Авторы: Ольга Анатольевна Горюшкина, Елена Михайловна Зайцева
Должность: инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по вор
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 10"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярского края
Наименование материала: Практико-ориентированные формы работы по формированию функциональной грамотности по вопросам здоровья
Тема: Функциональная грамотность по вопросам здоровья
Раздел: дошкольное образование
Практико-ориентированные формы работы по формированию
функциональной грамотности по вопросам здоровья
Здоровье людей, признается высшей человеческой ценностью и
одновременно
фактором,
обеспечивающим
успешное
решение
задач
современного образования. Функциональная грамотность по вопросам
здоровья приобретает важнейшее значение, именно в детском возрасте
закладываются предпосылки функционально грамотной личности.
В «Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае
на период до 2025 года» отмечается, что результатом здоровьесберегающей
деятельности
в
ДОО
является
динамика
показателей
физического,
психического и социального благополучия детей, уровня их физического
развития и физической подготовленности, сформированность представлений
о своем теле и физических возможностях, эмоциональное благополучие,
ценностное отношение к своему здоровью и образу жизни.
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем детском
саду ведется ежедневно через применение различных здоровьесберегающих
технологий. Раз в квартал проходят «Недели здоровья», в рамках которых
происходит
погружение
воспитанников
в
процесс
ознакомления
со
способами сохранения и укрепления здоровья.
По результатам наблюдений педагоги отметили, что, воспитанники
показывают достаточно хорошие знания по вопросам здорового образа
жизни, но во время возникновения проблемных ситуаций недостаточно
активно их используют. В связи с этим перед педагогами ДОО возникла
проблема
построения
воспитательно-образовательного
процесса,
обеспечивающего формирование предпосылок функциональной грамотности
по вопросам здоровья у дошкольников, что повлечет применение иных форм
работы с детьми.
Поэтому целью определили: формирование у детей
дошкольного возраста функциональной грамотности по вопросам здоровья
через формы работы практико-ориентированной направленности.
Задачи:
способствовать развитию у детей дошкольного возраста ценностного
отношения
к
своему
здоровью,
познавательной
активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию;
воспитывать у детей потребность на доступном уровне заботиться о
своем здоровье;
приобщать родителей к здоровому образу жизни в рамках активного
участия в мероприятиях детского сада по формированию у детей
дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности по
вопросам здоровья.
Основная идея практики заключается в том, что формы практико-
ориентированной
направленности
будут
способствовать
комплексному
решению задач как в плане формирования у дошкольников функциональной
грамотности в вопросах здоровья, также и в плане общего развития
воспитанников, их способностей в процессе осуществления познавательной,
двигательной,
продуктивной
деятельности,
оказывать
влияние
на
эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования.
Для более эффективной работы была создана творческая группа «Будь
здоров, малыш!», которой
был проведен анализ существующих форм работы
с детьми по формированию функциональной грамотности у дошкольников.
Ценными посчитали практико-ориентированные формы работы с детьми,
которые обеспечивают дошкольникам возможность быть не «слушателями»,
а «активными участниками» образовательной деятельности.
Первая группа форм предполагает, что родители и педагоги помогают
найти знания, а дети применяют их на практике.
Самостоятельная
деятельность
в
центрах
активности.
Самостоятельная деятельность в групповых центрах активности применяется
в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для наполнения центров
активности во время самостоятельной деятельности педагоги очень часто
применяют лэпбуки, наполненные играми и игровыми заданиями. Действуя
самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об
интересующем их предмете, событии, явлении и использовать эти знания для
создания новых объектов действительности.
Одной из главных практико-ориентированных форм, которая позволяет
дошкольникам проявлять те поступки, к которым он будет способен в
реальном поведении через некоторое время является сюжетно-ролевая игра.
Так,
например,
в
сюжетно-ролевой
игре
«Оздоровительный
центр»
воспитанники апробировали знакомые им способы по укреплению здоровья,
поддержанию своей физической формы.
Квесты – это форма организации игровой деятельности детей в ДОО,
способствующая развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе
решения игровых поисковых задач. В квестах интегрируется содержание
различных образовательных областей, используются возможности ИКТ-
технологий. Квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном или
спортивном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.
Геокешинги
–
данная
форма
немного
напоминает
квест,
но
проводится на природе, включает в себя элементы туризма. Для проведения
геокешинга важна карта местонахождения, могут применяться технические
устройства (ноутбук, навигатор, рация). Данная форма вызвала у детей
огромный интерес к двигательной и поисковой деятельности, физическим
упражнениям, где воспитанники расширяли знания, кругозор, учились
ориентироваться в окружающем пространстве.
Дошкольные баттлы - новая форма, которую мы начали применять с
апрель 2023 года. Дошкольный баттл - это соревнование, спор или борьба
между детьми или группой детей с целью заработать больше баллов для
победы.
Целью дошкольных баттлов является поддержка и развитие
физических, умственных, творческих способностей в области ЗОЖ, детской
инициативы и успешности. Дошкольные баттлы мы разделили на несколько
видов.
