Напоминание

Воспитание экологической культуры дошкольников


Автор: Евстафьева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Щигровский детский сад филиал МКДОУ Мокроусовский детский сад №1 " Колосок"
Населённый пункт: с. Щигры
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание экологической культуры дошкольников  

Автор : воспитатель первой категории Евстафьева Елена Анатольевна

Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь-

восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к

окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности.

В этот период закладываются основы личностной культуры поведения.

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста —

формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его

окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного

происхождения, которыми он пользуется.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия

мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие,

интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и

моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых

глубоких

и

важных

человеческих

чувств с

точки

зрения

детского

восприятия: честности,

правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к

Родине. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время

одним

из

приоритетных

направлений.

Чем

раньше

начинается

формирование

основ

экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. При ознакомлении детей с

природой

открываются

возможности

для

эстетического,

патриотического,

нравственного

воспитания.

Общение

с

природой

обогащает

духовную

сферу

человека,

способствует

формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой

является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания

природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать

основы экологического воспитания с раннего детства, так как основные черты личности

закладываются

в

дошкольном

возрасте.

Безусловно,

процесс

экологического

воспитания

длительный и поэтапный. В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается,

крупицы

экологических

знаний,

полученные

в

детстве,

помогут

ребёнку

впоследствии ориентироваться

в

окружающей

действительности,

правильно

понимать

её,

бережно к ней относиться. Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика - это

формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом

станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю. Важно научить

детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить

её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла

угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают

различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется

окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать

природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие

личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и

явлениях.

Знания о природе помогут ребенку ориентироваться в качествах, признаках и

свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,

знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной

системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их

признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.

Знания о природе у

дошкольников формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но

внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие

у детей познавательного отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме

соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери,

движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все

это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое

воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается

гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать

природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания,

чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников - это одна

из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь,

способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет

на становление личности ребенка в целом. База, заложенная в детском возрасте, будет являться

фундаментом

экологической

культуры.

У

ребенка

сформируется определенная

система

ценностей и ориентиров в этом вопросе, экологическая культура и понимание взаимосвязанных

процессов природы и человека. Нельзя не отметить тот факт, что экологическая культура

предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность

по ее охране. Педагог с детьми наблюдает и обсуждает правила поведения, помогает им

приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг

детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу

дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь и человек

в этой цепочке связующее звено.

Экологическое воспитание в детском саду необходимо

проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом, родителями. Формы такой

работы могут быть разнообразны и интересны, например:

1. Экологическая направленность группы (специально организованные творческие группы или

группы, в теме образования которых заявлено экологическое направление и т.д.)

· непосредственно-образовательная деятельность , экскурсии , беседы о природе, животных и

растениях , чтение литературы , рассказы.

2. Совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем,

актуализируют

свои

представления

о

естественных

законах

и

фактах

о

природных

закономерностях: тематические игры , викторины , наблюдение

3. Самостоятельная деятельность детей, в котрой они могут применить эти знания на практике и

продемонстрировать свою инициативу:

игра

, работа в центре песка и воды,

в центре

экспериментирования и в центре природы , досуговые мероприятия .

4. Работа с родителями. Одним из условий экологического воспитания является совместная

деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную

задачу - воспитать экологически грамотного человека.

Формы совместной работы могут быть следующие: консультации, КВН, конкурсы, викторины,

встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и

озеленение прогулочных площадок групп, выставки рисунков и поделок, семейные газеты. Такая

форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие

детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.

Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки

подразумевает наличие уголка природы, где есть все необходимые условия для ухода за живой

природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс,

а не только наблюдают со стороны.

Делая вывод, хотелось бы отметить, что экологические вопросы сейчас очень актуальны. И

дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании детей — они

помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь,

формируют духовно-нравственные принципы восприятия ребенком себя как части единой

системы окружающего мира живой и неживой природы.

Список литературы:

1. Бодракова Н.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Бодракова Н. И. / /

детский сад от А. до Я. — 2008 год. — Вып. 6

2. Градобоева Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.

3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной

жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. М:.

Издательский центр "Академия", 2001.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов

дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998



В раздел образования