Напоминание

"Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника".


Автор: Шембергер Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №491
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного

процесса. При проведении занятий прежде всего следует обратить внимание на

соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем

нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты

и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и

эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время

использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация

детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение

способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал

детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять

возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать

задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их

индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности,

развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация

используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам,

выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности.

Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его

интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые

определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.В

процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога

на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже

имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать

(«усваивать») все, что сообщает ему педагог.В этом смысле педагог и ребенок выступают

как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть

содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым

добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие

возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации занятия

профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к

любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как

обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно),

а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть

«услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления,

связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также

однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная

минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей,

помогают предупредить нарушения осанки. Физкультминутки организуются

систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2–3 мин) для проведения 2–3

физкультурных упражнений на занятиях. Время их проведения и подбор упражнений

определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по

рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук,

сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по

развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания,

выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило,

остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных

минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно

протекает. Важным дидактическим принципом является применение наглядности в

сочетании со словом. Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-

действенный характер. В группах детей старшего возраста, когда познавательные

интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или

основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации

необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию.

Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них

воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его. В

конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной

деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было

плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Скачать

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

1.

Главная

2.

Статьи воспитателей

3.

Семья и семейные ценности

Семья и семейные ценности

Елена Николаевна Перервина

DOCX

606

54

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и

является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль

в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного

облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте,

традициях, личном примере из детства родных и близких.

П р е д п р о с м о т р

«Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника».

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А. Сухомлинский/

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,

частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья.

Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм

поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье

воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из

детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не

рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на

разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение

семейных традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и

формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на

результат этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей

начинается с раннего детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его

социализации. Многие ученые, такие как: А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Н.И. Непомнящая

и др., рассматривают старший дошкольный возраст как сензитивный для формирования

ценностей, т.к. это период формирования эмоциональной сферы ребенка, развития

эмпатии, произвольного поведения, саморегуляции, усвоения морально-нравственных

норм и эталонов, правил поведения и т.д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит

эффективность процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка

сильнее, чем влияние дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может

обеспечить в полном объёме воспитание активной, нравственной и творческой личности.

Поэтому необходимо сотрудничество семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без

семьи, ни семья без детского сада, школы не способны справиться с тончайшими и

сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря старый афоризм гласит:

«Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Основная задача

педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую,

воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного

процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет

целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую

тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при

общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании

у дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для

дифференциации приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании

направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою

воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.

Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их

мнению семейный институт – это институт эмоциональных отношений, которые ребенок

получает от близких ему людей.

Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из

детства родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных

возрастных этапах играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится

проблема сохранения семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором

основывается вся наша жизнь – это и есть семейные ценности. По этим принципам мы

судим, что правильно, а что нет.



В раздел образования