Напоминание

"Лексические игры и упражнения" в подготовительной группе с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет


Автор: Красноперова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №18 "Мишутка"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югры
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Лексические игры и упражнения" в подготовительной группе с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 18 «Мишутка»

Конспект занятия

по развитию речи

«Лексические игры и упражнения» в подготовительной

группе

с детьми старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет)

Разработала:

Красноперова Наталья Николаевна

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад №18 «Мишутка»

г. Сургут, 2025г

Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и

упражнения» в группе старшего дошкольного возраста

(6-7лет)

Тема:

«Лексические игры и упражнения»

Цель:

обогащать

словарный

запас

и

активизировать

речь

детей,

совершенствовать слуховое восприятие речи, внимание и память.

Задачи:

- упражнять

детей

в

нахождении

звука

в

словах,

развивать

фонематический слух;

- закреплять знания детей об антонимах;

- закреплять умение детей правильно делить слова на слоги;

- развивать

у

детей

слуховое

восприятие,

грамматически

правильную

речь, добиваться полных ответов на вопросы.

- воспитывать

умение

работать

коллективно,

дружно;

воспитывать

внимание, интерес к занятию, желание учиться.

- создавать положительный эмоциональный фон.

Оборудование: иллюстрации (слон, собака, корова, малина, лиса, рыба, стол,

машина)

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, доброе утро! Я говорю вам «доброе утро», а знаете

ли вы, как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей).

Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»?

Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много

других приятных, ласковых слов, которые называются как …?

(комплименты).

Игра «Комплименты»

Воспитатель:

-

Давайте

мы

с

вами

подарим

друг

другу

комплименты.

Вставайте в круг.

(Дети, передавая по кругу мячик, говорят друг другу комплименты).

От ваших тёплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам

хорошо!

II. Основная часть

1.

Артикуляционная гимнастика «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

2. Игра «Каким звуком отличаются слова».

Воспитатель: - Проговорите про себя два слова «день - лень». Они звучат

похоже, но между ними есть и разница. Слова состоят из букв, а слышим мы

звуки.

Не надо объяснять, что обозначат эти слова. Обратите внимание на звуки. (В

слове «день» был звук дь, а в слове «лень» появился звук ль).

-Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что

образовались разные слова?

-Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак, коза-коса, каска-

маска.

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

3. Многозначные слова.

Воспитатель: - А теперь, ребята послушайте новое задание.

«Что такое коса» (особым образом заплетённые волосы, рабочий инструмент,

песчаная отмель). Получается, что слово одно, а значений у него много. Это

слово называется многозначным.

Такими же словами являются: ключ, листок, кран. Попробуйте объяснить

значение этих слов. (Ключ (к замку, родничок), листок (с дерева, бумажный),

кран (подъёмный, кран у самовара, водопроводный кран).

4. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть

слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра

поэтому так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?

Ветреный

безветренный.

Мокрый

сухой.

Радостный

грустный. Холодный – теплый.

Поздняя – ранняя. Яркий – тусклый. Низкий – высокий. Сытый – голодный.

Редкий – частый. Спелый – незрелый. Начало – конец. Длинный – короткий.

Тихий – громкий. Высокий – низкий. Умный – глупый. Тяжелый – легкий.

Новый – старый. Шумный – тихий. Чистый – грязный. Хороший –

плохой. Злой – добрый. Спать – бодрствовать. Встать – лечь. Мириться –

ссориться. Снимать – надевать. Раздевать – одевать. Хмуриться – улыбаться.

Физкультминутка

Быстро встаньте.

Быстро

встаньте,

улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка,

плечи

распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево,

вправо

повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: отдохнули?! Давайте продолжим.

5. «Скороговорки».

Воспитатель: - «У Бориса был баран, и залез баран в бурьян». Как вы

думаете, что я вам прочла? (скороговорку). Правильно, а вы знаете, что

такое скороговорка? (ответы

детей).

(Скороговорка

это

короткое

произведение

из

одной-двух

фраз.

Она

построена

на

сочетании

труднопроизносимых слов и звуков).

Воспитатель:

А

для

чего

нам

нужны

скороговорки?

(ответы

детей).

(Скороговорки

используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, всех тех, кто

хотел б говорить выразительно, разборчиво и внятно. Когда люди

тренируются,

проговаривая

вслух

скороговорки,

то

их

речь

становится

красивой и чѐткой).

Воспитатель: Кто знает скороговорки?

(ответы детей).

Воспитатель: А послушайте, какие я вам прочту: «Дуб в сугробе греет ноги,

снега

много

на дороге», «Мария готовила пир на весь мир», «Испекла

Иришка куклам по коврижке».

Воспитатель:

Давайте

выучим

одну:

«Испекла

Иришка

куклам

по

коврижке».

6. Воспитатель: А сейчас мы с вами выполним интересное задание.

«Раздели на слоги».

Воспитатель: - Вы уже знаете, что каждое слово можно разделить на

части (на слоги). В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А

есть и такие слова, в которых только один слог.

Воспитатель: Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы попробуйте сами

сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова-названия

предметов, которые я вам покажу на рисунках. (Ответы детей). (слон, собака,

корова, малина, лиса, рыба, стол, машина).

III. Заключительная

часть. Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, скажите, чем мы с вами занимались?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- А какое вызвало у вас затруднения?

- Спасибо вам за занятие.



В раздел образования