Автор: Лунева Тамара Дмитриевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 243, г. Челябинск
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нейроигры, как средство для повышения интеллектуальных возможностей и общей умственной активности у детей дощкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Нейроигры
,
как средство для повышения
интеллектуальных возможностей и общей умственной
активности у детей дошкольного возраста.
С каждым годом в мире возрастает количество детей с нарушениями речевого
развития, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими
расстройствами. Согласно данным международной статистики, у большинства
современных
детей
тактильная
и
двигательная
информация
полностью
заменяется информацией визуальной. Потому что большинство развивающих
игр и занятий перешло за столы или на экраны телефонов и различных
гаджетов. Очень много детей оказалось в гиподинамии и это не может не
влиять на развитие мозга в целом. Даже при общей хорошей интеллектуальной
составляющей дети перестали выполнять простые базовые упражнения,
которые помогают им концентрировать внимание и сосредоточиться. Данную
закономерность наблюдаем и мы – воспитатели. В своей работе мы часто
сталкиваемся с детьми, которые имеют рассеянное внимание, испытывают
трудности с организованностью, не могут сосредоточиться и правильно
выполнять предложенное задание. Причины этих и многих других проблем
учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга
и его функционированием.
Рост
числа
дошкольников
с
нарушениями
психических
функций
определяет актуальность выявления
и
внедрения
современных
научно
обоснованных технологий их формирования и развития.
Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушария.
Каждое из них отвечает за разные функции. Правое – за умение планировать,
образное мышление, креативность, восприятие и информации на слух. Левое –
за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для
правильной
работы
мозга
оба
полушария
должны
взаимодействовать,
функционировать, развиваться равноценно. Работа обоих полушарий очень
важна, так как в протекании психических функций принимают участие оба
полушария. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у
ребенка
будет
интеллектуальное
развитие,
память,
внимание,
речь,
воображение, мышление и восприятие.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя
руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и
формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и
согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и
правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Одним из новых здоровьесберегающих технологий и более эффективных
инструментов коррекции развития в детском возрасте, не имеющих побочных
эффектов являются нейроупражнения.
С целью поддержания познавательной активности детей, способствования
развитию психических процессов, я попробовала использовать в своей работе
различные нейроигры и кинезиологические упражнения. Заметила, что мои
воспитанники выполняют эти упражнения с увлечением, а нейроигры
доставляют
им
удовольствие.
В
ходе
педагогической
диагностики
прослеживается
положительная
динамика
в
формировании
речевых
компетенций, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха,
чувства ритма, способность к самоконтролю, произвольной саморегуляции,
освоению пространства вокруг собственного тела.
Положительный
результат
практического
опыта
подтолкнул
меня
на
разработку
методического
пособия
по
использованию
нейроигр
и
кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для интеллектуально и психомоторного развития,
активизации речи у детей дошкольного возраста посредством нейроигр и
упражнений.
Задачи:
способствовать улучшению двигательной координации;
способствовать улучшению освоения учебного материала;
развитие мелкой моторики;
улучшение внимания, памяти, речи, мышления;
развитие творческих способностей.
Нейропсихологические
игры
–
это
специальные
игровые
комплексы,
способствующие
развитию
психических
процессов:
памяти,
внимания,
мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации,
активизации речи. Нейроупражнения активно формируют нейронные связи в
разных зонах мозга улучшают межполушарное взаимодействие, как следствие,
ребенок становится успешным в любом виде деятельности. Именно гимнастика
мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения
детей, стимулировать их интеллектуальное развитие а также решить множеств
проблем эмоционального плана.
Нейропсихологические упражнения универсальны тем, что не требуют какой-
либо специальной подготовки. Регулярное использование в работе воспитателя
нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный
потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности.
Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и
практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в
любое время и в любом месте. С помощью специально подобранных
упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и
развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Практическая значимость использования нейроигр в детском саду состоит в
том, что система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать
не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и
исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить
нарушения чтения и письма будущих школьников.
Для эффективной работы с использованием нейроупражнений необходимо
учитывать
определенные
условия:
упражнения
проводятся
ежедневно;
упражнения
проводятся
в
доброжелательной
обстановке;
упражнения
проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом; от детей требуется точное
выполнение движений и приемов; продолжительность упражнений зависит от
возраста и может составлять 5-10 минут в день.
Использование
нейпропсихологических
игр
и
упражнений
способствует
развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в
форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего
некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные
изменения у нормально развивающихся детей.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы
общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому
можем научиться сами и научить наших детей.
Мозгу нужны интенсивные ежедневные тренировки, заставляющие работать и
левое, и правое полушарие. А нейроигры – это и есть гимнастика как для тела и
его частей, так и одновременно гимнастика для мозга.
Таким образом, несмотря на простоту, мы приходим к выводу, что
нейропсихологический
подход
в
развитии
дошкольников
является
эффективным и увлекательным инструментом работы. Можно сказать, что
применение нейроигр позволяет развивать познавательную сферу ребенка,
снимает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю,
помогают в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности и
счастливого ребенка.