Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как организовать и провести с детьми утренний и вечерний круг"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Как организовать и провести с детьми утренний и вечерний
круг»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2025
Утренний и вечерний круг — это формы организации образовательного процесса с детьми
в утренний и вечерний период. Такие формы деятельности с дошкольниками не являются режим-
ным моментом. Педагоги могут использовать круги как ритуалы, чтобы вовлечь детей в образо-
вательную деятельность. Ритуалы — один из компонентов уклада, которые педагоги должны
применять в работе с детьми в рамках реализации рабочей программы воспитания.
С помощью утренних и вечерних ритуалов педагоги поддерживают в группе атмосферу дру-
желюбия. Также на утренних и вечерних кругах педагоги развивают у детей коммуникативные
навыки, навыки планирования деятельности в течение дня.
На утреннем круге дошкольники делятся со сверстниками и воспитателями своими новостями,
обсуждают планы на день. На вечернем — дети обсуждают с воспитателями важные моменты
прошедшего дня.
Необходимо планировать утренний и вечерний круги с учетом возраста детей, начиная с млад-
шей группы. Уже с младшего дошкольного возраста воспитатели должны развивать у детей эмо-
циональную отзывчивость. Также педагоги должны знакомить детей со способами взаимодей-
ствия со сверстниками в игре и общении (п.
18.4
ФОП ДО).
Чтобы организовать утренние и вечерние круги в группах, необходимо продумать тему, а также
определить структуру кругов и подготовить необходимые материалы.
Темы кругов могут быть разнообразными, например, тему утреннего круга можно связать с со-
держанием тематической недели, знаменательной датой или интересами детей. Главное — уста-
новить с дошкольниками эмоциональный контакт и вовлечь их в образовательный процесс
в течение дня.
Темы утреннего круга
К знаменательным дням:
«Путешествие с книгой» (День знаний);
«Все профессии нужны, все профессии важны» (День дошкольного работника, День
учителя);
«Путешествие по России» (День народного единства);
«Мамы и малыши» (День матери, 8 Марта);
«Где живет Дед Мороз?» (Новый год);
«Наша армия сильна» (День защитника Отечества);
«Нам бы в космос полететь» (День космонавтики);
«Они ковали Победу» (День Победы);
«Моя любимая семья» (День семьи, любви и верности);
«В поисках флага» (День Государственного флага России).
К тематическим неделям:
«Добрые дела» (Неделя доброты);
«Хлеб — всему голова!» (Неделя русской кухни);
«Скоморошьи забавы» (Неделя в честь Масленицы);
«С песней, шуткой и в игре — изучаем ПДД» (Неделя по знакомству с правилами до-
рожного движения);
«Для кого, зачем и как?» (Неделя загадок).
Тема вечернего круга непосредственно связана с утренним. В конце дня дошкольники делятся
своим мнением и впечатлениями от мероприятий по теме всего дня.
Четкой структуры проведения утреннего и вечернего кругов в детском саду нет. Чтобы прове-
сти утренний круг с дошкольниками, рекомендуется включить в него семь этапов:
•
сбор и рассадка детей;
•
приветствие;
•
обмен новостями;
•
динамическая пауза;
•
проблемная ситуация;
•
игры;
•
представление плана дня.
Эти этапы помогут вовлечь детей в разговор и настроить на различные виды деятельности в
течение дня. Содержание этапов зависит от темы круга.
Этап
Краткое описание
Сбор и рассадка де-
тей
Воспитатель оповещает всех детей группы о начале утреннего
круга. Дошкольников рассаживают на специально подготовлен-
ные места
Приветствие
Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга различны-
ми способами
Обмен новостями
Дошкольники делятся со сверстниками и воспитателями новостя-
ми, событиями, которые происходили с ними в предыдущие дни
Динамическая пауза
Воспитатель проводит пальчиковые и дыхательные упражнения
Проблемная ситуа-
ция
Педагог задает открытый вопрос по теме круга. Дошкольники вы-
сказывают свое мнение по этому вопросу
Игры
Дошкольники участвуют в играх по теме круга
Представление плана
дня
Воспитатель знакомит детей с содержанием видов деятельности
в режимных моментах дня
Чтобы провести этапы утреннего и вечернего кругов, нужно подготовить раздаточные и иг-
ровые материалы:
музыка или музыкальные инструменты для созыва детей в круг. Например, колокольчик, ба-
рабан, дудочка, маракасы;
кружки из картона для разметки пространства;
подушки для рассадки;
атрибуты для высказывания идей и мнений. К примеру: мячик, мягкая игрушка или флажок;
считалки, речовки, пожелания или комплименты для приветствия;
темы и вопросы для обсуждения проблемных ситуаций;
игры и упражнения для динамической паузы и игр.
Для вечернего круга рекомендовано продумать список обобщающих вопросов, чтобы под-
вести итоги дня. Например, спросите у воспитанников, как прошел их день, что нового они
узнали?
