Напоминание

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по сюжетной картинке.


Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитетель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по сюжетной картинке.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного

возраста в процессе рассказывания по сюжетной картинке.

В современных условиях образовательно-воспитательного процесса

возрастают

требования

к

личности

дошкольника,

предполагающие

гармоничное развитие каждого ребенка, способного размышлять, объяснять,

отстаивать свою точку зрения, в совершенстве владеть навыками связной

монологической речи, которая предоставляет большие возможности для

решения

многих

задач

умственного,

эстетического

и

нравственного

воспитания. Особую роль в развитии связной монологической речи старших

дошкольников многие исследователи (Флерина Е.А., Конина М.М. и другие)

отводят наглядным средствам, позволяющим выработать у детей логику

мышления, способность к поиску наиболее точных выразительных средств

при составлении собственных рассказов\

Одним из самых распространенных видов наглядности при обучении

детей старшего дошкольного возраста рассказыванию является сюжетная

картинка, которая имеет определенное словесное выражение, название, несет

в себе социальную значимость. Сюжетная картинка позволяет вывести

ребенка на уровень символического замещения и тем самым способствует

формированию

мышления

и

связной

монологической

речи,

которая

организована по законам логики, грамматики, представляет собой единое

целое, обладает относительной самостоятельностью и законченностью.

Составление связного рассказа по сюжетным картинкам предполагает

развитие у старшего дошкольника умения анализировать, выявлять основные

признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные,

временные) между предметами и явлениями. Кроме того, ребенок должен

подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова,

строить простые и сложные предложения и объединять их в текст

различными способами связей.

Тихеева Е.И. разделяет данную точку зрения, и на основании своих

исследований считает, что развивать способность рассматривать картинку,

разбираться в ее подробностях – основная цель на занятиях по обучению

рассказыванию

и

формированию

связной

речи

у

детей

старшего

дошкольного возраста. Ребенок, считает автор, внимательно рассматривая

изображение с единым сюжетом, изъявляет желание поделиться мыслями,

чувствами, переживаниями, вступает в разговор с воспитателем и своими

сверстниками, при этом придумывает текст высказывания, состоящий из

нескольких предложений разной синтаксической конструкции].

В процессе обучения рассказыванию по серии картин дошкольник

имеет возможность сформировать элементарные представления о структуре

текста (начало, середина, конец), способах связи между предложениями и

частями

высказывания.

Работа

над

формированием

представлений

о

структуре

повествования

развивает

у

детей

умение

анализировать

художественный текст и переносить усвоенные навыки в самостоятельное

словесное творчество.

Картинка, объединенная единым сюжетом, по мнению Флериной Е.А.,

не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и

природных явлениях, но и воздействует на эмоции старших дошкольников,

вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и

застенчивых. Использование серии сюжетных картинок, утверждает автор,

способствует развитию умений правильно выстраивать сюжетную линию

рассказа,

формирует

элементарные

знания

о

композиции

связного

высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств,

использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и

отдельными предложениями.

При составлении рассказа по картинке вырабатываются у старших

дошкольников умения самостоятельно оформлять высказывания-описания

или высказывания-повествования с указанием места и времени действия,

придумыванием событий, предшествующих изображенным и последующих

за ними, то есть правильно выстраивать сюжетную линию. Важным

моментом в формировании связной монологической речи детей старшего

дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и

рост придаточных предложений, которые свидетельствуют о развитии

отвлеченного мышления, навыков структурирования сложных предложений,

необходимых для развернутого высказывания.

Связное монологическое высказывание является показателем того,

насколько дошкольник владеет словарным богатством родного языка, его

грамматическим строем, орфоэпическими нормами, может избирательно

пользоваться наиболее уместными речевыми средствами. Формировать у

ребенка умения связно, самостоятельно и последовательно излагать мысли,

находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения,

логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и

словопроизношения – значит совершенствовать у него навыки составления

разных типов рассказов.

Совершенствование

качества

детских

рассказов

по

сюжетным

картинкам осуществляется при постепенном усложнении процесса обучения

(использовании этапности при ознакомлении с текстом, его структурными

компонентами, использовании такой формы обучения, как рассказывание –

командами, различными вариантами предъявления серий сюжетных картин).

Прослеживание

динамики

в

детских

рассказах

от

элементарных,

поверхностных высказываний с отсутствием структуры рассказа, средств

выразительности

с

бесконечными

паузами

и

повторами

к

более

содержательным, последовательным рассказам с соблюдением структуры и с

использованием

разных

видов

связей

и

средств

выразительности

свидетельствуют о развитой связной монологической речи у детей старшего

дошкольного возраста.

Старшие дошкольники с интересом составляют по сюжетным картинам

разные виды своих рассказов (описание, повествование, рассуждение), с

удовольствием подбирают образные выражения, используют в речи слова

эмоциональной, экспрессивной лексики, а также различные синтаксические

конструкции. Сюжетные картины должны быть высокохудожественными,

доступными

для

детского

взгляда

по

изображению

и

содержанию,

интересными, понятными и предполагающими воспитательное значение,

проявляющееся в положительном, сочувственном отношении ко всему

живому и неживому в окружающем мире.

