Напоминание

Педагогический проект "Говорим красиво"


Автор: Бушуева Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "калинка"
Населённый пункт: пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Говорим красиво"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

В ЮГО-ВОСТОЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Калинка»

612950 Кировская область

Вятскополянский район

пгт Красная Поляна

ул. Калинина, 13 (корпус 2)

Тел. 8 (8334) 5 - 69 -26

«Творческая волна». Учебное занятие в системе дошкольного образования

в условиях реализации ФОП.

Педагогический проект «Говорим красиво»

Автор работы:

Бушуева Наталья Борисовна,

учитель – логопед

I квалификационная категория

Слайд 1 Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения

– одна из главных. От уровня владения дошкольника родным языком и связной

речью

во

многом

зависит

успешность

обучения

и

общения

будущего

первоклассника.

Слайд 2 Неполноценная речевая деятельность может повлечь за собой вторичные

проблемы: трудности в регуляции поведения, в формировании познавательной

деятельности, словесно-логического и понятийного мышления, овладения чтением и

письмом, использования речи как средства общения.

Слайд

3

Психолого-педагогический

и

логопедический

мониторинг

в

ДОУ

показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с

нарушениями речи, с несвоевременным формированием речевых навыков. В нашем

детском саду речевые дети есть во всех дошкольных группах: неговорящие дети,

дети с ТНР (сенсорная или моторная алалия, ринолалия,

легкая умственная

отсталость,

ЗПР,

дизартрия),

дети

с

недостатками

произносительной,

фонематической, лексико-грамматической стороны речи.

До поступления в детский сад педиатрами, неврологами не отслеживается

речевое развитие у детей по нормативным показателям. Родители проблемы в

развитии речи не всегда замечают или ссылаются на возраст ребенка, что к 5 или 7

годам

речевое

развитие

придет

в

норму.

А

коррекционная

психолого-

логопедическая работа в ДОУ организуется с детьми старшего дошкольного

возраста (5 – 7 лет).

Педагогам (всем участникам образовательного процесса) не хватает знаний в

применении на практике эффективных технологий речевого развития, речевых

способностей,

воспитания у дошкольников красивой, грамотной, содержательной

речи.

Слайд 4 Функция речи не является врожденной способностью, она формируется у

детей постепенно. Интенсивное развитие всех психических функций, в том числе и

речи, приходится на дошкольный период. Овладение устной речью является

основным новообразованием этого периода и становится фундаментом для

дальнейшего развития и обучения. Очень важно скорректировать отставание в

формировании речевых навыков в дошкольном возрасте, т.к. нервно-психический

статус детей обладает наибольшей пластичностью. Исправить речевые недостатки в

старшем дошкольном и школьном возрасте значительно труднее, чем на ранних

стадиях развития ребенка.

Слайд 5 Поэтому появилась необходимость в разработке системы психолого-

педагогических мероприятий по повышению уровня речевого и психического

развития детей при взаимодействии всех участников образовательного процесса

средствами инновационных технологий в разных видах детской деятельности в

условиях образовательного учреждения, не имеющего логопедических групп, в

рамках проекта «Говорим красиво».

Предполагаемый результат проекта:

комплексное, системное психолого-

педагогическое, логопедическое, медицинское воздействие, окажет влияние на

повышение уровня психического развития ребёнка, тем самым скорректирует или

устранит проблемы и трудности в речевом развитии детей.

Слайд 6 Долгосрочный проект ориентирован на детей от 2 до 7 лет, с участием

педагогов, специалистов ДОУ, родителей, педиатров, неврологов и носит практико-

ориентированный, методический характер.

Слайд 7 Главная идея проекта – это создание единого речевого пространства,

включающее в себя:

- единые требования к речи взрослых и детей;

- раннее консультирование родителей, индивидуальное сопровождение;

- формирование и развитие психофизиологической базы речи;

- развитие речевой выразительности и прохождение речевой практики.

