Напоминание

"Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников"


Автор: Горелик Наталья Борисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская Автономная область
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Метод проектов в формировании исследовательских навыков

школьников

Составил:


Учитель технологии высшей квалификационной категории Н.Б. Горелик г.Биробиджан 2016
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общества. Метод проектов – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, и н ф о р м а ц и о н н о й , т е х н о л о г и ч е с к о й . Чтобы добиться результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий. С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под руководством преподавателя. Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становится консультантом, организатором деятельности класса и каждого школьника. Это кардинально меняет дидактическую сущность учебного процесса. Творческий проект в предмете «Технология» - это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения в совместной с учителем деятельности. То есть проект – это практически значимое изделие и пояснительная записка. Проект выполняется в три этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи. Обучение проектированию начинается с выполнения учащимися определенных упражнений, для овладения необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Наиболее удачной является практика включения упражнений в процесс выполнения проекта. Темы проектов зависят от учебного материала, изучаемого учащимися. Например, в 5 классе, в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся разрабатывают и изготавливают изделие (фартук). Работа над проектом начинается с….
Определения потребности и краткой формулировки задач
Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребности людей. Нет смысла создавать то, что не кому не нужно. Поэтому в процессе выполнения проекта учащиеся должны исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже известные аналоги. Для учителя очень важно помочь учащимся найти проблемы, которые вызовут их интерес и желание самостоятельно искать решение. Поиск проблемы ведется путем изучения потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека (отдых, школа, дом). Здесь можно поработать с обучающими упражнениями, для выявления потребностей людей, и удовлетворения этих потребностей. Используя одну из них, выявляем потребность в фартуке. Первые изделия, которые дети разрабатывают, должны быть связаны со знакомой для них ситуацией - дом или школа. Рис.1 (структурно-логический анализ)
В результате совместного обсуждения и создания данной схемы выработали системный взгляд на мир вещей и выделили ту область, в которой существует проблема, требующая решения. Итак, наша потребность - изготовить фартук для работы на уроках технологии. Далее учащиеся должны сформулировать
цель и задачи
- записать задание, согласно которому будет разрабатываться, и изготавливаться изделие. Формулировка цели должна включать:  Название изделия  Его функции (для чего предназначено), какие потребности человека будут удовлетворены В приведенном выше примере, имеет место открытая формулировка задач, и звучала бы она следующим образом: «Разработать и изготовить фартук для работы на уроках технологии. Отсюда следуют следующие задачи: Рис.2
Составление краткого перечня критериев (
дизайн - спецификация
)
Задача сформулирована, но часто такое задание не содержит достаточной информации. В промышленности, где маркетинговое исследование, разработка и изготовление изделия выполняется разными группами людей, дизайнеру дают список критериев, служащих для управления процессом проектирования.
В 5 классе учащиеся пишут упрощенный перечень критериев, которым должно соответствовать готовое изделие. К концу 8 класса они должны самостоятельно уметь написать полный перечень критериев, который должен включать следующие параметры. Что это за изделие? Какую функцию оно должно выполнять? Кто будет его использовать? Характеристика его форм и размеров. Используемые материалы. Технология изготовления. Как изделие должно выглядеть, стиль, отделка. Рис.3 (составление дизайн - спецификации)
Решение проблемы в прошлом
(история развития одежды) На данном этапе я предлагаю ученицам самостоятельно исследовать историю развития определенных видов одежды, используя дополнительную литературу, Интернет. Рис. 4 (история фартука)


Выбор материалов для изготовления изделия
Ключевая область исследования – экспериментирование с материалами и процессами обработки. В пятом классе учитель направляет учащихся: говорит им, какие материалы нужно
использовать и почему, как их обрабатывать на имеющемся оборудовании. По ходу обучения они начинают самостоятельно выбирать наиболее подходящие материалы. Учащиеся 5класса уже изучили хлопчатобумажные, льняные ткани и знают все основные свойства (физико- механические, гигиенические, технологические). Таким образом, разработав предварительно критерии оценивания, ученицы исследуют и выбирают ткань для фартука. Рис.5 (таблица сравнительного анализа материалов)
Выдвижение первоначальных идей
Теперь мы подошли к этапу разработки изделия. Опытные дизайнеры при разработке изделия не ограничиваются одной идеей, ищут и обдумывают различные ее варианты. Часто окончательная идея- это синтез двух или несколько первоначальных. Обычно учащиеся выдвигают две или три идеи, выражая их в виде эскизов с комментариями. Комментарии должны быть и описательными и оценочными. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Они предлагают множество разнообразных решений проблемы, не анализируя их на данном этапе. Постепенно количество предлагаемых идей и их разнообразие должны увеличиваться, а так же возрастает степень их соответствия критериям (дизайн-спецификации). Расширение подходов к выработке идей способствует развития гибкости ума, постепенно происходит и эстетическое развитие. Рис. 6(эскизы моделей фартуков и техническое описание)
Анализ идей и выбор лучшей

При оценке идей у маленьких детей существует один простой критерий: нравится или не нравится та или иная идея. По мере взросления они должны продвигаться от уровня, когда принимаются во внимание только свои ценности. Процесс проектирования изделия включает в себя нахождение компромиссов между конфликтующими факторами. Например, между силуэтом изделия и нестандартной фигурой, прочностью ткани и ее драпируемостью на теле, стоимостью и качеством одежды. Способности учащихся в этой области развиваются от элементарных личностных реакций на идеи к выработке обоснованных решений. Учатся разбивать сложную проблему на части, которые можно рассматривать отдельно друг от друга, а затем синтезировать их для создания функционального и привлекательного изделия. Принимая решение, следует разработать критерии оценивания, при этом следует учитывать форму, назначение, материал, способ изготовления, стоимость. Оценка идей может быть качественной (учащийся пишет свои комментарии за и против) и количественной (каждую идею оценивают в баллах) Рис. 7 (таблица сравнительного анализа) Очень хорошо использовать на этом этапе морфологический ящик, когда забрасывая идеи и анализируя их, приходишь к выбору изделия и наиболее приемлемому способу его обработки и изготовления. Рис 8. (изготовление жилета в технике «Пэчворк»)
Заключение

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого я использую специальные организационные формы и методы, уделяя отдельное внимание в процессе урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу. Её результатом является создание собственного продукта в современной практически значимой и электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени. При работе над проектом ставятся задачи: · обучить умениям и навыкам исследовательской работы, · повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, · научить школьников оформлять научные идеи, размышления, · организовать активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности, · обучение школьников публичному выступлению, · обучение учащихся рефлексии, · освоение школьниками социокультурных связей, · расширение образовательного пространства и мировоззренческого кругозора, · способствовать мотивированному выбору профессии. Технологические проекты, конечно же, служат развитию ребенка и формированию исследовательской культуры школьников. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно. Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся .


В раздел образования