Использование ИКТ на уроках начальных классов в рамках требования ФГОС второго поколения.
Автор: Шемелина Вера Иннокентьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ №240" Населённый пункт: Забайкальский край,г.Борзя Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ на уроках начальных классов в рамках требования ФГОС второго поколения. Раздел: начальное образование
Шемелина Вера Иннокентьевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №240 г.Борзи»
г.Борзя, Забайкальский край
Использование ИКТ на уроках начальных классов в рамках требования ФГОС второго поколения.
В нашем современном мире компьютеры стали неотъемлимой частью нетолько взрослого человека, но и ребёнка.
Компьтер – это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации, создания презентации, слайд
шоу, мультимедиа, фильма и т.д.
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности,
умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в
котором
информационные
технологии
играют
системообразующую,
интегрирующую
роль.
С
введением
новых
образовательных
стандартов
одной
из
ключевых
компетентностей
учителей
начальных
классов
является
информационно-коммуникационная
компетентность.
Что
же
обозначает
понятие:
ИКТ-компетентность?
Это
приобретение
умений
самостоятельно
искать,
собирать,
анализировать,
оценивать,
организовывать,
представлять,
передавать
информацию,
моделировать
и
проектировать
объекты
и
процессы,
в
том
числе
–
собственную
индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства
информационных
и
коммуникационных
технологий.
Под
использованием
«новых
информационных
технологий»
в
начальной школе следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося. Традиционно считается,
что грамотность ребёнок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но
современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений
и навыков — поиска необходимой информации, её обработки, самостоятельного планирования и выстраивания своих
действий. Положительную
роль
в
современной
образовательной
системе
играет
использование
информационно-
компьютерной
технологии.Современный
урок
невозможно
провести
без
привлечения
средств
наглядности,
часто
возникают
проблемы.
Где
найти
нужный
материал
и
как
лучше
его
продемонстрировать?
На
помощь
пришли
компьютерные технологии.
В моей повседневней работе уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся (презентации,
фрагменты мультимедиа, электронные приложения к учебникам). Применяя компьютерные технологии
уроки стали
интересными, яркими, привлекательными и более познавательными. Даже слабый учащийся с большим желанием
работает с электронными таблицами. В своей работе использую разнообразные средства обучения:
- создание и подготовка дидактических материалов; - создание презентаций на определённую тему по учебному
материалу; - поиск и использование Интернет-ресурсов при подготоке урока, внеклассного мероприятия,
самообразования; - создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание тестовых работ.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Например, в букварный период в 1 классе
я использую компьютер для подготовки к урокам презентаций на каждую букву. Подбираю материал яркий и кра-
сочный, с занимательными заданиями.Это позволяет сделать каждый урок познавательным,насыщенным, доступным,
запоминающимся каждому ребёнку. Такие уроки проходят очень быстро, позволяя каждому ученику быть активным
его участником, не оставляя никого равнодушным. В процесс восприятия включается и зрение, и слух, эмоции,
вообржение, помогая детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомитель-
ным. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности,
особенно при изучении геометрического материала. ИКТ на уроках окружающего мира - это неотъемлемая составля-
ющая урока! Уроки с использование презентационного материала имеют высокую плотность, интенсивность смены
видов деятельности детей, они приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме,
что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. В условиях реализации требований
ФГОС предполагается, что обучающиеся должны использовать компьютерные технологии на каждом уроке. Сущест-
вует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной
школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиени-
ческих норм для каждого возраста. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие спо-собности и
навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникатив-ные умения,
приобщает обучающихся к достижениям информационного общества. Я думаю, что применять компь-ютерные
технологии можно практически на любом школьном предмете.Это позволит сделать урок по-настоящему развиваю-
щим и познавательным. Ведь в начальной школе можно использовать информационные технологии на всех этапах
урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, занятий по
внеурочной деятельности (в научно-практических конференциях, различных конкурсах).Использование компьютер-
ных технологий позволяет внедрять инновационные процессы в образовании, расширяя возможности доступа к ин-
формационным ресурсам, помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и
воображение. И мы, учителя начальных классов, должны научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Для меня, как учителя, компьютер – это палочка выручалочка. Я могу найти здесь объяснение непонятного слова,
контрольные работы, картинки, портреты любого писателя, скачать музыку на урок, могу сделать презентацию к
уроку, через электронный дневник связаться с любым родителем и довести до него нужную информацию.
ИКТ – это средство обучения. На личном опыте я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный
процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Мои дети
заинтересованы,
приобщены
к
творческому
поиску;
активизирована
мыслительная
деятельность
каждого
ребёнка. Ведь младший школьник активный, любопытный, познавательный, деятельностный.
Литература и источники
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования
и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.1998 г.