Автор: Бушуева Наталья Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "калинка"
Населённый пункт: пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический проект "Говорим красиво"
Раздел: дошкольное образование
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
В ЮГО-ВОСТОЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Калинка»
612950 Кировская область
Вятскополянский район
пгт Красная Поляна
ул. Калинина, 13 (корпус 2)
Тел. 8 (8334) 5 - 69 -26
«Творческая волна». Учебное занятие в системе дошкольного образования
в условиях реализации ФОП.
Педагогический проект «Говорим красиво»
Автор работы:
Бушуева Наталья Борисовна,
учитель – логопед
I квалификационная категория
Слайд 1 Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного
возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения
– одна из главных. От уровня владения дошкольника родным языком и связной
речью
во
многом
зависит
успешность
обучения
и
общения
будущего
первоклассника.
Слайд 2 Неполноценная речевая деятельность может повлечь за собой вторичные
проблемы: трудности в регуляции поведения, в формировании познавательной
деятельности, словесно-логического и понятийного мышления, овладения чтением и
письмом, использования речи как средства общения.
Слайд
3
Психолого-педагогический
и
логопедический
мониторинг
в
ДОУ
показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с
нарушениями речи, с несвоевременным формированием речевых навыков. В нашем
детском саду речевые дети есть во всех дошкольных группах: неговорящие дети,
дети с ТНР (сенсорная или моторная алалия, ринолалия,
легкая умственная
отсталость,
ЗПР,
дизартрия),
дети
с
недостатками
произносительной,
фонематической, лексико-грамматической стороны речи.
До поступления в детский сад педиатрами, неврологами не отслеживается
речевое развитие у детей по нормативным показателям. Родители проблемы в
развитии речи не всегда замечают или ссылаются на возраст ребенка, что к 5 или 7
годам
речевое
развитие
придет
в
норму.
А
коррекционная
психолого-
логопедическая работа в ДОУ организуется с детьми старшего дошкольного
возраста (5 – 7 лет).
Педагогам (всем участникам образовательного процесса) не хватает знаний в
применении на практике эффективных технологий речевого развития, речевых
способностей,
воспитания у дошкольников красивой, грамотной, содержательной
речи.
Слайд 4 Функция речи не является врожденной способностью, она формируется у
детей постепенно. Интенсивное развитие всех психических функций, в том числе и
речи, приходится на дошкольный период. Овладение устной речью является
основным новообразованием этого периода и становится фундаментом для
дальнейшего развития и обучения. Очень важно скорректировать отставание в
формировании речевых навыков в дошкольном возрасте, т.к. нервно-психический
статус детей обладает наибольшей пластичностью. Исправить речевые недостатки в
старшем дошкольном и школьном возрасте значительно труднее, чем на ранних
стадиях развития ребенка.
Слайд 5 Поэтому появилась необходимость в разработке системы психолого-
педагогических мероприятий по повышению уровня речевого и психического
развития детей при взаимодействии всех участников образовательного процесса
средствами инновационных технологий в разных видах детской деятельности в
условиях образовательного учреждения, не имеющего логопедических групп, в
рамках проекта «Говорим красиво».
Предполагаемый результат проекта:
комплексное, системное психолого-
педагогическое, логопедическое, медицинское воздействие, окажет влияние на
повышение уровня психического развития ребёнка, тем самым скорректирует или
устранит проблемы и трудности в речевом развитии детей.
Слайд 6 Долгосрочный проект ориентирован на детей от 2 до 7 лет, с участием
педагогов, специалистов ДОУ, родителей, педиатров, неврологов и носит практико-
ориентированный, методический характер.
Слайд 7 Главная идея проекта – это создание единого речевого пространства,
включающее в себя:
- единые требования к речи взрослых и детей;
- раннее консультирование родителей, индивидуальное сопровождение;
- формирование и развитие психофизиологической базы речи;
- развитие речевой выразительности и прохождение речевой практики.
