Автор: Попова Анастасия Владимировна Должность: учитель информатики и математики Учебное заведение: МКОУ Пеньковская СОШ Населённый пункт: село Пеньково Маслянинского района Новосибирской области Наименование материала: Школа - территория открытий! Тема: "Школа - территория открытий!" Раздел: полное образование
преподаватель гуманитарно-педагогического колледжа
ГГТУ
Коровина И.В.
г. Орехово-Зуево
Диагностика случаев насилия в отношении ребёнка в семье.
Известно, что наиболее уязвимыми в социуме являются дети, они же острее других
категорий граждан нуждаются в защите, в том числе от посягательств и насилия в семье.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к
проблеме насилия, но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения,
насилие в отношении детей – ведущая причина детского травматизма и смертности во
многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. В России насилие в семье
приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается число социальных сирот и
растёт
армия
беспризорных
и
безнадзорных
детей.
Ребёнок
внутри
семьи
может
непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно,
психологически вовлечён в насильственные отношения взрослых.
У ребёнка, пережившего насилие, уровень его доверия к взрослым может быть
очень низким, эмоциональное состояние – угнетённым, поведенческие реакции - носить
защитный
характер.
Кроме
того,
дети,
пережившие
насилие,
имеют,
как
правило,
достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечёт за
собой
возврат
в
травматическую
ситуацию.
Поэтому
для
установления
контакта
с
ребёнком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности важно грамотно
построить начало разговора. Распознавание же, диагностика возможных случаев насилия
предполагают использование определённых методов, комплексное применение которых
позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности. Специалист,
проводящий
первичное
обследование
ребёнка
(психолог,
психотерапевт,
социальный
работник),
должен
владеть
принципами
и
приёмами
психодиагностики
и
хорошо
ориентироваться в симптомах посттравматического стрессового расстройства.
Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:
1) выявление случая (ев) насилия в отношении ребёнка;
2) диагностика последствий насилия для развития ребёнка, то есть выявление нарушений
в познавательном и эмоционально-личностном развитии.
Каковы же основные методы диагностики в данном случае?
В первую очередь это наблюдение за соматическим состоянием ребёнка. Для того
чтобы распознать возможные факты насилия, специалист должен быть хорошо знаком с
прямыми
и
косвенными
индикаторами
насилия
и
с
симптомами
ПТСР.
Наблюдение
внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребёнка желательно производить незаметно,
либо под каким-нибудь предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо
отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.),
болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В
дальнейшем,
когда
контакт
с
ребёнком
установлен,
важно
выяснить,
имеются
ли
нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и
внимания.
Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации внимания, а также
бессонница,
трудности
с
засыпанием,
ночные
кошмары
являются
одним
из
самых
характерных проявлений ПТСР на физиологическом уровне.
Кроме
того,
у
детей
могут
быть
энурез,
покраснения
кожи,
повышенное
сердцебиение, гипервентиляция лёгких (одышка) и другие физиологические реакции на
ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на
показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие.
У подростков и детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства
восприятия
в
виде
иллюзий,
галлюцинаций,
особенно
в
вечернее
время
или
при
недостатке освещения.
Выявление перемен в поведении ребёнка, в которых отражаются эмоциональные и
поведенческие последствия насилия, также является одним из самых значимых моментов
диагностики. Через контакт с самим ребёнком или наблюдавшими его взрослыми важно
собрать информацию о том, имеют ли место:
- Перемены в поведении и в повседневных привычках ребёнка дома, вне дома, в
отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребёнок может потерять интерес к тому, что
раньше
его
занимало,
стать
более
нервозным,
боязливым,
избегающим
контактов
с
определёнными людьми, переменить манеру одеваться.
- Может наблюдаться регресс в поведении: ребёнок разучивается или не желает
делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом.
Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.
- У ребёнка может проявиться немотивированная бдительность, проявляющаяся в
том, что он постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то
угрожает. При этом ребёнок не может усидеть на месте, проявляет беспокойство.
- Ребёнок стремится избегать всего, что связано с травмой, не желает думать,
чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были
связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся насилию в лифте, отказывается
пользоваться им.
- Нарушается доверие к окружающим людям, у ребёнка постоянно присутствует
ощущение опасности. Дети боятся взрослых, причём не, только мужчин, от которых чаще
исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.
- Наличие страхов, которых может быть много, и часто они имеют сильную степень
выраженности.
Некоторые
дети
не
в
состоянии
находиться
одни
в
комнате,
боятся
темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.