Слайд 8 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Все педагоги

обладают грамотной речью, и мы призываем родителей быть образцом культуры

речи для своих детей, к организации благоприятной речевой среды в домашних

условиях. В 2019 учебном году проведены родительские собрания во всех

дошкольных группах, родители познакомлены с возрастными нормативами речевого

развития детей – дошкольников, речевыми играми, методикой обучению пересказу,

рассказыванию по картине, серии картин.

Каждый год родителей детей старших дошкольных групп знакомим с

особенностями

подготовки

к

обучению

грамоте

в

добукварный

период.

Рекомендациями по формированию речевой готовности к школе есть на сайте ДОУ.

Слайд 9 Индивидуальное консультирование родителей детей групп

раннего

возраста и определение коррекционных мероприятий (консультации неврологов,

психиатров, обследование, медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, ранняя

логопедическая помощь),

Слайд 10 индивидуальный маршрут сопровождения дает положительный результат,

и воспитанники осваивают программу ДОУ, успешно обучаются в массовой (или

коррекционной) школе

Слайд 11 Речь – это не отдельная структура и уровень речевого развития будет

зависеть от сформированности других психических функций -

(12 щелкнуть)

нижних этажей пирамиды Вильямся и Шеленберга.

Слайд 13 Для развития речевых функций необходим определенный уровень

созревания корковых структур и 3-х отделов мозга по Лурия как фундамента.

Слайд 14 У детей с любыми речевыми нарушениями или речевыми недостатками

страдает моторная программа. Для развития моторной функции мелких мышц

пальцев

мы

включили

в

еженедельную

циклограмму

воспитательно-

образовательной деятельности всех дошкольных групп пальчиковую гимнастику,

самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры, тактильные и сенсорные игры, игры

на межполушарное взаимодействие, графомоторные упражнения.

Слайд 16 Весной 2023 года на дне открытых дверей родители приняли участие в

практикуме «Пальчиковые игры».

Слайд 17 Со средней группы проводятся кинезиологические упражнения. Это

специальные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы

обоих полушарий мозга, активизацию работы отделов мозга. В каждой группе

воспитатели, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре

создали картотеки пальчиковых, кинезиологических упражнений и систематически

проводят их с воспитанниками в свободной деятельности с детьми, во время НОД, а

также на индивидуальных занятиях.

Слайд 18 Речь многих детей монотонная, невыразительная, тихая, сбивчивая,

невнятная, многие дети затрудняются произнести длинную фразу на одном

дыхании. С целью формирования интонационной выразительности мы проводим

игры

и

упражнения

по

развитию

речевого

дыхания

(здоровьесберегающая

технология),

темпоритмической

стороны

речи,

выработки

силы

голоса,

артикуляционной моторики и техники речи (чистоговорки, скороговорки, стихи,

театральные постановки).

Слайд 19 В группах сделаны различные дыхательные тренажеры, летом дети с

удовольствием пускают мыльные пузыри, надувают шарики.

Слайд 20 Самый продуктивный блок проекта – это речевая практика, как для

воспитанников, так и для педагогов.

Слайд 21 В зависимости от возраста детей, пополняются и усложняются речевые

задания, игры, упражнения в рамках лексических тем, что дает возможность не

только расширить объема знаний в контексте темы, но и пополнять, активизировать

словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения,

умения пересказывать с опорой на графические схемы, задавать вопросы и вести

беседу.

Родители наших воспитанников поделились опытом приобщения к чтению

книг в семье через официальную группу ДОУ социальной сети «Контакт».

Слайд 22

Программа по подготовке к обучению грамоте и чтению для старших и

подготовительных групп реализуется учителем-логопедом и составлена с учетом

нарушения звукопроизношения у детей, онтогенетического порядка появления

звуков в речи детей, ведется по артикуляционному методу, направлена на

совершенствование фонематического восприятия, внимание к звуковой структуре

слова, слогослиянию, осознанному чтению коротких слов через игру. С 2019 года

проводится опрос детей подготовительных групп по выявлению уровня «Речевой

готовности к школе», проводится собеседование с родителями по результатам

выполнения

заданий

и

даются

практические

рекомендации

по

подготовке

воспитанников к школе.

