Автор: Вашуркина Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: г. Черногорск Респ Хакасия
Наименование материала: Доклад
Тема: "Эффективность совместной образовательной деятельности воспитателя и педагога – психолога в ДОО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Журавушка»
Доклад на тему: «Эффективность совместной образовательной деятельности
воспитателя и педагога – психолога в ДОО»
Воспитатель: Вашуркина Кристина Александровна
Черногорск, 2025 г.
Эффективность совместной деятельности воспитателя и психолога
Введение
Современное образование и воспитание детей требуют комплексного подхода, в
рамках которого особое значение приобретает сотрудничество различных
специалистов. Осознание значимости взаимодействия воспитателей и психологов в
детских учреждениях становится необходимым условием для достижения высокой
эффективности образовательного процесса. В данном докладе рассмотрим, как
совместная деятельность этих специалистов влияет на развитие детей, их
эмоциональное и социальное благополучие, а также на общее качество образования.
Роль воспитателя и психолога в образовательном процессе
Воспитатель является ключевой фигурой в процессе обучения и воспитания. Моей
основной задачей является создание комфортной и безопасной образовательной
среды, в которой каждый ребенок может развиваться и проявлять свои способности.
Мы работаем над формированием не только познавательных, но и личностных качеств
ребенка, помогаем ему социализироваться и адаптироваться к коллективу.
Психолог, в свою очередь, выполняет важную роль в анализе и поддержании
психоэмоционального состояния детей. Его задача заключается в диагностике
проблем, оказании коррекционной помощи и проведении профилактических
мероприятий. Психолог также консультирует нас по вопросам взаимодействия с
детьми, давая рекомендации по управлению групповой динамикой и в отдельных
случаях – по разрешению конфликта.
Синергия совместной деятельности
Эффективность нашей совместной работы определяется способностью к синергии, то
есть совместной деятельности, в которой результаты взаимодействия превышают
сумму индивидуальных усилий. Основные направления нашего сотрудничества
включают:
Диагностика и мониторинг. Мы работаем над диагностикой эмоционального и
психологического состояния детей. Это позволяет выявить возможные проблемы на
ранних стадиях и разработать рекомендации по их решению.
Коррекция поведения. Психолог может предложить методы и техники, которые мы
сможем использовать для работы с проблемными детьми. В этом контексте
совместная деятельность способствует оптимизации образовательного процесса.
Обучение и повышение квалификации. Обмен знаниями и опытом между
воспитателями и психологами помогает нам повышать свою квалификацию и
применять на практике передовые методы работы.
Примеры успешного сотрудничества
В практике многих детских учреждений можно наблюдать успешные примеры
взаимодействия воспитателей и психологов. Например, в нашем детском саду
существуют совместные тренинги для детей, которые могут помочь развить навыки
коммуникации и сотрудничества, а также научить их справляться со стрессом и
конфликтами.
Также стоит отметить технологии, направленные на работу с родителями, где мы
совместно с педагогом – психологом предлагаем стратегии взаимодействия,
рекомендации по воспитанию, что, в свою очередь, способствует снижению
конфликта между домом и детским учреждением.
Одной из форм нашего взаимодействия является «Тетрадь взаимодействия со
специалистами». Данная тетрадь включает в себя раздел «Рекомендации педагога -
психолога» по работе с детьми. Рекомендации вписываются в тетрадь ежемесячно. В
них прописываются игры, упражнения для закрепления с детьми
полученной информации на занятии с педагогом - психологом, а так же рекомендации
по индивидуальной работе с конкретным ребёнком.
Проведя с детьми коррекционную работу по указанной теме, мы делаем в тетради
отметки, обозначая способы и методы проведённой работы. Если мы испытываем
затруднения при подборе материала, то материалы подбираются и обсуждаются
с педагогом - психологом.
Без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут
грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, или найти
оптимальные условия для его обучения и развития.
С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя,
результатах нашего наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения
дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои
психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в
приоритетных направлениях работы с ним.
С другой стороны, нам необходима информация педагога-психолога о внутренней
«картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках существующих
учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации нам трудно
построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Заключение
Эффективность совместной деятельности воспитателя и психолога имеет
значительное влияние на развитие и благополучие детей в образовательных
учреждениях. Синергия нашей работы позволяет не только решать отдельные
проблемы, но и создавать более гармоничную и продуктивную образовательную
среду. В условиях современного общества, когда эмоциональное и психологическое
здоровье детей становится важной задачей, взаимодействие
высококвалифицированных специалистов становится необходимым шагом для
достижения высокого качества образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместная деятельность воспитателя
и психолога является не только полезной, но и необходимой для создания
благоприятного и развивающего пространства для детей.