"Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников"
Автор: Горелик Наталья Борисовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская Автономная область Наименование материала: Статья Тема: "Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Метод проектов в формировании исследовательских навыков
школьников
Составил:
Учитель технологии
высшей квалификационной категории
Н.Б. Горелик
г.Биробиджан 2016
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
компетенцию
«научить
учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин.
Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности
учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании,
являясь
одной
из
форм
современных
образовательных
технологий,
входит
в
жизнь
как
требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и
общества.
Метод
проектов
–
один
из
интерактивных
методов
обучения,
способствующий
формированию
активной,
самостоятельной
и
инициативной
позиции
учащегося
в
учении,
развивающий
общеучебные
(метапредметные)
умения
и
навыки:
исследовательские,
рефлексивные,
самооценочные,
непосредственно
связанные
с
опытом
их
применения
в
практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе
обеспечивает
формирование
ключевых
компетенций:
исследовательской,
коммуникативной,
и н ф о р м а ц и о н н о й ,
т е х н о л о г и ч е с к о й .
Чтобы добиться результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать
проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и
возможные
последствия
разных
вариантов
решений,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
оценивать
полученные
результаты
и
выявлять
способы
совершенствования
проектирования и изготовления изделий.
С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой
теоретическое
и
практическое
проблемно-ориентированное
исследование,
которое
учащиеся
проводят в учебных целях под руководством преподавателя.
Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становится
консультантом, организатором деятельности класса и каждого школьника. Это кардинально
меняет дидактическую сущность учебного процесса.
Творческий проект в предмете «Технология» - это самостоятельно разработанное и
изготовленное
изделие
(услуга)
от
идеи
до
ее
воплощения
в
совместной
с
учителем
деятельности. То есть проект – это практически значимое изделие и пояснительная записка.
Проект
выполняется
в
три
этапа:
исследовательский
(подготовительный),
технологический,
заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи.
Обучение
проектированию
начинается
с
выполнения
учащимися
определенных
упражнений, для овладения необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются.
Наиболее удачной является практика включения упражнений в процесс выполнения проекта.
Темы проектов зависят от учебного материала, изучаемого учащимися. Например, в 5
классе, в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся
разрабатывают и изготавливают изделие (фартук). Работа над проектом начинается с….
Определения потребности и краткой формулировки задач
Проектирование
и
изготовление
любого
изделия
должно
быть
направлено
на
удовлетворение потребности людей. Нет смысла создавать то, что не кому не нужно. Поэтому в
процессе
выполнения
проекта
учащиеся
должны
исследовать
потребности
в
конкретных
изделиях, анализировать уже известные аналоги. Для учителя очень важно помочь учащимся
найти проблемы, которые вызовут их интерес и желание самостоятельно искать решение. Поиск
проблемы
ведется
путем
изучения
потребностей
в
различных
сферах
жизнедеятельности
человека (отдых, школа, дом). Здесь можно поработать с обучающими упражнениями, для
выявления потребностей людей, и удовлетворения этих потребностей. Используя одну из них,
выявляем потребность в фартуке. Первые изделия, которые дети разрабатывают, должны быть
связаны со знакомой для них ситуацией - дом или школа.
Рис.1 (структурно-логический анализ)
В результате совместного обсуждения и создания данной схемы выработали системный
взгляд на мир вещей и выделили ту область, в которой существует проблема, требующая
решения. Итак, наша потребность - изготовить фартук для работы на уроках технологии.
Далее учащиеся должны сформулировать цель и задачи - записать задание, согласно
которому будет разрабатываться, и изготавливаться изделие.
Формулировка цели должна включать:
Название изделия
Его
функции
(для
чего
предназначено),
какие
потребности
человека
будут
удовлетворены
В приведенном выше примере, имеет место открытая формулировка задач, и звучала бы
она следующим образом: «Разработать и изготовить фартук для работы на уроках технологии.
Отсюда следуют следующие задачи: Рис.2
Составление краткого перечня критериев ( дизайн - спецификация )
Задача сформулирована, но часто такое задание не содержит достаточной информации. В
промышленности,
где
маркетинговое
исследование,
разработка
и
изготовление
изделия
выполняется
разными
группами
людей,
дизайнеру
дают
список
критериев,
служащих
для
управления процессом проектирования.
В
5
классе
учащиеся
пишут
упрощенный
перечень
критериев,
которым
должно
соответствовать готовое изделие. К концу 8 класса они должны самостоятельно уметь написать
полный перечень критериев, который должен включать следующие параметры.
Что это за изделие?
Какую функцию оно должно выполнять?
Кто будет его использовать?
Характеристика его форм и размеров.
Используемые материалы.
Технология изготовления.
