Автор: Шараева Ксения Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР №15"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности глагольного словаря у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
одними из самых существенных трудностей в речевом развитии являются
проблемы в освоении глагольных конструкций. Изучением глагольного
словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: А.Н.
Гвоздев [2], С.Н. Цейтлин [3], Н.Ю. Борякова [1] и многие другие. Как
отмечают вышеупомянутые авторы в своих трудах, у детей данной категории
обнаруживаются значительные трудности при дифференциации глаголов
совершенного и несовершенного вида, низкий уровень сформированности
навыков словообразования приставочных глаголов и др.
На базе дошкольной образовательной организации города Александров
было проведено эмпирическое исследование по изучению актуального
уровня
сформированности
глагольного
словаря.
В
эмпирическом
исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. Диагностическое обследование включало
в себя три направления:
– изучение пассивного глагольного словаря;
– изучение активного глагольного словаря;
– изучение грамматических категорий глаголов (словообразование и
словоизменение).
Перейдем к анализу результатов исследования пассивного глагольного
словаря (рис.1).
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
0%
20%
80%
Рис.1. Распределение детей с задержкой психического развития по
уровню развития пассивного глагольного словаря
Количественный
анализ
результатов
обследования
показал,
что
развитие пассивного глагольного словаря у большинства детей дошкольного
возраста соответствует высокому уровню – у 8 (80%) обследуемых детей. У 2
(20%) детей развитие пассивного глагольного словаря находится на среднем
уровне. В ходе диагностики не было выявлено ни одного ребенка с низким
уровнем развития пассивного глагольного словаря среди обследуемых с
задержкой психического развития.
При обследовании пассивного глагольного словаря детям предлагалось
выбрать соответствующую картинку и ответить на вопрос: «Покажи, кто?»
(понимание действий людей, понимание действий животных). В ходе
качественного анализа результатов исследования было установлено, что все
дошкольники с задержкой психического развития справились с заданием,
которое направлено на изучение понимания действий людей и животных.
Перейдем к анализу результатов обследования активного глагольного
словаря (рис.2)
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
0%
20%
40%
60%
80%
20%
70%
7%
Рис.2. Распределение детей с задержкой психического развития по
уровню развития активного глагольного словаря
В ходе количественного анализа результатов диагностики по изучению
активного глагольного словаря у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития было установлено, что у большинства детей средний
уровень. Следовательно, у 7 (70%) дошкольников с задержкой психического
развития был выявлен средний уровень. У 2 (20%) детей данной категории
был выявлен низкий уровень сформированности активного глагольного
словаря. Лишь у 1 (10%) ребенка высокий уровень.
В ходе диагностики активного глагольного словаря дошкольникам
предлагались задания: «Скажи, кто что делает?», «Скажи, кто, как подает
голос?», «Назови, близкое по значению слово».
Перейдем к качественному анализу диагностики активного глагольного
словаря. Дети не справлялись с такими заданиями, как:
– отражение голосов животных и птиц (кукушка – «кукукает», волк –
«вучит», «вукает», «аучит», лошадь – «игогокает», овца – «бекает»);
– при показе картинок с профессиями людей, дети смешивали по
значению слова (учитель – «проверяет», «читает», «пишет»), затруднялись в
ответах (что делает маляр – «красит»);
– в задании на называние близких по значению действий большинство
человек ответили неверно, где девочка вышивает, и бабушка вяжет, ответили
«шьет», где бабушка печет, и бабушка жарит – «готовит», дети подбирали
названия близкие по ситуации.
Перейдем
к
анализу
результатов
диагностики
по
изучению
грамматических категорий глаголов – словообразования и словоизменения.
Результаты
диагностики
по
изучению
словообразования
глаголов
у
дошкольников с задержкой психического развития представлены на рисунке
3.
