Напоминание

"Как повысить самооценку ребенка: Советы родителям"


Автор: Бычкова Наталья Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОБУ "СОШ "Муринский ЦО №2
Населённый пункт: город Мурино Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Как повысить самооценку ребенка: Советы родителям"
Раздел: начальное образование





Назад




Как повысить самооценку ребенка: Советы родителям.

Самооценка – это оценка личностью своих возможностей, качеств и места в обществе.

Когда у ребёнка занижена самооценка, скорее всего, ему будет трудно реализоваться как

личности, поскольку у него нет ощущения себя ценным и важным, нет веры в свои силы.

Если ребёнок не уверен в себе, то:

Он часто чувствует себя хуже других

Ему трудно принять комплимент, он думает, то не заслужил

Избегает социальной активности, мало общается с другими

Он думает, что его обманут, обидят, недооценят

Сильно разочаровывается, когда терпит неудачу

Может обманывать, когда думает, что сделал что-то не так

Часто отказывается от новых видов деятельности из-за страха не справиться

При выполнении любого дела настроен на неудачу.

Часто меняется настроение. Обидчив.

Переоценивает достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Может быть агрессивным или властным, чтобы скрыть свою неуверенность.

У ребенка с низкой самооценкой могут сформироваться убеждения:

«Я недостаточно хорош»

«Другие лучше меня»

«Я должен быть идеальным»

«Я ничего не могу»

«Я неудачник»

«Меня никто не полюбит».

Эти убеждения могут привести к комплексу неполноценности, который в последствии

перерастает в невроз или депрессию.

Причины заниженной самооценки у детей.

1.Наследственность. Люди, которые окружают ребенка могут сами испытывать сложности с

самооценкой. Часто они передают свои негативные убеждения и комплексы близким.

Посмотрите, у кого в роду была низкая самооценка. Обычно дети зеркалят наше поведение.

2.Издержки воспитания:

Чрезмерная опека со стороны родителей.

Недостаток доверительных отношений семье

Завышенные требования к ребенку

Нехватка похвалы и признания успеха

Сравнение ребенка с другими в негативном ключе

3. Социальные контакты за пределами семьи:

Унижение и издевательства со стороны сверстников или педагогов

Запугивание и угрозы.

Что такое здоровая самооценка?

Здоровая самооценка — это ощущение своей ценности. Человек со здоровой самооценкой

принимает себя и свои слабости, позволяет себе ошибаться. Он знает свои сильны стороны, умеет

ими пользоваться и получает от этого удовольствие.

Человек со здоровой самооценкой признает ценность всех людей, включая себя.

Как повысить самооценку ребенка?

Проявляйте интерес к жизни своего ребенка. Отмечайте его достижения.

Поддерживайте, учитесь замечать в своем ребенке хорошее.

Давайте ребенку возможность делать выбор самостоятельно, не навязывая своё решение.

Позволяйте ребенку ошибаться – это полезный опыт.

Делайте акцент на сильных сторонах ребенка.

Избегайте сравнения с другими детьми

Научите ребёнка говорить «нет» и отстаивать свои границы.

Просите у ребенка совета как у равного. Показывайте, что цените его мнение.

Искренне хвалите ребенка.

Как правильно хвалить ребенка?

1. «Поделись, как ты это сделал?»

2. «Мне нравится твоя работа/ поделка/ рисунок. Здорово у тебя получается!»

3. «Я рада, что у тебя хватило терпения продолжить сложную работу и итоге ты справился!»

4. «Как здорово ты это придумал!»

5. «У тебя интересная идея! Мне нравится!»

6. «Мне нравится, как ты рассуждаешь!»

7. «Какое интересное решение/способ!»

8. «Ух ты, ты оказался сильнее своего страха!»

9. «С каждым разом у тебя получается все лучше и лучше!»

10. «Ты приложил усилия, и достиг результата! Я горжусь тобой!»