Примерные игры для утреннего круга
«
Добрые волшебники»
Педагог предлагает дошкольникам сесть в круг. Затем воспитатель зачитывает сказку: «В
одной сказочной стране жил-был злодей-грубиян. Этот злодей мог заколдовать любого ре-
бенка. Для этого он обзывал детей плохими словами. Из-за заклятия дети не могли веселить-
ся. А расколдовать таких детей могли только добрые волшебники. Добрые волшебники гово-
рили ребятам хорошие слова и комплименты».
Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети».
Педагог распределяет воспитанников в две команды: заколдованные дети и добрые волшеб-
ники. Добрые волшебники по очереди подходят к заколдованному ребенку и пытаются рас-
колдовать детей, называя их ласковыми словами.
«Встаньте те, кто...»
Воспитанники сидят в кругу. Педагог обращает внимание, что в группе все дети разные и
в то же время чем-то похожи друг на друга.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите друг на друга. Мы все разные, но у всех у нас есть что-то
общее. Я попрошу встать из круга того, кто любит мороженое».
Дети выполняют просьбу педагога. После первого вопроса педагог задает аналогичные.
Например: «Встаньте те, кто любит плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки».
«Ежики»
Педагог предлагает одному из дошкольников изобразить ежика. Ребенок садится и обхва-
тывает свои колени руками. Остальные воспитанники присаживаются вокруг дошкольника и
вместе с воспитателем поют ему песенку:
«Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
Ежик, ежик, мы друзья,
Дай погладить нам тебя»
Воспитанники вместе с педагогом наклоняются и нежно поглаживают ребенка. Далее вос-
питатель предлагает другим воспитанникам примерить роль ежика и поиграть в игру.
«Что наденем мы гулять?»
Воспитатель кидает по очереди каждому воспитаннику мяч и спрашивает, что он наденет в
разное время года. Например: «Раз, два, три, четыре, пять, мы зимой идем гулять. Что ты на-
денешь зимой?» Дошкольник ловит мяч и отвечает на вопрос. К примеру: «Я надену зимой
шапку, шубу и варежки». После ответа дошкольник бросает мяч обратно педагогу.
«Времена года»
Дошкольники должны выполнить определенное движение по команде педагога. Напри-
мер: «мороз» – замереть в любой позе, «метель» – присесть, «солнце» – встать, «дождь»
– покружиться. Все движения педагог повторяет вместе с детьми.
Чтобы проверить, как воспитанники слушают и выполняют задание, воспитатель может ино-
гда показывать одно движение, а говорить совсем другое. Например, присесть и при этом
дать команду «солнце».
«Покажи без слов»
Дошкольники становятся в круг, а педагог встает в центр. Далее воспитатель обращается к
каждому из воспитанников и предлагает изобразить мимикой, жестами рук и движениями
конкретного животного или птицу без слов. Например: «Изобрази движениями, как летает
птица».
«Разведчики, парад, засада»
По команде «Парад» дошкольники идут парадным шагом, по команде «Разведчики» дети
идут осторожно, согнувшись, а по команде «Засада» дети приседают и не шевелятся.
«Главные праздники»
Воспитатель читает стихотворения и просит дошкольников отгадать, о каких государствен-
ных праздниках идет речь:
1. Дет Мороз принес подарки,
Их под елочку сложил.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник... (Новый год).
2. Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День... (защитника Отечества).
3. Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта.
А весной мы встретить рады
Женский день... (Восьмое Марта).
4. Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут.
Не только прадеды и деды
Встречают славный... (День Победы).
«Назови ласково»
Воспитатель называет одного из членов семьи и дает ребенку любую мягкую игрушку. Тот
ребенок, у которого в руках оказывается игрушка, должен ласково назвать члена семьи. К
примеру, педагог говорит «Мама», а ребенок продолжает: «Мамочка, мамуля».
Воспитатель передает игрушку по кругу каждому из воспитанников и продолжает перечис-
лять членов семьи. Например, сын, дочь, папа, дедушка, бабушка. Дошкольники продолжают
придумывать к ним ласковые слова: доченька, папочка, дедуля, бабуля.
«Что лежит, что стоит, что висит?»
Педагог показывает дошкольникам картинку с изображением кухни с мебелью и посудой.
Воспитанникам нужно рассмотреть картинку и ответить на вопросы:
назовите посуду, которая стоит (стакан, кастрюля, сковорода, тарелка);
назовите посуду, которая лежит на столе (ложка, вилка, нож, разделочная доска);
назовите посуду, которая висит (дуршлаг, половник, шумовка).
Представление плана на день. Завершающий этап утреннего круга — обсуждение с до-
школьниками планов на день. Озвучьте воспитанникам перечень занятий до обеда и после
дневного сна. Расскажите также, какие новые игрушки или оборудование появились
в разных центрах активностей, функциональных модулях и зонах. Например: «Дети, сегодня
в центре познания вы узнаете все про домашних животных. А в центре творчества попробуе-
те слепить их». Чтобы дети смогли ориентироваться в расписании дня группы, подготовьте
заранее календарь событий. Такой календарь можно оформить на месяц вперед. Кратко от-
метьте в календаре тему дня и вид деятельности. Если у воспитанников есть идеи и предло-
жения, запишите их в календарь и предложите зарисовать.