческих

объединений

технической

направленности

Районный

этап

интегрированной

Обучающиеся

4

классов

16

олимпиады

победители

школьного

этапа

Открытые

весенние

городские

соревнования по робототехнике

Участники

творческих

объединений – победители

районного этапа

Контроль и оценка достижения планируемых результатов программы

Контроль

и

оценка

достижения

планируемых

результатов

программы

развития

метапредметного мышления обучающихся в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга

основывается на принципах формирующего оценивания (Приложение 1):

Педагог

регулярно

обеспечивает

обратную

связь,

предоставляя

обучающимся комментарии по поводу их деятельности;

Обучающиеся

принимают

активное

участие

в

организации

процесса

собственного обучения;

Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения

результатов обучения учащихся;

Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки

и способам улучшения собственных результатов;

Оценивание и самооценивание осуществляется по критериям и эталонам.

Представление об индивидуальном уровне развития метапредметного мышления

школьника на этапах начального и основного общего образования может быть получено

при сравнении его индивидуальных результатов с нормативными. В настоящее время

таких нормативных данных в педагогической литературе нет. Поэтому индивидуальные

результаты развития метапредметного мышления обучающихся оцениваются путем:

Мониторинга

динамики

индивидуальных

результатов

обучающегося

(оценивание и самооценивание);

Сравнения

индивидуальных

результатов

с

максимально

возможными

результатами по данному виду мониторинга;

Сравнения

индивидуальных

результатов

со

средними

результатами

для

класса, параллели классов (урочная форма работы), группы (внеурочная деятельность,

дополнительное образование) по данному виду мониторинга.

Контроль и оценка планируемых результатов программы развития метапредметного

мышления осуществляется по направлениям:

Мониторинг

и

самомониторинг

динамики

формирования

универсальных

учебных

действий,

лежащих

в

основе

качеств

метапредметного

мышления,

у

17

обучающихся начальной и основной школы (диагностические метапредметные работы,

комплексные работы) (Приложение 2);

Оценка

и

самооценка

текущего

выполнения

учебно-познавательных

и

учебно-практических заданий, проектно-исследовательских работ (Приложение 3);

Экспертная оценка проектно-исследовательских работ, представленных на

научно-практическую конференцию «Шаг в науку» (Приложение 4);

Экспертная

оценка

проектов,

представленных

на

соревнования

по

робототехнике «Роботоград» (Приложение 5);

Диагностика динамики развития творческого мышления (Приложение 6);

Мониторинг

результативности

участия

обучающихся

в

олимпиадах,

конкурсах, конференциях, соревнованиях (Приложение 7);

Мониторинг

участия

обучающихся

во

внеурочной

деятельности,

объединениях

дополнительного

образования,

реализующих

программу

развития

метапредметного мышления (Приложение 8);

Мониторинг

и

самомониторинг

динамики

личных

достижений

обучающихся (Приложение 9);

Оценка защиты индивидуального проекта выпускниками основной школы

(Приложение 10).

Система

средств

контроля

результативности

обучения

в

проектной

деятельности (Приложение 11)

По каждому из направлений мониторинга проводится самооценка обучающимся

успешности выполнения диагностических работ, проектов, динамики личных достижений

с

определением

выявленных

затруднений,

успехов

и

задач

дальнейшего

обучения

и

самообразования (рефлексия).

Основной формой учета достижения планируемых результатов является портфолио.



В раздел образования