Автор: Фомичева Татьяна Семеновна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: рп.Сокольское, Сокольский р-он, Нижегородская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Направления, содержание и задачи коррекционно-развивающей
работы по формированию мелкой моторики у детей с интеллектуальной
недостаточностью.
В коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми
дошкольного возраста особое внимание уделяется развитию общей и мелкой
моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше
развиваются, поэтому начинать следует с самого раннего возраста.
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, недостаточный
объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой
моторики. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой
координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро
устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии
познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Несовершенство
тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение
культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками
самообслуживания. Моторная составляющая является ведущей при
осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, рече-моторных,
ритмико-моторных и других координаций. Следует отметить, что у детей с
нарушениями интеллекта данные виды координаций без специальной работы не
формируются.
Для развития мелкой моторики в работе с детьми, имеющими отклонения
в развитии положительного результата в своей работе использую следующие
упражнения:
• игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами (вкладыши
разной формы) ;
• надевание и снимание колец разного размера на стержень (пирамидки) ;
• сортировка крупных и мелких пуговиц в соответствующие коробочки;
• сортировка бобов, фасоли, гороха в разные емкости;
• складывание мелких предметов (пуговиц, бусинок) в узкий цилиндр;
• завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков и баночек разного
диаметра;
• составление контурных предметов (домик, флажок, елочка и др.) сначала из
крупных, а затем из более мелких палочек;
• отрывание и сминание кусочка бумаги (разной толщины) то левой, то правой
рукой;
• завязывание и развязывание ленточек, шнурочков;
• застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, молний;
• наматывание ниток (разной толщины) на катушку;
• сматывание ниток в клубочек;
• стирание ластиком нарисованных предметов;
• прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
а также многие другие варианты упражнений.
Занятия и игры направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук
у детей, имеющих отклонения в психическом развитии сейчас особенно
популярны. В настоящее время очень много представлено разнообразной
литературы, пособий, игр и игрушек, которые могут укрепить руки наших детей
и развить их мелкую моторику. В ходе систематического проведения таких игр
и занятий развиваются следующие движения:
хватание - дети учатся захватывать предмет, действуя целенаправленно
(мелкие предметы дети хватают одной рукой или щепотью, большие двумя
руками) ;
соотносящие действия – дети учатся совмещать два предмета или две части
одного предмета, принцип соотносящих действий лежит в основе многих
дидактических игр, игрушек-пирамид, матрешек и др. ;
подражание движениям рук взрослого – это умение лежит в основе
формирования многих полезных навыков ручных действий;
движения кистей и пальцев рук
Хороший эффект в развитии тонкой моторики дает проведение специальной
пальчиковой гимнастики, сочетающей в себе развитие всех пальчиков руки (а не
только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и
составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов:
на сжатие;
на растяжение;
на расслабление.
Упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в течение 2-3 минут
во время каждого коррекционного занятия с повтором по 5-7 раз в медленном
темпе с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно
или вместе – это зависит от направленности упражнения. Вначале даются
однотипные и одновременные движения, направленные на развитие
согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения
включаются более сложные – разнотипные движения.
Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений
руки, а систематическое обучение детей с задержкой в психическом развитии
новым двигательным тонко координированным действиям.
Су-Джок- терапия, которая способствует не только развитию моторики
ребенка, но и активизирует речь ребенка.. Он основан на том, что каждому
органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные
на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих
болезней или предотвратить их развитие. В переводе с корейского Су – кисть,
Джок – стопа. Метод Су – Джок направлен на активизацию зон коры головного
мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку
стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток
и их активному функционированию.
Для проведения Су - Джок терапии нужны специальные массажные
шарики и колечки. Дети катают между ладоней шарики (они наощупь колкие, а
колечки поочередно одевают на пальчики .
Эта здоровьесберегающая технология настолько проста и доступна, что
освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять и затем им
можно пользоваться всю жизнь. Упражнения для развития общей и мелкой
моторики. Массаж специальным шариком Су-Джок. Поскольку на ладони
находится множество биологически активных точек, эффективным способом их
стимуляции является массаж специальным шариком. Основные движения:
- Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
- Катать мячик в ладонях по кругу;
- Перебирать мячик пальчиками;
- Сжимать мячик пальчиками;
- Крутить мячик пальчикам;
- Подбрасывать и ловить мячик;
- Сжимать мячик в руках;
- Перекидывать мячик из одной руки в другую.
-Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Массаж эластичным кольцом
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по
ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла,
проговаривая стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько
раз в день.
Раз – два – три – четыре – пять,
(разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми
упражнениями, актуальными на данном этапе работы (например, по
лексической теме): это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание
чистоговорок и т.д.).
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети
достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает
благоприятное влияние на развитие речи.
Также упражнения по тренировке движений пальцев рук, при
помощи Су-Джок терапии, являются мощным средством повышения
работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание,
память, слух, зрение, способствуют развитию речевой функции ребенка.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на
формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного
мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры, активная работа
предметно – практической деятельностью стимулируют процесс речевого и
умственного развития детей.
Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с
интеллектуальной недостаточностью оказывают благотворное влияние на
общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и
уверенным в себе.