Автор: Ходякова Елена Николаевна
Должность: заместитель директора, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Мастер-класс "Методический прием"
Тема: Играем в логику
Раздел: среднее образование
Ходякова Е.Н.
Мастер-класс «Методический прием»
Играем в логику
Свой мастер-класс я назвала «Играем в логику» неслучайно. В своей
речи мы очень часто употребляем выражение «это же логично!». И, как
правило, что все понимают, что это значит. Мы учим детей критическому
мышлению, установлению причинно-следственных связей.
Что же такое критическое мышление? Я опять обратилась к нейросети.
Вот какой ответ она выдала.
Обратите внимание, что Критическое мышление неразрывно связано с
логикой.
Логика – это система закономерностей правильного мышления, она
позволяет выводить новую информацию из уже известной.
Логическое мышление не является врожденным, его можно и нужно
развивать.
В школьном курсе информатики есть тема – решение логических задач.
Мне она очень нравится. Я вообще люблю, чтобы все было логично.
Логические
задачи
очень
разнообразны
–
на
«Переправу»,
«Переливание», табличные задачи и многие другие. Способов их решения
тоже немало. Но все они сводятся к построению некого алгоритма.
В информатике алгоритмы – это инструкции для компьютеров, набор
шагов для написания программного кода. Умение составлять правильный
алгоритм очень пригодится ученикам в будущем при изучении языков
программирования и написании их первых программ.
Вернемся к задачам. Рассмотрим решение задач на «Переправу». Их
можно
решать
с
помощью
различных
онлайн-сервисов,
с
помощью
установленных на компьютер игровых приложений, с помощью анимации в
презентации, а можно и методом рассуждений. Такое решение оформляется в
виде таблицы.
Сейчас мне потребуется ваша помощь, коллеги. Прошу выйти на сцену 5
человек.
(Раздаю таблички: КРЕСТЬЯНИН, ВОЛК, КОЗА, КАПУСТА,
ЛОДКА).
А теперь давайте вместе поиграем в логику!
Решим всем известную задачу про волка, козу и капусту. Условие
задачи:
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но
лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним
или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка
с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест
капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Всех персонажей прошу перейти на левый берег.
Крестьянин садится в лодку. Кого он берет с собой первым? Правильно,
козу. Потому что, если он возьмет волка, то коза съест капусту, а если
возьмет капусту, то волк съест козу.
Крестьянин и Коза плывут на другой берег. Коза высаживается из
лодки. А Крестьянин плывет обратно.
Кого он возьмет следующим? Вариантов 2: либо волка, либо капусту.
Давайте, возьмем капусту. Крестьянин и Капуста плывут на другой берег.
Капуста высаживается из лодки. А Крестьянин забирает Козу и плывет с
ней обратно.
Высаживает Козу на берег, сажает к себе Волка и плывет теперь с
ним. Волк выходит из лодки, а Крестьянин плывет один за Козой. Сажает
Козу и уплывает обратно. Таким образом, мы переправили всех животных и
капусту на другой берег.
Большое спасибо, коллеги, вам за помощь!
После такой веселой «Переправы» заполняем таблицу. Вот, что
получилось в результате. Количество итераций – 7. Лишних действий нет.
Ведь правильное решение – это не только всех переправить, но и совершить
наименьшее количество действий.
Такой прием решения старейшей задачи, задачи 8 века, дает толчок к
решению всех задач по теме «Переправа». Так, овладев алгоритмом, можно
справиться
с
решением
и
других
аналогичных
задач
на
различных
олимпиадах, в том числе во ВсОШ (на экране).
Мой методический прием «Играем в логику», когда игровые
технологии вплетены в обычный урок, дает положительный результат в
развитии логического мышления, построении новых нейронных связей
мозга,
и,
соответственно,
формировании
критического
мышления
школьников.
Играйте в логику сами и играйте в нее вместе с учениками!
Спасибо.