Автор: Тигашева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 8 города Алушты
Населённый пункт: город Алушта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Деловая игра для воспитателей "Интересное рядом"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Светлячок»
города Алушты
Деловая игра для воспитателей:
«Интересное рядом»
Разработана:
Воспитателем высшей категории
Тигашевой И.А.
Март 2024 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
1
«Детский сад №8 «Светлячок»
города Алушты
Деловая игра для воспитателей:
«Интересное рядом»
«Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается с
малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому
саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Дмитрий Лихачев
Пояснительная записка.
В течение 2023/2024 учебного года педагоги творческой группы
МДОУ детский сад №8 города Алушты работали по общей теме:
«Реализация регионального компонента образовательной программы в
условиях ДОУ».
В рамках данной темы были сформированы:
Консультации для воспитателей всех возрастных групп на тему:
«Региональный компонент как средство успешной социализации ребёнка».
Практические рекомендации для воспитателей к педагогическому
совету «Позитивная социализация и индивидуализация
ребёнка в условиях детского сада».
Консультации для работы с родителями по данной теме.
Рекомендация для воспитателей: «Интеграция регионального
компонента в образовательные области основной общеобразовательной
программы». Методические приёмы.
Разработан мониторинг знаний детей дошкольного возраста
«Региональный компонент образовательной программы МДОУ детский
сад №8 города Алушты.
С целью проведения творческой презентации продуктивной работы
творческой группы мною была разработана деловая игра «Что? Где? Когда?»
2
на тему: «Региональный компонент – интегрирующее направление в
обучении и воспитании воспитанников ДОУ»
Целью деловой игры:
- создать условия для профессионального самосовершенствования
участников деловой игры;
-систематизировать знания педагогов о региональном компоненте
Образовательной Программы МДОУ детский сад №8 города Алушты
(вариативная часть программы).
- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными
формами и методами в работе по данной теме.
Задачи деловой игры:
- формирование представлений о многообразии направлений педагогической
деятельности в обучении и воспитании воспитанников;
- формирование у педагогов понимания актуальности роли развивающей
среды в реализации регионального компонента;
- активизировать мыслительную деятельность педагогов;
- создание благоприятного социально-психологического климата в
коллективе;
- развивать умение работать в команде;
- выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.
Ход игры.
Приглашаем поиграть
И город Алушту лучше узнать!
Что-то вспомнить, повторить,
Компетентность педагогов по
региональному компоненту закрепить!
(Прежде чем начать игру нам необходимо разделиться на три команды.
Предлагаю перед началом деловой игры провести разминку для команд-
участниц
:
1.Названия многих водоемов имеют тюркское происхождение. Детям
интересно будет узнать, что они обозначают, с некоторыми мы познакомим
вас сейчас:
Водохранилище Тайган – Борзая собака
Савлых-Су – Здоровая вода
Улу-Узень – Длинная река
Учан-Су – Летящая вода
Джур – джур - шумный
2. Предлагаю игру на внимание «Песенку о топонимах».
Топонимику-науку
Аль – народ, коба – пещера,
3
Интересно изучать:
Толкование названий
Ты на карте будешь знать.
Су – вода, а кара – черный,
Белый – ак, кая – скала,
Ер – земля, айя – святая,
Аю-Даг – Медведь-гора.
Мегас – крупный иль большой,
Ялы – берег, узун – длинный,
А яман – плохой и злой.
Камень – таш, чокрак – источник,
Мыс – бурун, сарай – дворец.
Если ты запомнил что-то,
То ты просто молодец!
В центре зала стоит игровое поле «Что? Где? Когда?», на полях
разложены конверты с заданиями.
Сегодня много говорят и пишут о развивающей среде, прикладывают
много усилий для ее создания. ФГОС ДО в своих требованиях к предметно-
пространственной среде квалифицирует её как развивающую, если она:
- расширяет, углубляет и систематизирует элементарные
представления дошкольника о знакомом – незнакомом, похожем –
непохожем, опасном – безопасном, своем – чужом; об особенностях жилья
человека и самых важных для бытия сооружений социального назначения,
транспорте;
- способствует совершенствованию навыков ребенка в использовании
предметов и оборудования по назначению;
- стимулирует желание изготовлять простейшие изделия;
- упражняет в умении самостоятельно определять игровой сюжет,
делать его содержательным, распределять игровые роли, придерживаться
правил ролевого поведения, налаживать игровые взаимодействия,
использовать и распределять игрушки и игровые атрибуты, реализовывать
игровой замысел, преобразовывать игровое пространство;
- учит ориентироваться в произведениях искусства (изобразительного,
музыкального, театрального, литературного), помогает овладевать языком
этих видов искусства, передавать художественный образ разными
художественными средствами, стимулировать к творчеству.
Предметно-пространственная среда содержит множество
разнообразных компонентов. Сегодня особое внимание мы уделим лишь тем
вопросам, содержание которых направлено на решение и реализацию
регионального компонента.
Участники деловой игры вращают волчок и выполняют задание в
соответствии с остановкой и направлением стрелки.
4
Конверт № 1: «Педагогические пазлы»
Задание: Распределить рекомендации для педагогов по организации
предметно – пространственной среды в соответствии с возрастом детей (с
учетом реализации регионального компонента).
Участникам трёх команд предложен конверт с рекомендациями:
Рекомендуется предметно-пространственная среда группы.
Иллюстрации потешек, песенок, прибауток.
Народные куклы и игрушки (матрешки, ложки).
Тематические альбомы (или выставки): «Моя семья», «Наши папы»,
«Мамочка моя», «Наша группа», «Мой детский сад».
