Напоминание

Ранняя помощь.Развивающие занятия с детьми.


Автор: Цуран Анастасия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 465 "Золушка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Ранняя помощь.Развивающие занятия с детьми.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для

родителей:

«Развивающие занятия

с детьми от 0 до 1

года»

Нормативные показатели развития ребенка от рождения до 1 года.

К 1 месяцу:

В ответ на ласковое обращение взрослого у ребенка появляется положительная

эмоциональная реакция в виде «ротового внимания» (зрительного контакта) и улыбки. Ребенок

успокаивается при поглаживании или кормлении грудью.

К 3 месяцам:

Появляется «социальная улыбка». Успокаивается на руках и слыша голос мамы.

Реагирует на появление мамы выразительным взглядом, улыбкой. В ответ на положительное

эмоциональное общение со взрослым ребенок проявляет «комплекс оживления» — сочетание улыбки и

начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и двигательной активностью.

К 6 месяцам:

Совершенствуется общение ребенка со взрослыми, начинает дифференцироваться

«комплекс оживления». Смеется, дружелюбен по отношению к людям. Радуется, когда с ним играют.

Различает выражение лица. Перестает плакать, когда с ним разговаривают. Появляется новая

эмоциональная реакция — радость при узнавании матери и крик после ее ухода.

К 9 месяцам:

По-разному ведет себя в присутствии знакомых и незнакомых людей. Различает

«своих» и «чужих» людей. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Участвует в игре в прятки.

Подражает близким взрослым. Смотрит в зеркало, не контактируя с отражением.

К 12 месяцам:

Сердится, когда забирают игрушку; смеется при появлении близкого взрослого.

Начинает понимать, когда его хвалят; прерывает действие, за которое его бранят. Ест сухарь, печенье;

пьет из чашки, взяв ее двумя руками (с помощью взрослого).

Признаки возможных отклонений от нормотипического развития.

• Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы

«сквозь»);

• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;

• трудности приспособления к рукам матери;

• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;

• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой

взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;

• имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к

одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);

• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;

• не откликается на обращение близких взрослых.

При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития

у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.

Методы диагностики развития ребенка, доступные родителям.

Наблюдение. М.Н.Ильина предлагает «Тесты психического развития ребенка первого года

жизни». В связи с интенсивным психическим развитием ребенка первого года

предлагаются тесты по каждому месяцу (по 10 субтестов на каждый месяц до 9-го, затем по

10 субтестов на каждые 2 месяца: 9-10 и 11-12 месяцы).

Шкалы психомоторного развития А. Гезелла

«Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л.Фигурина и М.П.

Денисовой (1926)

В 40-е годы Н.М.Щелованов разработал «Показатели нервнопсихического

развития детей в первый год их жизни», содержащие критерии для оценки уровня

психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. В качестве основных

показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни выступали:

зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение;

движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в

развитии речи; навыки.

Требования к предметно-развивающей среде с учетом возможных отклонений развития

Помещение детского учреждения или квартира, в которой живет ребенок, должны быть

безопасными: без острых и режущих выступов и ядовитых красок; обеспечивать ребенку возможность

постоянного визуального контакта со взрослыми и свободный доступ детей к игрушкам.

Помещение должно иметь:

− манеж или другое оборудование, обеспечивающее безопасность в период бодрствования ребенка;

− утепленный пол для игр и ползания детей;

− место для совместных игр детей и взрослых (столики и стулья, открытое пространство);

− игровое оборудование для детей, находящихся в сидячем положении (столики с выдвигающими

стульчиками);

− оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки,

треки, сухой бассейн);

− игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия (многофункциональные,

дидактические игрушки стимулирующие исследовательскую и манипулятивную деятельность);

− пространство для организации игр с перемещением, движениями под музыку;

− игровой материал для сюжетных игр детей;

− красочные картинки (предметные и сюжетные), книжки с картинками;

− игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (детские музыкальные

инструменты, озвученные игрушки);

− материалы и оборудование для продуктивной деятельности

детей (мелки, краски, пластилин и др;);

− игрушки для игр во время прогулок

Рекомендации по взаимодействию с

ребенком с отклонениями развития

-

Стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный,

жестово-мимический контакт, а также включить малыша

в практическое сотрудничество со взрослым.

-

Стимулировать эмоциональное общение, формирование «комплекса оживления».

-

Формировать положительное отношение к игрушке.

-

Установление эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми,

а также по дифференциации «близких» и «чужих» взрослых.

-

Формирование понятие о себе (своего «Я»).

-

Формирование навыков самообслуживания и бытовой ориентации у детей

Развивающие занятия с детьми

От рождения до 6 месяцев

• Вызывать у ребенка первую улыбку в ответ на ласковоеобращение близкого взрослого (матери).

Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери или другого близкого

взрослого.

• Формировать «комплекс оживления» (сочетание улыбки, звуков гуления с двигательной активностью) в ответ

на ласковый разговор близкого взрослого.

• Развивать, дифференцировать «комплекс оживления»: в ответ на ласковый тон голоса взрослого, при

появлении близкого человека (в процессе общения), слыша голос близкого взрослого, рассматривая игрушку. Учить

привлекать и удерживать внимание близкого человека: улыбками, движениями,

криком, звуковыми реакциями, хныканьем.

• Учить брать (захватывать) и подносить бутылочку ко рту, удерживать ее

во время кормления. Учить раскрывать рот перед ложкой,

снимать пищу губами, есть с ложки полугустую пищу.

• Прививать любовь к водным процедурам.

Развивающие занятия с детьми

От 6 до 12 месяцев

• Учить дифференцировать знакомых и незнакомых людей.

Учить радоваться приходу близкого взрослого.

• Учить узнавать свое имя (поворачиваться).

• Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно

или отрицательно окрашенные. Формировать различные эмоциональные реакции (интерес, удовольствие,

радость, внимание, обиду) в разных ситуациях.

• Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками. Учить подражать мимике, жестам и игровым

действиям взрослых. Адекватно включаться в игру со взрослым: «Ладушки», «Сорокаворона», «Ку-ку! Вот и я!»,

«Набрасывание пеленочки».

• Учить проявлять интерес к детям, их игре.

• Вызывать оживление при звуках музыкального инструмента,

знакомой мелодии, песенки.

• Учить тянуть руки к бутылочке или подносимой чашке,

поддерживать их двумя руками с помощью взрослого, пить из

чашки (с поддержкой взрослого).

Учить держать в руке

сухарик, сосать и грызть его; учить самостоятельно есть твердую

пищу, которую берут руками: подносить ко рту, откусывать и

жевать сушку, печенье, хлеб.

Спасибо за внимание!



В раздел образования