Слайд 8 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Все педагоги
обладают грамотной речью, и мы призываем родителей быть образцом культуры
речи для своих детей, к организации благоприятной речевой среды в домашних
условиях. В 2019 учебном году проведены родительские собрания во всех
дошкольных группах, родители познакомлены с возрастными нормативами речевого
развития детей – дошкольников, речевыми играми, методикой обучению пересказу,
рассказыванию по картине, серии картин.
Каждый год родителей детей старших дошкольных групп знакомим с
особенностями
подготовки
к
обучению
грамоте
в
добукварный
период.
Рекомендациями по формированию речевой готовности к школе есть на сайте ДОУ.
Слайд 9 Индивидуальное консультирование родителей детей групп
раннего
возраста и определение коррекционных мероприятий (консультации неврологов,
психиатров, обследование, медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, ранняя
логопедическая помощь),
Слайд 10 индивидуальный маршрут сопровождения дает положительный результат,
и воспитанники осваивают программу ДОУ, успешно обучаются в массовой (или
коррекционной) школе
Слайд 11 Речь – это не отдельная структура и уровень речевого развития будет
зависеть от сформированности других психических функций -
(12 щелкнуть)
нижних этажей пирамиды Вильямся и Шеленберга.
Слайд 13 Для развития речевых функций необходим определенный уровень
созревания корковых структур и 3-х отделов мозга по Лурия как фундамента.
Слайд 14 У детей с любыми речевыми нарушениями или речевыми недостатками
страдает моторная программа. Для развития моторной функции мелких мышц
пальцев
мы
включили
в
еженедельную
циклограмму
воспитательно-
образовательной деятельности всех дошкольных групп пальчиковую гимнастику,
самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры, тактильные и сенсорные игры, игры
на межполушарное взаимодействие, графомоторные упражнения.
Слайд 16 Весной 2023 года на дне открытых дверей родители приняли участие в
практикуме «Пальчиковые игры».
Слайд 17 Со средней группы проводятся кинезиологические упражнения. Это
специальные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы
обоих полушарий мозга, активизацию работы отделов мозга. В каждой группе
воспитатели, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре
создали картотеки пальчиковых, кинезиологических упражнений и систематически
проводят их с воспитанниками в свободной деятельности с детьми, во время НОД, а
также на индивидуальных занятиях.
Слайд 18 Речь многих детей монотонная, невыразительная, тихая, сбивчивая,
невнятная, многие дети затрудняются произнести длинную фразу на одном
дыхании. С целью формирования интонационной выразительности мы проводим
игры
и
упражнения
по
развитию
речевого
дыхания
(здоровьесберегающая
технология),
темпоритмической
стороны
речи,
выработки
силы
голоса,
артикуляционной моторики и техники речи (чистоговорки, скороговорки, стихи,
театральные постановки).
Слайд 19 В группах сделаны различные дыхательные тренажеры, летом дети с
удовольствием пускают мыльные пузыри, надувают шарики.
Слайд 20 Самый продуктивный блок проекта – это речевая практика, как для
воспитанников, так и для педагогов.
Слайд 21 В зависимости от возраста детей, пополняются и усложняются речевые
задания, игры, упражнения в рамках лексических тем, что дает возможность не
только расширить объема знаний в контексте темы, но и пополнять, активизировать
словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения,
умения пересказывать с опорой на графические схемы, задавать вопросы и вести
беседу.
Родители наших воспитанников поделились опытом приобщения к чтению
книг в семье через официальную группу ДОУ социальной сети «Контакт».
Слайд 22
Программа по подготовке к обучению грамоте и чтению для старших и
подготовительных групп реализуется учителем-логопедом и составлена с учетом
нарушения звукопроизношения у детей, онтогенетического порядка появления
звуков в речи детей, ведется по артикуляционному методу, направлена на
совершенствование фонематического восприятия, внимание к звуковой структуре
слова, слогослиянию, осознанному чтению коротких слов через игру. С 2019 года
проводится опрос детей подготовительных групп по выявлению уровня «Речевой
готовности к школе», проводится собеседование с родителями по результатам
выполнения
заданий
и
даются
практические
рекомендации
по
подготовке
воспитанников к школе.
