Авторы: Колногорова Ольга Владимировна, Герасимова Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №43 "Буратино"
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество между возрастными группами - проект "МОЯ ЛАДОНЬ В ТВОЕЙ ЛАДОШКЕ"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ МЕЖДУ ВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ
«МОЯ ЛАДОНЬ В ТВОЕЙ ЛАДОШКЕ»
М.С. Герасимова,
О. В. Колногорова,
МАДОУ «Детский сад №43 «Буратино»,
г. Верхняя Салда.
Современный детский сад – это не просто место, где дети играют и
учатся под присмотром взрослых. Это пространство, где каждый ребёнок
может раскрыть свой потенциал, почувствовать себя значимым и получить
поддержку не только от педагогов, но и от сверстников. Одним из
эффективных инструментов в этом процессе становится наставничество
между возрастными группами – форма сотрудничества, при которой старшие
дошкольники помогают младшим, а малыши учатся у своих более опытных
товарищей.
Рассматривая
наставничество
как
сотрудничество
детей
разного
возраста, мы разработали проект «Моя ладонь в твоей ладошке», который
обладает огромным воспитательным потенциалом, так как старшие дети
могут передать свой опыт младшим.
Проект был реализован в течение двух лет. Участниками данного
проекта стали дети младшей-старшей группы и был продолжен в средней-
подготовительной группе. Важность данного проекта заключается в том, что
он направлен на создание благоприятного социального окружения для
развития подрастающего поколения.
Цель
данного
проекта:
создать
условия
для
естественного
взаимодействия детей разного возраста через систему наставничества,
способствуя их социально-эмоциональному и познавательному развитию.
Задачи:
Развивать у старших дошкольников ответственность, лидерские качества
и умение помогать.
Помогать
младшим
детям
быстрее
адаптироваться
в
ДОУ
через
доверительное общение со старшими.
Формировать
доброжелательную
атмосферу
сотрудничества
между
разновозрастными группами.
Так как наш проект требовал продуманного алгоритма и плана
действий, мы поставили перед детьми проблему, которую необходимо было
решить. В процессе бурных обсуждений ребята старшего дошкольного
возраста выясняли какими знаниями и умениями, полученными ими самими
ранее, они смогут поделиться с детьми младшего дошкольного возраста.
Также с помощью совместной деятельности педагогов и детей были
разработаны формы взаимодействия между группами разных возрастов,
которые были оформлены в план мероприятий по проекту.
Знакомство детей в рамках проекта началось с сюрпризного момента
«Добро пожаловать в детский сад». Дети старшей группы пришли к
малышам
в
ярких
костюмах,
знакомых
малышам
персонажей.
Они
приветствовали
малышей
песнями,
пригласили
принять
участие
в
хороводных и музыкальных играх.
Таким образом, между детьми возникло
чувство взаимного расположения, доверия и интереса.
Традицией стало участие старших наставников в утренниках, в роли
персонажей (Снегурочка, Солнышко, Лесовичок, Кукла Маша и другие)
.
В группе малышей открылся клуб
«
Мир увлечений
».
Работа в нём стала
неотъемлемой частью нашего проекта. Старшие дошкольники с большим
интересом и желанием готовились к различным «мастер-классам». Темы,
виды деятельности помогали спланировать и подготовить воспитатели и
родители. В ходе работы клуба, дети старшей группы предлагали малышам
самые
разные
занятия:
разучивали
песенки
и
танцы,
пальчиковую
гимнастику,
занимались
продуктивными
видами
деятельности,
учили
рисовать нетрадиционными техниками. Важной частью работы по проекту
стало привлечение старших ребят к процессу формирования культурно-
гигиенических навыков. Наставники оказывали малышам помощь при
одевании на прогулку, так как малыши в большинстве готовы слушать
старших и следовать их инструкциям. Большая и на наш взгляд важнейшая
часть работы по проекту происходила на прогулке. Здесь ключевая роль
уделялась формированию основ безопасности. Известно, что наибольшее
количество травм происходит именно во время прогулок. Здесь старшие дети
выступали в роли наставников во время организации подвижных игр,
экскурсий вокруг детского сада, опытно — экспериментальной деятельности
с песком, водой и снегом. Малыши, глядя на старших детей, посильно
участвовали в трудовой деятельности (сбор сухих листьев, подметание
дорожек и прочее).
Заключением сотрудничества детей в течение года, стало поздравление
от
малышей
на
балу
выпускников
детского
сада,
где
малыши
с
удовольствием поздравляли своих наставников.
Как показала данная практика, опыт взаимодействия детей младшего и
старшего возраста способствует не только их успешной социализации, но и
помог
развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками,
эмоциональное состояние малышей стало более стабильным. В свою
очередь, старшие дети осознали свою значимость, что способствовало
формированию у них позиции взрослого, снимало тревожность, ребята стали
более внимательными и ответственными, что способствовало формированию
школьной готовности.
Реализация проекта «Моя ладонь в твоей ладошке» стала для нас
ценным опытом, подтвердившим, что наставничество между возрастными
группами – это не просто педагогический метод, а естественный процесс
передачи опыта, тепла и заботы.
Наставничество в детском саду – это не просто модный тренд, а
естественный процесс, который помогает детям расти в атмосфере доверия и
сотрудничества. Когда старшие учатся заботиться, а младшие – следовать
хорошему примеру, это закладывает основы доброты, ответственности и
взаимопомощи на всю жизнь.
Главные достижения проекта:
Создана устойчивая система поддержки, где каждый ребёнок, независимо
от возраста, чувствует свою значимость.
Сформирована культура взаимопомощи, выходящая за рамки
организованных мероприятий.
Появились уникальные детские инициативы – старшие стали
самостоятельно предлагать помощь, а младшие с радостью обращаться к
своим наставникам.
Особую ценность проект принёс в формировании социального интеллекта
наших воспитанников. Мы наблюдаем, как:
- у наставников развивается эмпатия и педагогическая интуиция;
- у малышей появляется уверенность и мотивация к познанию;
- во всей группе укрепляется чувство общности.
Этот проект – лишь начало большого пути. Мы убедились, что
искреннее детское желание помогать и учиться друг у друга – самый
мощный ресурс для создания по-настоящему комфортной развивающей
среды. В перспективе – масштабирование опыта на все группы детского сада
и
создание
непрерывной
системы
преемственности
между
разными
возрастами.