Напоминание

Функциональная грамотность по вопросам здоровья


Авторы: Ольга Анатольевна Горюшкина, Елена Михайловна Зайцева
Должность: инструктор по физической культуре, заместитель заведующего по вор
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 10"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярского края
Наименование материала: Практико-ориентированные формы работы по формированию функциональной грамотности по вопросам здоровья
Тема: Функциональная грамотность по вопросам здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практико-ориентированные формы работы по формированию

функциональной грамотности по вопросам здоровья

Здоровье людей, признается высшей человеческой ценностью и

одновременно

фактором,

обеспечивающим

успешное

решение

задач

современного образования. Функциональная грамотность по вопросам

здоровья приобретает важнейшее значение, именно в детском возрасте

закладываются предпосылки функционально грамотной личности.

В «Концепции развития дошкольного образования в Красноярском крае

на период до 2025 года» отмечается, что результатом здоровьесберегающей

деятельности

в

ДОО

является

динамика

показателей

физического,

психического и социального благополучия детей, уровня их физического

развития и физической подготовленности, сформированность представлений

о своем теле и физических возможностях, эмоциональное благополучие,

ценностное отношение к своему здоровью и образу жизни.

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем детском

саду ведется ежедневно через применение различных здоровьесберегающих

технологий. Раз в квартал проходят «Недели здоровья», в рамках которых

происходит

погружение

воспитанников

в

процесс

ознакомления

со

способами сохранения и укрепления здоровья.

По результатам наблюдений педагоги отметили, что, воспитанники

показывают достаточно хорошие знания по вопросам здорового образа

жизни, но во время возникновения проблемных ситуаций недостаточно

активно их используют. В связи с этим перед педагогами ДОО возникла

проблема

построения

воспитательно-образовательного

процесса,

обеспечивающего формирование предпосылок функциональной грамотности

по вопросам здоровья у дошкольников, что повлечет применение иных форм

работы с детьми.

Поэтому целью определили: формирование у детей

дошкольного возраста функциональной грамотности по вопросам здоровья

через формы работы практико-ориентированной направленности.

Задачи:

способствовать развитию у детей дошкольного возраста ценностного

отношения

к

своему

здоровью,

познавательной

активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию;

воспитывать у детей потребность на доступном уровне заботиться о

своем здоровье;

приобщать родителей к здоровому образу жизни в рамках активного

участия в мероприятиях детского сада по формированию у детей

дошкольного возраста предпосылок функциональной грамотности по

вопросам здоровья.

Основная идея практики заключается в том, что формы практико-

ориентированной

направленности

будут

способствовать

комплексному

решению задач как в плане формирования у дошкольников функциональной

грамотности в вопросах здоровья, также и в плане общего развития

воспитанников, их способностей в процессе осуществления познавательной,

двигательной,

продуктивной

деятельности,

оказывать

влияние

на

эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования.

Для более эффективной работы была создана творческая группа «Будь

здоров, малыш!», которой

был проведен анализ существующих форм работы

с детьми по формированию функциональной грамотности у дошкольников.

Ценными посчитали практико-ориентированные формы работы с детьми,

которые обеспечивают дошкольникам возможность быть не «слушателями»,

а «активными участниками» образовательной деятельности.

Первая группа форм предполагает, что родители и педагоги помогают

найти знания, а дети применяют их на практике.

Самостоятельная

деятельность

в

центрах

активности.

Самостоятельная деятельность в групповых центрах активности применяется

в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для наполнения центров

активности во время самостоятельной деятельности педагоги очень часто

применяют лэпбуки, наполненные играми и игровыми заданиями. Действуя

самостоятельно, дети учились разными способами находить информацию об

интересующем их предмете, событии, явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности.

Одной из главных практико-ориентированных форм, которая позволяет

дошкольникам проявлять те поступки, к которым он будет способен в

реальном поведении через некоторое время является сюжетно-ролевая игра.

Так,

например,

в

сюжетно-ролевой

игре

«Оздоровительный

центр»

воспитанники апробировали знакомые им способы по укреплению здоровья,

поддержанию своей физической формы.

Квесты – это форма организации игровой деятельности детей в ДОО,

способствующая развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе

решения игровых поисковых задач. В квестах интегрируется содержание

различных образовательных областей, используются возможности ИКТ-

технологий. Квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном или

спортивном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Геокешинги

данная

форма

немного

напоминает

квест,

но

проводится на природе, включает в себя элементы туризма. Для проведения

геокешинга важна карта местонахождения, могут применяться технические

устройства (ноутбук, навигатор, рация). Данная форма вызвала у детей

огромный интерес к двигательной и поисковой деятельности, физическим

упражнениям, где воспитанники расширяли знания, кругозор, учились

ориентироваться в окружающем пространстве.

Дошкольные баттлы - новая форма, которую мы начали применять с

апрель 2023 года. Дошкольный баттл - это соревнование, спор или борьба

между детьми или группой детей с целью заработать больше баллов для

победы.

Целью дошкольных баттлов является поддержка и развитие

физических, умственных, творческих способностей в области ЗОЖ, детской

инициативы и успешности. Дошкольные баттлы мы разделили на несколько

видов.

