Автор: Грибанова Ксения Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Порошинский детский сад №12
Населённый пункт: Порошино, Камышловский район, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Говорящая среда в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Грибанова К.Е.,
воспитатель МКДОУ Порошинский детский сад 12,
Камышловский район
Свердловская область
Говорящая среда в ДОО
Аннотация:
В данной статье автор публикации повествует о том, в чем
заключается суть технологии «говорящая среда». Также он описывает педагогический
опыт использования «говорящей среды» в своей практике.
Ключевые слова: разностороннее развитие, деятельность, активность.
Развернуть самостоятельную активную деятельность в детском саду возможно
через максимальное обогащение РППС. В том случае, если в группе развивающая
предметно-пространственная
среда
правильно
организованна
в
соответствии
особенностями посещающих группу детей, у каждого ребенка есть равные возможности
для разностороннего развития. Стоит согласиться с высказыванием К. Д. Ушинского о
том, что «в общем развитии ребенка такие факторы, как: образование и среда играют
большую роль, чем наследственность… Нужно найти ответ на вопрос о том, какое
образование, какая среда лучше всего развивают скрытые способности ребенка». В связи с
этим, необходимо проверить эффективность одного из элементов предметно-развивающей
среды - технологию «говорящей среды». Интересно узнать, а в чем же состоят ее
особенности? Ребенок, получая нужную информацию, посредством использования данной
технологии имеет широкий выбор для своей деятельности, может по своему желанию
целесообразно использовать информационный ресурс, специально подготовленный
педагогом. «Говорящая среда» включает в себя несколько стен в РППС: развивающую,
интерактивную и сенсорную стены.
Цель «Говорящей среды» заключается в том, что необходимо создать условия для
разностороннего развития дошкольников по всем областям, выделенными ФГОС ДО, в
соответствии с определенными особенностями и требованиями ОП детского сада. Ни для
кого ни секрет, что дети проводят большую часть времени в стенах детского сада: здесь в
группе они общаются, играют, исследуют и познают. Такой уникальный инструмент, как
развивающая среда, позволяет совершенно нестандартным образом сделать другой группу
детского сада. В связи с этим, РППС в нашей группе организованна специальным образом
- все оборудование объединено по трем пространствам: активной деятельности;
спокойной деятельности; познания и творчества.
«Говорящая стена» всем нам может рассказать о теме дня, недели, проекта.
Каждую неделю или месяц в группе реализуются образовательные проекты, и поэтому
значительная часть демонстрационного материала и результатов общей деятельности
детей и их родителей соответствуют теме проекта, по которому ведется работа в данное
время. В чем состоит значение «говорящей среды»? Благодаря ей дети знают, что и где
находится в нашей группе, что, без сомнения, помогает им чувствовать себя вольно и
комфортно, они могут воплощать в жизнь все задуманные идеи. И по этой причине в
детский сад они посещают только с радостью, ведь здесь интересно.
Главное достоинство «говорящей» среды заключается в том, что она дает шанс
ребенку узнать себя, а именно: ощутить и увидеть себя в «своем» пространстве, «своей»
деятельности, проявить познавательную активность, а также понять собственную
значимость для других людей.
Красочный уголок настроения учит детей понимать свое настроение, свои эмоции
и чувства, то есть таким образом развивается эмоциональный интеллект.
Старшие дошкольники уже знают, что они должны участвовать в трудовой
деятельности. Поэтому, например, в уголке дежурства дети сами отмечают под датой на
магнитной доске, кто дежурит сегодня.
Стоит отметить и тот факт, что дети с большим удовольствием и радостью
участвуют и в декорировании интерьера группы к праздникам: своими руками
изготавливают украшения. Также они оформляют стенгазеты к проектам. К примеру,
ребятам предлагалось подписать свой шкафчик, а также повесить на него свой портрет.
Итак, обобщая наш вышесказанный педагогический опыт, можно прийти к выводу
о том, что, действительно, «говорящая среда» - это современная технология работы, где
качество детских работ оценивается по качеству тех условий и процессов деятельности, в
которой каждый ребенок получает максимальное количество возможностей для своего
развития.
Список использованных источников
1.
Бережная, Г. Х. Говорящая среда как инновационная технология организации
образовательного пространства в ДОО / Г. Х. Бережная // Вопросы дошкольной
педагогики. – 2020. – № 10 – С. 37 – 41.
2.
Руденко А. М. Педагогика / А. М. Руденко – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 190 с.