11. Ты делаешь важные шаги к своей цели!

12. «Я радуюсь твоим достижениям!»

13. «Я так горжусь тобой! Могу я рассказать о твоём успехе бабушке или друзьям?

14. «Так держать! Продолжай, у тебя все получится!»

15. «Ты быстро осваиваешь новое!»

16. «Это впечатляет! Как тебе удалось!»

17. «Мне нравится, что ты не бросаешь начатое на полпути!»

18. «Ты на правильном пути!»

Тесты для определения самооценки.

Тест Лесенка В.Г. Щур

Возраст: от 3 до 10 лет

Для прохождения теста нужно нарисовать лесенку из семи ступенек или использовать готовый

шаблон с изображением лесенки.

Инструкция: «Перед тобой лесенка. Если всех детей рассадить на этой лесенке, то самые хорошие

дети окажутся на самой верхней ступеньке, самые плохие на самой нижней ступеньке. На средней

ступеньке – те, кто ни хорошие, ни плохие. На какую ступеньку ты себя поставишь? Объясни

почему?»

Пусть ребенок нарисует кружочек на выбранной ступеньке.

Обычно дошкольники ставят себя на верхнюю ступеньку, что является нормой.

Если ребенок, независимо от возраста выбирает нижние ступеньки, это указывает на низкую

самооценку.

Так- же можно спросить ребенка:

«На какую ступеньку тебя бы поставила мама? Почему?»

«На какую ступеньку тебя бы поставил папа? Почему?»

«На какую ступеньку тебя бы поставила учительница/воспитательница? Почему?»

Этот тест поможет вам лучше узнать своего ребенка и его отношение к себе.

Тест на определение уровня самооценки у подростков Р.В. Овчарова

Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16

вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать».

Последний вариант следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ

испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае

отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Вопросы:

1.

Мне нравится создавать фантастические проекты.

2.

Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

3.

Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4.

Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

5.

В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

6.

Мне нравится находить причины своих неудач.

7.

Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

8.

Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

9.

Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

10.

Убедительно могу доказать правоту.

11.

Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

12.

У меня часто рождаются интересные идеи.

13.

Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

14.

Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

15.

Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16.

Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Итоговая сумма полученных баллов поможет определить результат:

24-32 балла – высокий уровень самооценки;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Упражнения для повышения самооценки и уверенности в себе.

«Звезда нашей семьи»

Создайте небольшой стенд, посвященный ребенку.

Оговорите время его использования. Например, неделя или две.

На этот период ребенок станет «Звездой вашей семьи»

Остальные члены семьи будут следить за его успехами и отмечать его достоинства.

В центре стенда разместите фотографию ребенка, а вокруг лепестки или стикеры с записями

добрых дел, достоинств, успехов ребенка. При желании ребенок может сам добавить заметку о

себе.

«Солнышко»

Это упражнение поможет ребенку почувствовать себя любимым, значимым, успешным.

Оно проводится в атмосфере доброжелательности.

Для выполнения упражнения понадобятся альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами.

Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

-Солнышко — какое оно?

-Яркое, жёлтое, доброе, тёплое, радостное…

-А теперь представь, что солнышко — это ты.

Пусть ребёнок напишет своё имя на солнышке. У солнышка должны быть лучи. Если их немного,

то подрисуйте до 7-9 лучиков.

-Давай подпишем каждый лучик солнышка. Называй какое-то твоё замечательное качество и

записывай вдоль лучика. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А

ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача:

постараться, чтобы каждый лучик был назван.

«Как много я умею»

Каждый ребенок уникален, имеет свои достоинства и заслуживает уважения.

Эта игра – хороший способ напомнить ребенку о его достижениях.

Вам понадобится мяч.

Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он

должен бросить его обратно, завершив предложение тем, что пришло ему в голову.

Все предложения будут касаться ребенка.

Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им

«окончания» должны различаться.

А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…».

Важно, каждое начало предложения повторять несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много

он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.



В раздел образования