Напоминание

Играем в логику


Автор: Ходякова Елена Николаевна
Должность: заместитель директора, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Мастер-класс "Методический прием"
Тема: Играем в логику
Раздел: среднее образование





Назад




Ходякова Е.Н.

Мастер-класс «Методический прием»

Играем в логику

Свой мастер-класс я назвала «Играем в логику» неслучайно. В своей

речи мы очень часто употребляем выражение «это же логично!». И, как

правило, что все понимают, что это значит. Мы учим детей критическому

мышлению, установлению причинно-следственных связей.

Что же такое критическое мышление? Я опять обратилась к нейросети.

Вот какой ответ она выдала.

Обратите внимание, что Критическое мышление неразрывно связано с

логикой.

Логика – это система закономерностей правильного мышления, она

позволяет выводить новую информацию из уже известной.

Логическое мышление не является врожденным, его можно и нужно

развивать.

В школьном курсе информатики есть тема – решение логических задач.

Мне она очень нравится. Я вообще люблю, чтобы все было логично.

Логические

задачи

очень

разнообразны

на

«Переправу»,

«Переливание», табличные задачи и многие другие. Способов их решения

тоже немало. Но все они сводятся к построению некого алгоритма.

В информатике алгоритмы – это инструкции для компьютеров, набор

шагов для написания программного кода. Умение составлять правильный

алгоритм очень пригодится ученикам в будущем при изучении языков

программирования и написании их первых программ.

Вернемся к задачам. Рассмотрим решение задач на «Переправу». Их

можно

решать

с

помощью

различных

онлайн-сервисов,

с

помощью

установленных на компьютер игровых приложений, с помощью анимации в

презентации, а можно и методом рассуждений. Такое решение оформляется в

виде таблицы.

Сейчас мне потребуется ваша помощь, коллеги. Прошу выйти на сцену 5

человек.

(Раздаю таблички: КРЕСТЬЯНИН, ВОЛК, КОЗА, КАПУСТА,

ЛОДКА).

А теперь давайте вместе поиграем в логику!

Решим всем известную задачу про волка, козу и капусту. Условие

задачи:

Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но

лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним

или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка

с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест

капусту. Как перевез свой груз крестьянин?

Всех персонажей прошу перейти на левый берег.

Крестьянин садится в лодку. Кого он берет с собой первым? Правильно,

козу. Потому что, если он возьмет волка, то коза съест капусту, а если

возьмет капусту, то волк съест козу.

Крестьянин и Коза плывут на другой берег. Коза высаживается из

лодки. А Крестьянин плывет обратно.

Кого он возьмет следующим? Вариантов 2: либо волка, либо капусту.

Давайте, возьмем капусту. Крестьянин и Капуста плывут на другой берег.

Капуста высаживается из лодки. А Крестьянин забирает Козу и плывет с

ней обратно.

Высаживает Козу на берег, сажает к себе Волка и плывет теперь с

ним. Волк выходит из лодки, а Крестьянин плывет один за Козой. Сажает

Козу и уплывает обратно. Таким образом, мы переправили всех животных и

капусту на другой берег.

Большое спасибо, коллеги, вам за помощь!

После такой веселой «Переправы» заполняем таблицу. Вот, что

получилось в результате. Количество итераций – 7. Лишних действий нет.

Ведь правильное решение – это не только всех переправить, но и совершить

наименьшее количество действий.

Такой прием решения старейшей задачи, задачи 8 века, дает толчок к

решению всех задач по теме «Переправа». Так, овладев алгоритмом, можно

справиться

с

решением

и

других

аналогичных

задач

на

различных

олимпиадах, в том числе во ВсОШ (на экране).

Мой методический прием «Играем в логику», когда игровые

технологии вплетены в обычный урок, дает положительный результат в

развитии логического мышления, построении новых нейронных связей

мозга,

и,

соответственно,

формировании

критического

мышления

школьников.

Играйте в логику сами и играйте в нее вместе с учениками!

Спасибо.



В раздел образования