Автор: Земцова Надежда Петровна
Должность: учитель геграфии
Учебное заведение: ГБОУ РМ"Краснослободская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: г.Краснослободск, Республика Мордовия
Наименование материала: презентация
Тема: "Мы учимся у природы"
Раздел: среднее образование
Защищать своё тело от холода одеждой (Он покрыл своё тело шкурами зверей).
Подготовила и провела урок в 7 классе учитель высшей категории
Земцова Надежда Петровна
ГБОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная школа-интернат
»
Мы учимся у природы
Внеклассное мероприятие по географии
Защищать себя от суровых условий жизни – создавать крышу над
головой, искусственное Солнце – костёр, освещение ( поселился
в пещерах, научился добывать огонь)
Человек учился у птиц, зверей, у воды, у растений, у всего, что его окружало – у Природы! Природа была его первым учителем. Человек всегда читал одну великую книгу - это книга
природы.
И
по
мере
того
как
человек
черпал
знания
из
книги
природы
он
превращался
из
карлика
в
великана.
Многие механизмы, которые создал человек, очень похожи на объекты природы. В 1958 году появилась наука бионика( био – живое, ника – техника. Значит, это наука о том, как в
технике использовать особенности строения живых организмов, их образа жизни. Примерами могут служить летательные аппараты, созданные человеком, парашюты и.т.д.
•
•
•
Луковица
Маковка православного
храма
•
Эй, цветочек, синий цвет,
•
С язычком, а звону нет!
•
Колокол колышется,
•
А звону не слышится.
Церковный колокол
Цветок колокольчика
Наблюдения за рыбами позволили решить много технических
вопросов. Можете сказать каких?
Подводная
лодка
Чешуя
рыбы
Черепичная
крыша
Расположение роговых пластинок на теле рыбы – чешуи – позволило покрывать крыши
черепицей по тому же принципу.
Образ стрекозы послужил прототипом вертолёта.
Стрекоза
Вертолёт
Подземный житель крот помог создать землеройные машины с лопастями.
Крот
Экскаватор
Семянка одуванчика навела человека на мысль о создании
приспособления , без которого сегодня невозможно представить
воздухоплавателя.
Семянка одуванчика
Парашют
А какое великое изобретение сделал человек, наблюдая за
движением небесного светила?
Да, конечно же, изобретение колеса!
Изучая неживую природу и природных обитателей,
человек создаёт совершенно новые приборы,
которые позволяют ему «видеть» в темноте,
слышать звуки, которые не может слышать
человеческое ухо; чувствовать запахи, которые не
воспринимает человеческий нос; воспринимать
изменение температуры и малейшие колебания
земной поверхности для предсказания
землетрясений, которые не под силу органам
обоняния и осязания людей.
Кто помогает человеку в создании таких сверх
чутких приборов? Опять же природа, её обитатели
– летучие мыши, мухи, тараканы, кузнечики, рыбы,
дождевые черви, змеи! Вернее, наблюдения за ним,
изучение их особенностей видения в темноте (змеи
- прибор ночного видения у военных), летучие мыши
- локатор), змеи – термолокатор. Слайды (10,11).
Летучая мышь
Прибор ночного видения
Прибор ночного видения
Благодаря всему этому человек стал могущественным
Великаном. Человек гордится своими достижениями и
порой забывает, кому и чему он обязан своим
могуществом. И своими неразумными поступками,
используя свои возможности, наносит непоправимый
вред той же природе. А поскольку человек - сам часть
природы, то без природы и он обречён на гибель, ибо не
будет воздуха, воды, растений и животных, которые
дают ему пищу, одежду, множество разных материалов,
лекарства и тот же воздух! Для природы страшен не
сам человек, а его неразумные действия, от которых и
нужно защищать природу.
Стремительно вникая в опыт древний,
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я Природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)