Напоминание

"Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"


Автор: Шеремет Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ЦЭВ "Вдохновение"
Населённый пункт: р. п. Климово
Наименование материала: Мастер – класс
Тема: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования Центр эстетического воспитания «Вдохновение»

Мастер – класс

«

Развитие певческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста с применением игровых

технологий

»

педагог дополнительного образования

Шеремет О.Ю.

р.п. Климово

2025 г.

Пояснительная записка

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного

возраста с применением игровых технологий» предназначен для педагогов

дополнительного образования.

Цель – повышение профессиональной компетенции педагогов в работе

по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

путем применения игровых технологий.

Задачи:

-

познакомить с приемами игровой технологии которые можно

использовать для развития творческих способностей детей;

- повысить уровень методической и теоретической подготовки педагогов

в вопросе развития певческих навыков;

- развить интерес к игровой технологии и желание применять ее в

различных этапах занятия.

Материалы и оборудование: помещение для занятия, синтезатор, ноутбук,

микшерный пульт, колонки, два микрофона.

Количество участников: 9 - 14 человек.

Продолжительность проведения: 35 минут.

План занятия:

1.Организационная часть (3мин)

– Приветствие

2.Основная часть (5мин)

Тема нашего мастер-класса «Развитие певческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста с применением игровых технологий»

3.Практическая часть.(23мин)

1.Дикция и артикуляция

2.Дыхание

3.Вокальные упражнения и работа над песней.

4. Подведение итога. Заключение.(4мин)

Здравствуйте уважаемые коллеги! Я бы хотела представить Вашему

вниманию

мастер-класс по теме: «Развитие певческих навыков у детей

старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий».

Введение в тему

Работа с детьми показала, что проблема развития певческого голоса детей

проявляется, прежде всего, в том, что дети незначительно используют свой

певческий потенциал: затрудняются петь в высоком и низком регистрах,

заменяют громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боятся выходить» за

рамки диапазона.

Зачастую при пении дети неровно дышат, они, словно захлебываются

дыханием, поднимая при этом плечи.

Для многих детей характерен слаборазвитый артикуляционный аппарат,

скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи,

неясное произношение звуков.

Именно поэтому возникла необходимость в поисках новых эффективных

педагогических

подходов,

при

которых

детский

певческий

голос

сформировался бы более успешно.

И как всегда на помощь приходит игра! Ведь игра - наиболее доступный для

детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения

на практике, пользоваться ими в разных условиях. Вот почему, я стараюсь,

чтобы в основе развития певческих навыков лежал игровой метод.

Сегодня, мне хотелось бы, подробнее остановиться на таком виде вокальной

работы - как игровое распевание.

Детям, как правило, очень нравится петь. А распеваться? Беседуя с детьми,

мы рассуждаем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет?

Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?

Сможет ли портниха сшить красивое платье, если она не знает, как вставить

нитку в иголку? – Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить

песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Целью

распевания является подготовка голосовых связок к пению, упражнение в

чистом интонировании, развитие певческой техники и музыкального слуха.

Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и

значимости:

- артикуляционные игры-упражнения;

- дыхательные упражнения;

- игры-упражнения на расширение певческого диапазона;

Основная часть

1.

Артикуляционные игры-упражнения

Для начала мы с вами подготовим наш речевой аппарат и сделаем разминку:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между

нижней губой и зубами);

“Улыбка” (улыбнуться).

Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки,

потешки. Но произносить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому мы

используем следующие игровые приемы:

- произносим текст скороговорки голосами героев сказок (Буратино,

Карабаса,

Мальвины,

Пьеро,

Артемона,

Карлсона

и

др.);

- произносим скороговорки с разной звуковысотностью: то «сидя на Луне» -

высоко, то «находясь под землей» - низко; то постепенно «поднимаясь или

опускаясь в лифте» - постепенно повышаем и понижаем высоту звука;

- произносим скороговорки тихо или громко; увеличивая или уменьшая силу

голоса.

2.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию

голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль

производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во

время вдоха у детей не поднимались плечи.

В

начале

использую игры

на

дыхание

без

звука. Предложить

детям

превратиться в “ветер” и своим дыханием нарисовать разные образы (теплого

и ласкового или сильного и холодного) или устроить чей-нибудь день

рождения и задуть “Свечи на торте”.

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого использую в работе различные образы, например:

- играет ветер с листвой;

- звучат пчела, жук, комар;

- спустился воздух из колеса машины;

- сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

3.

Игры-упражнения на расширение певческого диапазона

Далее идут вокальные упражнения и сама работа над песней.

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 3

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся

вверх по хроматизму.

Упражнение № 4

По звукам при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-

бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Упражнение № 5

Ты и я мы с тобой друзья

Упражнение № 6

У кота - воркота колыбелька хороша

Мы подготовили наш голосовой аппарат, разогрели наши мышцы и сейчас

мы с Вами исполним песню «Три весёлых зайчика»

слова и музыка

Константина Костина.

Исполняем песню.

Заключительный этап

На каждом занятии необходимо проводить рефлексию. Таким образом,

педагог может узнать, что ребенку больше всего понравилось или

запомнилось на занятии, его чувства и настроение с которым он уходит с

вашего занятия.

Рефлексия.

Мастер-класс подошел к концу.

Благодарю вас за внимание и вашу помощь! До свидания!

Список литературы:

1.

Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.

2.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.:

Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

3.

Алфёрова Л.Д. «Тайны вокальной речи» - Москва, 1997г.

4.

Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для

подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. –

М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.

5.

Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития

голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и

тренинг». С.-П., 1997.

6.

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-

методическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.

7.

Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и

воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение,

1977.

8.

Михайлова

М.А.

Развитие

музыкальных

способностей

детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия

развития», 1997. – 240с.

9.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. М.: Народное образование, 1998.

10.

Пекерская Е.М. «Вокальный букварь» - Москва, 2005 г.

11.

Ровнер

В.А.

Вокально-джазовые

упражнения

для

голоса

в

сопровождении фортепиано. - Изд-во: Нота.Санкт-Петербург, 2004.

12.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,

1992.



В раздел образования