Как изделие должно выглядеть, стиль, отделка.
Рис.3 (составление дизайн - спецификации)
Решение проблемы в прошлом (история развития одежды)
На данном этапе я предлагаю ученицам самостоятельно исследовать историю развития
определенных видов одежды, используя дополнительную литературу, Интернет. Рис. 4 (история
фартука)
Выбор материалов для изготовления изделия
Ключевая область исследования – экспериментирование с материалами и процессами
обработки. В пятом классе учитель направляет учащихся: говорит им, какие материалы нужно
использовать и почему, как их обрабатывать на имеющемся оборудовании. По ходу обучения они
начинают самостоятельно выбирать наиболее подходящие материалы. Учащиеся 5класса уже
изучили
хлопчатобумажные,
льняные
ткани
и
знают
все
основные
свойства
(физико-
механические, гигиенические, технологические). Таким образом, разработав предварительно
критерии оценивания, ученицы исследуют и выбирают ткань для фартука.
Рис.5 (таблица
сравнительного анализа материалов)
Выдвижение первоначальных идей
Теперь мы подошли к этапу разработки изделия. Опытные дизайнеры при разработке
изделия не ограничиваются одной идеей, ищут и обдумывают различные ее варианты. Часто
окончательная
идея-
это
синтез
двух
или
несколько
первоначальных.
Обычно
учащиеся
выдвигают две или три идеи, выражая их в виде эскизов с комментариями. Комментарии должны
быть и описательными и оценочными. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются.
Они предлагают множество разнообразных решений проблемы, не анализируя их на данном
этапе. Постепенно количество предлагаемых идей и их разнообразие должны увеличиваться, а
так же возрастает степень их соответствия критериям (дизайн-спецификации). Расширение
подходов к выработке идей способствует развития гибкости ума, постепенно происходит и
эстетическое развитие. Рис. 6(эскизы моделей фартуков и техническое описание)
Анализ идей и выбор лучшей
При оценке идей у маленьких детей существует один простой критерий: нравится или не
нравится та или иная идея. По мере взросления они должны продвигаться от уровня, когда
принимаются во внимание только свои ценности. Процесс проектирования изделия включает в
себя нахождение компромиссов между конфликтующими факторами. Например, между силуэтом
изделия и нестандартной фигурой, прочностью ткани и ее драпируемостью на теле, стоимостью
и качеством одежды.
Способности учащихся в этой области развиваются от элементарных
личностных реакций на идеи к выработке обоснованных решений. Учатся разбивать сложную
проблему на части, которые можно рассматривать отдельно друг от друга, а затем синтезировать
их для создания функционального и привлекательного изделия.
Принимая
решение,
следует
разработать
критерии
оценивания,
при
этом
следует
учитывать форму, назначение, материал, способ изготовления, стоимость. Оценка идей может
быть качественной (учащийся пишет свои комментарии за и против) и количественной (каждую
идею оценивают в баллах) Рис. 7 (таблица сравнительного анализа)
Очень хорошо использовать на этом этапе морфологический ящик, когда забрасывая идеи
и анализируя их, приходишь к выбору изделия и наиболее приемлемому способу его обработки и
изготовления. Рис 8. (изготовление жилета в технике «Пэчворк»)
Заключение
Поскольку
проведение
проектной
и исследовательской
деятельности
обучающихся
требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных
источников,
консультантов
и пр.),
формирование
специфических
умений
и навыков
самостоятельной
проектной
и исследовательской
деятельности
целесообразно
проводить
не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных
занятий.
Для
этого
я
использую
специальные
организационные
формы
и методы,
уделяя
отдельное внимание в процессе урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное
или
самостоятельное
планирование
выполнения
практического
задания,
групповые
работы
на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную
педагогику,
вместе
с детьми
вновь
и вновь
пережить
вдохновение
творчества,
превратить
образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Её результатом
является создание собственного продукта в современной практически значимой и электронной
форме,
предназначенного
для
активного
применения
в
научно-познавательной
практике
сегодняшнего времени.
При работе над проектом ставятся задачи:
· обучить умениям и навыкам исследовательской работы,
· повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску,
· научить школьников оформлять научные идеи, размышления,
· организовать
активный
и
успешный
опыт
участия
школьников
в
творческой
исследовательской деятельности,
· обучение школьников публичному выступлению,
· обучение учащихся рефлексии,
· освоение школьниками социокультурных связей,
· расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора,
· способствовать мотивированному выбору профессии.
Технологические
проекты,
конечно
же,
служат
развитию
ребенка
и
формированию
исследовательской
культуры
школьников.
Благодаря
этому
методу
развиваются
творческие,
активные личности, способные учиться самостоятельно.
Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые
компетенции учащихся
.