Слайд 23

В ноябре 2022 года совместно с воспитателями разработали

методическое, электронное пособие организации лексической недели «История

обыкновенных вещей «Прошлое – настоящее» для старших дошкольников,

Слайд 24 Речевая практика в рамках проекта «Шерстяные чудеса» осуществлялась

через все виды детской деятельности, в соответствии с циклограммой воспитательно

– образовательной деятельности в старшей группе.

Слайд 25 Воспитанники рассматривали тактильный альбом, исследовали свойства

шерсти, собрали совместно с родителями выставку шерстяных работ (показать

тактильный альбом).

Слайд 26 Шерстяные нити, цветные клубки, носки, варежки, шали стали счетным

материалом, ребята измеряли длину шарфов, взвешивали шерсть.

Слайд 27 Чтение и предсказывание шерстяных истории, составление описательных

рассказов,

разыгрывание

сказочных

историй

позволило

повысить

речевую

активность и внимание к забытым ремеслам (вязанию, ткачеству, валянию),

пополнить словарь новыми словами.

Слайд 28 В свободной деятельности ребята мотали клубки, играли с шерстяными

изделиями в магазин, проходили нитевые препятствия.

Слайд 29 Для индивидуальной и групповой работы связаны игры (показать)

ИГРЫ

Слайд 30 Шерстяные нити стали интересным материалом для изготовления поделок.

Мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию на производство валенок,

побыли в роли валяльщиков и изготовили шерстяной луг для овечек в технике

мокрого валяния (показать картину).

Слайд 31 Закончился проект поездкой в Дом музей шляп г. Вятские Поляны.

Слайд 32 Проект «Шерстяные чудеса» имеет больше электронное приложение со

сценариями, разработками, наглядными материалами, тексами, играми.

Слайд 33 В рамках проекта «Говорим красиво» с 2019 года ежегодно в план работы

ДОУ включаются методическая тема, педсоветы, консультации, групповые проекты,

обновление зон по речевому развитию дошкольников.

Слайд 34

Учитель-логопед ежегодно на практикумах знакомит педагогов с

логопедическими

технологиями,

играми,

пособиями,

методическими

рекомендациями по формированию и развитию всех сторон речи.

Слайд 35 Весной каждого года воспитатели представляют речевые проекты, делятся

своими находками, эффективными приемами.

Слайд 36 Таким образом, система мероприятий, взаимодействие участников проекта

«Говорим красиво» позволяет в едином речевом, образовательном пространстве:

- оказывать раннюю поддержку и помощь родителям неговорящих и

малоговорящих детей;

- повысить психолого – педагогическую компетентность педагогов и родителей в

вопросах речевого развития детей, применения нетрадиционных методов, приемов,

логопедических, инновационных технологий в работе с дошкольниками;

- увеличить число выпускников с четкой и выразительной речью, с достаточным

уровнем речевой готовностью к школе;

- выполнять задачи по речевому развитию в контексте ФОП ДО.

Слайд 37 Методические пособия, разработки, сценарии, конспекты, лексические и

кинезиологические

папки,

рекомендации,

циклограмма

воспитательно-

образовательной деятельности в соответствии с направлениями проекта составляют

практическую ценность проекта «Говорим красиво» и могут быть использованы

воспитателями в решении задач в формировании и совершенствовании всех сторон

речи.

В мае 2023 года опыт ДОУ, проектной деятельности, проект «Говорим красиво»

и его промежуточные результаты представлены на РМО в г. Вятские Поляны.

Богатая, внятная связная речь - как роскошная крона дерева.

И как

выращиванию деревьев, так и развитию речи нужна плодородная почва, крепкие

корни, питание, подкрепление. Это условия развивают и воспитывают красивую,

грамотную, содержательную речь у детей.



В раздел образования