Напоминание

"Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством дидактических игр"


Автор: Белова Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 243, г. Челябинск
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Речь – важнейший инструмент социального взаимодействия, через который

человек выражает свои мысли, эмоции и потребности. Для детей старшего

дошкольного возраста, особенно с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ), развитие речи играет ключевую роль в успешной социализации и

подготовке к школе. Одним из эффективных методов развития речи у таких

детей являются дидактические игры, которые не только стимулируют речевую

активность, но и способствуют развитию мышления, памяти и внимания.

Дети с ОВЗ могут сталкиваться с различными трудностями в речевом

развитии. Это могут быть нарушения звукопроизношения, бедный словарный

запас, сложности в построении грамматически правильных предложений и

слабая связная речь. Эти особенности требуют особого подхода, при котором

основное внимание уделяется:

- Формированию правильного звукопроизношения.

-Развитию лексико-грамматических навыков.

-Стимуляции диалогической и монологической речи.

- Повышению уровня активности в речевой деятельности.

Дидактические игры – это один из эффективных методов коррекционной

работы, который учитывает особенности психофизиологического развития

детей с ОВЗ. Они обладают рядом преимуществ: мотивация и

заинтересованность. Игра сама по себе является естественной деятельностью

для ребенка, которая вызывает интерес и эмоциональный отклик. Через игру

дети легче вовлекаются в учебный процесс и проявляют больше активности.

В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться,

формулировать свои мысли и реагировать на высказывания других. Игры часто

сопровождаются новыми словами и фразами, что способствует расширению

активного и пассивного словаря детей. В ходе игры дети имеют возможность

многократно использовать определенные грамматические конструкции, что

помогает лучше их усвоить.

Примеры дидактических игр для развития речи.

Игра «Собери предложение»

Детям предлагаются карточки с разными словами, из которых они должны

составить грамматически правильное предложение. Это упражнение помогает

развивать синтаксические навыки и учит строить связную речь.

Игра «Кто как говорит».

Дети подражают звукам, которые издают животные, машины, природные

явления. Эта игра способствует развитию фонематического слуха и улучшению

артикуляции.

Игра «Угадай, кто это?».

Ведущий описывает животное, предмет или явление, а дети должны угадать, о

чем идет речь. Это упражнение помогает расширять словарный запас и

развивать логическое мышление.

Игра «Придумай историю».

Детям показывают картинку или серию картинок, и они должны придумать

небольшую историю, используя иллюстрации как основу. Это помогает

развивать монологическую речь и воображение.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ – это сложный и

многоступенчатый процесс, требующий использования разнообразных методик

и подходов. Дидактические игры являются одним из наиболее эффективных

инструментов для стимулирования речевой активности и коммуникативных

навыков у таких детей. Игровая форма позволяет ребенку более легко и

естественно вовлекаться в процесс обучения, делая его увлекательным и

результативным.



В раздел образования