По
содержанию:
спортивные,
музыкально-танцевальные,
познавательные, смешанные. По степени подготовки: импровизационные,
постановочные. Постановочные баттлы предполагают предварительную
подготовку. Так, например, при планировании с детьми подготовительной
группы мероприятий апрельской недели здоровья педагог предложила
включить новую форму, спортивный баттл, в линейный календарь. Кто-то из
ребят уже знал, что такое баттл, кому-то стало интересно, решили
попробовать, обсудили какие упражнения или виды можем использовать. В
течении недели ребята с большим энтузиазмом готовились, выбирали
сильнейших в разных видах двигательной деятельности, голосовали, а во
время
проведения
мероприятия
дошкольники
активно
болели
за
выступающих. Данная форма вызвала у детей позитивные эмоциональные
впечатления от двигательной и познавательной деятельности.
Следующие формы работы предполагают активное участие родителей
и педагогов.
Первая форма работы — это походы,
представляющие собой вид
двигательной деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные
задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества,
воспитывается любовь к природе, удовлетворяются их познавательные
потребности. В нашем детском саду организуются пешие походы, походы с
элементами туризма на территории детского сада, и на близлежащие
территории. Родители сами непосредственно принимают участие в походах.
Выпуск групповых газет и журналов – еще одна форма работы,
направленная на приобщение семей воспитанников к ЗОЖ. Групповые
газеты и журналы — это продукт коллективного творчества детей, педагогов
и родителей. В групповых газетах обязательны фотографии, рисунки и
рассказы детей из личного опыта, по результатам походов и других
мероприятий. Эта форма работы позволяет рассуждать, проявлять свои
способности, мотивирует детей и родителей к здоровому образу жизни,
ориентирует их жизненные интересы и предпочтения.
Кроссы и забеги – это
массовая
форма
.
В нашем детском саду они
стали уже традиционными, и как правило они приурочены к какому-либо
событию. Нередко в кроссах принимают участие родители как в роли
участников, так и в роли болельщиков. Эта форма работы направлена на
пропаганду здорового образа жизни, а также создает ситуацию успеха,
способствует в том числе и формированию нравственных качеств.
Следующая форма работы - творческие смотры–конкурсы. Были
организованы и проведены конкурсы самодельных книжек, водеороликов и
др. о здоровье и здоровом образе жизни. Эта форма работы предполагает
участие родителей в подготовке конкурсной работы, но степень их участия
зависела от возраста дошкольников и занятой позиции во время подготовки.
В настоящее время мы активно применяем – челленджи. В рамках
данной формы дети совместно с родителями и педагоги презентуют свой
семейный опыт
по укреплению и сохранению здоровья.
В процессе
подготовки и участия у детей появлялась возможность перебороть свои
страхи, стеснительность, проявить уверенность, творческие способности.
Ролики были представлены в детском сообществе, некоторые были
апробированы воспитанниками старших групп и вошли в повседневную
оздоровительную и двигательную деятельность.
Флешмоб – еще одна форма работы в нашем детском саду. Такая форма
работы способствует: привлечению детей и взрослых к здоровому образу
жизни, выходу и разрядке отрицательных эмоций, снятию нервного
напряжения,
созданию
положительной
эмоциональной
обстановки,
улучшению физической формы детей и взрослых.
В рамках проведения
флешмобов педагоги и родители демонстрировали не знания и умения, а
личный пример ценностного и ответственного отношения к своему
здоровью.
В последнее время мы предпринимаем шаги по выводу практики на
новый уровень – муниципальный:
в рамках взаимодействия с МБОУ «Планета талантов» совместно
реализуем сетевую программу «Азбука маленького туриста»;
проводим совместные мероприятия с близлежащими детскими садами;
2 раза в год организуем встречи с обучающимися ОВЗ Ачинской школы
№ 3;
посещаем мероприятия по тематике ЗОЖ, организованные сотрудниками
детской библиотеки;
приглашаем на мероприятия воспитанников спортивных секций.
Эффективность
применяемых
практико-ориентированных
форм
определяется через подобранные методики диагностирования. Результаты
диагностирования воспитанников подготовительной к школе группы за
последние 3 года показали положительную динамику:
2021-2022 уч. г.
2022-2023 уч. г.
2023-2024 уч. г.
70%
82 %
91%
Педагогами
ДОО
разработано
методическое
пособие,
которое
размещено на сайте детского сада.
Семьи воспитанников проявляют
заинтересованность и активность в мероприятиях ДОО. Результаты работы
размещаем в новостной ленте на сайте ДОО и в записях сообщества МБДОУ
«Д/с № 10» в социальной сети ВКонтакте.
Положительные результаты практики позволили принять решение о ее
презентации в педагогическом сообществе на различных уровнях:
муниципальный:
муниципальный методический мост 2020 г.
городское методическое объединение инструкторов по физической
культуре;
межмуниципальный семинар-практикум «За здоровьем в детский сад»;
межмуниципальный фестиваль «Методическая мозаика - 2024»
региональный:
размещение практики в РАОП в 2021 г. (начальный уровень) и 2023 г.
(претендует на высший уровень);
1 место в краевом конкурсе «Культура здоровья педагога».