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
30%
60%
10%
Рис.3. Распределение детей с задержкой психического развития по
уровню развития словообразования глаголов
Количественный
анализ
результатов
обследования
показал,
что
словообразование у дошкольников с задержкой психического развития
недостаточно развито. У большинства детей, участвующих в исследовании,
уровень развития словообразования глаголов – средний, что составило 60%
от общего количества обследуемых детей – 6 дошкольников с задержкой
психического развития. Низкий уровень был выявлен у 3 (30%) детей. А вот
высокий уровень лишь у 1 (10%) дошкольников с задержкой психического
развития.
При обследовании словообразования глаголов детям предлагалось
ответить на вопросы по картинкам. Трудности возникали при выполнении
следующих заданий:
– при образовании возвратных глаголов дети данной категории
заменяли глаголы (например, катит – везет, моет – умывается);
– при образовании глаголов приставочным способом были допущены
замены приставок близких по значению и замены глаголов настоящего
времени на прошедшее время;
– допускались такие ошибки, как: «мальчик идёт» - «мальчик гуляет,
ходит, шел», «мальчик выходит» - «уходит, вышел», «мальчик переходит» -
«идёт».
– при образовании глаголов совершенного и несовершенного видов
допускались лексические замены глаголов, замены глаголов совершенного
вида с приставками бесприставочными глаголами, неточности в образовании
глаголов;
– допускались ошибки такого плана, как: «девочка строит» – «девочка
собирает, играет», «девочка построила» – «девочка строила, сделала, уже не
строит», «мальчик красит» – «мальчик рисует, раскрашивает», «мальчик
покрасил» – «уже не красит, сделал, раскрасил, закончил».
Результаты
обследования
развития
словоизменения
глаголов
представлены на рисунке 4.
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
20%
70%
10%
Рис.4. Распределение детей с задержкой психического развития по
уровню развития словоизменения глаголов
В
ходе
количественного
анализа
результатов
исследования
по
изучению уровня развития словоизменения глаголов было установлено, что у
большинства детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития средний уровень, что составило 70% от общего количества
обследуемых (7 детей). У 1 (10%) детей был выявлен низкий уровень.
Однако, высокий уровень был выявлен у 2 (20%) дошкольников с задержкой
психического развития.
Перейдем к качественному анализу результатов диагностики по
изучению развития словоизменения глаголов. В ходе диагностики детям надо
было изменить глаголы единственного и множественного числа, прошедшего
времени по родам и глаголы по временам. При изменении единственного и
множественного числа дети допускали такие ошибки, как: «мальчики бежат»,
вместо «мальчики бегут», «мальчики читает», вместо «мальчики читают».
При изменении глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени не
все дети смогли справиться с заданием. На заданный вопрос: «Что делает
девочка?»,
отвечали:
«полила»,
вместо
«поливает».
Вместо
глаголов
прошедшего времени они использовали такие высказывания, как: вместо
«девочка полила», – «девочка поливает» – «будет поливать» – «льёт». При
изменении глаголов по родам дети допускали ошибки при назывании
глаголов среднего рода. Некоторые дети смешивали мужской и женский род
глаголов.
Таким образом, в ходе анализа результатов нашего исследования было
установлено, что пассивный глагольный словарь у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития богаче активного. Дети знают и
используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще
всего встречаются в своей жизни. При назывании близких слов – действий
дети испытывали трудности. Словоизменение глаголов развито лучше, чем
словообразование глаголов. Больше всего ошибок дети допустили в
изменении глаголов прошедшего времени по родам. Словообразование
глаголов недостаточно развито. Дети допускали ошибки в образовании
глаголов совершенного вида и приставочных глаголах. В образовании
возвратных глаголов дети допускали небольшое количество ошибок.
Следовательно, все дети дошкольного возраста с задержкой психического
развития нуждаются в целенаправленной коррекционно-логопедической
помощи по коррекции нарушений глагольного словаря.
Список литературы:
1.
Борякова Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи с
недостатками познавательного и речевого развития. Москва: АТТИКА, 2010. 200 с.
2.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
3.
Цейтлин С.Н. Усвоение детьми лексических единиц. СПб., 2006. 265 с.