Напоминание

"Нейроигры, как средство для повышения интеллектуальных возможностей и общей умственной активности у детей дощкольного возраста"


Автор: Лунева Тамара Дмитриевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 243, г. Челябинск
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нейроигры, как средство для повышения интеллектуальных возможностей и общей умственной активности у детей дощкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейроигры

,

как средство для повышения

интеллектуальных возможностей и общей умственной

активности у детей дошкольного возраста.

С каждым годом в мире возрастает количество детей с нарушениями речевого

развития, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими

расстройствами. Согласно данным международной статистики, у большинства

современных

детей

тактильная

и

двигательная

информация

полностью

заменяется информацией визуальной. Потому что большинство развивающих

игр и занятий перешло за столы или на экраны телефонов и различных

гаджетов. Очень много детей оказалось в гиподинамии и это не может не

влиять на развитие мозга в целом. Даже при общей хорошей интеллектуальной

составляющей дети перестали выполнять простые базовые упражнения,

которые помогают им концентрировать внимание и сосредоточиться. Данную

закономерность наблюдаем и мы – воспитатели. В своей работе мы часто

сталкиваемся с детьми, которые имеют рассеянное внимание, испытывают

трудности с организованностью, не могут сосредоточиться и правильно

выполнять предложенное задание. Причины этих и многих других проблем

учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга

и его функционированием.

Рост

числа

дошкольников

с

нарушениями

психических

функций

определяет актуальность выявления

и

внедрения

современных

научно

обоснованных технологий их формирования и развития.

Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушария.

Каждое из них отвечает за разные функции. Правое – за умение планировать,

образное мышление, креативность, восприятие и информации на слух. Левое –

за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Для

правильной

работы

мозга

оба

полушария

должны

взаимодействовать,

функционировать, развиваться равноценно. Работа обоих полушарий очень

важна, так как в протекании психических функций принимают участие оба

полушария. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у

ребенка

будет

интеллектуальное

развитие,

память,

внимание,

речь,

воображение, мышление и восприятие.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя

руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и

формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и

согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и

правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Одним из новых здоровьесберегающих технологий и более эффективных

инструментов коррекции развития в детском возрасте, не имеющих побочных

эффектов являются нейроупражнения.

С целью поддержания познавательной активности детей, способствования

развитию психических процессов, я попробовала использовать в своей работе

различные нейроигры и кинезиологические упражнения. Заметила, что мои

воспитанники выполняют эти упражнения с увлечением, а нейроигры

доставляют

им

удовольствие.

В

ходе

педагогической

диагностики

прослеживается

положительная

динамика

в

формировании

речевых

компетенций, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха,

чувства ритма, способность к самоконтролю, произвольной саморегуляции,

освоению пространства вокруг собственного тела.

Положительный

результат

практического

опыта

подтолкнул

меня

на

разработку

методического

пособия

по

использованию

нейроигр

и

кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для интеллектуально и психомоторного развития,

активизации речи у детей дошкольного возраста посредством нейроигр и

упражнений.

Задачи:

способствовать улучшению двигательной координации;

способствовать улучшению освоения учебного материала;

развитие мелкой моторики;

улучшение внимания, памяти, речи, мышления;

развитие творческих способностей.

Нейропсихологические

игры

это

специальные

игровые

комплексы,

способствующие

развитию

психических

процессов:

памяти,

внимания,

мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации,

активизации речи. Нейроупражнения активно формируют нейронные связи в

разных зонах мозга улучшают межполушарное взаимодействие, как следствие,

ребенок становится успешным в любом виде деятельности. Именно гимнастика

мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения

детей, стимулировать их интеллектуальное развитие а также решить множеств

проблем эмоционального плана.

Нейропсихологические упражнения универсальны тем, что не требуют какой-

либо специальной подготовки. Регулярное использование в работе воспитателя

нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный

потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности.

Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и

практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в

любое время и в любом месте. С помощью специально подобранных

упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и

развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Практическая значимость использования нейроигр в детском саду состоит в

том, что система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать

не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и

исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить

нарушения чтения и письма будущих школьников.

Для эффективной работы с использованием нейроупражнений необходимо

учитывать

определенные

условия:

упражнения

проводятся

ежедневно;

упражнения

проводятся

в

доброжелательной

обстановке;

упражнения

проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом; от детей требуется точное

выполнение движений и приемов; продолжительность упражнений зависит от

возраста и может составлять 5-10 минут в день.

Использование

нейпропсихологических

игр

и

упражнений

способствует

развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в

форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего

некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные

изменения у нормально развивающихся детей.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы

общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому

можем научиться сами и научить наших детей.

Мозгу нужны интенсивные ежедневные тренировки, заставляющие работать и

левое, и правое полушарие. А нейроигры – это и есть гимнастика как для тела и

его частей, так и одновременно гимнастика для мозга.

Таким образом, несмотря на простоту, мы приходим к выводу, что

нейропсихологический

подход

в

развитии

дошкольников

является

эффективным и увлекательным инструментом работы. Можно сказать, что

применение нейроигр позволяет развивать познавательную сферу ребенка,

снимает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю,

помогают в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности и

счастливого ребенка.



В раздел образования