Автор: Большакова Карина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БПОУ ВО "Вологодский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения произведений о родной природе на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Большакова Карина Александровна,
БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»
Особое место в эстетическом воспитании младших школьников занимает
чтение.
Формирование эстетических представлений на уроках литературного
чтения
является
определённой
ступенью
эстетического
освоения
действительности. Художественное слово раскрывает перед учащимися красоту
и богатство родного языка, помогает овладеть им. Поэтому эстетическое
воспитание не только открывает душу человека навстречу звукам, краскам,
формам мира, но и в целом способствует более глубокому и полному
пониманию мира, а так же гармоничному и всестороннему развитию личности.
Ознакомившись с содержанием обучения в Федеральной рабочей
программе начального общего образования по литературному чтению, мы
обнаружили, что в каждом классе происходит формирование эстетических
ценностей в процессе изучения произведений о природе.
Анализ Федеральной рабочей программы показал, что в содержание
предмета «Литературное чтение» входят темы, предполагающие чтение и
анализ
произведений
о
родной
природе.
Изучение
этих
произведений
направлено на формирование интереса к литературе, восприимчивости к
разным видам искусства,
стремления к самовыражению в разных видах
художественной деятельности. Младшие школьники приобретут эстетический
опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений о
природе. Программой предусмотрено систематическая работа над пониманием
образного
языка
произведений,
выразительных
средств,
создающих
художественный образ.
Далее мы проанализировали содержание учебников УМК «Школа
России» по литературному чтению, чтобы выявить, заложены ли в них
возможности для решения задач эстетического воспитания.
В первой части учебника 1 класса в рамках изучения произведений о
природе представлен раздел «Апрель, апрель! Звенит капель…». В данном
разделе для чтения размещены следующие стихотворения: Майков А. Н.
«Ласточка примчалась…», «Голубенький, чистый…», Плещеев А. Н. «Травка
зеленеет…», Белозеров Т. М. «Подснежники», Маршак С. Я. «Апрель»,
Токмакова И. П. «Ручей» и «Весна», Трутнева Е. Ф. «Голубые, синие…»,
Тахистова М. В. «Проталинки». К данным стихотворениям задаются такие
вопросы, как «Какое настроение создает у тебя стихотворение?», «Как в
стихотворении изображается быстрый приход теплой весны?», «Какие еще
необычные сравнения использовал автор?». Репродукций картин в этом
учебнике не предусмотрено.
2 класс представлен следующими разделами о природе: «Люблю природу
русскую. Осень», «Люблю природу русскую. Зима», «Люблю природу русскую.
Весна».
В
разделах
присутствуют
произведения,
рекомендованные
Федеральной рабочей программой. Например, А. Н. Плещеев «Осень», А. К.
Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», А. С. Пушкин. «Вот север,
тучи нагоняя…», С. А. Есенин. «Поёт зима – аукает…», Ф. И. Тютчев.
«Чародейкою Зимою…». В третьем разделе о весне размещены произведения,
которых не указано в программе. К примеру, это стихотворения Тютчева Ф. И.
«Весенние воды», Дрожжина С. Д. «Весеннее царство» и другие.
В качестве упражнений дети ищут эпитеты к слову «осень», отвечают на
вопрос «Какое настроение у тебя создают картины природы, описанные
поэтом?». Предлагается представить березу, изображенную поэтом, нарисовать
ее. Как и в 1 классе, в самих учебниках не дано заданий на рассматривание
репродукций картин художников.
В учебнике 3 класса нет как таковых разделов о природе. В различных
разделах
программы присутствуют следующие произведения: А. А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…», Пришвин М. М. «Моя Родина», Блок А. А.
«Ворона». Помимо произведений, рекомендованные программой, дети изучают
произведения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Уж небо осенью дышало…», С.
А. Есенина «Черемуха», И. С. Никитина «Встреча зимы», М. Ю. Лермонтова
«На севере диком», Ф. И. Тютчева «Листья» и другие.
К произведению М. Ю. Лермонтова «На севере диком» предложено
задание: рассмотреть репродукцию картины И. И. Шишкина и ответить на
вопрос совпадает ли она по настроению со стихотворением. Учащиеся
наблюдают, как поэты описывают природу, и какие средства художественной
выразительности для этого используют. Помимо данных произведений в
учебнике, авторы советуют прочитать А. Н. Майков «Осень», Н. А. Некрасов
«Перед дождем» и другие.
Учебник 4 класса включает в себя такие произведения о природе, как Ф.
И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», «Еще земли печален вид», Е. А.
Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», И. А. Бунин «Листопад», А. А.
Фет «Весенний дождь», А. А. Прокофьев «Люблю березу русскую», И. С.
Никитин «В синем небе плывут над полями…». В данном классе присутствуют
почти все произведения, рекомендованные Федеральной рабочей программой.
Здесь больше внимания уделяется работе с на репродукциями картин
художников, нежели в других классах. Дети учатся сравнивать картины
природы, созданные художниками и писателями. Рассматриваются следующие
картины: В. Д. Поленов «Золотая осень», А. А. Пластов «Летом», И. И. Левитан
«Цветущие яблони», В. Э. Борисов-Мусатов «Майские цветы», К. Ф. Юон
«Русская зима». Одно из заданий звучит так: «Рассмотри репродукции картин.
Найди среди них пейзажи. Составь рассказ, используя план…».
Проводится работа с текстом произведения: упражнение в нахождении
сравнений и эпитетов, олицетворений, метафор. Также происходит обсуждение
эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы, ответ
на вопрос: «Какое настроение создаёт произведение? Почему?».
В процессе анализа УМК по литературному чтению мы обнаружили, что
в учебники для всех четырёх классов включено достаточно большое количество
произведений о природе
и заданий, способствующих решению задач
эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется в процессе изучения разных
предметов, в том числе, литературного чтения. При этом наибольшим
потенциалом для реализации задач эстетического воспитания обладают
произведения о родной природе. Проанализировав содержание Федеральной
рабочей программы по литературному чтению, мы выяснили, что произведения
данной тематики изучаются в каждом классе. Значительная часть из них
является поэзией. Анализ учебников по литературному чтению УМК «Школа
России» показал, что для всех четырех классов предусмотрено множество
произведений
о
природе
и
заданий,
способствующих
решению
задач
эстетического воспитания.