Подбор литературных и музыкальных произведений о семье, детях.
Рекомендуется предметно-пространственная среда группы.
Символика города.
Фотографии достопримечательности города.
Элементы русского, украинского, крымско – татарского костюмов.
Тематические альбомы о родном городе.
Народные куклы.
Подбор литературных и музыкальных произведений об Алуште.
Информация об истории Алушты.
Рекомендуется предметно-пространственная среда группы.
Символика Алушты, Крыма, России;
Фотографии достопримечательности города, Крыма;
Тематические альбомы об Алуште, Крыме, России;
Народные куклы. Национальные костюмы или элементы костюмов;
Подбор литературных и музыкальных произведений о Родине;
Информация об истории и обычаях народов, проживающих в городе
Алуште и в Крыму.
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к
организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из
элементов которой выступают дидактические игры.
Конверт № 2 «Игротека»
Задание: Назовите по одной дидактической игре в соответствии с
возрастными особенностями детей дошкольного возраста (с учетом
реализации регионального компонента).
Цель: упражнять педагогов в распределении дидактического материала по
возрастным группам:
- для младшего возраста;
5
- для среднего возраста;
- для старшего дошкольного возраста.
Музыкальная пауза для игры. «Предлагаю поиграть, игру новую узнать».
Игра малой подвижности «Море, гора, тропинка».
Цель: учить детей действовать по сигналу воспитателя, закреплять умение
работать в коллективе, продолжать развивать пространственную
ориентировку и внимание.
Конверт № 3 «Исторический калейдоскоп»»
Задание: назвать имена людей, героев прославивших наш город.
Конверт № 4. «Это было не давно, это было давно!»
Задание: назвать значимые исторические события, произошедшие на
территории Большой Алушты.
Конверт «5. Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?» ТРИЗ.
Задание: подобрать пары картинок, объединяющих события,
архитектурные строения, природные объекты в прошлом и настоящем
нашего города.
Конверт №6. «Чёрный ящик»
Задание: назвать и подобрать иллюстрации памятников природы Большой
Алушты.
Конверт №7. Блиц – вопрос: «Реки Алушты».
Задание: распределить реки, протекающие по территории Большой Алушты
по мере их протяженности.
Природоведческая справка.
Улу-Узень (15 км) образуется из истоков, берущих начало на южном
склоне Чатыр-Дага и Бабуган-яйлы. На ней в районе Алушты создано
Изобильненское водохранилище.
Демерджи (14 км) – одна из маловодных рек Южнобережья. Основное
питание из источников юго-восточной части Чатыр-Дага и западной части
массива Демерджи. Впадает она в Черное море под названием Сатера.
Восточный Улу-Узень (16 км) начинается в глубоком ущелье
Хапкал, врезанном в массив Тырке, и впадает в море у села
Солнечногорское. Русло реки спускается вниз огромными ступенями,
образуя водопады. Особенно мощный здесь водопад Джур–Джур (Шумный).
Высота его почти 15 м.
6
При реализации регионального компонента большую роль играет
организация проектной деятельности.
В нашем детском саду есть уже прочно
сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного
поколения воспитанников «Мой дом. Моя семья», «Улицы нашего города»,
«Мы – дети твои, Алушта», «Спасибо деду за Победу!» Все эти проекты
были реализованы педагогами МДОУ в течение предыдущих лет.
В апреле 2024 года в детском саду стартовал проект «Первоцветы –
дары крымского леса». Для обеспечения реализации регионального
компонента в ходе проведения проектной деятельности важно создать
эстетически привлекательную образовательно-культурную среду,
направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного
развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Конверт №8. Домашнее задание. «Творческие коллажи».
Домашнее задание: составить коллаж-презентацию проектной деятельности
педагога с детьми на тему: «Первоцветы – дары крымского леса».
Цель: поделиться педагогическим опытом работы по реализации проектной
деятельности. Отметить интересные моменты по проведенной деятельности
и моменты, которые вызывали затруднение в работе.
Подведение итогов деловой игры «Интересное рядом». Вручение
памятных призов в виде наборов «Фото - карточки города Алушты».
Благодарность коллегам за активное участие в игре и пожелание
творческих успехов в реализации регионального компонента основной
образовательной программы детского сада.
Вывод: Реализация регионального компонента в Муниципальном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Светлячок»
города Алушты, построенная в системе способствует достижению у детей
следующих целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения
дошкольного образования:
ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками
и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою
позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять
7
как лидерские, так и исполнительские функции в совместной
деятельности.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности — игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании. Способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность
прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение
слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, истории.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на
свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам
и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения;
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве-
дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат-
ральную деятельность, изобразительную деятельность).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,
ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра-
зии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
8
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се-
мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации,
проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое
плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и
заботу о младших.
Используемые учебно-методические средства:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ дошкольного образования
Образовательная программа МДОУ детского сада №8 города Алушты
с учетом ФОП
«Крымский веночек» региональная программа по межкультурному
образованию детей дошкольного возраста в Крыму .
«Легенды Крыма». Сборник.
«Легенды, были и сказки Крыма для детей». Сборник .
Журналы «Крымуша». Издательство Симферополь.
«Культура добрососедства». М.А.Аранджиони. Полезная
информация, советы и рекомендации для родителей. ИИЦ «Интеграция
и развитие» Симферополь.
Методические рекомендации к региональной программе
по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в
Крыму
«КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК».
Симферополь .
Авторы-составители:
Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Кемилева Э. Ф. Тригуб Л. М.
9