По

содержанию:

спортивные,

музыкально-танцевальные,

познавательные, смешанные. По степени подготовки: импровизационные,

постановочные. Постановочные баттлы предполагают предварительную

подготовку. Так, например, при планировании с детьми подготовительной

группы мероприятий апрельской недели здоровья педагог предложила

включить новую форму, спортивный баттл, в линейный календарь. Кто-то из

ребят уже знал, что такое баттл, кому-то стало интересно, решили

попробовать, обсудили какие упражнения или виды можем использовать. В

течении недели ребята с большим энтузиазмом готовились, выбирали

сильнейших в разных видах двигательной деятельности, голосовали, а во

время

проведения

мероприятия

дошкольники

активно

болели

за

выступающих. Данная форма вызвала у детей позитивные эмоциональные

впечатления от двигательной и познавательной деятельности.

Следующие формы работы предполагают активное участие родителей

и педагогов.

Первая форма работы — это походы,

представляющие собой вид

двигательной деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные

задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества,

воспитывается любовь к природе, удовлетворяются их познавательные

потребности. В нашем детском саду организуются пешие походы, походы с

элементами туризма на территории детского сада, и на близлежащие

территории. Родители сами непосредственно принимают участие в походах.

Выпуск групповых газет и журналов – еще одна форма работы,

направленная на приобщение семей воспитанников к ЗОЖ. Групповые

газеты и журналы — это продукт коллективного творчества детей, педагогов

и родителей. В групповых газетах обязательны фотографии, рисунки и

рассказы детей из личного опыта, по результатам походов и других

мероприятий. Эта форма работы позволяет рассуждать, проявлять свои

способности, мотивирует детей и родителей к здоровому образу жизни,

ориентирует их жизненные интересы и предпочтения.

Кроссы и забеги – это

массовая

форма

.

В нашем детском саду они

стали уже традиционными, и как правило они приурочены к какому-либо

событию. Нередко в кроссах принимают участие родители как в роли

участников, так и в роли болельщиков. Эта форма работы направлена на

пропаганду здорового образа жизни, а также создает ситуацию успеха,

способствует в том числе и формированию нравственных качеств.

Следующая форма работы - творческие смотры–конкурсы. Были

организованы и проведены конкурсы самодельных книжек, водеороликов и

др. о здоровье и здоровом образе жизни. Эта форма работы предполагает

участие родителей в подготовке конкурсной работы, но степень их участия

зависела от возраста дошкольников и занятой позиции во время подготовки.

В настоящее время мы активно применяем – челленджи. В рамках

данной формы дети совместно с родителями и педагоги презентуют свой

семейный опыт

по укреплению и сохранению здоровья.

В процессе

подготовки и участия у детей появлялась возможность перебороть свои

страхи, стеснительность, проявить уверенность, творческие способности.

Ролики были представлены в детском сообществе, некоторые были

апробированы воспитанниками старших групп и вошли в повседневную

оздоровительную и двигательную деятельность.

Флешмоб – еще одна форма работы в нашем детском саду. Такая форма

работы способствует: привлечению детей и взрослых к здоровому образу

жизни, выходу и разрядке отрицательных эмоций, снятию нервного

напряжения,

созданию

положительной

эмоциональной

обстановки,

улучшению физической формы детей и взрослых.

В рамках проведения

флешмобов педагоги и родители демонстрировали не знания и умения, а

личный пример ценностного и ответственного отношения к своему

здоровью.

В последнее время мы предпринимаем шаги по выводу практики на

новый уровень – муниципальный:

в рамках взаимодействия с МБОУ «Планета талантов» совместно

реализуем сетевую программу «Азбука маленького туриста»;

проводим совместные мероприятия с близлежащими детскими садами;

2 раза в год организуем встречи с обучающимися ОВЗ Ачинской школы

№ 3;

посещаем мероприятия по тематике ЗОЖ, организованные сотрудниками

детской библиотеки;

приглашаем на мероприятия воспитанников спортивных секций.

Эффективность

применяемых

практико-ориентированных

форм

определяется через подобранные методики диагностирования. Результаты

диагностирования воспитанников подготовительной к школе группы за

последние 3 года показали положительную динамику:

2021-2022 уч. г.

2022-2023 уч. г.

2023-2024 уч. г.

70%

82 %

91%

Педагогами

ДОО

разработано

методическое

пособие,

которое

размещено на сайте детского сада.

Семьи воспитанников проявляют

заинтересованность и активность в мероприятиях ДОО. Результаты работы

размещаем в новостной ленте на сайте ДОО и в записях сообщества МБДОУ

«Д/с № 10» в социальной сети ВКонтакте.

Положительные результаты практики позволили принять решение о ее

презентации в педагогическом сообществе на различных уровнях:

муниципальный:

муниципальный методический мост 2020 г.

городское методическое объединение инструкторов по физической

культуре;

межмуниципальный семинар-практикум «За здоровьем в детский сад»;

межмуниципальный фестиваль «Методическая мозаика - 2024»

региональный:

размещение практики в РАОП в 2021 г. (начальный уровень) и 2023 г.

(претендует на высший уровень);

1 место в краевом конкурсе «Культура здоровья педагога».



В раздел образования