В

выборе

серии

картинок

для

работы

по

развитию

связной

монологической речи должна строго соблюдаться последовательность

перехода от доступных, простых сюжетов к более сложным. Односюжетная

серия картинок представляет собой наглядную опору, облегчающую ребенку

построение связного рассказа и выступающую в качестве своеобразной

схемы, модели структуры повествовательного текста, которой пользуется

дошкольник на всех этапах развертывания действия, что способствует

формированию у него элементарных знаний о композиции, использовании

разнообразных типов внутритекстовой связи.

Для того чтобы ребенок воспринял сюжетную картинку как единое

смысловое

целое,

ему

необходимо

овладеть

умениями

определять

местоположение объектов, предметов на художественно оформленном

изображении, устанавливать причинно-следственные связи между ними,

выявлять отводимую роль действующему лицу (позу, эмоциональное

состояние), словесно оформлять свои мысли, чувства и переживания в виде

высказываний. Одним из приемов, подготавливающих детей старшего

дошкольного возраста к обучению рассказыванию по картинке, является

рассматривание изображения (рисунка) и беседа по его содержанию,

преследующие

тройную

цель:

упражнение

в

наблюдении,

развитие

мышления, воображения, логического суждения и связной монологической

речи.

Обучение

рассказыванию

по

серии

односюжетных

картин,

выступающей в качестве модели структуры повествовательного текста,

включает самостоятельное комментирование изображения композиционных

частей в рисунке, оказывающих влияние на умственное и речевое развитие

старших дошкольников.

Старшие дошкольники затрудняются в установлении взаимосвязи

между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов,

поэтому необходимо формировать у них умения воспринимать сюжет,

стимулировать наблюдательность и способность к составлению рассказа,

поэтому

в

беседе

особое

внимание

уделяется

более

детальному

рассматриванию картинки в силу большей сложности содержания. При

составлении

повествовательного

рассказа

с

опорой

на

сюжетное

изображение,

кроме

восприятия,

дети

активизируют

творческое

воображение,

придумывают

разные

варианты

предшествующих

и

следовавших друг за другом событий, которые изображены на картинке. В

процессе рассказывания по картинкам ребенок продолжает развивать

затронутый художником сюжет, придумывает слова главным героям,

рассуждает

по

поводу

их

действий,

оформляет

начало

и

конец

повествования.

При составлении старшими дошкольниками различных по сложности

рассказов по серии картинок усиливается удельный вес, роль и значение

самостоятельного моделирования и композиционного оформления сюжета,

подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств

языка в связи с отсутствием готовых авторских форм. Все это требует более

высокого уровня и речевого развития, и, прежде всего, сформированности

лексического и грамматического строя, более интенсивной познавательной

деятельности, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной

работы, подготавливающей словесную и интеллектуальную базу для

составления рассказов. Дементьева А.М. рекомендует начинать обучение

старших

дошкольников

рассказыванию

с

целью

развития

связной

монологической речи с составления описательных текстов. При этом автор

указывает, что рассказ по сюжетной картине более сложен, чем рассказ о

реальном предмете, игрушке, так как видимый предмет точно определяет

собой содержание будущего повествования. Его наглядно воспринимаемое

качество облегчает подбор соответствующего словаря, в то время как при

описании картины ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества

изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его. Обогащение

детской речи словами - названиями качеств, признаков, состояний предметов

и отношений между ними, по мнению Кониной М.М., является важным

фактором

развития

как

целенаправленного,

осмысленного

восприятия

содержания сюжетной картинки, так и формирования навыков связной

монологической речи

Обучение детей умениям узнавать предметы на сюжетных картинках

по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования

самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше

органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром,

тем успешнее идет социальное развитие ребенка, тем осознаннее становится

его речь. Сюжетная картинка является не только средством опосредованного

познания

окружающего

мира

и

развития

связной

речи

старших

дошкольников, но и способом формирования у них навыков составления

монологических высказываний.

Зрожевская А.А., изучавшая вопросы развития у детей дошкольного

возраста монологической описательной речи, отмечала, что построение

текстов данного типа требует от ребят усвоения его специфических функций,

особой перечислительной структуры и характерных речевых средств, в том

числе

вариативности,

последовательности

описания.

Рассматривание

изображения, считает автор, будет направлено на то, чтобы показать детям

картину как будущий объект описания, чтобы помочь им выделить те

признаки, которые отличают ее от других со сходной темой.

Составление

описательного

рассказа

по

сюжетной

картине

представляет собой особый вид связного монологического высказывания,

характеризующегося трехчастной гибкой структурой: начало, основная

часть,

которая

может

состоять

из

нескольких

микротем,

концовки,

параллельной организацией связи предложений, отличается спецификой

используемых

речевых

средств.

