Автор: Цуран Анастасия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 465 "Золушка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Ранняя помощь.Развивающие занятия с детьми.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для
родителей:
«Развивающие занятия
с детьми от 0 до 1
года»
Нормативные показатели развития ребенка от рождения до 1 года.
К 1 месяцу:
В ответ на ласковое обращение взрослого у ребенка появляется положительная
эмоциональная реакция в виде «ротового внимания» (зрительного контакта) и улыбки. Ребенок
успокаивается при поглаживании или кормлении грудью.
К 3 месяцам:
Появляется «социальная улыбка». Успокаивается на руках и слыша голос мамы.
Реагирует на появление мамы выразительным взглядом, улыбкой. В ответ на положительное
эмоциональное общение со взрослым ребенок проявляет «комплекс оживления» — сочетание улыбки и
начальных звуков гуления с общим мимическим оживлением и двигательной активностью.
К 6 месяцам:
Совершенствуется общение ребенка со взрослыми, начинает дифференцироваться
«комплекс оживления». Смеется, дружелюбен по отношению к людям. Радуется, когда с ним играют.
Различает выражение лица. Перестает плакать, когда с ним разговаривают. Появляется новая
эмоциональная реакция — радость при узнавании матери и крик после ее ухода.
К 9 месяцам:
По-разному ведет себя в присутствии знакомых и незнакомых людей. Различает
«своих» и «чужих» людей. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Участвует в игре в прятки.
Подражает близким взрослым. Смотрит в зеркало, не контактируя с отражением.
К 12 месяцам:
Сердится, когда забирают игрушку; смеется при появлении близкого взрослого.
Начинает понимать, когда его хвалят; прерывает действие, за которое его бранят. Ест сухарь, печенье;
пьет из чашки, взяв ее двумя руками (с помощью взрослого).
Признаки возможных отклонений от нормотипического развития.
• Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы
«сквозь»);
• остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;
• трудности приспособления к рукам матери;
• задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;
• не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой
взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;
• имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к
одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);
• не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
• не откликается на обращение близких взрослых.
При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития
у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.
Методы диагностики развития ребенка, доступные родителям.
•
Наблюдение. М.Н.Ильина предлагает «Тесты психического развития ребенка первого года
жизни». В связи с интенсивным психическим развитием ребенка первого года
предлагаются тесты по каждому месяцу (по 10 субтестов на каждый месяц до 9-го, затем по
10 субтестов на каждые 2 месяца: 9-10 и 11-12 месяцы).
•
Шкалы психомоторного развития А. Гезелла
•
«Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л.Фигурина и М.П.
Денисовой (1926)
•
В 40-е годы Н.М.Щелованов разработал «Показатели нервнопсихического
развития детей в первый год их жизни», содержащие критерии для оценки уровня
психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. В качестве основных
показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни выступали:
зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение;
движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в
развитии речи; навыки.
Требования к предметно-развивающей среде с учетом возможных отклонений развития
Помещение детского учреждения или квартира, в которой живет ребенок, должны быть
безопасными: без острых и режущих выступов и ядовитых красок; обеспечивать ребенку возможность
постоянного визуального контакта со взрослыми и свободный доступ детей к игрушкам.
Помещение должно иметь:
− манеж или другое оборудование, обеспечивающее безопасность в период бодрствования ребенка;
− утепленный пол для игр и ползания детей;
− место для совместных игр детей и взрослых (столики и стулья, открытое пространство);
− игровое оборудование для детей, находящихся в сидячем положении (столики с выдвигающими
стульчиками);
− оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки,
треки, сухой бассейн);
− игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия (многофункциональные,
дидактические игрушки стимулирующие исследовательскую и манипулятивную деятельность);
− пространство для организации игр с перемещением, движениями под музыку;
− игровой материал для сюжетных игр детей;
− красочные картинки (предметные и сюжетные), книжки с картинками;
− игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (детские музыкальные
инструменты, озвученные игрушки);
− материалы и оборудование для продуктивной деятельности
детей (мелки, краски, пластилин и др;);
− игрушки для игр во время прогулок
Рекомендации по взаимодействию с
ребенком с отклонениями развития
-
Стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный,
жестово-мимический контакт, а также включить малыша
в практическое сотрудничество со взрослым.
-
Стимулировать эмоциональное общение, формирование «комплекса оживления».
-
Формировать положительное отношение к игрушке.
-
Установление эмоционального контакта ребенка с близкими взрослыми,
а также по дифференциации «близких» и «чужих» взрослых.
-
Формирование понятие о себе (своего «Я»).
-
Формирование навыков самообслуживания и бытовой ориентации у детей
Развивающие занятия с детьми
От рождения до 6 месяцев
• Вызывать у ребенка первую улыбку в ответ на ласковоеобращение близкого взрослого (матери).
Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери или другого близкого
взрослого.
• Формировать «комплекс оживления» (сочетание улыбки, звуков гуления с двигательной активностью) в ответ
на ласковый разговор близкого взрослого.
• Развивать, дифференцировать «комплекс оживления»: в ответ на ласковый тон голоса взрослого, при
появлении близкого человека (в процессе общения), слыша голос близкого взрослого, рассматривая игрушку. Учить
привлекать и удерживать внимание близкого человека: улыбками, движениями,
криком, звуковыми реакциями, хныканьем.
• Учить брать (захватывать) и подносить бутылочку ко рту, удерживать ее
во время кормления. Учить раскрывать рот перед ложкой,
снимать пищу губами, есть с ложки полугустую пищу.
• Прививать любовь к водным процедурам.
Развивающие занятия с детьми
От 6 до 12 месяцев
• Учить дифференцировать знакомых и незнакомых людей.
•
Учить радоваться приходу близкого взрослого.
• Учить узнавать свое имя (поворачиваться).
• Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно
или отрицательно окрашенные. Формировать различные эмоциональные реакции (интерес, удовольствие,
радость, внимание, обиду) в разных ситуациях.
• Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками. Учить подражать мимике, жестам и игровым
действиям взрослых. Адекватно включаться в игру со взрослым: «Ладушки», «Сорокаворона», «Ку-ку! Вот и я!»,
«Набрасывание пеленочки».
• Учить проявлять интерес к детям, их игре.
• Вызывать оживление при звуках музыкального инструмента,
знакомой мелодии, песенки.
• Учить тянуть руки к бутылочке или подносимой чашке,
поддерживать их двумя руками с помощью взрослого, пить из
чашки (с поддержкой взрослого).
•
Учить держать в руке
сухарик, сосать и грызть его; учить самостоятельно есть твердую
пищу, которую берут руками: подносить ко рту, откусывать и
жевать сушку, печенье, хлеб.
Спасибо за внимание!