Напоминание

Особенности глагольного словаря у дошкольников с задержкой психического развития


Автор: Шараева Ксения Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР №15"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности глагольного словаря у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

одними из самых существенных трудностей в речевом развитии являются

проблемы в освоении глагольных конструкций. Изучением глагольного

словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: А.Н.

Гвоздев [2], С.Н. Цейтлин [3], Н.Ю. Борякова [1] и многие другие. Как

отмечают вышеупомянутые авторы в своих трудах, у детей данной категории

обнаруживаются значительные трудности при дифференциации глаголов

совершенного и несовершенного вида, низкий уровень сформированности

навыков словообразования приставочных глаголов и др.

На базе дошкольной образовательной организации города Александров

было проведено эмпирическое исследование по изучению актуального

уровня

сформированности

глагольного

словаря.

В

эмпирическом

исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития. Диагностическое обследование включало

в себя три направления:

– изучение пассивного глагольного словаря;

– изучение активного глагольного словаря;

– изучение грамматических категорий глаголов (словообразование и

словоизменение).

Перейдем к анализу результатов исследования пассивного глагольного

словаря (рис.1).

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

0%

20%

80%

Рис.1. Распределение детей с задержкой психического развития по

уровню развития пассивного глагольного словаря

Количественный

анализ

результатов

обследования

показал,

что

развитие пассивного глагольного словаря у большинства детей дошкольного

возраста соответствует высокому уровню – у 8 (80%) обследуемых детей. У 2

(20%) детей развитие пассивного глагольного словаря находится на среднем

уровне. В ходе диагностики не было выявлено ни одного ребенка с низким

уровнем развития пассивного глагольного словаря среди обследуемых с

задержкой психического развития.

При обследовании пассивного глагольного словаря детям предлагалось

выбрать соответствующую картинку и ответить на вопрос: «Покажи, кто?»

(понимание действий людей, понимание действий животных). В ходе

качественного анализа результатов исследования было установлено, что все

дошкольники с задержкой психического развития справились с заданием,

которое направлено на изучение понимания действий людей и животных.

Перейдем к анализу результатов обследования активного глагольного

словаря (рис.2)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

20%

40%

60%

80%

20%

70%

7%

Рис.2. Распределение детей с задержкой психического развития по

уровню развития активного глагольного словаря

В ходе количественного анализа результатов диагностики по изучению

активного глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой

психического развития было установлено, что у большинства детей средний

уровень. Следовательно, у 7 (70%) дошкольников с задержкой психического

развития был выявлен средний уровень. У 2 (20%) детей данной категории

был выявлен низкий уровень сформированности активного глагольного

словаря. Лишь у 1 (10%) ребенка высокий уровень.

В ходе диагностики активного глагольного словаря дошкольникам

предлагались задания: «Скажи, кто что делает?», «Скажи, кто, как подает

голос?», «Назови, близкое по значению слово».

Перейдем к качественному анализу диагностики активного глагольного

словаря. Дети не справлялись с такими заданиями, как:

– отражение голосов животных и птиц (кукушка – «кукукает», волк –

«вучит», «вукает», «аучит», лошадь – «игогокает», овца – «бекает»);

– при показе картинок с профессиями людей, дети смешивали по

значению слова (учитель – «проверяет», «читает», «пишет»), затруднялись в

ответах (что делает маляр – «красит»);

– в задании на называние близких по значению действий большинство

человек ответили неверно, где девочка вышивает, и бабушка вяжет, ответили

«шьет», где бабушка печет, и бабушка жарит – «готовит», дети подбирали

названия близкие по ситуации.

Перейдем

к

анализу

результатов

диагностики

по

изучению

грамматических категорий глаголов – словообразования и словоизменения.

Результаты

диагностики

по

изучению

словообразования

глаголов

у

дошкольников с задержкой психического развития представлены на рисунке

3.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

30%

60%

10%

Рис.3. Распределение детей с задержкой психического развития по

уровню развития словообразования глаголов

Количественный

анализ

результатов

обследования

показал,

что

словообразование у дошкольников с задержкой психического развития

недостаточно развито. У большинства детей, участвующих в исследовании,

уровень развития словообразования глаголов – средний, что составило 60%

от общего количества обследуемых детей – 6 дошкольников с задержкой

психического развития. Низкий уровень был выявлен у 3 (30%) детей. А вот

высокий уровень лишь у 1 (10%) дошкольников с задержкой психического

развития.