-
Депрессивные
состояния,
которые
могут
быть
скрыты
и
ребёнок
может
не
говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не
хочется кушать, не интересно играть». Могут возникать мысли о смерти, суицидальные
попытки.
- У ребёнка может наблюдаться агрессивность по отношению к другим, которая
выражается в резких вспышках раздражения. Ребёнок не контролирует себя, дерётся,
жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая
куклу,
врывает у неё язык, глаза, руки и ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек
обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки
постарше могут проявлять агрессию против себя.
-
Поведенческим
последствием
насилия
может
быть
склонность
к
самодеструктивному
поведению:
занимаясь
самоистязанием,
причиняя
себе
вред,
физическую боль, ребёнок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в
своих
мыслях
и
чувствах
он
постоянно
пребывает
в
пережитой
им
ситуации,
травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему
легче,
чем
испытывать
боль
душевную.
Кроме
того,
дети
считают
себя
плохими
и
добровольно наказывают себя.
- Могут иметь место диссоциации, когда ребёнок как бы отделяет себя от тела и
погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру.
Такое состояние может находить на ребёнка внезапно, даже во время игры, если кто-то его
обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности
бывает очень кратковременным, но если ребёнок не найдёт других, более конструктивных
способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это
может привести к раздвоению личности, что происходит, правда, довольно редко.
Важным моментом диагностики является наблюдение за игрой ребёнка. Изменения
в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, в тех чувствах, которые
ребёнок проявляет в игре. Через игру ребёнок может косвенно заявить о своих проблемах.
В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и
как способ её проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребёнок привносит
в
неё
атрибуты
насилия.
В
случае
физического
насилия
это
могут
быть
драки,
использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При
сексуальной травме ребёнок может имитировать в игре сексуальные действия. В таких
играх
много
повторяющихся
компонентов,
дети
вновь
и
вновь
возвращаются
к
проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Опыт насилия может отражаться во сне ребёнка через кошмарные сновидения, но
«героями» чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их
различные образы: вампиры, пьющие у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные
персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч). Ночью дети часто просыпаются и плачут.
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь
оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и
ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится
несколько видоизменённая ситуация травмы: например, насильником становится совсем
другой
человек,
или
насилие
совершается
в
каком-то
незнакомом
месте,
или
на
протяжении всего сна подросток пытается убежать от преследователя.
Источником информации о насилии может быть рассказ ребёнка о себе, своём
опыте, своих чувствах, отношении к своему телу. Используя приёмы активного слушания,
специалист
собирает
прямую
или
косвенную
информацию
о
насилии,
акцентируя
внимание на том, принимает ли ребёнок себя, свое тело, что он чувствует в тех, или иных
ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе
жизни. Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить такой рассказ
через игровой сюжет или, опираясь на рисунок.
Диагностика
последствий
насильственного
опыта
может
осуществляться
специалистом-психологом при помощи специализированных опросников, проективных
методик
и
других
тестовых
материалов.
При
выявлении
случаев
насилия
детей-
дошкольников и младших школьников наиболее эффективным считается использование
проективных
методик.
Они
наиболее
эффективны
в
плане
установления
контакта
с
маленькими детьми, которые обычно с интересом берутся за их выполнение. В связи с
этим ребёнку могут быть предложены следующие методики: «Свободный рисунок, тест
М.
Люшера,
ЦТО
(Цветовой
тест
отношений»),
«Неоконченные
предложения»,
«Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи»,
«Нарисуй человека».
При выявлении случаев насилия в отношении подростков помимо проективных
методик
можно
использовать
Шкалу
тревоги,
Шкалу
депрессии, MMPI,
а
также
специализированные
анкеты
и
опросники,
например,
«Опросник
травматических
симптомов» (Trauma Symptom Checklist,J. Briere, 1992).
Таким
образом,
распознавание
и
оценка
случаев
насилия
в
отношении
детей,
особенно
если
мы
имеем
дело
со
скрытыми
формами
насилия
и
с
сексуальным
злоупотреблением, сложная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и
использования разнообразных методов.
Литература.
1 . Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия //
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / С.А. Беличева. –
2006.- №2.
2.
Дети
риска:
практические
аспекты
психологической
помощи
детям,
пострадавшим от насилия. – СПб.,2002
3. Межведомственное взаимодействие и социальное партнёрство по защите детей,
пострадавших
от
семейного
насилия:
научно-методическое
пособие
/
под
ред.
Н.И.
Абубикировой, А.А. Кареевой, Е.А. Потаповой. М.:ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003
4. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2000.