Автор: Шеремет Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ "Вдохновение"
Населённый пункт: р. п. Климово
Наименование материала: Мастер – класс
Тема: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования Центр эстетического воспитания «Вдохновение»
Мастер – класс
«
Развитие певческих навыков у детей старшего
дошкольного возраста с применением игровых
технологий
»
педагог дополнительного образования
Шеремет О.Ю.
р.п. Климово
2025 г.
Пояснительная записка
Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного
возраста с применением игровых технологий» предназначен для педагогов
дополнительного образования.
Цель – повышение профессиональной компетенции педагогов в работе
по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
путем применения игровых технологий.
Задачи:
-
познакомить с приемами игровой технологии которые можно
использовать для развития творческих способностей детей;
- повысить уровень методической и теоретической подготовки педагогов
в вопросе развития певческих навыков;
- развить интерес к игровой технологии и желание применять ее в
различных этапах занятия.
Материалы и оборудование: помещение для занятия, синтезатор, ноутбук,
микшерный пульт, колонки, два микрофона.
Количество участников: 9 - 14 человек.
Продолжительность проведения: 35 минут.
План занятия:
1.Организационная часть (3мин)
– Приветствие
2.Основная часть (5мин)
Тема нашего мастер-класса «Развитие певческих навыков у детей старшего
дошкольного возраста с применением игровых технологий»
3.Практическая часть.(23мин)
1.Дикция и артикуляция
2.Дыхание
3.Вокальные упражнения и работа над песней.
4. Подведение итога. Заключение.(4мин)
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я бы хотела представить Вашему
вниманию
мастер-класс по теме: «Развитие певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий».
Введение в тему
Работа с детьми показала, что проблема развития певческого голоса детей
проявляется, прежде всего, в том, что дети незначительно используют свой
певческий потенциал: затрудняются петь в высоком и низком регистрах,
заменяют громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боятся выходить» за
рамки диапазона.
Зачастую при пении дети неровно дышат, они, словно захлебываются
дыханием, поднимая при этом плечи.
Для многих детей характерен слаборазвитый артикуляционный аппарат,
скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи,
неясное произношение звуков.
Именно поэтому возникла необходимость в поисках новых эффективных
педагогических
подходов,
при
которых
детский
певческий
голос
сформировался бы более успешно.
И как всегда на помощь приходит игра! Ведь игра - наиболее доступный для
детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения
на практике, пользоваться ими в разных условиях. Вот почему, я стараюсь,
чтобы в основе развития певческих навыков лежал игровой метод.
Сегодня, мне хотелось бы, подробнее остановиться на таком виде вокальной
работы - как игровое распевание.
Детям, как правило, очень нравится петь. А распеваться? Беседуя с детьми,
мы рассуждаем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет?
Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?
Сможет ли портниха сшить красивое платье, если она не знает, как вставить
нитку в иголку? – Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить
песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Целью
распевания является подготовка голосовых связок к пению, упражнение в
чистом интонировании, развитие певческой техники и музыкального слуха.
Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и
значимости:
- артикуляционные игры-упражнения;
- дыхательные упражнения;
- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;
Основная часть
1.
Артикуляционные игры-упражнения
Для начала мы с вами подготовим наш речевой аппарат и сделаем разминку:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между
нижней губой и зубами);
“Улыбка” (улыбнуться).
Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки,
потешки. Но произносить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому мы
используем следующие игровые приемы:
- произносим текст скороговорки голосами героев сказок (Буратино,
Карабаса,
Мальвины,
Пьеро,
Артемона,
Карлсона
и
др.);
- произносим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» -
высоко, то «находясь под землей» - низко; то постепенно «поднимаясь или
опускаясь в лифте» - постепенно повышаем и понижаем высоту звука;
- произносим скороговорки тихо или громко; увеличивая или уменьшая силу
голоса.
2.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию
голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль
производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во
время вдоха у детей не поднимались плечи.
В
начале
использую игры
на
дыхание
без
звука. Предложить
детям
превратиться в “ветер” и своим дыханием нарисовать разные образы (теплого
и ласкового или сильного и холодного) или устроить чей-нибудь день
рождения и задуть “Свечи на торте”.
Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).
Для этого использую в работе различные образы, например:
- играет ветер с листвой;
- звучат пчела, жук, комар;
- спустился воздух из колеса машины;
- сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).
3.
Игры-упражнения на расширение певческого диапазона
Далее идут вокальные упражнения и сама работа над песней.
Упражнение № 1
На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
Упражнение № 2
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
Упражнение № 3
До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся
вверх по хроматизму.
Упражнение № 4
По звукам при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-
бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Упражнение № 5
Ты и я мы с тобой друзья
Упражнение № 6
У кота - воркота колыбелька хороша
Мы подготовили наш голосовой аппарат, разогрели наши мышцы и сейчас
мы с Вами исполним песню «Три весёлых зайчика»
слова и музыка
Константина Костина.
Исполняем песню.
Заключительный этап
На каждом занятии необходимо проводить рефлексию. Таким образом,
педагог может узнать, что ребенку больше всего понравилось или
запомнилось на занятии, его чувства и настроение с которым он уходит с
вашего занятия.
Рефлексия.
Мастер-класс подошел к концу.
Благодарю вас за внимание и вашу помощь! До свидания!
Список литературы:
1.
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
2.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
3.
Алфёрова Л.Д. «Тайны вокальной речи» - Москва, 1997г.
4.
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для
подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. –
М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
5.
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития
голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и
тренинг». С.-П., 1997.
6.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-
методическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
7.
Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и
воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение,
1977.
8.
Михайлова
М.А.
Развитие
музыкальных
способностей
детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия
развития», 1997. – 240с.
9.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.
10.
Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» - Москва, 2005 г.
11.
Ровнер
В.А.
Вокально-джазовые
упражнения
для
голоса
в
сопровождении фортепиано. - Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.
12.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,
1992.