При обследовании словообразования глаголов детям предлагалось

ответить на вопросы по картинкам. Трудности возникали при выполнении

следующих заданий:

– при образовании возвратных глаголов дети данной категории

заменяли глаголы (например, катит – везет, моет – умывается);

– при образовании глаголов приставочным способом были допущены

замены приставок близких по значению и замены глаголов настоящего

времени на прошедшее время;

– допускались такие ошибки, как: «мальчик идёт» - «мальчик гуляет,

ходит, шел», «мальчик выходит» - «уходит, вышел», «мальчик переходит» -

«идёт».

– при образовании глаголов совершенного и несовершенного видов

допускались лексические замены глаголов, замены глаголов совершенного

вида с приставками бесприставочными глаголами, неточности в образовании

глаголов;

– допускались ошибки такого плана, как: «девочка строит» – «девочка

собирает, играет», «девочка построила» – «девочка строила, сделала, уже не

строит», «мальчик красит» – «мальчик рисует, раскрашивает», «мальчик

покрасил» – «уже не красит, сделал, раскрасил, закончил».

Результаты

обследования

развития

словоизменения

глаголов

представлены на рисунке 4.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

20%

70%

10%

Рис.4. Распределение детей с задержкой психического развития по

уровню развития словоизменения глаголов

В

ходе

количественного

анализа

результатов

исследования

по

изучению уровня развития словоизменения глаголов было установлено, что у

большинства детей дошкольного возраста с задержкой психического

развития средний уровень, что составило 70% от общего количества

обследуемых (7 детей). У 1 (10%) детей был выявлен низкий уровень.

Однако, высокий уровень был выявлен у 2 (20%) дошкольников с задержкой

психического развития.

Перейдем к качественному анализу результатов диагностики по

изучению развития словоизменения глаголов. В ходе диагностики детям надо

было изменить глаголы единственного и множественного числа, прошедшего

времени по родам и глаголы по временам. При изменении единственного и

множественного числа дети допускали такие ошибки, как: «мальчики бежат»,

вместо «мальчики бегут», «мальчики читает», вместо «мальчики читают».

При изменении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени не

все дети смогли справиться с заданием. На заданный вопрос: «Что делает

девочка?»,

отвечали:

«полила»,

вместо

«поливает».

Вместо

глаголов

прошедшего времени они использовали такие высказывания, как: вместо

«девочка полила», – «девочка поливает» – «будет поливать» – «льёт». При

изменении глаголов по родам дети допускали ошибки при назывании

глаголов среднего рода. Некоторые дети смешивали мужской и женский род

глаголов.

Таким образом, в ходе анализа результатов нашего исследования было

установлено, что пассивный глагольный словарь у детей дошкольного

возраста с задержкой психического развития богаче активного. Дети знают и

используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще

всего встречаются в своей жизни. При назывании близких слов – действий

дети испытывали трудности. Словоизменение глаголов развито лучше, чем

словообразование глаголов. Больше всего ошибок дети допустили в

изменении глаголов прошедшего времени по родам. Словообразование

глаголов недостаточно развито. Дети допускали ошибки в образовании

глаголов совершенного вида и приставочных глаголах. В образовании

возвратных глаголов дети допускали небольшое количество ошибок.

Следовательно, все дети дошкольного возраста с задержкой психического

развития нуждаются в целенаправленной коррекционно-логопедической

помощи по коррекции нарушений глагольного словаря.

Список литературы:

1.

Борякова Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи с

недостатками познавательного и речевого развития. Москва: АТТИКА, 2010. 200 с.

2.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Детство-Пресс, 2007. 472 с.

3.

Цейтлин С.Н. Усвоение детьми лексических единиц. СПб., 2006. 265 с.



В раздел образования