Слайд 23
В ноябре 2022 года совместно с воспитателями разработали
методическое, электронное пособие организации лексической недели «История
обыкновенных вещей «Прошлое – настоящее» для старших дошкольников,
Слайд 24 Речевая практика в рамках проекта «Шерстяные чудеса» осуществлялась
через все виды детской деятельности, в соответствии с циклограммой воспитательно
– образовательной деятельности в старшей группе.
Слайд 25 Воспитанники рассматривали тактильный альбом, исследовали свойства
шерсти, собрали совместно с родителями выставку шерстяных работ (показать
тактильный альбом).
Слайд 26 Шерстяные нити, цветные клубки, носки, варежки, шали стали счетным
материалом, ребята измеряли длину шарфов, взвешивали шерсть.
Слайд 27 Чтение и предсказывание шерстяных истории, составление описательных
рассказов,
разыгрывание
сказочных
историй
позволило
повысить
речевую
активность и внимание к забытым ремеслам (вязанию, ткачеству, валянию),
пополнить словарь новыми словами.
Слайд 28 В свободной деятельности ребята мотали клубки, играли с шерстяными
изделиями в магазин, проходили нитевые препятствия.
Слайд 29 Для индивидуальной и групповой работы связаны игры (показать)
ИГРЫ
Слайд 30 Шерстяные нити стали интересным материалом для изготовления поделок.
Мы с ребятами совершили виртуальную экскурсию на производство валенок,
побыли в роли валяльщиков и изготовили шерстяной луг для овечек в технике
мокрого валяния (показать картину).
Слайд 31 Закончился проект поездкой в Дом музей шляп г. Вятские Поляны.
Слайд 32 Проект «Шерстяные чудеса» имеет больше электронное приложение со
сценариями, разработками, наглядными материалами, тексами, играми.
Слайд 33 В рамках проекта «Говорим красиво» с 2019 года ежегодно в план работы
ДОУ включаются методическая тема, педсоветы, консультации, групповые проекты,
обновление зон по речевому развитию дошкольников.
Слайд 34
Учитель-логопед ежегодно на практикумах знакомит педагогов с
логопедическими
технологиями,
играми,
пособиями,
методическими
рекомендациями по формированию и развитию всех сторон речи.
Слайд 35 Весной каждого года воспитатели представляют речевые проекты, делятся
своими находками, эффективными приемами.
Слайд 36 Таким образом, система мероприятий, взаимодействие участников проекта
«Говорим красиво» позволяет в едином речевом, образовательном пространстве:
- оказывать раннюю поддержку и помощь родителям неговорящих и
малоговорящих детей;
- повысить психолого – педагогическую компетентность педагогов и родителей в
вопросах речевого развития детей, применения нетрадиционных методов, приемов,
логопедических, инновационных технологий в работе с дошкольниками;
- увеличить число выпускников с четкой и выразительной речью, с достаточным
уровнем речевой готовностью к школе;
- выполнять задачи по речевому развитию в контексте ФОП ДО.
Слайд 37 Методические пособия, разработки, сценарии, конспекты, лексические и
кинезиологические
папки,
рекомендации,
циклограмма
воспитательно-
образовательной деятельности в соответствии с направлениями проекта составляют
практическую ценность проекта «Говорим красиво» и могут быть использованы
воспитателями в решении задач в формировании и совершенствовании всех сторон
речи.
В мае 2023 года опыт ДОУ, проектной деятельности, проект «Говорим красиво»
и его промежуточные результаты представлены на РМО в г. Вятские Поляны.
Богатая, внятная связная речь - как роскошная крона дерева.
И как
выращиванию деревьев, так и развитию речи нужна плодородная почва, крепкие
корни, питание, подкрепление. Это условия развивают и воспитывают красивую,
грамотную, содержательную речь у детей.