Напоминание

"Школа - территория открытий!"


Автор: Попова Анастасия Владимировна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: МКОУ Пеньковская СОШ
Населённый пункт: село Пеньково Маслянинского района Новосибирской области
Наименование материала: Школа - территория открытий!
Тема: "Школа - территория открытий!"
Раздел: полное образование





Назад




преподаватель гуманитарно-педагогического колледжа ГГТУ Коровина И.В. г. Орехово-Зуево
Диагностика случаев насилия в отношении ребёнка в семье.
Известно, что наиболее уязвимыми в социуме являются дети, они же острее других категорий граждан нуждаются в защите, в том числе от посягательств и насилия в семье. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблеме насилия, но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей – ведущая причина детского травматизма и смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается число социальных сирот и растёт армия беспризорных и безнадзорных детей. Ребёнок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия или может быть опосредованно, психологически вовлечён в насильственные отношения взрослых. У ребёнка, пережившего насилие, уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние – угнетённым, поведенческие реакции - носить защитный характер. Кроме того, дети, пережившие насилие, имеют, как правило, достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечёт за собой возврат в травматическую ситуацию. Поэтому для установления контакта с ребёнком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности важно грамотно построить начало разговора. Распознавание же, диагностика возможных случаев насилия предполагают использование определённых методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности. Специалист, проводящий первичное обследование ребёнка (психолог, психотерапевт, социальный работник), должен владеть принципами и приёмами психодиагностики и хорошо ориентироваться в симптомах посттравматического стрессового расстройства. Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач: 1) выявление случая (ев) насилия в отношении ребёнка; 2) диагностика последствий насилия для развития ребёнка, то есть выявление нарушений в познавательном и эмоционально-личностном развитии. Каковы же основные методы диагностики в данном случае? В первую очередь это наблюдение за соматическим состоянием ребёнка. Для того чтобы распознать возможные факты насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР. Наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребёнка желательно производить незаметно, либо под каким-нибудь предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свидетельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребёнком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания. Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации внимания, а также бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары являются одним из самых характерных проявлений ПТСР на физиологическом уровне. Кроме того, у детей могут быть энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция лёгких (одышка) и другие физиологические реакции на
ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие. У подростков и детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения. Выявление перемен в поведении ребёнка, в которых отражаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия, также является одним из самых значимых моментов диагностики. Через контакт с самим ребёнком или наблюдавшими его взрослыми важно собрать информацию о том, имеют ли место: - Перемены в поведении и в повседневных привычках ребёнка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребёнок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать более нервозным, боязливым, избегающим контактов с определёнными людьми, переменить манеру одеваться. - Может наблюдаться регресс в поведении: ребёнок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить. - У ребёнка может проявиться немотивированная бдительность, проявляющаяся в том, что он постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При этом ребёнок не может усидеть на месте, проявляет беспокойство. - Ребёнок стремится избегать всего, что связано с травмой, не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся насилию в лифте, отказывается пользоваться им. - Нарушается доверие к окружающим людям, у ребёнка постоянно присутствует ощущение опасности. Дети боятся взрослых, причём не, только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации. - Наличие страхов, которых может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое. - Депрессивные состояния, которые могут быть скрыты и ребёнок может не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Могут возникать мысли о смерти, суицидальные попытки. - У ребёнка может наблюдаться агрессивность по отношению к другим, которая выражается в резких вспышках раздражения. Ребёнок не контролирует себя, дерётся, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклу, врывает у неё язык, глаза, руки и ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя. - Поведенческим последствием насилия может быть склонность к самодеструктивному поведению: занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребёнок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, дети считают себя плохими и добровольно наказывают себя. - Могут иметь место диссоциации, когда ребёнок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребёнка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребёнок не найдёт других, более конструктивных
способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, что происходит, правда, довольно редко. Важным моментом диагностики является наблюдение за игрой ребёнка. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, в тех чувствах, которые ребёнок проявляет в игре. Через игру ребёнок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ её проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребёнок привносит в неё атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребёнок может имитировать в игре сексуальные действия. В таких играх много повторяющихся компонентов, дети вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам. Опыт насилия может отражаться во сне ребёнка через кошмарные сновидения, но «героями» чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, пьющие у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч). Ночью дети часто просыпаются и плачут. Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизменённая ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна подросток пытается убежать от преследователя. Источником информации о насилии может быть рассказ ребёнка о себе, своём опыте, своих чувствах, отношении к своему телу. Используя приёмы активного слушания, специалист собирает прямую или косвенную информацию о насилии, акцентируя внимание на том, принимает ли ребёнок себя, свое тело, что он чувствует в тех, или иных ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе жизни. Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить такой рассказ через игровой сюжет или, опираясь на рисунок. Диагностика последствий насильственного опыта может осуществляться специалистом-психологом при помощи специализированных опросников, проективных методик и других тестовых материалов. При выявлении случаев насилия детей- дошкольников и младших школьников наиболее эффективным считается использование проективных методик. Они наиболее эффективны в плане установления контакта с маленькими детьми, которые обычно с интересом берутся за их выполнение. В связи с этим ребёнку могут быть предложены следующие методики: «Свободный рисунок, тест М. Люшера, ЦТО (Цветовой тест отношений»), «Неоконченные предложения», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Нарисуй человека». При выявлении случаев насилия в отношении подростков помимо проективных методик можно использовать Шкалу тревоги, Шкалу депрессии, MMPI, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник травматических симптомов» (Trauma Symptom Checklist,J. Briere, 1992). Таким образом, распознавание и оценка случаев насилия в отношении детей, особенно если мы имеем дело со скрытыми формами насилия и с сексуальным злоупотреблением, сложная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и использования разнообразных методов.
Литература.

1
.
Беличева С.А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы / С.А. Беличева. – 2006.- №2. 2. Дети риска: практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. – СПб.,2002 3. Межведомственное взаимодействие и социальное партнёрство по защите детей, пострадавших от семейного насилия: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Абубикировой, А.А. Кареевой, Е.А. Потаповой. М.:ООО «Недра-Бизнесцентр», 2003 4. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2000.


В раздел образования