Автор: Евстафьева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Щигровский детский сад филиал МКДОУ Мокроусовский детский сад №1 " Колосок"
Населённый пункт: с. Щигры
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры дошкольников
Автор : воспитатель первой категории Евстафьева Елена Анатольевна
Формирование экологической культуры, начало её становления зарождается в первые семь-
восемь лет жизни ребёнка. В это время закладываются основы правильного отношения к
окружающему миру. Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности.
В этот период закладываются основы личностной культуры поведения.
Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста —
формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его
окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного
происхождения, которыми он пользуется.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия
мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие,
интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и
моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых
глубоких
и
важных
человеческих
чувств с
точки
зрения
детского
восприятия: честности,
правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к
Родине. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время
одним
из
приоритетных
направлений.
Чем
раньше
начинается
формирование
основ
экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. При ознакомлении детей с
природой
открываются
возможности
для
эстетического,
патриотического,
нравственного
воспитания.
Общение
с
природой
обогащает
духовную
сферу
человека,
способствует
формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой
является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания
природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать
основы экологического воспитания с раннего детства, так как основные черты личности
закладываются
в
дошкольном
возрасте.
Безусловно,
процесс
экологического
воспитания
длительный и поэтапный. В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается,
крупицы
экологических
знаний,
полученные
в
детстве,
помогут
ребёнку
впоследствии ориентироваться
в
окружающей
действительности,
правильно
понимать
её,
бережно к ней относиться. Задача с учетом ФГОС, которую решает дошкольная педагогика - это
формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом
станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю. Важно научить
детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить
её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла
угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают
различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется
окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать
природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Влияние природы на развитие
личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и
явлениях.
Знания о природе помогут ребенку ориентироваться в качествах, признаках и
свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем,
знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной
системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их
признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
Знания о природе у
дошкольников формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но
внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие
у детей познавательного отношения к природе. Дети всегда и везде в той или иной форме
соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери,
движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все
это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается
гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать
природу. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания,
чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников - это одна
из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь,
способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет
на становление личности ребенка в целом. База, заложенная в детском возрасте, будет являться
фундаментом
экологической
культуры.
У
ребенка
сформируется определенная
система
ценностей и ориентиров в этом вопросе, экологическая культура и понимание взаимосвязанных
процессов природы и человека. Нельзя не отметить тот факт, что экологическая культура
предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность
по ее охране. Педагог с детьми наблюдает и обсуждает правила поведения, помогает им
приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста детей, круг
детских обязанностей и задач постепенно расширяется. Экологическое образование ставит задачу
дать детям понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь и человек
в этой цепочке связующее звено.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо
проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом, родителями. Формы такой
работы могут быть разнообразны и интересны, например:
1. Экологическая направленность группы (специально организованные творческие группы или
группы, в теме образования которых заявлено экологическое направление и т.д.)
· непосредственно-образовательная деятельность , экскурсии , беседы о природе, животных и
растениях , чтение литературы , рассказы.
2. Совместная деятельность, в которой дети активно участвуют вместе с воспитателем,
актуализируют
свои
представления
о
естественных
законах
и
фактах
о
природных
закономерностях: тематические игры , викторины , наблюдение
3. Самостоятельная деятельность детей, в котрой они могут применить эти знания на практике и
продемонстрировать свою инициативу:
игра
, работа в центре песка и воды,
в центре
экспериментирования и в центре природы , досуговые мероприятия .
4. Работа с родителями. Одним из условий экологического воспитания является совместная
деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную
задачу - воспитать экологически грамотного человека.
Формы совместной работы могут быть следующие: консультации, КВН, конкурсы, викторины,
встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и
озеленение прогулочных площадок групп, выставки рисунков и поделок, семейные газеты. Такая
форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие
детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.
Организация пространства в группе для создания благоприятной экологической обстановки
подразумевает наличие уголка природы, где есть все необходимые условия для ухода за живой
природой. Воспитательный эффект достигается, если дети непосредственно вовлечены в процесс,
а не только наблюдают со стороны.
Делая вывод, хотелось бы отметить, что экологические вопросы сейчас очень актуальны. И
дошкольные учреждения играют важную роль в экологическом воспитании детей — они
помогают раскрыть подрастающему поколению красоту природы, учат ценить ее и беречь,
формируют духовно-нравственные принципы восприятия ребенком себя как части единой
системы окружающего мира живой и неживой природы.
Список литературы:
1. Бодракова Н.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Бодракова Н. И. / /
детский сад от А. до Я. — 2008 год. — Вып. 6
2. Градобоева Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.
3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной
жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. М:.
Издательский центр "Академия", 2001.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов
дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998