Для

рассказов-описаний

характерно

использование определенной лексики: существительных, называющих части

или

детали

объектов,

прилагательных,

характеризующих

особенности

объекта описания, тропов, синонимов, антонимов, многозначных слов.

В процессе рассказывания, по словам Гербовой В.В., активизируется и

уточняется словарь дошкольника, развивается его речь: умение отвечать на

вопросы, обосновывать свои ответы, рассуждать, анализировать, самому

задавать вопросы. Накопленный лексический запас позволит детям уверенно

использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно

отражать воспринятое содержание сюжетной картинки, поэтому автор

рекомендует постоянно закреплять и совершенствовать приобретаемые

детьми речевые навыки.

Полезными в данном случае для старших дошкольников являются

упражнения «Найди небылицы в картинках», «Подскажи художнику»

(используются

сюжетные

картины

с

изображением

несуществующих

животных, растений, с нарушениями закономерностей сезонных явлений и

так далее). Детям предлагается объяснить, правильная картинка или

неправильная, что и почему изображено на ней неправильно, как должно

быть на правильной картине, что нужно изменить и так далее. В

упражнениях

«Найди

отличия»,

«Одинаковые

картинки

или

нет»

используются парные картинки с несколькими отличиями в деталях. В

данных упражнениях старшие дошкольники не только формируют навык

видеть, замечать различия, правильно называть объекты картины и их

признаки (цвет, величину, количество деталей, расположение), но и

создавать текст-рассуждение, требующий использования соответствующей

структуры, лексического и грамматического оформления.

Предлагаемые

виды

логических

упражнений

позволяют

детям

оперировать несколькими аргументами при доказательстве «правильности»

или «неправильности», похожести или непохожести картин. При этом есть

возможность дать дошкольникам образцы использования вводных слов,

являющихся средствами связи в высказываниях-рассуждениях: «во-первых»,

«во-вторых», «следовательно», «значит» и так далее. Составление связных

монологов-рассуждений по сюжетным картинкам – самый сложный вид

деятельности старших дошкольников, хотя построение развернутых и

глубоких доказательств от них пока не требуется.

Но потребность детей в построении речи-рассуждения возникает часто,

и для ее удовлетворения необходимо усвоение функций данного типа

монолога. А для этого требуется совершенствовать у дошкольников навыки

построения

его

элементарных

форм,

используя

любую

возможность

приобщения

к

конкретной

функции

речи.

И

одним

из

средств,

предоставляющих

такую

возможность,

являются

сюжетные

картины,

которые позволяют упражнять детей в составлении элементарных монологов

типа речи-рассуждения и служат наглядным дидактическим средством для

усвоения не только функций этого типа речи, его структуры, но и доступных

языковых средств внутритекстовой связи.

Данный вид детской деятельности представляет собой сложный

мыслительный и речевой процесс, включающий в высказывание ребенка

сообщение разной степени развернутости (от высказывания до развернутого

текста). Составляя рассказ-рассуждение по сюжетной картине, дошкольник

выявляет и анализирует все ее компоненты, рассматривает связи и

взаимодействия между ними, то есть создает в своем воображении

определенную смысловую модель. А затем адекватно преобразовывает ее в

последовательно расположенные компоненты, обозначает их словами и

сочетаниями слов; определяет полноценность текста с коммуникативной

точки

зрения,

то

есть

устанавливает

связь

между

отдельными

предложениями, готовит текст с ориентировкой на конкретного слушателя.

Таким образом, рассматривание сюжетных картинок побуждает детей к

речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их

нравственную направленность. Рассказывание является одним из важнейших

аспектов

развития

связной

монологической

речи

детей

старшего

дошкольного возраста. Степень связности, точности, полноты детских

рассказов во многом зависит от правильного восприятия ребенком сюжета

картинок, его осмысления.

В

процессе

восприятия

серии

картинок

возникает

творческая

атмосфера, способствующая концентрации внимания старших дошкольников

на действиях и взаимоотношениях персонажей, вызывающая естественную

потребность

ребенка

прокомментировать

рассматриваемый

сюжет

изображения. В процессе рассматривания активизируется и уточняется

словарь старшего дошкольника, а специально проводимая лексическая

работа по серии сюжетных картин, в которой большое внимание уделяется

формированию

различных

операций

со

словом,

семантических

сопоставлений, оценки, оказывает положительное влияние на развитие

связной монологической речи.

Так как важной в построения текста рассказа по содержанию сюжетной

картинки

является

способность

отбора

языковых

средств,

то

совершенствование связности речи обязательно предполагает обогащение

высказываний

детей

сложными

синтаксическими

конструкциями.

Рассказывание по серии сюжетных картинок способствует овладению

структурой рассказа, развитию правильного понимания формы и содержания,

формирует элементарные знания о композиции связного монологического

высказывания, стимулирует поиск наиболее точных и образных средств,

использование разнообразных связей между смысловыми частями текста и

отдельными предложениями.



В раздел образования