Напоминание

"Как организовать и провести с детьми утренний и вечерний круг"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как организовать и провести с детьми утренний и вечерний круг"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Из опыта работы

«Как организовать и провести с детьми утренний и вечерний

круг»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2025

Утренний и вечерний круг — это формы организации образовательного процесса с детьми

в утренний и вечерний период. Такие формы деятельности с дошкольниками не являются режим-

ным моментом. Педагоги могут использовать круги как ритуалы, чтобы вовлечь детей в образо-

вательную деятельность. Ритуалы — один из компонентов уклада, которые педагоги должны

применять в работе с детьми в рамках реализации рабочей программы воспитания.

С помощью утренних и вечерних ритуалов педагоги поддерживают в группе атмосферу дру-

желюбия. Также на утренних и вечерних кругах педагоги развивают у детей коммуникативные

навыки, навыки планирования деятельности в течение дня.

На утреннем круге дошкольники делятся со сверстниками и воспитателями своими новостями,

обсуждают планы на день. На вечернем — дети обсуждают с воспитателями важные моменты

прошедшего дня.

Необходимо планировать утренний и вечерний круги с учетом возраста детей, начиная с млад-

шей группы. Уже с младшего дошкольного возраста воспитатели должны развивать у детей эмо-

циональную отзывчивость. Также педагоги должны знакомить детей со способами взаимодей-

ствия со сверстниками в игре и общении (п.

18.4

ФОП ДО).

Чтобы организовать утренние и вечерние круги в группах, необходимо продумать тему, а также

определить структуру кругов и подготовить необходимые материалы.

Темы кругов могут быть разнообразными, например, тему утреннего круга можно связать с со-

держанием тематической недели, знаменательной датой или интересами детей. Главное — уста-

новить с дошкольниками эмоциональный контакт и вовлечь их в образовательный процесс

в течение дня.

Темы утреннего круга

К знаменательным дням:

«Путешествие с книгой» (День знаний);

«Все профессии нужны, все профессии важны» (День дошкольного работника, День

учителя);

«Путешествие по России» (День народного единства);

«Мамы и малыши» (День матери, 8 Марта);

«Где живет Дед Мороз?» (Новый год);

«Наша армия сильна» (День защитника Отечества);

«Нам бы в космос полететь» (День космонавтики);

«Они ковали Победу» (День Победы);

«Моя любимая семья» (День семьи, любви и верности);

«В поисках флага» (День Государственного флага России).

К тематическим неделям:

«Добрые дела» (Неделя доброты);

«Хлеб — всему голова!» (Неделя русской кухни);

«Скоморошьи забавы» (Неделя в честь Масленицы);

«С песней, шуткой и в игре — изучаем ПДД» (Неделя по знакомству с правилами до-

рожного движения);

«Для кого, зачем и как?» (Неделя загадок).

Тема вечернего круга непосредственно связана с утренним. В конце дня дошкольники делятся

своим мнением и впечатлениями от мероприятий по теме всего дня.

Четкой структуры проведения утреннего и вечернего кругов в детском саду нет. Чтобы прове-

сти утренний круг с дошкольниками, рекомендуется включить в него семь этапов:

сбор и рассадка детей;

приветствие;

обмен новостями;

динамическая пауза;

проблемная ситуация;

игры;

представление плана дня.

Эти этапы помогут вовлечь детей в разговор и настроить на различные виды деятельности в

течение дня. Содержание этапов зависит от темы круга.

Этап

Краткое описание

Сбор и рассадка де-

тей

Воспитатель оповещает всех детей группы о начале утреннего

круга. Дошкольников рассаживают на специально подготовлен-

ные места

Приветствие

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга различны-

ми способами

Обмен новостями

Дошкольники делятся со сверстниками и воспитателями новостя-

ми, событиями, которые происходили с ними в предыдущие дни

Динамическая пауза

Воспитатель проводит пальчиковые и дыхательные упражнения

Проблемная ситуа-

ция

Педагог задает открытый вопрос по теме круга. Дошкольники вы-

сказывают свое мнение по этому вопросу

Игры

Дошкольники участвуют в играх по теме круга

Представление плана

дня

Воспитатель знакомит детей с содержанием видов деятельности

в режимных моментах дня

Чтобы провести этапы утреннего и вечернего кругов, нужно подготовить раздаточные и иг-

ровые материалы:

музыка или музыкальные инструменты для созыва детей в круг. Например, колокольчик, ба-

рабан, дудочка, маракасы;

кружки из картона для разметки пространства;

подушки для рассадки;

атрибуты для высказывания идей и мнений. К примеру: мячик, мягкая игрушка или флажок;

считалки, речовки, пожелания или комплименты для приветствия;

темы и вопросы для обсуждения проблемных ситуаций;

игры и упражнения для динамической паузы и игр.

Для вечернего круга рекомендовано продумать список обобщающих вопросов, чтобы под-

вести итоги дня. Например, спросите у воспитанников, как прошел их день, что нового они

узнали?

Примерные игры для утреннего круга

«

Добрые волшебники»

Педагог предлагает дошкольникам сесть в круг. Затем воспитатель зачитывает сказку: «В

одной сказочной стране жил-был злодей-грубиян. Этот злодей мог заколдовать любого ре-

бенка. Для этого он обзывал детей плохими словами. Из-за заклятия дети не могли веселить-

ся. А расколдовать таких детей могли только добрые волшебники. Добрые волшебники гово-

рили ребятам хорошие слова и комплименты».

Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети».

Педагог распределяет воспитанников в две команды: заколдованные дети и добрые волшеб-

ники. Добрые волшебники по очереди подходят к заколдованному ребенку и пытаются рас-

колдовать детей, называя их ласковыми словами.

«Встаньте те, кто...»

Воспитанники сидят в кругу. Педагог обращает внимание, что в группе все дети разные и

в то же время чем-то похожи друг на друга.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите друг на друга. Мы все разные, но у всех у нас есть что-то

общее. Я попрошу встать из круга того, кто любит мороженое».

Дети выполняют просьбу педагога. После первого вопроса педагог задает аналогичные.

Например: «Встаньте те, кто любит плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки».

«Ежики»

Педагог предлагает одному из дошкольников изобразить ежика. Ребенок садится и обхва-

тывает свои колени руками. Остальные воспитанники присаживаются вокруг дошкольника и

вместе с воспитателем поют ему песенку:

«Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

Ежик, ежик, мы друзья,

Дай погладить нам тебя»

Воспитанники вместе с педагогом наклоняются и нежно поглаживают ребенка. Далее вос-

питатель предлагает другим воспитанникам примерить роль ежика и поиграть в игру.

«Что наденем мы гулять?»

Воспитатель кидает по очереди каждому воспитаннику мяч и спрашивает, что он наденет в

разное время года. Например: «Раз, два, три, четыре, пять, мы зимой идем гулять. Что ты на-

денешь зимой?» Дошкольник ловит мяч и отвечает на вопрос. К примеру: «Я надену зимой

шапку, шубу и варежки». После ответа дошкольник бросает мяч обратно педагогу.

«Времена года»

Дошкольники должны выполнить определенное движение по команде педагога. Напри-

мер: «мороз» – замереть в любой позе, «метель» – присесть, «солнце» – встать, «дождь»

– покружиться. Все движения педагог повторяет вместе с детьми.

Чтобы проверить, как воспитанники слушают и выполняют задание, воспитатель может ино-

гда показывать одно движение, а говорить совсем другое. Например, присесть и при этом

дать команду «солнце».

«Покажи без слов»

Дошкольники становятся в круг, а педагог встает в центр. Далее воспитатель обращается к

каждому из воспитанников и предлагает изобразить мимикой, жестами рук и движениями

конкретного животного или птицу без слов. Например: «Изобрази движениями, как летает

птица».

«Разведчики, парад, засада»

По команде «Парад» дошкольники идут парадным шагом, по команде «Разведчики» дети

идут осторожно, согнувшись, а по команде «Засада» дети приседают и не шевелятся.

«Главные праздники»

Воспитатель читает стихотворения и просит дошкольников отгадать, о каких государствен-

ных праздниках идет речь:

1. Дет Мороз принес подарки,

Их под елочку сложил.

Наступил веселый, яркий,

Лучший праздник... (Новый год).

2. Чтоб на всей большой Земле

Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале

День... (защитника Отечества).

3. Если нам куда-то надо,

Путь найти поможет карта.

Если нам нужны награды,

Быстрый бег начнем со старта.

А весной мы встретить рады

Женский день... (Восьмое Марта).

4. Идет парад, гремит салют,

Звучит оркестр там и тут.

Не только прадеды и деды

Встречают славный... (День Победы).

«Назови ласково»

Воспитатель называет одного из членов семьи и дает ребенку любую мягкую игрушку. Тот

ребенок, у которого в руках оказывается игрушка, должен ласково назвать члена семьи. К

примеру, педагог говорит «Мама», а ребенок продолжает: «Мамочка, мамуля».

Воспитатель передает игрушку по кругу каждому из воспитанников и продолжает перечис-

лять членов семьи. Например, сын, дочь, папа, дедушка, бабушка. Дошкольники продолжают

придумывать к ним ласковые слова: доченька, папочка, дедуля, бабуля.

«Что лежит, что стоит, что висит?»

Педагог показывает дошкольникам картинку с изображением кухни с мебелью и посудой.

Воспитанникам нужно рассмотреть картинку и ответить на вопросы:

назовите посуду, которая стоит (стакан, кастрюля, сковорода, тарелка);

назовите посуду, которая лежит на столе (ложка, вилка, нож, разделочная доска);

назовите посуду, которая висит (дуршлаг, половник, шумовка).

Представление плана на день. Завершающий этап утреннего круга — обсуждение с до-

школьниками планов на день. Озвучьте воспитанникам перечень занятий до обеда и после

дневного сна. Расскажите также, какие новые игрушки или оборудование появились

в разных центрах активностей, функциональных модулях и зонах. Например: «Дети, сегодня

в центре познания вы узнаете все про домашних животных. А в центре творчества попробуе-

те слепить их». Чтобы дети смогли ориентироваться в расписании дня группы, подготовьте

заранее календарь событий. Такой календарь можно оформить на месяц вперед. Кратко от-

метьте в календаре тему дня и вид деятельности. Если у воспитанников есть идеи и предло-

жения, запишите их в календарь и предложите зарисовать.



В раздел образования