Автор: Вожегова Татьяна Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КОГПОБУ "ВятКТУиС"
Населённый пункт: Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Технологии индивидуализированного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Технологии индивидуализированного обучения.
преподаватель профессиональных дисциплин Вожегова Т.В.
Современные технологии индивидуализированного обучения направлены
на изменение многих аспектов подготовки будущего преподавателя с целью
обеспечения наиболее рациональной организации учебного процесса:
содержание образования и методики образования; самостоятельной
творческой деятельности студента и проведения педагогической практики:
системы воспитательной работы и деятельности, развивающей
индивидуальные особенности студента; процедур адаптации будущего
специалиста в учебной среде и системы повышения его квалификации ,
успешной сдачи демонстрационного экзамена.
В профессионально-педагогической школе используются такие технологии
индивидуализированного обучения, как:
- технология модульного обучения;
- технология бригадно-индивидуального обучения;
- технология взаимоконсультирования
Сущность технологии модульного обучения для индивидуализации
заключается в том, что студенту практически самостоятельно можно
работать с предложенной ему программой, включающей целевой план
действий, банк информации и методическое руководство по достижению
целей. Преподаватель в этом случае выполняет функции – от
информационно-консультирующих до консультационно-координирующих.
Содержание обучения представлено в модуле в виде отдельных
обособленных элементов. Возможно самостоятельное комбинирование
студентом набором модулей в зависимости от индивидуального плана.
Технологиию модульного обучения , я применяю при изучении
дисциплины «Охрана труда.
Технология бригадно-индивидуального обучения предполагает сочетание
индивидуализированного обучения в малых группах в тех случаях, когда
разброс успеваемости в группе слишком велик и значительное количество
отстающих не позволяет преподавателю вести изучение материала
одновременно для всей академической группы.
Преподаватель распределяет студентов по группам из 4-5 человек так, чтобы
в их состав входили студенты хорошо-, средне- и слабоуспевающие.
Учебный материал разбивается на программированные порции-разделы.
Члены подгруппы работают над различными разделами. Каждый студент
прорабатывает материал раздела в собственном темпе. Последовательность
его действий такова:
1 этап – ознакомлением с составленным преподавателем руководством
к проработке раздела, который посвящен овладению тем или иным умением;
2 этап – проработка серии рабочих программ, каждая из которых
посвящена овладению отдельными навыками – компонентами данного
умения;
3 этап – самостоятельная проверка овладения данным умением;
4 этап – заключительный тест.
Члены бригады работают парами, обмениваясь проверочными листами,
проверяя друг у друга выполнение контрольных заданий. В конце недели
хорошо успевающий студент проводит заключительную проверку (тест) по
данному умению. На основе бригадных показателей студенты – члены
бригады получают поощрительные знаки отличия.
Технологию
бригадно-индивидуального обучения , я применяю при
изучении дисциплины «Техническое оснащение организаций питания»
на лабораторных занятиях.
Важный элемент технологий индивидуализированного обучения в
колледжах– инициативная позиция студента при партнерском
взаимодействии с преподавателем.
Придавая большое значение использованию гибких технологий
индивидуализированного обучения, педагоги организуют процесс
подготовки будущих преподавателей в колледжах на основе следующих
методов обучения:
- Репродуктивные (анализ ситуаций), упражнения-действия по
инструкции, построенные на четкой системе объявления информации и
контроля ее усвоения;
- проблемно-поисковые (учебная дискуссия), метод проектов метод
открытий, исследовательский метод, опирающиеся на самостоятельное
добывание знаний студентами;
- игровые (имитационная или моделирующая игра учебная игра с
решением проблемы) – выполняют социализирующую функцию и
позволяют студентам в ходе имитационного моделирования жизненных
ситуаций и ролевого поведения решать типовые учебные задачи
профессиональной направленности, предполагают также разносторонний
анализ с сопутствующим усвоением и применением ранее усвоенного
материала.
Важно организовать процесс обучения для сильных студентов как серию
исследовательских действий, направленных на самостоятельное
приобретение ими новых знаний, а также на развитие у них умений
самостоятельно работать. Дискуссионный метод, метод открытий,
исследовательский метод и другие позволяют студентам овладеть всей
системой творческих умственных действий – анализом, синтезом,
сравнением, обобщением. Эффективность игровых методов, на мой взгляд,
обусловлена обеспечением «сопутствующего обучения» слабоуспевающих
студентов.